Использование чужих фотографий
Подборка наиболее важных документов по запросу Использование чужих фотографий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2023 N 11АП-14983/2023 по делу N А55-18223/2023
Требование: О взыскании компенсации за нарушение исключительных авторских прав на фотографическое произведение.
Решение: Требование удовлетворено в части.Отмеченное ответчиком обстоятельство наличия информации о неопределенном статусе произведения (размещение фотографий с аналогичной тематикой на сайте www.shutterstock.com/ru другими авторами) даже в случае его доказанности не исключает ответственности за нарушение интеллектуальных прав. Так, само по себе существование изображения предполагает наличие у него автора, ввиду чего правила осмотрительности, разумности и добросовестности субъектов участников гражданских правоотношений не предполагают самостоятельного и по своему усмотрению использования изображения, созданного чужим творческим трудом. Кроме того, авторство Котина Д.В. ответчиком не опровергнуто. У автора имеется исходный файл данного произведения в максимально высоком разрешении для этого изображения размере 5792 х 8688.
Требование: О взыскании компенсации за нарушение исключительных авторских прав на фотографическое произведение.
Решение: Требование удовлетворено в части.Отмеченное ответчиком обстоятельство наличия информации о неопределенном статусе произведения (размещение фотографий с аналогичной тематикой на сайте www.shutterstock.com/ru другими авторами) даже в случае его доказанности не исключает ответственности за нарушение интеллектуальных прав. Так, само по себе существование изображения предполагает наличие у него автора, ввиду чего правила осмотрительности, разумности и добросовестности субъектов участников гражданских правоотношений не предполагают самостоятельного и по своему усмотрению использования изображения, созданного чужим творческим трудом. Кроме того, авторство Котина Д.В. ответчиком не опровергнуто. У автора имеется исходный файл данного произведения в максимально высоком разрешении для этого изображения размере 5792 х 8688.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Практика использования фотографий на платформах электронной коммерции
(Покровская А.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 2)Вторым нарушением является использование чужих фотографий без согласования. Это означает, что фотографии, принадлежащие другим авторам, используются на платформе электронной коммерции без их разрешения. Это может происходить, например, когда продавцы выкладывают фотографии товаров, которые не являются их собственностью, но пытаются использовать их для продажи своих товаров. Такое поведение нарушает права авторов и может привести к серьезным юридическим последствиям.
(Покровская А.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 2)Вторым нарушением является использование чужих фотографий без согласования. Это означает, что фотографии, принадлежащие другим авторам, используются на платформе электронной коммерции без их разрешения. Это может происходить, например, когда продавцы выкладывают фотографии товаров, которые не являются их собственностью, но пытаются использовать их для продажи своих товаров. Такое поведение нарушает права авторов и может привести к серьезным юридическим последствиям.
Статья: Дела, которые рассматривает суд по интеллектуальным правам
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 5)- СИП в качестве суда кассационной инстанции рассматривает жалобы на судебные акты обычных арбитражных судов (например, по спорам о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.10 КоАП РФ - за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров; о взыскании компенсации за использование фотографий без разрешения их правообладателя и пр.).
(Слесарев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 5)- СИП в качестве суда кассационной инстанции рассматривает жалобы на судебные акты обычных арбитражных судов (например, по спорам о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.10 КоАП РФ - за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров; о взыскании компенсации за использование фотографий без разрешения их правообладателя и пр.).
Статья: Параллельное творчество или плагиат: сходство, различие, критерии разграничения
(Щербак Н.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 2)Автор статьи - доктор юридических наук, доцент кафедры гражданского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор кафедры интеллектуальных прав Университета им. О.Е. Кутафина Наталия Валериевна Щербак - на основе анализа различных подходов к регулированию условий охраноспособности произведений как объектов авторского права и их соотношения с объектами фанатского творчества приходит к выводу о том, что на современном этапе развития культуры и общества необходимо выделять некоторые уровни в критерии творчества. В этой связи можно говорить о произведениях с низким уровнем творчества (фотографии, некоторые произведения дизайна, некоторые компьютерные программы и др.) и о произведениях с высоким уровнем творчества (произведения литературы, искусства, науки). Чем выше уровень творчества при создании произведения, тем больше возможностей у автора контролировать использование даже небольших по объему элементов (частей, фрагментов, персонажей, названий) в чужом произведении. И наоборот: чем меньше уровень творчества при создании произведения, тем сложнее доказать присвоение авторства во втором произведении и несамостоятельность его создания.
(Щербак Н.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 2)Автор статьи - доктор юридических наук, доцент кафедры гражданского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, профессор кафедры интеллектуальных прав Университета им. О.Е. Кутафина Наталия Валериевна Щербак - на основе анализа различных подходов к регулированию условий охраноспособности произведений как объектов авторского права и их соотношения с объектами фанатского творчества приходит к выводу о том, что на современном этапе развития культуры и общества необходимо выделять некоторые уровни в критерии творчества. В этой связи можно говорить о произведениях с низким уровнем творчества (фотографии, некоторые произведения дизайна, некоторые компьютерные программы и др.) и о произведениях с высоким уровнем творчества (произведения литературы, искусства, науки). Чем выше уровень творчества при создании произведения, тем больше возможностей у автора контролировать использование даже небольших по объему элементов (частей, фрагментов, персонажей, названий) в чужом произведении. И наоборот: чем меньше уровень творчества при создании произведения, тем сложнее доказать присвоение авторства во втором произведении и несамостоятельность его создания.
