Использование чужого логотипа
Подборка наиболее важных документов по запросу Использование чужого логотипа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая охрана логотипа
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, поскольку логотип относится к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности, использование его без согласия правообладателя не допускается.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, поскольку логотип относится к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности, использование его без согласия правообладателя не допускается.
Статья: О правовом регулировании товарного знака
(Шеншин В.М.)
("Конкурентное право", 2022, N 2)На рынке товаров и услуг нередко возникают случаи, когда конкурент использует на своих товарах чужие логотипы. Использование или предложение товара к продаже с использованием чужого товарного знака является нарушением гражданского законодательства. Это исходит также из самих принципов конкуренции и рынка, потому как использование чужих логотипов вводит в заблуждение покупателей, они могут по ошибке приобрести товар, что приведет к ущербу как для покупателя, так и для фирмы, честно продававшей под своим именем какой-либо товар. Запрет на использование чужих логотипов регулируется ст. 1515 ГК РФ. Законодатель определяет такой товар контрафактным, а используемые обозначения подлежат уничтожению. Также стоит обратить внимание и на то, что требование от правообладателя к нарушителю не возместить убытки, а выплатить компенсацию признано Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ) от 13 декабря 2016 г. N 28-П частично не соответствующим российской Конституции <3> (далее - Конституция РФ).
(Шеншин В.М.)
("Конкурентное право", 2022, N 2)На рынке товаров и услуг нередко возникают случаи, когда конкурент использует на своих товарах чужие логотипы. Использование или предложение товара к продаже с использованием чужого товарного знака является нарушением гражданского законодательства. Это исходит также из самих принципов конкуренции и рынка, потому как использование чужих логотипов вводит в заблуждение покупателей, они могут по ошибке приобрести товар, что приведет к ущербу как для покупателя, так и для фирмы, честно продававшей под своим именем какой-либо товар. Запрет на использование чужих логотипов регулируется ст. 1515 ГК РФ. Законодатель определяет такой товар контрафактным, а используемые обозначения подлежат уничтожению. Также стоит обратить внимание и на то, что требование от правообладателя к нарушителю не возместить убытки, а выплатить компенсацию признано Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ) от 13 декабря 2016 г. N 28-П частично не соответствующим российской Конституции <3> (далее - Конституция РФ).
Статья: Франчайзинг. Суды о том, почему важно читать договор
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 7)Судебная практика. ИП обратился в суд с иском к ООО о признании договора франчайзинга незаключенным и о взыскании неосновательного обогащения в сумме 250 000 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 9 089 руб. 02 коп. В обоснование требований пояснил, что между сторонами был заключен договор франчайзинга на предоставление комплекса по созданию школы видеоблогинга: логотип, база данных и т.п., за что ИП перечислил 250 000 руб. Между тем:
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 7)Судебная практика. ИП обратился в суд с иском к ООО о признании договора франчайзинга незаключенным и о взыскании неосновательного обогащения в сумме 250 000 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 9 089 руб. 02 коп. В обоснование требований пояснил, что между сторонами был заключен договор франчайзинга на предоставление комплекса по созданию школы видеоблогинга: логотип, база данных и т.п., за что ИП перечислил 250 000 руб. Между тем:
Статья: ФранЧАЙзинг без сахара
(Вагантов В.)
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 5)ИП обратился в суд с иском к ООО о признании договора франчайзинга незаключенным и о взыскании неосновательного обогащения в сумме 250 000 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 9 089 руб. 02 коп.
(Вагантов В.)
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 5)ИП обратился в суд с иском к ООО о признании договора франчайзинга незаключенным и о взыскании неосновательного обогащения в сумме 250 000 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 9 089 руб. 02 коп.
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Используя чужой товарный знак или иные объекты интеллектуальной собственности (бренд, технологию, логотип и пр.), компании могут не только улучшить конкурентоспособность продукции, но и на основании пп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ учесть лицензионные платежи (роялти) при расчете налога на прибыль как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Используя чужой товарный знак или иные объекты интеллектуальной собственности (бренд, технологию, логотип и пр.), компании могут не только улучшить конкурентоспособность продукции, но и на основании пп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ учесть лицензионные платежи (роялти) при расчете налога на прибыль как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
Статья: Соотношение исключительного права на товарный знак и исключительного права на объекты авторского права
(Моргунова Е.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 1)<19> См.: Ворожевич А.С. Добросовестное использование чужих товарных знаков: исследование вопроса на примере логотипов, нанесенных на масштабные модели автомобилей // Журнал Суда по интеллектуальным правам // http://ipcmagazine.ru/asp/fair-use-of-other-people-s-trademarks-study-of-the-issue-using-example-logos-applied-to-scale-models-cars/.
(Моргунова Е.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 1)<19> См.: Ворожевич А.С. Добросовестное использование чужих товарных знаков: исследование вопроса на примере логотипов, нанесенных на масштабные модели автомобилей // Журнал Суда по интеллектуальным правам // http://ipcmagazine.ru/asp/fair-use-of-other-people-s-trademarks-study-of-the-issue-using-example-logos-applied-to-scale-models-cars/.
Статья: Свободное использование товарного знака
(Алексейчук А.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2020, N 12)Суд по интеллектуальным правам указал, что "наличие разработанного ответчиком логотипа на сайтах в сети Интернет не является использованием товарного знака по смыслу, определенному в п. 2 ст. 1484 ГК РФ", поскольку "по смыслу указанной нормы словесное упоминание чужого товарного знака не является использованием этого знака" <9>.
