Инвентаризация источников негативного воздействия на окружающую среду
Подборка наиболее важных документов по запросу Инвентаризация источников негативного воздействия на окружающую среду (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 16.3 "Порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду" Федерального закона "Об охране окружающей среды"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию истца правомерной, он неоднократно указывал ответчику на необходимость проведения корректировки инвентаризации всего объекта НВОС с учетом всех действующих источников выбросов объекта и получения нового разрешения на выброс загрязняющих веществ лишь после актуализации учетных сведений об объекте НВОС, содержащихся в государственном реестре.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию истца правомерной, он неоднократно указывал ответчику на необходимость проведения корректировки инвентаризации всего объекта НВОС с учетом всех действующих источников выбросов объекта и получения нового разрешения на выброс загрязняющих веществ лишь после актуализации учетных сведений об объекте НВОС, содержащихся в государственном реестре.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2024 N 17АП-5483/2024-АК по делу N А60-3749/2024
Требование: О признании недействительными спорных пунктов предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований природоохранного законодательства.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Согласно п. 2. предписания (в части Фасонно-литейного цеха) инвентаризация для объекта НВОС Основная площадка (код N 650166-001823-П) АО "ЕВРАЗ НТМК" по количеству источников выбросов содержит искаженные сведения, а именно не учтены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В частности, в связи с усовершенствованием технологии по изготовлению форм по отливке изделий в Фасонно-литейном цехе выведено из эксплуатации оборудование по источникам выбросов NN 0121, 0122, 0123, 0131, 0132. В ходе осмотра цеха Управлением выявлены факты осуществления технологических процессов с выделением загрязняющих веществ, в том числе через неорганизованный источник выбросов - открытые ворота цеха сушки форм.
Требование: О признании недействительными спорных пунктов предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований природоохранного законодательства.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Согласно п. 2. предписания (в части Фасонно-литейного цеха) инвентаризация для объекта НВОС Основная площадка (код N 650166-001823-П) АО "ЕВРАЗ НТМК" по количеству источников выбросов содержит искаженные сведения, а именно не учтены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. В частности, в связи с усовершенствованием технологии по изготовлению форм по отливке изделий в Фасонно-литейном цехе выведено из эксплуатации оборудование по источникам выбросов NN 0121, 0122, 0123, 0131, 0132. В ходе осмотра цеха Управлением выявлены факты осуществления технологических процессов с выделением загрязняющих веществ, в том числе через неорганизованный источник выбросов - открытые ворота цеха сушки форм.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Можно ли использовать журнал ПОД-1 для учета в области охраны атмосферного воздуха?
(Консультация эксперта, 2025)Хозяйствующие субъекты, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения (п. 1 ст. 22 Закона N 96-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)Хозяйствующие субъекты, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения (п. 1 ст. 22 Закона N 96-ФЗ).
Вопрос: Нужно ли малому предприятию сдавать отчетность в Росприроднадзор?
(Консультация эксперта, 2025)Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии) (п. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ)).
(Консультация эксперта, 2025)Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии) (п. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ)).
Нормативные акты
Приказ Минприроды России от 19.11.2021 N 871
"Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2021 N 66125)Зарегистрировано в Минюсте России 30 ноября 2021 г. N 66125
"Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2021 N 66125)Зарегистрировано в Минюсте России 30 ноября 2021 г. N 66125
Статья: Надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха в Арктической зоне
(Зиновьев И.Л.)
("Законность", 2025, N 1)Например, прокурорами Мурманской области и Чукотского автономного округа было пресечено осуществление хозяйственной деятельности без оформления экологической документации, в том числе планов мероприятий по снижению выбросов в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях, санитарно-защитных зон объектов капитального строительства <4>; вскрыты факты непроведения инвентаризации стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду <5>.
(Зиновьев И.Л.)
("Законность", 2025, N 1)Например, прокурорами Мурманской области и Чукотского автономного округа было пресечено осуществление хозяйственной деятельности без оформления экологической документации, в том числе планов мероприятий по снижению выбросов в атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях, санитарно-защитных зон объектов капитального строительства <4>; вскрыты факты непроведения инвентаризации стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и невнесения платы за негативное воздействие на окружающую среду <5>.
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Росприроднадзор разъяснил, что в случае, если выбросы в атмосферный воздух от передвижных источников на стоянках и сооружениях, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных источников, их погрузка и разгрузка, были учтены при инвентаризации выбросов на объекте, оказывающем НВОС, как выбросы от стационарных источников, повторного учета выбросов на данных стоянках и сооружениях не требуется.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Росприроднадзор разъяснил, что в случае, если выбросы в атмосферный воздух от передвижных источников на стоянках и сооружениях, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных источников, их погрузка и разгрузка, были учтены при инвентаризации выбросов на объекте, оказывающем НВОС, как выбросы от стационарных источников, повторного учета выбросов на данных стоянках и сооружениях не требуется.
Готовое решение: Как заполнить форму N 4-ОС за 2022 г.
(КонсультантПлюс, 2023)Платежи за негативное воздействие на окружающую среду, другие налоги и платежи, штрафы и выплаты за возмещение ущерба, нанесенного окружающей среде, в этих графах не отражайте.
(КонсультантПлюс, 2023)Платежи за негативное воздействие на окружающую среду, другие налоги и платежи, штрафы и выплаты за возмещение ущерба, нанесенного окружающей среде, в этих графах не отражайте.
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В частности, до 2022 г. продлеваются разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" к объектам I категории.
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В частности, до 2022 г. продлеваются разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" к объектам I категории.
Готовое решение: Как заполнить и представить форму N 4-ОС за 2023 г.
(КонсультантПлюс, 2024)Платежи за негативное воздействие на окружающую среду, другие налоги и платежи, штрафы и выплаты за возмещение ущерба, нанесенного окружающей среде, в этих графах не отражайте.
(КонсультантПлюс, 2024)Платежи за негативное воздействие на окружающую среду, другие налоги и платежи, штрафы и выплаты за возмещение ущерба, нанесенного окружающей среде, в этих графах не отражайте.
Готовое решение: Как рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)3.2. Как скорректировать плату за НВОС
(КонсультантПлюс, 2025)3.2. Как скорректировать плату за НВОС
Готовое решение: Как рассчитать и внести плату за негативное воздействие на окружающую среду (до 31 августа 2023 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)В противном случае платежную базу по объектам IV категории целесообразно определять как объем или массу выбросов загрязняющих веществ по данным инвентаризации стационарных источников, не применяя к ставкам платы повышающих коэффициентов 5 или 25 (Письмо Минприроды России от 03.02.2020 N 19-47/2482).
(КонсультантПлюс, 2023)В противном случае платежную базу по объектам IV категории целесообразно определять как объем или массу выбросов загрязняющих веществ по данным инвентаризации стационарных источников, не применяя к ставкам платы повышающих коэффициентов 5 или 25 (Письмо Минприроды России от 03.02.2020 N 19-47/2482).
Статья: О трансформации платы за негативное воздействие на окружающую среду в экологический налог
(Иванов М.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)8) целесообразно использовать проектную документацию или отчет об инвентаризации источников ЗВ и нормативы по допустимым объемам выбросов (сбросов) в качестве источников информации о налоговой базе, что сделает расчет ПНВОС более гибким и справедливым;
(Иванов М.О.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)8) целесообразно использовать проектную документацию или отчет об инвентаризации источников ЗВ и нормативы по допустимым объемам выбросов (сбросов) в качестве источников информации о налоговой базе, что сделает расчет ПНВОС более гибким и справедливым;
Статья: К вопросу о совершенствовании правового механизма предотвращения загрязнения атмосферного воздуха
(Джунусова Д.Н.)
("Современное право", 2024, N 12)В соответствии с п. 3 Приказа Минприроды России N 871 при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные источники загрязнения атмосферного воздуха (ИЗАВ), которые постоянно или временно функционируют на объекте негативного воздействия на окружающую среду. Для определения показателей выбросов ИЗАВ используются инструментальные и расчетные методы. Полученная информация и результаты проведенных в ходе инвентаризации расчетов и замеров оформляются в виде отчета, который утверждается хозяйствующим субъектом и хранится на предприятии. Этот документ служит основой для разработки другой обязательной экологической документации, такой как проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) или проект предельно допустимых выбросов (ПДВ). Кроме того, инвентаризация выбросов является важным инструментом для планирования и принятия мер по снижению выбросов в атмосферный воздух.
(Джунусова Д.Н.)
("Современное право", 2024, N 12)В соответствии с п. 3 Приказа Минприроды России N 871 при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные источники загрязнения атмосферного воздуха (ИЗАВ), которые постоянно или временно функционируют на объекте негативного воздействия на окружающую среду. Для определения показателей выбросов ИЗАВ используются инструментальные и расчетные методы. Полученная информация и результаты проведенных в ходе инвентаризации расчетов и замеров оформляются в виде отчета, который утверждается хозяйствующим субъектом и хранится на предприятии. Этот документ служит основой для разработки другой обязательной экологической документации, такой как проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ) или проект предельно допустимых выбросов (ПДВ). Кроме того, инвентаризация выбросов является важным инструментом для планирования и принятия мер по снижению выбросов в атмосферный воздух.
Готовое решение: Как заполнить заявку о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)По каждому источнику выбросов на объекте НВОС приведите, в частности, такие сведения:
(КонсультантПлюс, 2025)По каждому источнику выбросов на объекте НВОС приведите, в частности, такие сведения: