Использование кадра из фильма
Подборка наиболее важных документов по запросу Использование кадра из фильма (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 1263 ГК РФНезаконное использование кадров из аудиовизуального произведения нарушает исключительное право на само произведение >>>
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.07.2025 по делу N А60-21709/2025
Требование: О взыскании компенсаций за нарушение исключительных прав на художественные фильмы.
Решение: Требование удовлетворено в части.Незначительные отличия изображений реализованных ответчиком товаров от произведений изобразительного искусства, правообладателем на которые является истец, не свидетельствуют о том, что исключительные права истца не были нарушены, поскольку, в силу пункта 82 постановления N 10, воспроизведением персонажа признается изготовление экземпляра, в котором используется, например, текст, содержащий описание персонажа, или конкретное изображение (например, кадр мультипликационного фильма), или индивидуализирующие персонажа характеристики (детали образа, характера и (или) внешнего вида, которые характеризуют его и делают узнаваемым); в последнем случае воспроизведенным является персонаж и при неполном совпадении индивидуализирующих характеристик или изменении их несущественных деталей, если несмотря на это такой персонаж сохранил свою узнаваемость как часть конкретного произведения (например, при изменении деталей одежды, не влияющих на узнаваемость персонажа).
Требование: О взыскании компенсаций за нарушение исключительных прав на художественные фильмы.
Решение: Требование удовлетворено в части.Незначительные отличия изображений реализованных ответчиком товаров от произведений изобразительного искусства, правообладателем на которые является истец, не свидетельствуют о том, что исключительные права истца не были нарушены, поскольку, в силу пункта 82 постановления N 10, воспроизведением персонажа признается изготовление экземпляра, в котором используется, например, текст, содержащий описание персонажа, или конкретное изображение (например, кадр мультипликационного фильма), или индивидуализирующие персонажа характеристики (детали образа, характера и (или) внешнего вида, которые характеризуют его и делают узнаваемым); в последнем случае воспроизведенным является персонаж и при неполном совпадении индивидуализирующих характеристик или изменении их несущественных деталей, если несмотря на это такой персонаж сохранил свою узнаваемость как часть конкретного произведения (например, при изменении деталей одежды, не влияющих на узнаваемость персонажа).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Попытка толкования вопросов, возникающих при применении п. 7 ст. 1259 ГК РФ
(Витко В.С.)
("Хозяйство и право", 2022, N 9)С этой точки зрения, покоящейся на правиле п. 7 ст. 1259 ГК РФ, видеокадр не может быть признан частью аудиовизуального произведения. Поэтому использование изображения лица (отдельного кадра) не может нарушить исключительное право на аудиовизуальное произведение. В случае если ему принадлежит исключительное право на рисунок, ставший основой действующего лица АВП, оно может требовать компенсации за использование рисунка как произведения изобразительного искусства. Так, к примеру, художник может создать изображение лица, выражающее чувство крайней бедности. Но станет ли оно действующим лицом, передающим, например, идею скупости, и, более того, персонажем АВП, будет зависеть от творческого труда авторов АВП, которыми согласно ст. 1263 ГК РФ являются режиссер, сценарист и композитор. Стоит отметить, что в судебной практике нередко встречаются иски о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на произведения изобразительного искусства - изображение персонажей как элементов мультфильмов, как будто изображение персонажей может быть самостоятельным объектом авторских прав, в частности, исключительного права.
(Витко В.С.)
("Хозяйство и право", 2022, N 9)С этой точки зрения, покоящейся на правиле п. 7 ст. 1259 ГК РФ, видеокадр не может быть признан частью аудиовизуального произведения. Поэтому использование изображения лица (отдельного кадра) не может нарушить исключительное право на аудиовизуальное произведение. В случае если ему принадлежит исключительное право на рисунок, ставший основой действующего лица АВП, оно может требовать компенсации за использование рисунка как произведения изобразительного искусства. Так, к примеру, художник может создать изображение лица, выражающее чувство крайней бедности. Но станет ли оно действующим лицом, передающим, например, идею скупости, и, более того, персонажем АВП, будет зависеть от творческого труда авторов АВП, которыми согласно ст. 1263 ГК РФ являются режиссер, сценарист и композитор. Стоит отметить, что в судебной практике нередко встречаются иски о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на произведения изобразительного искусства - изображение персонажей как элементов мультфильмов, как будто изображение персонажей может быть самостоятельным объектом авторских прав, в частности, исключительного права.
