Использование изображения ребенка в рекламе
Подборка наиболее важных документов по запросу Использование изображения ребенка в рекламе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Споры о нарушении интеллектуальных прав в рекламной деятельности
(Куропацкая Е.Г.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 4)Объект интеллектуальных прав охраняется вне зависимости от места его размещения. В этой связи следует обратить внимание на Постановление СИП от 15.07.2016 N С01-619/2016: суд счел нарушением исключительного права на персонаж использование в рекламном видеоролике изображения медвежонка Tatty Teddy на футболке ребенка, гуляющего на территории поселка Новые Вешки, в котором рекламой предлагалось приобрести жилые строения. Суд указал, что исходя из содержания подп. 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ учитывается именно возможность свободного доступа к произведению, а не направленность действий конкретного лица, получающего доступ к произведению.
(Куропацкая Е.Г.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 4)Объект интеллектуальных прав охраняется вне зависимости от места его размещения. В этой связи следует обратить внимание на Постановление СИП от 15.07.2016 N С01-619/2016: суд счел нарушением исключительного права на персонаж использование в рекламном видеоролике изображения медвежонка Tatty Teddy на футболке ребенка, гуляющего на территории поселка Новые Вешки, в котором рекламой предлагалось приобрести жилые строения. Суд указал, что исходя из содержания подп. 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ учитывается именно возможность свободного доступа к произведению, а не направленность действий конкретного лица, получающего доступ к произведению.
Статья: О некоторых вопросах законодательного регулирования и реализации права на общение с ребенком близких родственников
(Борисова Л.В.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 6)По замечанию экспертов по безопасности, раскрытие личной информации о ребенке в открытом доступе в Интернете нередко приводит к использованию его изображений для рекламных целей, обмана, создания антирекламы и даже порнографического контента <12>.
(Борисова Л.В.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 6)По замечанию экспертов по безопасности, раскрытие личной информации о ребенке в открытом доступе в Интернете нередко приводит к использованию его изображений для рекламных целей, обмана, создания антирекламы и даже порнографического контента <12>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 6. Защита несовершеннолетних в рекламе
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 6. Защита несовершеннолетних в рекламе
Статья: Роль модельного законодательства СНГ в законотворческой и правоприменительной практике государств - участников Содружества
(Аверьянова Н.Н., Куликова С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)Анализируя возможность отнесения к незаконной рекламе изображения на ювелирном украшении листка растения, похожего на коноплю, Верховный Суд РФ использовал <17> ст. 49 Модельного закона СНГ "О наркотических средствах и их прекурсорах", где дано определение именно рекламы наркотических и психотропных веществ.
(Аверьянова Н.Н., Куликова С.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)Анализируя возможность отнесения к незаконной рекламе изображения на ювелирном украшении листка растения, похожего на коноплю, Верховный Суд РФ использовал <17> ст. 49 Модельного закона СНГ "О наркотических средствах и их прекурсорах", где дано определение именно рекламы наркотических и психотропных веществ.
Статья: Новое обстоятельство, отягчающее наказание, в уголовном законодательстве России (научно-практический комментарий к Федеральному закону "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" от 8 августа 2024 года N 218-ФЗ)
(Ермолович Я.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 1)Исходя из изложенного выше возникает вопрос: использование сети Интернет и ей подобных для совершения преступления и демонстрация совершаемого преступления в сети Интернет и ей подобных - это один или два отягчающих признака? Если для преступлений, которые заключаются в публичной демонстрации чего-либо, например публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов или предметов (п. "б" ч. 3 ст. 242 УК РФ), публичная демонстрация или рекламирование материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (п. "г" ч. 2 ст. 242.1 УК РФ), использование сети Интернет и ей подобных и заключается в публичной демонстрации совершаемого преступления, то для таких преступлений, как незаконный сбыт огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов к нему (п. "в" ч. 5 ст. 222 УК РФ), незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств (п. "в" ч. 3 и п. "в" ч. 5 ст. 222.1 УК РФ), склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (п. "д" ч. 2 ст. 230 УК РФ), публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ч. 2 ст. 280 УК РФ), публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (ч. 2 ст. 280.1 УК РФ), публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства (п. "в" ч. 2 ст. 280.4 УК РФ), возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ), реабилитация нацизма (п. "в" ч. 2 и ч. 4 ст. 354.1 УК РФ), использование сети Интернет не обязательно сводится к демонстрации совершаемого преступления, а в большинстве случаев подобные сети используются для подыскания соучастников и организации совершения преступления. В этом случае возникает коллизия между п. "т" ч. 1 ст. 63 УК РФ и соответствующей статьей Особенной части УК РФ, где предусмотрен отягчающий признак использования средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.