(Алексейчук А.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2020, N 12)Суд по интеллектуальным правам указал, что "наличие разработанного ответчиком логотипа на сайтах в сети Интернет не является использованием товарного знака по смыслу, определенному в п. 2 ст. 1484 ГК РФ", поскольку "по смыслу указанной нормы словесное упоминание чужого товарного знака не является использованием этого знака" <9>.
"LegalTech в сфере предпринимательской деятельности: монография"
(отв. ред. И.В. Ершова, О.В. Сушкова)
("Проспект", 2023)Возьмем, к примеру, контрафактный товар, изготовленный или реализуемый с нарушением исключительных прав правообладателя. Самый простой и часто встречающийся пример представляет собой нанесение на продукт чужого логотипа без разрешения его правообладателя. Что собой представляет защита товарного знака? Это выявление и блокировка центров распространения контрафактной продукции в Интернете. Именно так выглядит эффективная мера защиты торговой марки или логотипа, которая поможет сохранить деловую репутацию компании-правообладателя.
(отв. ред. И.В. Ершова, О.В. Сушкова)
("Проспект", 2023)Возьмем, к примеру, контрафактный товар, изготовленный или реализуемый с нарушением исключительных прав правообладателя. Самый простой и часто встречающийся пример представляет собой нанесение на продукт чужого логотипа без разрешения его правообладателя. Что собой представляет защита товарного знака? Это выявление и блокировка центров распространения контрафактной продукции в Интернете. Именно так выглядит эффективная мера защиты торговой марки или логотипа, которая поможет сохранить деловую репутацию компании-правообладателя.
Статья: Товарные знаки: известные или общеизвестные? Опыт Германии
(Спиридонова Н.Б.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 1)<6> Речь о нем более подробно пойдет далее. В российской научной литературе доктрина "размывания" получила определенное освещение. См.: Айрапетов Н.А. Защита товарного знака от "размытия" // Актуальные проблемы российского права. 2022. N 10. С. 176 - 182; Ворожевич А.С. Добросовестное использование чужих товарных знаков: исследование вопроса на примере логотипов, нанесенных на масштабные модели автомобилей // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2023. N 4 (42).
(Спиридонова Н.Б.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 1)<6> Речь о нем более подробно пойдет далее. В российской научной литературе доктрина "размывания" получила определенное освещение. См.: Айрапетов Н.А. Защита товарного знака от "размытия" // Актуальные проблемы российского права. 2022. N 10. С. 176 - 182; Ворожевич А.С. Добросовестное использование чужих товарных знаков: исследование вопроса на примере логотипов, нанесенных на масштабные модели автомобилей // Журнал Суда по интеллектуальным правам. 2023. N 4 (42).
Статья: Медицинское изделие как предмет незаконного обращения, предусмотренного ст. 238.1 УК РФ (статья вторая)
(Козырева Д.К.)
("Уголовное право", 2025, N 9)Как же соотносятся между собой фальсифицированные и контрафактные медицинские изделия? Представляется, что это пересекающиеся понятия. При этом в зоне пересечения находятся в терминологии Конституционного Суда РФ поддельные медицинские изделия, т.е. сопровождаемые ложными сведениями о производителе при одновременном использовании чужого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения. Такой подход был воспринят Чертановским районным судом г. Москвы, указавшим, что в целях реализации своего преступного плана соучастники осуществили продажу фальсифицированных медицинских изделий с логотипом марки "*", т.е. поддельных медицинских изделий, которые выпускались в оборот под видом оригинальных медицинских изделий, но на самом деле таковыми не являлись, преднамеренно сопровождались ложной информацией, в частности, о производителе (изготовителе) <30>. Содеянное было квалифицировано как сбыт фальсифицированных медицинских изделий (ст. 238.1 УК РФ). Несмотря на то что суды используют термин "поддельные медицинские изделия" <31>, подчеркнем, что такого определения уголовный закон не содержит. Вместе с тем для целей настоящего исследования и разграничения медицинских изделий между собой использование данного понятия, на наш взгляд, оправданно и допустимо.
(Козырева Д.К.)
("Уголовное право", 2025, N 9)Как же соотносятся между собой фальсифицированные и контрафактные медицинские изделия? Представляется, что это пересекающиеся понятия. При этом в зоне пересечения находятся в терминологии Конституционного Суда РФ поддельные медицинские изделия, т.е. сопровождаемые ложными сведениями о производителе при одновременном использовании чужого товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения. Такой подход был воспринят Чертановским районным судом г. Москвы, указавшим, что в целях реализации своего преступного плана соучастники осуществили продажу фальсифицированных медицинских изделий с логотипом марки "*", т.е. поддельных медицинских изделий, которые выпускались в оборот под видом оригинальных медицинских изделий, но на самом деле таковыми не являлись, преднамеренно сопровождались ложной информацией, в частности, о производителе (изготовителе) <30>. Содеянное было квалифицировано как сбыт фальсифицированных медицинских изделий (ст. 238.1 УК РФ). Несмотря на то что суды используют термин "поддельные медицинские изделия" <31>, подчеркнем, что такого определения уголовный закон не содержит. Вместе с тем для целей настоящего исследования и разграничения медицинских изделий между собой использование данного понятия, на наш взгляд, оправданно и допустимо.