Статья: Актуальные вопросы судебной практики рассмотрения дел, связанных с нарушением авторских и смежных прав
(Зайцева А.Я., Петряшова А.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)Довод ответчика о том, что персонажи, размещенные на торте, не являются идентичными тем, права на которые принадлежат истцу, отклонен судами со ссылкой на пункт 82 Постановления N 10, согласно которому воспроизведением персонажа признается изготовление экземпляра, в котором используется, например, конкретное изображение (например, кадр мультипликационного фильма) или индивидуализирующие персонажа характеристики (детали образа, характера и (или) внешнего вида, которые характеризуют его и делают узнаваемым).
(Зайцева А.Я., Петряшова А.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)Довод ответчика о том, что персонажи, размещенные на торте, не являются идентичными тем, права на которые принадлежат истцу, отклонен судами со ссылкой на пункт 82 Постановления N 10, согласно которому воспроизведением персонажа признается изготовление экземпляра, в котором используется, например, конкретное изображение (например, кадр мультипликационного фильма) или индивидуализирующие персонажа характеристики (детали образа, характера и (или) внешнего вида, которые характеризуют его и делают узнаваемым).
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10
"О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"Воспроизведением персонажа признается изготовление экземпляра, в котором используется, например, текст, содержащий описание персонажа, или конкретное изображение (например, кадр мультипликационного фильма), или индивидуализирующие персонажа характеристики (детали образа, характера и (или) внешнего вида, которые характеризуют его и делают узнаваемым). В последнем случае воспроизведенным является персонаж и при неполном совпадении индивидуализирующих характеристик или изменении их несущественных деталей, если несмотря на это такой персонаж сохранил свою узнаваемость как часть конкретного произведения (например, при изменении деталей одежды, не влияющих на узнаваемость персонажа).
"О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"Воспроизведением персонажа признается изготовление экземпляра, в котором используется, например, текст, содержащий описание персонажа, или конкретное изображение (например, кадр мультипликационного фильма), или индивидуализирующие персонажа характеристики (детали образа, характера и (или) внешнего вида, которые характеризуют его и делают узнаваемым). В последнем случае воспроизведенным является персонаж и при неполном совпадении индивидуализирующих характеристик или изменении их несущественных деталей, если несмотря на это такой персонаж сохранил свою узнаваемость как часть конкретного произведения (например, при изменении деталей одежды, не влияющих на узнаваемость персонажа).
"Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел, связанных с нарушением авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)название произведения, его персонажи, отрывки текста (абзацы, главы и тому подобное), отрывки аудиовизуального произведения (в том числе его отдельные кадры), подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)название произведения, его персонажи, отрывки текста (абзацы, главы и тому подобное), отрывки аудиовизуального произведения (в том числе его отдельные кадры), подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.
Статья: Часть произведения как объект авторских прав
(Моргунова Е.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 3)К частям произведения могут быть отнесены в числе прочего: название произведения, его персонажи, отрывки текста (абзацы, главы и т.п.), отрывки аудиовизуального произведения (в том числе его отдельные кадры), подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.
(Моргунова Е.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 3)К частям произведения могут быть отнесены в числе прочего: название произведения, его персонажи, отрывки текста (абзацы, главы и т.п.), отрывки аудиовизуального произведения (в том числе его отдельные кадры), подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.
Статья: Исследование доктрины добросовестного использования сиротских произведений (на примере законодательства России и США)
(Шиляева П.Б.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2020, N 12)Когда владелец авторских прав не может быть идентифицирован или не может быть обнаружен, потенциальные пользователи отказываются от важных продуктивных проектов, многие из которых будут полезны для национального наследия. Ученые не могут использовать важные статьи, изображения и рукописи, которые они ищут в архивах, кроме как ограниченным образом, разрешенным добросовестным использованием. Издатели не могут рециркулировать произведения или публиковать малоизвестные материалы, которые были потеряны для мира. Музеи не могут выставлять объекты на своих выставках, в книгах, на веб-сайтах и в других образовательных программах. Архивы не могут сделать редкие кадры доступными для более широкой аудитории. Создатели документальных фильмов должны исключать определенные видео, изображения, звукозаписи и другие важные исходные материалы из своих фильмов. Таким образом, результат не способствует достижению целей системы авторского права.
(Шиляева П.Б.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2020, N 12)Когда владелец авторских прав не может быть идентифицирован или не может быть обнаружен, потенциальные пользователи отказываются от важных продуктивных проектов, многие из которых будут полезны для национального наследия. Ученые не могут использовать важные статьи, изображения и рукописи, которые они ищут в архивах, кроме как ограниченным образом, разрешенным добросовестным использованием. Издатели не могут рециркулировать произведения или публиковать малоизвестные материалы, которые были потеряны для мира. Музеи не могут выставлять объекты на своих выставках, в книгах, на веб-сайтах и в других образовательных программах. Архивы не могут сделать редкие кадры доступными для более широкой аудитории. Создатели документальных фильмов должны исключать определенные видео, изображения, звукозаписи и другие важные исходные материалы из своих фильмов. Таким образом, результат не способствует достижению целей системы авторского права.
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Крупные интернет-компании, такие как Google и Facebook, непрерывно собирают обширную информацию, которая может быть использована, чтобы воссоздать личность пользователя. Собранная информация о пользователях превращается в полезные советы, используется при предоставлении пользователю медиапродукции, включая новостные ленты, фильмы, аудио- и видеоклипы и т.д.
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Крупные интернет-компании, такие как Google и Facebook, непрерывно собирают обширную информацию, которая может быть использована, чтобы воссоздать личность пользователя. Собранная информация о пользователях превращается в полезные советы, используется при предоставлении пользователю медиапродукции, включая новостные ленты, фильмы, аудио- и видеоклипы и т.д.
Статья: Аннотация - объект авторского права
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)К частям произведения могут быть отнесены в числе прочего: название произведения, его персонажи, отрывки текста (абзацы, главы и т.п.), отрывки аудиовизуального произведения (в том числе его отдельные кадры), подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)К частям произведения могут быть отнесены в числе прочего: название произведения, его персонажи, отрывки текста (абзацы, главы и т.п.), отрывки аудиовизуального произведения (в том числе его отдельные кадры), подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.
"Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)К частям произведения могут быть отнесены в числе прочего: название произведения, его персонажи, отрывки текста (абзацы, главы и т.п.), отрывки аудиовизуального произведения (в том числе его отдельные кадры), подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)К частям произведения могут быть отнесены в числе прочего: название произведения, его персонажи, отрывки текста (абзацы, главы и т.п.), отрывки аудиовизуального произведения (в том числе его отдельные кадры), подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)В сфере современного киноискусства также были созданы технологии колоризации черно-белых кинолент <1>. По поводу такого объекта авторских прав, как кинофильм, на практике возникали вопросы его охраноспособности, а именно кинофильма как самостоятельного объекта авторских прав, отснятого на черно-белой киноленте, к которой впоследствии была применена технология колоризации, и в результате был создан кинофильм в цвете. Например, колоризация кинопленки черно-белого фильма "В бой идут одни старики" была признана незаконной решением от 16.05.2011 Голосеевского районного суда г. Киева по иску дочери покойного режиссера Леонида Быкова М. Быковой. Она утверждала, что к черно-белой гамме ее отец прибег не случайно, потому что использовал в картине оригинальные кадры военной хроники. "Госфильмофонд", в архивном хранилище которого находится черно-белый оригинал картины Леонида Быкова "В бой идут одни старики", также не давал своего разрешения на колоризацию картины <2>.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)В сфере современного киноискусства также были созданы технологии колоризации черно-белых кинолент <1>. По поводу такого объекта авторских прав, как кинофильм, на практике возникали вопросы его охраноспособности, а именно кинофильма как самостоятельного объекта авторских прав, отснятого на черно-белой киноленте, к которой впоследствии была применена технология колоризации, и в результате был создан кинофильм в цвете. Например, колоризация кинопленки черно-белого фильма "В бой идут одни старики" была признана незаконной решением от 16.05.2011 Голосеевского районного суда г. Киева по иску дочери покойного режиссера Леонида Быкова М. Быковой. Она утверждала, что к черно-белой гамме ее отец прибег не случайно, потому что использовал в картине оригинальные кадры военной хроники. "Госфильмофонд", в архивном хранилище которого находится черно-белый оригинал картины Леонида Быкова "В бой идут одни старики", также не давал своего разрешения на колоризацию картины <2>.
