Исключение земельного участка из государственного лесного реестра
Подборка наиболее важных документов по запросу Исключение земельного участка из государственного лесного реестра (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 05.11.2024 N 66а-1789/2024 (УИД 23OS0000-01-2024-000152-94)
Об оставлении без изменения решения Краснодарского краевого суда от 03.07.2024 об отказе в признании недействующими отдельных положений решения Совета муниципального образования Абинский район от 28.02.2023 N 409-с "О внесении изменений в генеральный план Абинского городского поселения Абинского района".Исключение впоследствии земельных участков из государственного лесного реестра актом заместителя министра природных ресурсов Краснодарского края от 5 апреля 2023 г. не свидетельствует о наличии оснований для признания недействующим нормативного правового акта от 28 февраля 2023 г.
Об оставлении без изменения решения Краснодарского краевого суда от 03.07.2024 об отказе в признании недействующими отдельных положений решения Совета муниципального образования Абинский район от 28.02.2023 N 409-с "О внесении изменений в генеральный план Абинского городского поселения Абинского района".Исключение впоследствии земельных участков из государственного лесного реестра актом заместителя министра природных ресурсов Краснодарского края от 5 апреля 2023 г. не свидетельствует о наличии оснований для признания недействующим нормативного правового акта от 28 февраля 2023 г.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 14 "Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории" Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую""Из содержания и смысла данной нормы следует, что если согласно данных Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающим, право удостоверяющим документам земельный участок отнесен к иной категории земель, нежели данные государственного лесного реестра, лесного плана субъекта Российской Федерации, то приоритет отдается сведениям Единого государственного реестра недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 указанной статьи, а именно, если земельные участки расположены в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О продлении процедуры "лесной амнистии" применительно к дачным земельным участкам
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Итогом обращения для таких земельных участков является информационное письмо о прохождении земельным участком процедуры "лесной амнистии" (на примере Московской области такое информационное письмо высылает заявителю Комитет лесного хозяйства МО). Как правило, в указанном информационном письме указывается, в какой срок будет составлен акт об изменении документированной информации ГЛР, из которого должны быть исключены границы земельного участка, прошедшего процедуру.
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)Итогом обращения для таких земельных участков является информационное письмо о прохождении земельным участком процедуры "лесной амнистии" (на примере Московской области такое информационное письмо высылает заявителю Комитет лесного хозяйства МО). Как правило, в указанном информационном письме указывается, в какой срок будет составлен акт об изменении документированной информации ГЛР, из которого должны быть исключены границы земельного участка, прошедшего процедуру.
Статья: Спорные вопросы (не)применения Закона о лесной амнистии
(Харинов И.Н.)
("Закон", 2021, N 11)С другой стороны, Верховный Суд РФ в одном из дел поддержал подход, что в рамках спора об обязании исключить сведения ГЛР в части наложения (пересечения) лесного участка на границы земельного участка рассмотрение вопроса о законности формирования участков не входит в предмет спора <27>.
(Харинов И.Н.)
("Закон", 2021, N 11)С другой стороны, Верховный Суд РФ в одном из дел поддержал подход, что в рамках спора об обязании исключить сведения ГЛР в части наложения (пересечения) лесного участка на границы земельного участка рассмотрение вопроса о законности формирования участков не входит в предмет спора <27>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)Между тем вопрос об обстоятельствах, послуживших основанием для исключения сведений о спорном земельном участке из государственного лесного реестра, судами не исследовался. При этом без установления данных обстоятельств нельзя признать доказанным факт утраты спорным земельным участком статуса лесного.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)Между тем вопрос об обстоятельствах, послуживших основанием для исключения сведений о спорном земельном участке из государственного лесного реестра, судами не исследовался. При этом без установления данных обстоятельств нельзя признать доказанным факт утраты спорным земельным участком статуса лесного.
Решение Конституционного Суда РФ от 09.11.2017
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года"17. В Определениях от 21 сентября 2017 года N 1793-О и N 1794-О Конституционный Суд выявил смысл положений статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации. Конституционный Суд указал, что, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, перед категорией земель, указанной в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в Едином государственном реестре недвижимости только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2017 года"17. В Определениях от 21 сентября 2017 года N 1793-О и N 1794-О Конституционный Суд выявил смысл положений статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации. Конституционный Суд указал, что, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, перед категорией земель, указанной в государственном лесном реестре и лесном плане субъекта Российской Федерации, федеральный законодатель исключил возможность изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как их собственники в Едином государственном реестре недвижимости только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)правило о приоритете сведений ЕГРН содержит ряд исключений. Так, если земельный участок, по данным ЕГРН, относится к категории земель запаса, а в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, - к лесному фонду либо находится в границах лесничества, такой земельный участок относится к категории земель лесного фонда (ч. 9 ст. 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", ч. 9 комментируемой статьи) (п. 8);
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)правило о приоритете сведений ЕГРН содержит ряд исключений. Так, если земельный участок, по данным ЕГРН, относится к категории земель запаса, а в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, - к лесному фонду либо находится в границах лесничества, такой земельный участок относится к категории земель лесного фонда (ч. 9 ст. 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", ч. 9 комментируемой статьи) (п. 8);
Статья: Земельные ресурсы. Мнения
(Гаврилов С., Нургалиева Э., Бородин А., Шагайда Н., Хлыстун В., Доронин Н., Позднякова О., Терновцов А., Пузанов А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)В целях устранения такой правовой неопределенности Минвостокразвития России подготовило проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект федерального закона), которым предусмотрена передача полномочий по распоряжению земельными участками, переведенными в упрощенном порядке из категории земель лесного фонда в земли иной категории, органам государственной власти, уполномоченным на распоряжение земельными участками соответствующей категории земель и формы собственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также исключение таких земельных участков из границ лесничеств и государственного лесного реестра.