Статья: Актуальные вопросы судебной практики рассмотрения дел, связанных с нарушением авторских и смежных прав
(Зайцева А.Я., Петряшова А.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)Учитывая наличие технической возможности временного размещения любых фотоматериалов и иных материалов на чужой странице в сети Интернет исключительно для локального использования на отдельно взятом устройстве, представленные истцом протокол осмотра интернет-страницы ответчика, составленный в присутствии третьих лиц, и видеофиксацию нарушения нельзя считать доказательствами, безусловно и бесспорно подтверждающими факт размещения спорной фотографии на интернет-сайте www.mechanicz.ru.
(Зайцева А.Я., Петряшова А.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 2)Учитывая наличие технической возможности временного размещения любых фотоматериалов и иных материалов на чужой странице в сети Интернет исключительно для локального использования на отдельно взятом устройстве, представленные истцом протокол осмотра интернет-страницы ответчика, составленный в присутствии третьих лиц, и видеофиксацию нарушения нельзя считать доказательствами, безусловно и бесспорно подтверждающими факт размещения спорной фотографии на интернет-сайте www.mechanicz.ru.
Статья: Особенности защиты исключительного права на фотографическое произведение в сети Интернет
(Еременко В.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 5)В п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в качестве объектов авторских прав названы, в частности, фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии. Общедоступный характер сети Интернет влечет за собой определенные издержки для правообладателей, связанные с возможностью в том числе недобросовестного использования чужих произведений теми пользователями, которые ошибочно считают, что произведения, загруженные в открытые источники, никому не принадлежат.
(Еременко В.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 5)В п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в качестве объектов авторских прав названы, в частности, фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии. Общедоступный характер сети Интернет влечет за собой определенные издержки для правообладателей, связанные с возможностью в том числе недобросовестного использования чужих произведений теми пользователями, которые ошибочно считают, что произведения, загруженные в открытые источники, никому не принадлежат.
Статья: Определение Верховного Суда России: использование авторских и смежных прав согласно лицензионному договору
(Еременко В.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 3)Затем от истца поступило ходатайство об отказе от иска в части взыскания суммы основного долга в связи с полным погашением ответчиком указанной суммы, а также ходатайство об уточнении иска в части взыскания процентов за пользование ответчиком чужими денежными средствами в размере 28 144 руб. 83 коп. на сумму 1 985 094 руб. 07 коп. за период с 26.11.2022 по 02.02.2023.
(Еременко В.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 3)Затем от истца поступило ходатайство об отказе от иска в части взыскания суммы основного долга в связи с полным погашением ответчиком указанной суммы, а также ходатайство об уточнении иска в части взыскания процентов за пользование ответчиком чужими денежными средствами в размере 28 144 руб. 83 коп. на сумму 1 985 094 руб. 07 коп. за период с 26.11.2022 по 02.02.2023.
"Правовое регулирование оборота прав на результаты интеллектуальной деятельности в цифровой экономике: монография"
(Кирсанова Е.Е.)
("Юстицинформ", 2022)Данному понятию соответствует синонимичное "цифровая тень" - совокупность данных, оставшихся после каждого использования цифрового пространства <302>. В то же время проводятся попытки отметить некие особенности этого понятия: цифровая тень также представляет собой след пользователя в цифровом пространстве, однако такой след оставляется вне воли пользователя (например, его присутствие на чужой фотографии и т.д.) <303>.
(Кирсанова Е.Е.)
("Юстицинформ", 2022)Данному понятию соответствует синонимичное "цифровая тень" - совокупность данных, оставшихся после каждого использования цифрового пространства <302>. В то же время проводятся попытки отметить некие особенности этого понятия: цифровая тень также представляет собой след пользователя в цифровом пространстве, однако такой след оставляется вне воли пользователя (например, его присутствие на чужой фотографии и т.д.) <303>.
Статья: Роль судебной экспертизы в спорах о защите авторских и смежных прав в сети Интернет
(Лепешин Д.А., Даутия Т.В.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 4)Спор может возникнуть относительно объектов "параллельного" творчества, т.е. объектов (например, фотографий, дизайнов изделий и пр.), сходных между собой, но созданных разными лицами (истцом и ответчиком) самостоятельно <11>. В рамках исследования двух сходных объектов вывод об отсутствии использования или переработки чужого произведения может сделать только эксперт.
(Лепешин Д.А., Даутия Т.В.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 4)Спор может возникнуть относительно объектов "параллельного" творчества, т.е. объектов (например, фотографий, дизайнов изделий и пр.), сходных между собой, но созданных разными лицами (истцом и ответчиком) самостоятельно <11>. В рамках исследования двух сходных объектов вывод об отсутствии использования или переработки чужого произведения может сделать только эксперт.
Статья: Авторско-правовой режим апроприативного искусства: свободное использование или переработка произведения?
(Овчинников И.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)Критерий трансформативности позволяет охватить при оценке добросовестности использования в том числе и апроприативное искусство. Действительно, как замечают американские авторы, случаи признания апроприации добросовестной известны судебной практике и обязаны своим появлением делу Campbell v. Acuff-Rose Music, Inc. <22>. Интересно, что по одному из немногочисленных дел такого рода в 2006 г. ответчиком вновь выступал Джефф Кунс, а его апроприация чужой фотографии на этот раз была признана трансформативной <23>. Однако наиболее значимым прецедентом считается дело Cariou v. Prince <24>, в рамках которого добросовестной была признана апроприация Ричардом Принсом целого ряда фотографий, принадлежавших фотографу Патрику Кариу.
(Овчинников И.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)Критерий трансформативности позволяет охватить при оценке добросовестности использования в том числе и апроприативное искусство. Действительно, как замечают американские авторы, случаи признания апроприации добросовестной известны судебной практике и обязаны своим появлением делу Campbell v. Acuff-Rose Music, Inc. <22>. Интересно, что по одному из немногочисленных дел такого рода в 2006 г. ответчиком вновь выступал Джефф Кунс, а его апроприация чужой фотографии на этот раз была признана трансформативной <23>. Однако наиболее значимым прецедентом считается дело Cariou v. Prince <24>, в рамках которого добросовестной была признана апроприация Ричардом Принсом целого ряда фотографий, принадлежавших фотографу Патрику Кариу.
Статья: Правовая охрана части произведения
(Иванов Н.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 1)При определении сферы действия норм о цитировании необходимо учитывать, что в последние годы широкое распространение получила практика их применения к фотографическим произведениям <14>. Обоснованность столь широкого применения рассматриваемых норм вызывает серьезные сомнения. Из содержания судебных постановлений, как правило, следует, что ответчик использовал на своем информационном ресурсе чужую фотографию не в качестве цитаты, а, скорее, как иллюстрацию. Цитата предполагает ее гармоничную интеграцию в другое произведение, в результате ее использования произведение становится более содержательным, целостным. Использование чужих фотографий на интернет-ресурсах, как правило, носит по отношению к самому произведению внешний, иллюстративный характер, что для цитирования нехарактерно. Еще одна проблема применения норм о цитировании к фотографиям состоит в том, что в подавляющем большинстве случаев они используются полностью, без выделения каких-то отдельных частей. Цитирование же, как правило, предполагает фрагментарное использование произведения, а не его копирование в целом. В связи с этим полагаем, что сложившаяся практика распространения правового режима цитирования на фотографические произведения при их использовании без интеграции в другое произведение и без выделения из них отдельных частей нуждается в осмыслении и возможной корректировке. Подобное использование фотографий может быть протестировано на соответствие иным случаям свободного использования произведений (например, иллюстрирование, предусмотренное подп. 2 п. 1 ст. 1274 ГК), но едва ли должно квалифицироваться как цитирование <15>.
(Иванов Н.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 1)При определении сферы действия норм о цитировании необходимо учитывать, что в последние годы широкое распространение получила практика их применения к фотографическим произведениям <14>. Обоснованность столь широкого применения рассматриваемых норм вызывает серьезные сомнения. Из содержания судебных постановлений, как правило, следует, что ответчик использовал на своем информационном ресурсе чужую фотографию не в качестве цитаты, а, скорее, как иллюстрацию. Цитата предполагает ее гармоничную интеграцию в другое произведение, в результате ее использования произведение становится более содержательным, целостным. Использование чужих фотографий на интернет-ресурсах, как правило, носит по отношению к самому произведению внешний, иллюстративный характер, что для цитирования нехарактерно. Еще одна проблема применения норм о цитировании к фотографиям состоит в том, что в подавляющем большинстве случаев они используются полностью, без выделения каких-то отдельных частей. Цитирование же, как правило, предполагает фрагментарное использование произведения, а не его копирование в целом. В связи с этим полагаем, что сложившаяся практика распространения правового режима цитирования на фотографические произведения при их использовании без интеграции в другое произведение и без выделения из них отдельных частей нуждается в осмыслении и возможной корректировке. Подобное использование фотографий может быть протестировано на соответствие иным случаям свободного использования произведений (например, иллюстрирование, предусмотренное подп. 2 п. 1 ст. 1274 ГК), но едва ли должно квалифицироваться как цитирование <15>.
Статья: Защита интеллектуальных прав работников науки. Проблемы и практика применения
(Буянова М.О.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 5)Одна из самых распространенных проблем - это неправомерное использование результатов научной работы без согласия автора. Это может включать плагиат, публикацию статей под чужими именами или коммерческое использование изобретений без уведомления автора.
(Буянова М.О.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 5)Одна из самых распространенных проблем - это неправомерное использование результатов научной работы без согласия автора. Это может включать плагиат, публикацию статей под чужими именами или коммерческое использование изобретений без уведомления автора.