Исключение вакантных должностей
Подборка наиболее важных документов по запросу Исключение вакантных должностей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Новое штатное расписание при сокращении штата или реорганизации
(КонсультантПлюс, 2025)"...для проверки законности увольнения... по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации суду необходимо было истребовать у работодателя... действующее на день увольнения... [истца - ред.] штатное расписание организации, исследовать его и определить, имелись ли у работодателя на эту дату вакантные должности... поскольку в материалы дела представлено штатное расписание лишь с указанием количества штатных единиц... сведения о штатной расстановке работников в материалах дела отсутствуют, при том что представленные сведения... не позволяют определить наличие вакансий..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...для проверки законности увольнения... по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации суду необходимо было истребовать у работодателя... действующее на день увольнения... [истца - ред.] штатное расписание организации, исследовать его и определить, имелись ли у работодателя на эту дату вакантные должности... поскольку в материалы дела представлено штатное расписание лишь с указанием количества штатных единиц... сведения о штатной расстановке работников в материалах дела отсутствуют, при том что представленные сведения... не позволяют определить наличие вакансий..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Штатное расписание2. Исключение из штатного расписания вакантных должностей и структурных подразделений
Типовая ситуация: Штатное расписание: как составить и изменить
(Издательство "Главная книга", 2025)Приказ о внесении изменений в штатное расписание при исключении вакантной должности (штатной единицы)
(Издательство "Главная книга", 2025)Приказ о внесении изменений в штатное расписание при исключении вакантной должности (штатной единицы)
Нормативные акты
Федеральный закон от 03.04.2023 N 92-ФЗ
(ред. от 19.12.2023)
"О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территории Херсонской области"3) по результатам рассмотрения заявлений претендентов, итогам проверки достоверности представленных ими документов и сведений и с учетом результатов квалификационного экзамена принимает решения о рекомендации претендентов кандидатами на вакантные должности (за исключением решений в отношении судей, от которых поступили заявления о назначении на должности, аналогичные занимаемым ими, в другие суды того же уровня или в нижестоящие суды, создаваемые на территории Херсонской области) или об отказе им в такой рекомендации;
(ред. от 19.12.2023)
"О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территории Херсонской области"3) по результатам рассмотрения заявлений претендентов, итогам проверки достоверности представленных ими документов и сведений и с учетом результатов квалификационного экзамена принимает решения о рекомендации претендентов кандидатами на вакантные должности (за исключением решений в отношении судей, от которых поступили заявления о назначении на должности, аналогичные занимаемым ими, в другие суды того же уровня или в нижестоящие суды, создаваемые на территории Херсонской области) или об отказе им в такой рекомендации;
Федеральный закон от 03.04.2023 N 90-ФЗ
(ред. от 19.12.2023)
"О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территории Луганской Народной Республики"3) по результатам рассмотрения заявлений претендентов, итогам проверки достоверности представленных ими документов и сведений и с учетом результатов квалификационного экзамена принимает решения о рекомендации претендентов кандидатами на вакантные должности (за исключением решений в отношении судей, от которых поступили заявления о назначении на должности, аналогичные занимаемым ими, в другие суды того же уровня или в нижестоящие суды, создаваемые на территории Луганской Народной Республики) или об отказе им в такой рекомендации;
(ред. от 19.12.2023)
"О порядке отбора кандидатов в первоначальные составы федеральных судов, создаваемых на территории Луганской Народной Республики"3) по результатам рассмотрения заявлений претендентов, итогам проверки достоверности представленных ими документов и сведений и с учетом результатов квалификационного экзамена принимает решения о рекомендации претендентов кандидатами на вакантные должности (за исключением решений в отношении судей, от которых поступили заявления о назначении на должности, аналогичные занимаемым ими, в другие суды того же уровня или в нижестоящие суды, создаваемые на территории Луганской Народной Республики) или об отказе им в такой рекомендации;
Готовое решение: Как определить перечень работников, которые имеют преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности (штата)
(КонсультантПлюс, 2025)Это не обязательно, если вы сокращаете штат, исключили все вакансии и они не появятся на протяжении всей процедуры до увольнения работников. Наша позиция основана на том, что должностей с аналогичным функционалом не остается. Так как увольняются все работники, занимающие одинаковую должность, незачем сравнивать их квалификацию или учитывать другие критерии.
(КонсультантПлюс, 2025)Это не обязательно, если вы сокращаете штат, исключили все вакансии и они не появятся на протяжении всей процедуры до увольнения работников. Наша позиция основана на том, что должностей с аналогичным функционалом не остается. Так как увольняются все работники, занимающие одинаковую должность, незачем сравнивать их квалификацию или учитывать другие критерии.
Статья: Пределы судебного толкования при разрешении трудовых споров
(Коршунова Т.Ю.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)Представляется, что цели, которые были поставлены при принятии рассматриваемого Определения ВС РФ от 14 сентября 2020 г., не будут достигнуты еще и потому, что работодатель всегда сможет придумать механизм, при котором вакантных должностей для трудоустройства работников не будет. Приведем недавний пример из судебного решения: "Проверяя доводы З.Л.В. о том, что ей не была предложена должность налогового консультанта бухгалтерского и налогового департамента, суд пришел к выводу о несостоятельности таких доводов, поскольку из представленных ответчиком штатных расписаний от 1 марта 2019 г., от 1 апреля 2019 г. и приказов об их утверждении, приказов о переводе Ф.И.О.12 от 1 апреля 2019 г., В. от 18 июня 2019 г., соответствующих дополнительных соглашений к трудовым договорам, должностной инструкции налогового консультанта следует, что на момент начала процедуры сокращения штата ООО "КР" вакансии налогового консультанта не имелось; в апреле 2019 г. перевод работника П. на вышестоящую позицию старшего консультанта был произведен с одновременным исключением вакантной должности налогового консультанта из штатного расписания, а 18 июня 2019 г. налоговому консультанту В. приказом о переводе на другую работу была лишь увеличена заработная плата" <20>.
(Коршунова Т.Ю.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)Представляется, что цели, которые были поставлены при принятии рассматриваемого Определения ВС РФ от 14 сентября 2020 г., не будут достигнуты еще и потому, что работодатель всегда сможет придумать механизм, при котором вакантных должностей для трудоустройства работников не будет. Приведем недавний пример из судебного решения: "Проверяя доводы З.Л.В. о том, что ей не была предложена должность налогового консультанта бухгалтерского и налогового департамента, суд пришел к выводу о несостоятельности таких доводов, поскольку из представленных ответчиком штатных расписаний от 1 марта 2019 г., от 1 апреля 2019 г. и приказов об их утверждении, приказов о переводе Ф.И.О.12 от 1 апреля 2019 г., В. от 18 июня 2019 г., соответствующих дополнительных соглашений к трудовым договорам, должностной инструкции налогового консультанта следует, что на момент начала процедуры сокращения штата ООО "КР" вакансии налогового консультанта не имелось; в апреле 2019 г. перевод работника П. на вышестоящую позицию старшего консультанта был произведен с одновременным исключением вакантной должности налогового консультанта из штатного расписания, а 18 июня 2019 г. налоговому консультанту В. приказом о переводе на другую работу была лишь увеличена заработная плата" <20>.
Статья: Личностный фактор в трудовом праве
(Забрамная Е.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)Вместе с тем негативная оценка деловых качеств работника, включая и личностные, может привести к неблагоприятным для него юридическим последствиям. На стадии приема на работу ее следствие - обычно отказ работодателя в заключении трудового договора, который может быть обжалован в суд (ст. 64 ТК РФ). Такой отказ может сопровождаться дискриминацией, особенно когда речь идет о социально уязвимой категории работников. Так, в Методических рекомендациях по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости, утвержденных Приказом Минтруда РФ <15>, в качестве одной из форм возможного проявления дискриминации инвалидов приводится наличие при приеме на работу избыточных требований, которые не связаны с трудовой деятельностью инвалида и направлены на его исключение из числа претендентов на вакантную должность или работу (п. 3).
(Забрамная Е.Ю.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 3)Вместе с тем негативная оценка деловых качеств работника, включая и личностные, может привести к неблагоприятным для него юридическим последствиям. На стадии приема на работу ее следствие - обычно отказ работодателя в заключении трудового договора, который может быть обжалован в суд (ст. 64 ТК РФ). Такой отказ может сопровождаться дискриминацией, особенно когда речь идет о социально уязвимой категории работников. Так, в Методических рекомендациях по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости, утвержденных Приказом Минтруда РФ <15>, в качестве одной из форм возможного проявления дискриминации инвалидов приводится наличие при приеме на работу избыточных требований, которые не связаны с трудовой деятельностью инвалида и направлены на его исключение из числа претендентов на вакантную должность или работу (п. 3).