(Гаврилов С., Нургалиева Э., Бородин А., Шагайда Н., Хлыстун В., Доронин Н., Позднякова О., Терновцов А., Пузанов А.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 5)В целях устранения такой правовой неопределенности Минвостокразвития России подготовило проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект федерального закона), которым предусмотрена передача полномочий по распоряжению земельными участками, переведенными в упрощенном порядке из категории земель лесного фонда в земли иной категории, органам государственной власти, уполномоченным на распоряжение земельными участками соответствующей категории земель и формы собственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также исключение таких земельных участков из границ лесничеств и государственного лесного реестра.
Статья: О необходимости внесения изменений в Закон о "лесной амнистии" в части порядка предоставления земельных участков собственникам построек
(Ефимова Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)280-ФЗ был принят своевременно для упорядочения вопросов, связанных с государственными реестрами: с одной стороны, единого государственного реестра недвижимости, с другой стороны - лесного реестра. Предполагалось, что земельные участки, прошедшие процедуру "лесной амнистии", навсегда исключаются из числа проблемных, пересечений с гослесфондом не имеют и иметь больше не будут. Однако простота процедуры сильно преувеличена. Особо сложной оказалась процедура, установленная для оформления прав на земельные лесные участки собственниками объектов капитального строительства, расположенных на них. Вместе с тем, наряду со сложностями, безусловным плюсом стало введение самой административной процедуры устранения пересечений в реестрах, которая действует до 1 января 2026 года <2>.
(Ефимова Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)280-ФЗ был принят своевременно для упорядочения вопросов, связанных с государственными реестрами: с одной стороны, единого государственного реестра недвижимости, с другой стороны - лесного реестра. Предполагалось, что земельные участки, прошедшие процедуру "лесной амнистии", навсегда исключаются из числа проблемных, пересечений с гослесфондом не имеют и иметь больше не будут. Однако простота процедуры сильно преувеличена. Особо сложной оказалась процедура, установленная для оформления прав на земельные лесные участки собственниками объектов капитального строительства, расположенных на них. Вместе с тем, наряду со сложностями, безусловным плюсом стало введение самой административной процедуры устранения пересечений в реестрах, которая действует до 1 января 2026 года <2>.
Статья: Перевод земель лесного фонда в земли других категорий
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 1 ст. 93.7 ЛК РФ сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, за исключением сведений, доступ к которым ограничен Правительством РФ, предоставляются оператором федеральной государственной информационной системы лесного комплекса по запросам любых лиц, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи или иным способом, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 1 ст. 93.7 ЛК РФ сведения, содержащиеся в государственном лесном реестре, за исключением сведений, доступ к которым ограничен Правительством РФ, предоставляются оператором федеральной государственной информационной системы лесного комплекса по запросам любых лиц, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, иных технических средств связи или иным способом, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за июнь 2022 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 8)2. Положения Закона N 280-ФЗ <10>, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и Государственного лесного реестра (ГЛР) и условия, при которых приоритет отдается сведениям ЕГРН, направлены на защиту полагавшихся на сведения ЕГРН добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов. При возникновении спора о праве положения данного Закона не исключают необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и возникновения прав на них.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 8)2. Положения Закона N 280-ФЗ <10>, устанавливая прежде всего административную процедуру устранения противоречий между сведениями Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и Государственного лесного реестра (ГЛР) и условия, при которых приоритет отдается сведениям ЕГРН, направлены на защиту полагавшихся на сведения ЕГРН добросовестных приобретателей земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости или осуществляется деятельность, не связанная с использованием лесов. При возникновении спора о праве положения данного Закона не исключают необходимость исследования судами вопросов законности формирования спорных участков и возникновения прав на них.
Статья: О практических проблемах "лесной амнистии" при реализации процедуры на дачных участках
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2024, N 4)<12> См.: поручение Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 15 февраля 2016 г. N ДМ-П13-779р, перечень поручений Президента Российской Федерации от 11 июня 2016 г. N Пр-1138ГС (подп. "з" п. 2, абз. 4) и указание Президента Российской Федерации об устранении несоответствия сведений, носящих взаимоисключающий характер, в Едином государственном реестре недвижимости и государственном лесном реестре.
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2024, N 4)<12> См.: поручение Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 15 февраля 2016 г. N ДМ-П13-779р, перечень поручений Президента Российской Федерации от 11 июня 2016 г. N Пр-1138ГС (подп. "з" п. 2, абз. 4) и указание Президента Российской Федерации об устранении несоответствия сведений, носящих взаимоисключающий характер, в Едином государственном реестре недвижимости и государственном лесном реестре.