Использование музыкального произведения
Подборка наиболее важных документов по запросу Использование музыкального произведения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение авторских и патентных прав
(КонсультантПлюс, 2025)...По смыслу закона для квалификации правонарушения не требуется обязательного установления прямой причинной связи между неправомерным использованием музыкального произведения и получением прибыли. Достаточно установления взаимосвязи между указанными элементами исходя из обстоятельств совершения правонарушения, в том числе специфики деятельности субъекта правонарушения.
(КонсультантПлюс, 2025)...По смыслу закона для квалификации правонарушения не требуется обязательного установления прямой причинной связи между неправомерным использованием музыкального произведения и получением прибыли. Достаточно установления взаимосвязи между указанными элементами исходя из обстоятельств совершения правонарушения, в том числе специфики деятельности субъекта правонарушения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Использование музыкальных произведений в общественных местах
(Андреев М.П.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 3)"ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 3
(Андреев М.П.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 3)"ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 3
Путеводитель по судебной практике: Электронные доказательства в арбитражном процессе.
Нужно ли согласие на проведение видеозаписи, чтобы суд принял ее в качестве надлежащего доказательства
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела и установлено судом, 12.01.2023 в ресторане "Дружба by Novikov" (ООО "Ле Ронд Айленд"), расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Ленинградская, д. 7А, представителем истца зафиксирован факт неправомерного использования музыкальных произведений, входящих в репертуар РАО...
Нужно ли согласие на проведение видеозаписи, чтобы суд принял ее в качестве надлежащего доказательства
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из материалов дела и установлено судом, 12.01.2023 в ресторане "Дружба by Novikov" (ООО "Ле Ронд Айленд"), расположенном по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Ленинградская, д. 7А, представителем истца зафиксирован факт неправомерного использования музыкальных произведений, входящих в репертуар РАО...
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)65. В случае заключения кандидатом в депутаты лицензионных договоров на использование при проведении предвыборной агитации музыкальных произведений с соответствующей организацией по коллективному управлению правами получение дополнительного согласия авторов и исполнителей этих произведений не требуется.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)65. В случае заключения кандидатом в депутаты лицензионных договоров на использование при проведении предвыборной агитации музыкальных произведений с соответствующей организацией по коллективному управлению правами получение дополнительного согласия авторов и исполнителей этих произведений не требуется.
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)Статья 1280.1. Использование правомерно обнародованных произведения литературы, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, фотографического произведения, произведения, полученного способами, аналогичными фотографии, музыкального произведения (с текстом или без текста), автор или иной правообладатель которых предполагается неизвестным
(ред. от 23.07.2025)Статья 1280.1. Использование правомерно обнародованных произведения литературы, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, фотографического произведения, произведения, полученного способами, аналогичными фотографии, музыкального произведения (с текстом или без текста), автор или иной правообладатель которых предполагается неизвестным
Статья: Критерии охраноспособности музыкального произведения в праве России и Германии в свете цифровизации
(Волкова А.А., Власенко Э.В.)
("Право и экономика", 2021, N 3)Автор (соавтор) ряда научных публикаций, в том числе "Свободное использование музыкальных произведений в праве России и Германии" (журнал "Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 2).
(Волкова А.А., Власенко Э.В.)
("Право и экономика", 2021, N 3)Автор (соавтор) ряда научных публикаций, в том числе "Свободное использование музыкальных произведений в праве России и Германии" (журнал "Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 2).
Вопрос: Об НДС при передаче российским ИП иностранному лицу исключительной лицензии на использование фонограмм музыкальных произведений.
(Письмо Минфина России от 14.07.2025 N 03-07-08/68119)Вопрос: Об НДС при передаче российским ИП иностранному лицу исключительной лицензии на использование фонограмм музыкальных произведений.
(Письмо Минфина России от 14.07.2025 N 03-07-08/68119)Вопрос: Об НДС при передаче российским ИП иностранному лицу исключительной лицензии на использование фонограмм музыкальных произведений.
Статья: Музыкальные произведения в интернет-пространстве: современные подходы и текущие реалии в правовой плоскости
(Царева П.Е.)
("Юрист", 2022, N 7)Ключевые слова: свободное использование, музыкальные произведения, исследование, правовая трансформация, произведение, оригинальность, сеть Интернет, новое произведение, правовая система, интеллектуальная собственность, эксперимент, музыка, авторское право.
(Царева П.Е.)
("Юрист", 2022, N 7)Ключевые слова: свободное использование, музыкальные произведения, исследование, правовая трансформация, произведение, оригинальность, сеть Интернет, новое произведение, правовая система, интеллектуальная собственность, эксперимент, музыка, авторское право.
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Некоторые проблемы могут возникнуть при непосредственном воплощении пародии в сложном (например, аудиовизуальном) произведении. В подобном случае обычно пародируется один объект (основной), соответственно, все другие произведения являются косвенными и общей целью пародирования не охватываются. М.П. Королев полагает, что круг произведений, используемых для создания пародий без получения согласия авторов, необходимо расширить <691>. Подобный подход М.П. Королева позволит при создании пародийного аудиовизуального произведения использовать музыку оригинала без получения согласия композитора, без выплаты ему надлежащего вознаграждения. На наш взгляд, более справедливый подход сложился в ФРГ, где абз. 2 § 2 Закона об авторском праве и смежных правах категорически запрещает любое свободное использование музыкального произведения для создания пародии <692>.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)Некоторые проблемы могут возникнуть при непосредственном воплощении пародии в сложном (например, аудиовизуальном) произведении. В подобном случае обычно пародируется один объект (основной), соответственно, все другие произведения являются косвенными и общей целью пародирования не охватываются. М.П. Королев полагает, что круг произведений, используемых для создания пародий без получения согласия авторов, необходимо расширить <691>. Подобный подход М.П. Королева позволит при создании пародийного аудиовизуального произведения использовать музыку оригинала без получения согласия композитора, без выплаты ему надлежащего вознаграждения. На наш взгляд, более справедливый подход сложился в ФРГ, где абз. 2 § 2 Закона об авторском праве и смежных правах категорически запрещает любое свободное использование музыкального произведения для создания пародии <692>.
Статья: Эволюция подходов к свободному использованию музыкальных произведений в правовой системе США
(Медведев А.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 4)"ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 4
(Медведев А.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 4)"ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 4
Статья: Ответственность за совместное нарушение исключительного права
(Иванов Н.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 3)Как быть дальше с этой фикцией (придерживаться или отказываться от нее) - вопрос, требующий осмысления и обсуждения. На наш взгляд, острой необходимости в ее сохранении нет. В ходе концертов и иных подобных мероприятий музыканты принимают непосредственное и даже центральное участие в процессе использования музыкальных произведений. Их интерес в таком использовании и получаемая выгода очевидны. Освобождение артистов-исполнителей от имущественной ответственности перед авторами и их правопреемниками - исключение их из числа пользователей произведений и неприменение конструкции солидарной ответственности за совместное нарушение исключительного права - представляет собой очевидное изъятие из общего правила, для которого вряд ли имеются достаточные и убедительные социально-экономические и политико-правовые причины. Современная артистическая деятельность, осуществляемая на профессиональной основе, в большинстве случаев ведется лицами, имеющими статус индивидуального предпринимателя или самозанятого. Для правомерного осуществления подобной деятельности исполнитель, равно как и иные лица, организующие его выступление, должны соблюдать авторские права третьих лиц на используемые произведения, а в случае несоблюдения - нести неблагоприятные последствия наряду с ними.