Готовое решение: Как произвести увольнение работников по сокращению численности (штата)
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы сократить вакантные должности, издайте об этом приказ. Составьте его в произвольной форме. Укажите в нем название сокращаемых должностей, информацию о том, что они не считаются вакантными, исключаются из штатного расписания. Также включите в приказ распоряжение для кадровой службы остановить подбор соискателей и исключить данные вакансии с сайтов по подбору персонала. Это позволит избежать спора с увольняемыми работниками. Ведь они могут настаивать на том, что компания все же осуществляла подбор и не предложила им эти вакансии в соответствии с ч. 3 ст. 81 ТК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы сократить вакантные должности, издайте об этом приказ. Составьте его в произвольной форме. Укажите в нем название сокращаемых должностей, информацию о том, что они не считаются вакантными, исключаются из штатного расписания. Также включите в приказ распоряжение для кадровой службы остановить подбор соискателей и исключить данные вакансии с сайтов по подбору персонала. Это позволит избежать спора с увольняемыми работниками. Ведь они могут настаивать на том, что компания все же осуществляла подбор и не предложила им эти вакансии в соответствии с ч. 3 ст. 81 ТК РФ.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В целях предупреждения дискриминационных проявлений при приеме на работу, исключения случаев выявления судами ограничений прав соискателей вакансий уже на этапе размещения информации о свободных рабочих местах, Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 162-ФЗ <1> в Закон о занятости были введены нормы, запрещающие распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами (п. 6 ст. 25). За распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера, была установлена административная ответственность (ст. 13.11.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В целях предупреждения дискриминационных проявлений при приеме на работу, исключения случаев выявления судами ограничений прав соискателей вакансий уже на этапе размещения информации о свободных рабочих местах, Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 162-ФЗ <1> в Закон о занятости были введены нормы, запрещающие распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей сведения о каком бы то ни было прямом или косвенном ограничении прав или об установлении прямых или косвенных преимуществ в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами (п. 6 ст. 25). За распространение информации о свободных рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного характера, была установлена административная ответственность (ст. 13.11.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)- всем сотрудникам отдела, но за исключением вакантных ставок?
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)- всем сотрудникам отдела, но за исключением вакантных ставок?
Статья: Спор о признании незаконным отказа в приеме на работу (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Основными формами возможного проявления дискриминации при трудоустройстве инвалида являются, в частности, отказ в приеме на работу на основании наличия у претендента инвалидности или предъявление работодателем при приеме на работу инвалида избыточных к нему требований, не связанных с его квалификацией и направленных на его исключение из числа претендентов на вакантную должность или работу. За необоснованный отказ работодателя в приеме инвалида на работу в пределах установленной квоты предусмотрена административная ответственность соответствующего должностного лица. Контроль за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения осуществляет государственная служба занятости населения.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Основными формами возможного проявления дискриминации при трудоустройстве инвалида являются, в частности, отказ в приеме на работу на основании наличия у претендента инвалидности или предъявление работодателем при приеме на работу инвалида избыточных к нему требований, не связанных с его квалификацией и направленных на его исключение из числа претендентов на вакантную должность или работу. За необоснованный отказ работодателя в приеме инвалида на работу в пределах установленной квоты предусмотрена административная ответственность соответствующего должностного лица. Контроль за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения осуществляет государственная служба занятости населения.
Готовое решение: Как составить приказ о сокращении вакантных должностей в организации
(КонсультантПлюс, 2025)Исключать вакантные должности из штатного расписания не обязательно. Но их сокращение позволит, в частности, упростить процедуру увольнения по тем основаниям, когда до расторжения трудового договора необходимо предложить работнику имеющиеся у вас вакансии. А при его согласии - оформить перевод на соответствующую должность. Например, предлагать имеющиеся у вас вакантные должности необходимо сокращаемым работникам. Также вакансии нужно предложить работникам, которые отказываются продолжать работать в связи с изменением условий трудового договора по вашей инициативе (ч. 3 ст. 74, п. 7 ч. 1 ст. 77, п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 81, ч. 1 ст. 180 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Исключать вакантные должности из штатного расписания не обязательно. Но их сокращение позволит, в частности, упростить процедуру увольнения по тем основаниям, когда до расторжения трудового договора необходимо предложить работнику имеющиеся у вас вакансии. А при его согласии - оформить перевод на соответствующую должность. Например, предлагать имеющиеся у вас вакантные должности необходимо сокращаемым работникам. Также вакансии нужно предложить работникам, которые отказываются продолжать работать в связи с изменением условий трудового договора по вашей инициативе (ч. 3 ст. 74, п. 7 ч. 1 ст. 77, п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 81, ч. 1 ст. 180 ТК РФ).