Инвентаризация объектов негативного воздействия
Подборка наиболее важных документов по запросу Инвентаризация объектов негативного воздействия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 16.3 "Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду" Федерального закона "Об охране окружающей среды"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию истца правомерной, он неоднократно указывал ответчику на необходимость проведения корректировки инвентаризации всего объекта НВОС с учетом всех действующих источников выбросов объекта и получения нового разрешения на выброс загрязняющих веществ лишь после актуализации учетных сведений об объекте НВОС, содержащихся в государственном реестре.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию истца правомерной, он неоднократно указывал ответчику на необходимость проведения корректировки инвентаризации всего объекта НВОС с учетом всех действующих источников выбросов объекта и получения нового разрешения на выброс загрязняющих веществ лишь после актуализации учетных сведений об объекте НВОС, содержащихся в государственном реестре.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обеспечение экологической безопасности при ликвидации накопленного вреда окружающей среде на объектах в границах особо охраняемых природных территорий: вопросы права и практики
(Мухлынина М.М.)
("Экологическое право", 2024, N 5)Можно отследить важные законодательные изменения правового института "ликвидации накопленного вреда окружающей среде", произошедшие в 2023 г., когда не только был устранен пробел, связанный с отсутствием легального определения этого понятия, но и принят целый ряд подзаконных нормативных правовых актов с целью совершенствования проведения мероприятий по инвентаризации и учету объектов накопленного вреда и т.д. Принятым 4 августа 2023 г. Федеральным законом N 449-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <10> (далее - Закон РФ N 449-ФЗ) внесено изменение в ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <11> (далее - Закон об ООС) в части дополнения основных понятий, используемых в Законе, а именно сформулировано определение понятия "ликвидация накопленного вреда окружающей среде" <12>, также уточнены определение понятия "ОНВОС", введенное в ст. 1 Закона об ООС еще в 2016 г., и понятие "накопленный вред окружающей среде" (далее - НВОС), теперь оно звучит иначе <13>. Закон РФ N 449-ФЗ внес изменения и в положения главы XIV.1, регулирующей инвентаризацию и учет объектов НВОС и непосредственно саму ликвидацию НВОС (ст. 80.1 - 80.3). Законодательной корректировке подвергся и состав субъектов, наделенных полномочиями по обследованию и оценке исследуемых авторами работы объектов, а также оценке их негативного воздействия не только на здоровье граждан, но и на окружающую среду. Отметим, что теперь полномочия распределены следующим образом: на федеральные органы исполнительной власти (далее - ФОИВ), уполномоченные Правительством России, а именно обследование и оценка ОНВОС, за исключением оценки воздействия на здоровье людей, - осуществляются Росприроднадзором с привлечением подведомственных ему ФГБУ на основании государственного задания. Однако зададимся вопросом: какие же полномочия остались у органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в исследуемой сфере? Им предоставлено право по согласованию с Росприроднадзором самостоятельно осуществлять обследование и оценку ОНВОС, но оценку воздействия этих объектов на здоровье человека они осуществлять не имеют права. Совершенствуются и методы обследования: так, оценка производится с помощью дистанционных удаленных технологий (средств) наблюдения, размещенных на территории объекта, с функцией фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения, иных средств, возможностью отбора и анализа проб компонентов природной среды на объекте наблюдения <14>.
(Мухлынина М.М.)
("Экологическое право", 2024, N 5)Можно отследить важные законодательные изменения правового института "ликвидации накопленного вреда окружающей среде", произошедшие в 2023 г., когда не только был устранен пробел, связанный с отсутствием легального определения этого понятия, но и принят целый ряд подзаконных нормативных правовых актов с целью совершенствования проведения мероприятий по инвентаризации и учету объектов накопленного вреда и т.д. Принятым 4 августа 2023 г. Федеральным законом N 449-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <10> (далее - Закон РФ N 449-ФЗ) внесено изменение в ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <11> (далее - Закон об ООС) в части дополнения основных понятий, используемых в Законе, а именно сформулировано определение понятия "ликвидация накопленного вреда окружающей среде" <12>, также уточнены определение понятия "ОНВОС", введенное в ст. 1 Закона об ООС еще в 2016 г., и понятие "накопленный вред окружающей среде" (далее - НВОС), теперь оно звучит иначе <13>. Закон РФ N 449-ФЗ внес изменения и в положения главы XIV.1, регулирующей инвентаризацию и учет объектов НВОС и непосредственно саму ликвидацию НВОС (ст. 80.1 - 80.3). Законодательной корректировке подвергся и состав субъектов, наделенных полномочиями по обследованию и оценке исследуемых авторами работы объектов, а также оценке их негативного воздействия не только на здоровье граждан, но и на окружающую среду. Отметим, что теперь полномочия распределены следующим образом: на федеральные органы исполнительной власти (далее - ФОИВ), уполномоченные Правительством России, а именно обследование и оценка ОНВОС, за исключением оценки воздействия на здоровье людей, - осуществляются Росприроднадзором с привлечением подведомственных ему ФГБУ на основании государственного задания. Однако зададимся вопросом: какие же полномочия остались у органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в исследуемой сфере? Им предоставлено право по согласованию с Росприроднадзором самостоятельно осуществлять обследование и оценку ОНВОС, но оценку воздействия этих объектов на здоровье человека они осуществлять не имеют права. Совершенствуются и методы обследования: так, оценка производится с помощью дистанционных удаленных технологий (средств) наблюдения, размещенных на территории объекта, с функцией фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения, иных средств, возможностью отбора и анализа проб компонентов природной среды на объекте наблюдения <14>.
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Росприроднадзор разъяснил, что в случае, если выбросы в атмосферный воздух от передвижных источников на стоянках и сооружениях, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных источников, их погрузка и разгрузка, были учтены при инвентаризации выбросов на объекте, оказывающем НВОС, как выбросы от стационарных источников, повторного учета выбросов на данных стоянках и сооружениях не требуется.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Росприроднадзор разъяснил, что в случае, если выбросы в атмосферный воздух от передвижных источников на стоянках и сооружениях, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных источников, их погрузка и разгрузка, были учтены при инвентаризации выбросов на объекте, оказывающем НВОС, как выбросы от стационарных источников, повторного учета выбросов на данных стоянках и сооружениях не требуется.
Нормативные акты
Приказ Минприроды России от 19.11.2021 N 871
"Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2021 N 66125)Зарегистрировано в Минюсте России 30 ноября 2021 г. N 66125
"Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2021 N 66125)Зарегистрировано в Минюсте России 30 ноября 2021 г. N 66125
Статья: Выявление и критерии оценки объектов накопленного вреда окружающей среде
(Гафаров Н.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Одной из существенных проблем реализации механизма выявления объектов НВОС является отсутствие возможности и условий для участия в данном процессе физических и юридических лиц. Кроме того, проведению работ по выявлению, инвентаризации и оценке объектов НВОС препятствует отсутствие принятого на федеральном уровне специального нормативно-правового акта, регулирующего порядок проведения данных работ. Вместе с тем возможность принятия субъектами Российской Федерации собственных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области ликвидации объектов НВОС, в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" прямо не предусмотрена.
(Гафаров Н.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Одной из существенных проблем реализации механизма выявления объектов НВОС является отсутствие возможности и условий для участия в данном процессе физических и юридических лиц. Кроме того, проведению работ по выявлению, инвентаризации и оценке объектов НВОС препятствует отсутствие принятого на федеральном уровне специального нормативно-правового акта, регулирующего порядок проведения данных работ. Вместе с тем возможность принятия субъектами Российской Федерации собственных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области ликвидации объектов НВОС, в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" прямо не предусмотрена.