Исключение из егрюл некоммерческой организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Исключение из егрюл некоммерческой организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ
(КонсультантПлюс, 2025)2. Исключение из ЕГРЮЛ недействующей НКО
(КонсультантПлюс, 2025)2. Исключение из ЕГРЮЛ недействующей НКО
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Каков порядок исключения юрлица из ЕГРЮЛ как недействующего
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы исключить из ЕГРЮЛ некоммерческую организацию, недостаточно соблюдения условий, предусмотренных п. 1 ст. 21.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП. Это связано с тем, что банковские операции не являются непременным проявлением уставной деятельности такой организации, а непредставление ею налоговой отчетности может служить основанием только для налоговой ответственности (Постановление Конституционного Суда РФ от 02.12.2021 N 51-П, п. 1 Обзора правовых позиций Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2021 года по вопросам налогообложения (направлен для использования в работе Письмом ФНС России от 02.03.2022 N БВ-4-7/2500@), п. 5.6 Обзора правовых позиций, направленного Письмом ФНС России от 20.09.2024 N БВ-4-9/10821@, Письмо ФНС России от 28.02.2023 N КВ-4-14/2326@).
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы исключить из ЕГРЮЛ некоммерческую организацию, недостаточно соблюдения условий, предусмотренных п. 1 ст. 21.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП. Это связано с тем, что банковские операции не являются непременным проявлением уставной деятельности такой организации, а непредставление ею налоговой отчетности может служить основанием только для налоговой ответственности (Постановление Конституционного Суда РФ от 02.12.2021 N 51-П, п. 1 Обзора правовых позиций Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2021 года по вопросам налогообложения (направлен для использования в работе Письмом ФНС России от 02.03.2022 N БВ-4-7/2500@), п. 5.6 Обзора правовых позиций, направленного Письмом ФНС России от 20.09.2024 N БВ-4-9/10821@, Письмо ФНС России от 28.02.2023 N КВ-4-14/2326@).
Статья: Дополнительные обязанности ФНС в случае принятия решения о предстоящем исключении ТСН из ЕГРЮЛ
(Давыдова О.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Согласно нововведению (новому п. 3.1 ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ), если регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ некоммерческой организации, созданной в организационно-правовой форме ТСН или потребительского кооператива, у этого органа возникает дополнительная обязанность. (Государственной регистрацией указанных НКО занимаются территориальные органы ФНС.) С 14.04.2023 регистрирующий орган должен в трехдневный срок направить НКО, а также лицу, имеющему право без доверенности действовать от имени такой организации, уведомление о принятии решения о предстоящем исключении и возможности направления в регистрирующий орган заявления при продолжении осуществления таким юридическим лицом уставной деятельности. Уведомление должно содержать сведения о порядке и сроках направления заявления с указанием адреса, по которому оно может быть направлено.
(Давыдова О.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Согласно нововведению (новому п. 3.1 ст. 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ), если регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ некоммерческой организации, созданной в организационно-правовой форме ТСН или потребительского кооператива, у этого органа возникает дополнительная обязанность. (Государственной регистрацией указанных НКО занимаются территориальные органы ФНС.) С 14.04.2023 регистрирующий орган должен в трехдневный срок направить НКО, а также лицу, имеющему право без доверенности действовать от имени такой организации, уведомление о принятии решения о предстоящем исключении и возможности направления в регистрирующий орган заявления при продолжении осуществления таким юридическим лицом уставной деятельности. Уведомление должно содержать сведения о порядке и сроках направления заявления с указанием адреса, по которому оно может быть направлено.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3.1. В случае, если решение о предстоящем исключении принято в отношении некоммерческой организации в организационно-правовой форме товарищества собственников недвижимости или потребительского кооператива, регистрирующий орган в течение трех дней с момента принятия такого решения помимо совершения действий, указанных в пункте 3 настоящей статьи, направляет такому юридическому лицу, а также лицу, имеющему право без доверенности действовать от имени такого юридического лица (в том числе по адресу электронной почты такого юридического лица при наличии указанных сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о принятии решения о предстоящем исключении и о возможности направления в регистрирующий орган заявления при продолжении осуществления таким юридическим лицом уставной деятельности. Уведомление о принятии решения о предстоящем исключении и о возможности направления в регистрирующий орган заявления при продолжении осуществления таким юридическим лицом уставной деятельности должно содержать сведения о порядке и сроках направления заявления таким юридическим лицом с указанием адреса, по которому может быть направлено заявление.