(Иванов Н.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 3)Как быть дальше с этой фикцией (придерживаться или отказываться от нее) - вопрос, требующий осмысления и обсуждения. На наш взгляд, острой необходимости в ее сохранении нет. В ходе концертов и иных подобных мероприятий музыканты принимают непосредственное и даже центральное участие в процессе использования музыкальных произведений. Их интерес в таком использовании и получаемая выгода очевидны. Освобождение артистов-исполнителей от имущественной ответственности перед авторами и их правопреемниками - исключение их из числа пользователей произведений и неприменение конструкции солидарной ответственности за совместное нарушение исключительного права - представляет собой очевидное изъятие из общего правила, для которого вряд ли имеются достаточные и убедительные социально-экономические и политико-правовые причины. Современная артистическая деятельность, осуществляемая на профессиональной основе, в большинстве случаев ведется лицами, имеющими статус индивидуального предпринимателя или самозанятого. Для правомерного осуществления подобной деятельности исполнитель, равно как и иные лица, организующие его выступление, должны соблюдать авторские права третьих лиц на используемые произведения, а в случае несоблюдения - нести неблагоприятные последствия наряду с ними.
Статья: Охрана объектов интеллектуальной собственности после переработки по законодательству Республики Казахстан
(Амангельды А.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, NN 1, 2)Согласно пп. 33 ст. 2 Закона об авторском праве переработка произведения - это изменение оригинального произведения из одного жанра в другой. При этом видами переработки произведения являются инсценировка, постановка и аранжировка оригинального произведения <4>. В свою очередь в соответствии со ст. 34 ЗоАП РК объектами смежных прав являются постановки, исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания, независимо от их назначения, содержания и достоинства, а также от способа и формы их выражения. То есть можно сделать вывод, что результатом переработки может стать не только производное произведение, но и объект смежных прав, например, в виде постановки. Да и в основе создания любого объекта смежных прав лежит объект авторского права. Более того, для создания, например, фонограммы или иного объекта смежных прав необходимо разрешение автора (композитора, поэта) на использование музыкального произведения с текстом, если, конечно, объект авторского права не перешел в общественное достояние. Таким образом, у производного произведения и объектов смежных прав, есть общие признаки: 1) зависимость от оригинальных объектов авторского права; 2) необходимость разрешения от правообладателей на использование оригинальных объектов авторского права.
(Амангельды А.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, NN 1, 2)Согласно пп. 33 ст. 2 Закона об авторском праве переработка произведения - это изменение оригинального произведения из одного жанра в другой. При этом видами переработки произведения являются инсценировка, постановка и аранжировка оригинального произведения <4>. В свою очередь в соответствии со ст. 34 ЗоАП РК объектами смежных прав являются постановки, исполнения, фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания, независимо от их назначения, содержания и достоинства, а также от способа и формы их выражения. То есть можно сделать вывод, что результатом переработки может стать не только производное произведение, но и объект смежных прав, например, в виде постановки. Да и в основе создания любого объекта смежных прав лежит объект авторского права. Более того, для создания, например, фонограммы или иного объекта смежных прав необходимо разрешение автора (композитора, поэта) на использование музыкального произведения с текстом, если, конечно, объект авторского права не перешел в общественное достояние. Таким образом, у производного произведения и объектов смежных прав, есть общие признаки: 1) зависимость от оригинальных объектов авторского права; 2) необходимость разрешения от правообладателей на использование оригинальных объектов авторского права.
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)<1> Постановление Суда по интеллектуальным правам от 6 октября 2022 г. N С01-1468/2022 по делу N А33-27920/2021: "Суд по интеллектуальным правам напомнил, что ввоз контрафакта не является параллельным импортом, а факт регистрации в "недружественном" государстве не влияет на объем охраны исключительных прав"; Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 20 мая 2022 г. N С01-520/2022 по делу N СИП-954/2021: "Факт регистрации правообладателя в "недружественном" государстве сам по себе не свидетельствует о недобросовестности такого правообладателя, и его товарные знаки могут быть противопоставлены вновь заявленным обозначениям"; Постановление Суда по интеллектуальным правам от 15 июня 2022 г. N С01-820/2022 по делу N А56-13115/2021: "Права правообладателей, являющихся резидентами недружественных и примкнувших к ним стран, подлежат защите, поскольку в Российской Федерации не принимались какие-либо правовые акты, позволяющие свободно использовать принадлежащие другим лицам музыкальные произведения".
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)<1> Постановление Суда по интеллектуальным правам от 6 октября 2022 г. N С01-1468/2022 по делу N А33-27920/2021: "Суд по интеллектуальным правам напомнил, что ввоз контрафакта не является параллельным импортом, а факт регистрации в "недружественном" государстве не влияет на объем охраны исключительных прав"; Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 20 мая 2022 г. N С01-520/2022 по делу N СИП-954/2021: "Факт регистрации правообладателя в "недружественном" государстве сам по себе не свидетельствует о недобросовестности такого правообладателя, и его товарные знаки могут быть противопоставлены вновь заявленным обозначениям"; Постановление Суда по интеллектуальным правам от 15 июня 2022 г. N С01-820/2022 по делу N А56-13115/2021: "Права правообладателей, являющихся резидентами недружественных и примкнувших к ним стран, подлежат защите, поскольку в Российской Федерации не принимались какие-либо правовые акты, позволяющие свободно использовать принадлежащие другим лицам музыкальные произведения".
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)- выплаты, производимые по лицензионным договорам, например о предоставлении права использования музыкальных произведений в пользу их автора, являющегося индивидуальным предпринимателем, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (письмо Минфина России от 18.12.2023 N 03-11-11/122304).
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)- выплаты, производимые по лицензионным договорам, например о предоставлении права использования музыкальных произведений в пользу их автора, являющегося индивидуальным предпринимателем, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (письмо Минфина России от 18.12.2023 N 03-11-11/122304).
Статья: Бег на месте за счет правообладателей
(Лисаченко А.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)В некоторых случаях спорят о тождестве либо произведений, либо правообладателей. Особенно фактурно для стороннего наблюдателя выглядит дело N А32-60279/2022, где можно встретить аргументы истца о нетождественности музыкального произведения Misunderstanding продолжительностью 2 мин. 52 с и Misunderstanding продолжительностью 2 мин. 53 с (несмотря на признанную идентичность музыкального отпечатка), о "кардинальном отличии" двух вариантов написания имени правообладателя - Maiuri Loredana и Majuri Loredana - и даже о расхождении между итальянским текстом разрешительного документа и представлениями истца о том, какие итальянские словосочетания должны присутствовать в подобных текстах. В последнем случае истец заявлял: раз в итальянском тексте не встречаются фразы, совпадающие с результатом машинного перевода словосочетаний "авторские права" и "права авторов", значит, в документе не может идти речь о предоставлении прав на использование музыкального произведения. Комментарии, как говорится, излишни.
(Лисаченко А.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)В некоторых случаях спорят о тождестве либо произведений, либо правообладателей. Особенно фактурно для стороннего наблюдателя выглядит дело N А32-60279/2022, где можно встретить аргументы истца о нетождественности музыкального произведения Misunderstanding продолжительностью 2 мин. 52 с и Misunderstanding продолжительностью 2 мин. 53 с (несмотря на признанную идентичность музыкального отпечатка), о "кардинальном отличии" двух вариантов написания имени правообладателя - Maiuri Loredana и Majuri Loredana - и даже о расхождении между итальянским текстом разрешительного документа и представлениями истца о том, какие итальянские словосочетания должны присутствовать в подобных текстах. В последнем случае истец заявлял: раз в итальянском тексте не встречаются фразы, совпадающие с результатом машинного перевода словосочетаний "авторские права" и "права авторов", значит, в документе не может идти речь о предоставлении прав на использование музыкального произведения. Комментарии, как говорится, излишни.