(Ермолович Я.Н.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 1)Исходя из изложенного выше возникает вопрос: использование сети Интернет и ей подобных для совершения преступления и демонстрация совершаемого преступления в сети Интернет и ей подобных - это один или два отягчающих признака? Если для преступлений, которые заключаются в публичной демонстрации чего-либо, например публичная демонстрация или рекламирование порнографических материалов или предметов (п. "б" ч. 3 ст. 242 УК РФ), публичная демонстрация или рекламирование материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (п. "г" ч. 2 ст. 242.1 УК РФ), использование сети Интернет и ей подобных и заключается в публичной демонстрации совершаемого преступления, то для таких преступлений, как незаконный сбыт огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов к нему (п. "в" ч. 5 ст. 222 УК РФ), незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, пересылка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств (п. "в" ч. 3 и п. "в" ч. 5 ст. 222.1 УК РФ), склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (п. "д" ч. 2 ст. 230 УК РФ), публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ч. 2 ст. 280 УК РФ), публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (ч. 2 ст. 280.1 УК РФ), публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства (п. "в" ч. 2 ст. 280.4 УК РФ), возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ), реабилитация нацизма (п. "в" ч. 2 и ч. 4 ст. 354.1 УК РФ), использование сети Интернет не обязательно сводится к демонстрации совершаемого преступления, а в большинстве случаев подобные сети используются для подыскания соучастников и организации совершения преступления. В этом случае возникает коллизия между п. "т" ч. 1 ст. 63 УК РФ и соответствующей статьей Особенной части УК РФ, где предусмотрен отягчающий признак использования средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет.
Статья: Субдоговоры в гражданском праве: к вопросу о природе, видах и структуре договорной связи и возможности аналогии закона
(Филиппова С.Ю.)
("Закон", 2024, N 5)Так, существуют согласия: на пользование именем или изображением гражданина (ст. 19, 152.2 ГК РФ); совершение сделок или иных действий не полностью или ограниченно дееспособными лицами (ст. 26, 27, 30, 33 ГК РФ); предоставление имущества малолетним гражданам третьими лицами (ст. 28 ГК РФ); согласие лица на возложение на него обязанностей опекуна, попечителя, помощника, исполнителя завещания (ст. 35, 41 ГК РФ); согласие государственных органов на совершение отдельных действий частными лицами (ст. 57 ГК РФ) и пр. Несмотря на то что во всех этих случаях законодатель использует термин "согласие", природа этих согласий существенно различается. В отдельных случаях согласие представляет собой форму реализации своего неотчуждаемого абсолютного личного права (право на имя, псевдоним, изображение), и Верховный Суд РФ исходит из возможности отозвать такое согласие в любое время после того, как оно было выдано, причем даже если лицо, получившее такое согласие и исходившее из него, приступило к использованию соответствующего объекта. Например, если лицо, получившее согласие на использование изображения гражданина, уже изготовило рекламные буклеты с этим изображением. Так, в силу п. 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ранее данное согласие гражданина на использование его изображения может быть отозвано в любое время. При этом лицо, которое обладало правом на использование данного изображения, может потребовать возмещения причиненных ему таким отзывом убытков (ст. 15 ГК РФ). В приведенном примере с рекламными буклетами лицо, отозвавшее свое согласие на использование изображения, должно будет возместить убытки, включающие в том числе расходы на изготовление буклетов. С момента отзыва согласия использование изображения будет незаконным.
(Филиппова С.Ю.)