(ред. от 28.12.2024)
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3.1. В случае, если решение о предстоящем исключении принято в отношении некоммерческой организации в организационно-правовой форме товарищества собственников недвижимости или потребительского кооператива, регистрирующий орган в течение трех дней с момента принятия такого решения помимо совершения действий, указанных в пункте 3 настоящей статьи, направляет такому юридическому лицу, а также лицу, имеющему право без доверенности действовать от имени такого юридического лица (в том числе по адресу электронной почты такого юридического лица при наличии указанных сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о принятии решения о предстоящем исключении и о возможности направления в регистрирующий орган заявления при продолжении осуществления таким юридическим лицом уставной деятельности. Уведомление о принятии решения о предстоящем исключении и о возможности направления в регистрирующий орган заявления при продолжении осуществления таким юридическим лицом уставной деятельности должно содержать сведения о порядке и сроках направления заявления таким юридическим лицом с указанием адреса, по которому может быть направлено заявление.
Постановление Конституционного Суда РФ от 02.12.2021 N 51-П
"По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой гражданина В.И. Тринько"Для любой некоммерческой организации, а значит, и для гаражного кооператива регулярные банковские операции не являются непременным проявлением его уставной деятельности, и потому неосуществление в течение последних двенадцати месяцев операций по одному банковскому счету не может расцениваться в качестве неопровержимого доказательства прекращения его деятельности. Соответственно, и непредставление за это время документов налоговой отчетности хотя и может свидетельствовать о нарушениях закона и служить основанием для привлечения кооператива к налоговой ответственности, но не должно быть признано достаточным для исключения его из единого государственного реестра юридических лиц.
"По делу о проверке конституционности положений статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в связи с жалобой гражданина В.И. Тринько"Для любой некоммерческой организации, а значит, и для гаражного кооператива регулярные банковские операции не являются непременным проявлением его уставной деятельности, и потому неосуществление в течение последних двенадцати месяцев операций по одному банковскому счету не может расцениваться в качестве неопровержимого доказательства прекращения его деятельности. Соответственно, и непредставление за это время документов налоговой отчетности хотя и может свидетельствовать о нарушениях закона и служить основанием для привлечения кооператива к налоговой ответственности, но не должно быть признано достаточным для исключения его из единого государственного реестра юридических лиц.
Ситуация: Можно ли приватизировать садовый земельный участок?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)До 01.03.2031 члены некоммерческих организаций, а также члены садоводческих некоммерческих организаций, созданных путем реорганизации таких организаций (далее - СНТ), в том числе граждане, прекратившие членство в указанных некоммерческих организациях вследствие их ликвидации или исключения из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением деятельности, имеют право, независимо от даты вступления в членство, приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно (п. п. 2.7, 2.12 ст. 3 Закона N 137-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)До 01.03.2031 члены некоммерческих организаций, а также члены садоводческих некоммерческих организаций, созданных путем реорганизации таких организаций (далее - СНТ), в том числе граждане, прекратившие членство в указанных некоммерческих организациях вследствие их ликвидации или исключения из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением деятельности, имеют право, независимо от даты вступления в членство, приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно (п. п. 2.7, 2.12 ст. 3 Закона N 137-ФЗ).
Статья: К вопросу о смене учредителя некоммерческой организации и формировании достоверной и необходимой информации в Едином государственном реестре юридических лиц
(Котов И.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)6. Насколько оптимально достичь формирования признака публичной достоверности ЕГРЮЛ при подходе законодателя к формированию сведений об учредителях соответствующей организации при отсутствии норм и правил об исключении сведений об учредителях (членах) в случае их смерти и (или) утраты полной правоспособности (применительно к юридическим лицам, когда речь идет об их ликвидации). Попытка исключить указанный пробел была предпринята со стороны Минюста России, на официальном сайте которого указано, что исключение из ЕГРЮЛ сведений об учредителях некоммерческих организаций - юридических лицах, правоспособность которых прекращена, равно как и о физических лицах в связи с их смертью, может быть осуществлена на основании соответствующего судебного акта по заявлению заинтересованных лиц <18>. Однако судебная практика пестрит решениями об отказе судов в удовлетворении подобных заявленных требований. Например, Арбитражный суд Воронежской области в своем решении от 18 февраля 2020 г. по делу N А14-15249/2019 <19> отказал в удовлетворении требований о внесении изменений в ЕГРЮЛ об исключении из состава учредителей АНО НИЦ "КВАРЦ-С ЭНВО" Кондратова Ивана Ивановича в связи с его смертью и возложении на регистрирующий орган обязанности исключить сведения об учредителе Кондратове Иване Ивановиче из ЕГРЮЛ. В обосновании указанного решения суд основывался на том, что наличие сведений о Кондратове И.И. как об учредителе АНО НИЦ "КВАРЦ-С ЭНВО" не свидетельствует о невозможности осуществления деятельности названной организацией. Более того, суд при отсутствии необходимой законодательной базы сделал ссылки на рекомендательное письмо Минюста России от 8 декабря 2016 г. N 11-141929/16 "О разъяснении порядка заполнения заявления по форме N Р11001 и изменения состава учредителей некоммерческой организации" <20> в части указания Минюстом на возможность внесения сведений в ЕГРЮЛ о новом учредителе автономной некоммерческой организации.
(Котов И.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)6. Насколько оптимально достичь формирования признака публичной достоверности ЕГРЮЛ при подходе законодателя к формированию сведений об учредителях соответствующей организации при отсутствии норм и правил об исключении сведений об учредителях (членах) в случае их смерти и (или) утраты полной правоспособности (применительно к юридическим лицам, когда речь идет об их ликвидации). Попытка исключить указанный пробел была предпринята со стороны Минюста России, на официальном сайте которого указано, что исключение из ЕГРЮЛ сведений об учредителях некоммерческих организаций - юридических лицах, правоспособность которых прекращена, равно как и о физических лицах в связи с их смертью, может быть осуществлена на основании соответствующего судебного акта по заявлению заинтересованных лиц <18>. Однако судебная практика пестрит решениями об отказе судов в удовлетворении подобных заявленных требований. Например, Арбитражный суд Воронежской области в своем решении от 18 февраля 2020 г. по делу N А14-15249/2019 <19> отказал в удовлетворении требований о внесении изменений в ЕГРЮЛ об исключении из состава учредителей АНО НИЦ "КВАРЦ-С ЭНВО" Кондратова Ивана Ивановича в связи с его смертью и возложении на регистрирующий орган обязанности исключить сведения об учредителе Кондратове Иване Ивановиче из ЕГРЮЛ. В обосновании указанного решения суд основывался на том, что наличие сведений о Кондратове И.И. как об учредителе АНО НИЦ "КВАРЦ-С ЭНВО" не свидетельствует о невозможности осуществления деятельности названной организацией. Более того, суд при отсутствии необходимой законодательной базы сделал ссылки на рекомендательное письмо Минюста России от 8 декабря 2016 г. N 11-141929/16 "О разъяснении порядка заполнения заявления по форме N Р11001 и изменения состава учредителей некоммерческой организации" <20> в части указания Минюстом на возможность внесения сведений в ЕГРЮЛ о новом учредителе автономной некоммерческой организации.
Статья: Недействующее юридическое лицо
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Отметим также, что согласно правовой позиции ФНС России относительно правомерности принятого регистрирующим органом решения об исключении юридического лица (некоммерческой организации) из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица, изложенной в п. 5.6 Обзора правовых позиций, сформированных ФНС России по результатам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщиков за второй квартал 2024 года (Письмо ФНС России от 20.09.2024 N БВ-4-9/10821@), при установлении регистрирующим органом указанных в п. 1 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации признаков недействующего юридического лица, а также непредставления предусмотренных п. 4 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации заявлений, копии документов, представленных организацией в Минюст России, не могут быть расценены ФНС России как доказательство фактического осуществления некоммерческой организацией деятельности в течение 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, поскольку являются документами отчетности.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Отметим также, что согласно правовой позиции ФНС России относительно правомерности принятого регистрирующим органом решения об исключении юридического лица (некоммерческой организации) из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица, изложенной в п. 5.6 Обзора правовых позиций, сформированных ФНС России по результатам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщиков за второй квартал 2024 года (Письмо ФНС России от 20.09.2024 N БВ-4-9/10821@), при установлении регистрирующим органом указанных в п. 1 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации признаков недействующего юридического лица, а также непредставления предусмотренных п. 4 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации заявлений, копии документов, представленных организацией в Минюст России, не могут быть расценены ФНС России как доказательство фактического осуществления некоммерческой организацией деятельности в течение 12 месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, поскольку являются документами отчетности.
Статья: Комментарий к Обзору позиций, сформированных Федеральной налоговой службой по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщиков за II квартал 2024 года
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 21)- отсутствие операций по расчетному счету - не основание для исключения из ЕГРЮЛ. Законодательство не обязывает некоммерческую организацию иметь расчетный счет.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 21)- отсутствие операций по расчетному счету - не основание для исключения из ЕГРЮЛ. Законодательство не обязывает некоммерческую организацию иметь расчетный счет.
Статья: Недействующее юридическое лицо: понятие и порядок исключения из ЕГРЮЛ
(Гаврилина М.Ю.)
("Право и бизнес", 2022, N 3)В отношении исключения некоммерческих юридических лиц (организаций) из ЕГРЮЛ как недействующих также необходимо учитывать не только формальные основания, но и фактические обстоятельства. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации (далее - Конституционный Суд РФ) в недавнем Постановлении по жалобе гражданина В.И. Тринько <10>, регулярные банковские операции не свидетельствует об осуществлении уставной деятельности некоммерческих организаций, и потому неосуществление операций по одному банковскому счету не может расцениваться в качестве неопровержимого доказательства прекращения его деятельности. По поводу непредоставления налоговой документации Конституционный Суд РФ разъяснил, что действительно непредставление документов и сведений налоговым органам может свидетельствовать о нарушениях закона, но не является достаточным основанием для исключения такой организации из ЕГРЮЛ. Данный подход не является новым и ранее уже высказывался Конституционным Судом РФ <11>.
(Гаврилина М.Ю.)
("Право и бизнес", 2022, N 3)В отношении исключения некоммерческих юридических лиц (организаций) из ЕГРЮЛ как недействующих также необходимо учитывать не только формальные основания, но и фактические обстоятельства. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации (далее - Конституционный Суд РФ) в недавнем Постановлении по жалобе гражданина В.И. Тринько <10>, регулярные банковские операции не свидетельствует об осуществлении уставной деятельности некоммерческих организаций, и потому неосуществление операций по одному банковскому счету не может расцениваться в качестве неопровержимого доказательства прекращения его деятельности. По поводу непредоставления налоговой документации Конституционный Суд РФ разъяснил, что действительно непредставление документов и сведений налоговым органам может свидетельствовать о нарушениях закона, но не является достаточным основанием для исключения такой организации из ЕГРЮЛ. Данный подход не является новым и ранее уже высказывался Конституционным Судом РФ <11>.