Статья: Свободное использование товарного знака
(Алексейчук А.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2020, N 12)В деле по иску ФКЗ "Союзплодоимпорт" к кинокомпании "Парадиз Продакшнз" ответчик использовал общеизвестный товарный знак STOLICHNAYA и ряд других зависимых товарных знаков истца при съемках кинофильма "Взрывная блондинка" путем размещения в кадре маркированной товарным знаком водки, производимой истцом. Истец утверждал, что водка используется в кинофильме в качестве "сюжетообразующего" объекта и производит впечатление, что истец являлся спонсором или рекламодателем фильма.
(Алексейчук А.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2020, N 12)В деле по иску ФКЗ "Союзплодоимпорт" к кинокомпании "Парадиз Продакшнз" ответчик использовал общеизвестный товарный знак STOLICHNAYA и ряд других зависимых товарных знаков истца при съемках кинофильма "Взрывная блондинка" путем размещения в кадре маркированной товарным знаком водки, производимой истцом. Истец утверждал, что водка используется в кинофильме в качестве "сюжетообразующего" объекта и производит впечатление, что истец являлся спонсором или рекламодателем фильма.
"Персонаж как объект авторско-правовой охраны в законодательстве России"
(Близнец И.А., Витко В.С.)
("ЮРИСТ", 2022)Действующее законодательство об авторском праве не содержит определения понятия "часть произведения". В судебных решениях часто употребляется термин "фрагмент" <1>, означающий "отрывок текста, музыкального произведения" <2>. Так, например, в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда от 19 июня 2006 г. N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах" <3> содержалось разъяснение, что к объектам авторского права могут относиться названия произведений, фразы, словосочетания и иные части произведения, которые могут использоваться самостоятельно, являются творческими и оригинальными. По одному делу Суд по интеллектуальным правам указал, что к "частям произведения могут быть отнесены в числе прочего: название произведения, его персонажи, отрывки текста (абзацы, главы и т.п.), отрывки аудиовизуального произведения (в том числе его отдельные кадры), подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения" <4>.
(Близнец И.А., Витко В.С.)
("ЮРИСТ", 2022)Действующее законодательство об авторском праве не содержит определения понятия "часть произведения". В судебных решениях часто употребляется термин "фрагмент" <1>, означающий "отрывок текста, музыкального произведения" <2>. Так, например, в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда от 19 июня 2006 г. N 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах" <3> содержалось разъяснение, что к объектам авторского права могут относиться названия произведений, фразы, словосочетания и иные части произведения, которые могут использоваться самостоятельно, являются творческими и оригинальными. По одному делу Суд по интеллектуальным правам указал, что к "частям произведения могут быть отнесены в числе прочего: название произведения, его персонажи, отрывки текста (абзацы, главы и т.п.), отрывки аудиовизуального произведения (в том числе его отдельные кадры), подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения" <4>.
Статья: Использование цифровых технологий в анимации: вопросы интеллектуальной собственности и личных неимущественных прав
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)Сразу уточним терминологию. Анимация - более широкое понятие, означающее "оживление" статического изображения, т.е. изменение уже существующего. Мультипликация - техника анимации с созданием каждого кадра отдельно <2>.
(Долинская В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)Сразу уточним терминологию. Анимация - более широкое понятие, означающее "оживление" статического изображения, т.е. изменение уже существующего. Мультипликация - техника анимации с созданием каждого кадра отдельно <2>.
Статья: Соотношение исключительного права на товарный знак и исключительного права на объекты авторского права
(Моргунова Е.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 1)С учетом изложенного для правильного ответа на вопрос о надлежащим лице, у которого необходимо получить согласие на регистрацию обозначения в качестве товарного знака в соответствии с пп. 1 п. 9 ст. 1483 ГК РФ, необходимо определить, относится ли персонаж к произведению изобразительного искусства или является кадром аудиовизуального произведения.
(Моргунова Е.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 1)С учетом изложенного для правильного ответа на вопрос о надлежащим лице, у которого необходимо получить согласие на регистрацию обозначения в качестве товарного знака в соответствии с пп. 1 п. 9 ст. 1483 ГК РФ, необходимо определить, относится ли персонаж к произведению изобразительного искусства или является кадром аудиовизуального произведения.