("Закон", 2024, N 5)Так, существуют согласия: на пользование именем или изображением гражданина (ст. 19, 152.2 ГК РФ); совершение сделок или иных действий не полностью или ограниченно дееспособными лицами (ст. 26, 27, 30, 33 ГК РФ); предоставление имущества малолетним гражданам третьими лицами (ст. 28 ГК РФ); согласие лица на возложение на него обязанностей опекуна, попечителя, помощника, исполнителя завещания (ст. 35, 41 ГК РФ); согласие государственных органов на совершение отдельных действий частными лицами (ст. 57 ГК РФ) и пр. Несмотря на то что во всех этих случаях законодатель использует термин "согласие", природа этих согласий существенно различается. В отдельных случаях согласие представляет собой форму реализации своего неотчуждаемого абсолютного личного права (право на имя, псевдоним, изображение), и Верховный Суд РФ исходит из возможности отозвать такое согласие в любое время после того, как оно было выдано, причем даже если лицо, получившее такое согласие и исходившее из него, приступило к использованию соответствующего объекта. Например, если лицо, получившее согласие на использование изображения гражданина, уже изготовило рекламные буклеты с этим изображением. Так, в силу п. 49 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" ранее данное согласие гражданина на использование его изображения может быть отозвано в любое время. При этом лицо, которое обладало правом на использование данного изображения, может потребовать возмещения причиненных ему таким отзывом убытков (ст. 15 ГК РФ). В приведенном примере с рекламными буклетами лицо, отозвавшее свое согласие на использование изображения, должно будет возместить убытки, включающие в том числе расходы на изготовление буклетов. С момента отзыва согласия использование изображения будет незаконным.
Статья: Защита несовершеннолетних от рисков преступной эксплуатации в сети Интернет (сравнительно-правовой анализ зарубежного и международного опыта)
(Епифанов А.Е.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 4)17 февраля 2024 г. на территории Европейского союза вступил в силу Закон о цифровых услугах, установивший новый общеевропейский свод правил для предоставления цифровых услуг в целях обеспечения безопасной и справедливой онлайн-среды. Законодательный акт определяет правила для крупных цифровых платформ, которые защищают европейских пользователей в сети Интернет от незаконного, опасного и вредного контента. Закон предусматривает упрощенные способы сообщения о незаконном контенте, товарах или услугах; усиление защиты лиц, подвергающихся преследованиям и запугиванию в сети Интернет; запрет на определенные виды целевой рекламы, например, с использованием конфиденциальных данных или данных несовершеннолетних и др. <16> Таким образом, нормативный правовой акт вносит существенный вклад в противодействие торговле несовершеннолетними, налагая ограничения на цифровой контент, содержащий изображение несовершеннолетних, устанавливая возрастной допуск к различным цифровым платформам.
(Епифанов А.Е.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 4)17 февраля 2024 г. на территории Европейского союза вступил в силу Закон о цифровых услугах, установивший новый общеевропейский свод правил для предоставления цифровых услуг в целях обеспечения безопасной и справедливой онлайн-среды. Законодательный акт определяет правила для крупных цифровых платформ, которые защищают европейских пользователей в сети Интернет от незаконного, опасного и вредного контента. Закон предусматривает упрощенные способы сообщения о незаконном контенте, товарах или услугах; усиление защиты лиц, подвергающихся преследованиям и запугиванию в сети Интернет; запрет на определенные виды целевой рекламы, например, с использованием конфиденциальных данных или данных несовершеннолетних и др. <16> Таким образом, нормативный правовой акт вносит существенный вклад в противодействие торговле несовершеннолетними, налагая ограничения на цифровой контент, содержащий изображение несовершеннолетних, устанавливая возрастной допуск к различным цифровым платформам.
"Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- п. "г" ч. 2 ст. 242.1 УК "Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних" предусматривает ответственность за изготовление, приобретение, хранение и (или) перемещение через Государственную границу РФ в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования либо распространения, публичной демонстрации или рекламирования материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних с использованием СМИ, в том числе информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет);
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- п. "г" ч. 2 ст. 242.1 УК "Изготовление и оборот материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних" предусматривает ответственность за изготовление, приобретение, хранение и (или) перемещение через Государственную границу РФ в целях распространения, публичной демонстрации или рекламирования либо распространения, публичной демонстрации или рекламирования материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних с использованием СМИ, в том числе информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет);