Интегрированная структура опк
Подборка наиболее важных документов по запросу Интегрированная структура опк (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Гражданско-правовое регулирование в области военно-технического сотрудничества: Учебное пособие"
(Кудашкин В.В.)
("ОнтоПринт", 2022)2.2.2. Предоставление права на осуществление внешнеторговой
(Кудашкин В.В.)
("ОнтоПринт", 2022)2.2.2. Предоставление права на осуществление внешнеторговой
Статья: Корпоративное управление предприятиями оборонно-промышленного комплекса: смена парадигм
(Лаптев В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)В Федеральном законе "О промышленной политике в Российской Федерации" исключен запрет, установленный в п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <15> и в п. 6 ст. 98 ГК РФ, на создание компаний, в которых единственный учредитель (акционер) - другое общество - содержит в своем уставном капитале одно лицо (п. 7 ст. 21). Структурирование группы компаний в вертикально интегрированный холдинг по принципу матрешки применяется исключительно при использовании акционерной формы корпоративной организации в интегрированных структурах ОПК. Вместе с тем при наличии субсидиарной и иной юридической ответственности контролирующих корпорацию лиц видится неактуальным запрет на создание компаний-"матрешек". Данное право должно относиться к дискреционным правомочиям учредителей (акционеров, участников) хозяйственного общества, которые вправе самостоятельно определять экономическую модель ведения ими предпринимательской деятельности и несут за это установленную законом юридическую ответственность <16>.
(Лаптев В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)В Федеральном законе "О промышленной политике в Российской Федерации" исключен запрет, установленный в п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" <15> и в п. 6 ст. 98 ГК РФ, на создание компаний, в которых единственный учредитель (акционер) - другое общество - содержит в своем уставном капитале одно лицо (п. 7 ст. 21). Структурирование группы компаний в вертикально интегрированный холдинг по принципу матрешки применяется исключительно при использовании акционерной формы корпоративной организации в интегрированных структурах ОПК. Вместе с тем при наличии субсидиарной и иной юридической ответственности контролирующих корпорацию лиц видится неактуальным запрет на создание компаний-"матрешек". Данное право должно относиться к дискреционным правомочиям учредителей (акционеров, участников) хозяйственного общества, которые вправе самостоятельно определять экономическую модель ведения ими предпринимательской деятельности и несут за это установленную законом юридическую ответственность <16>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О промышленной политике в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 29.09.2025)16) интегрированная структура оборонно-промышленного комплекса - объединение ведущих совместную деятельность юридических лиц, которое не является юридическим лицом, создается в соответствии с решениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации и в котором одно юридическое лицо имеет возможность определять решения, принимаемые остальными юридическими лицами;
(ред. от 07.07.2025)
"О промышленной политике в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 29.09.2025)16) интегрированная структура оборонно-промышленного комплекса - объединение ведущих совместную деятельность юридических лиц, которое не является юридическим лицом, создается в соответствии с решениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации и в котором одно юридическое лицо имеет возможность определять решения, принимаемые остальными юридическими лицами;
Указ Президента РФ от 10.02.2018 N 63
"О некоторых вопросах акционерного общества "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение"В целях повышения эффективности деятельности интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса постановляю:
"О некоторых вопросах акционерного общества "Корпорация "Тактическое ракетное вооружение"В целях повышения эффективности деятельности интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса постановляю:
Статья: Преодоление запрета на существование хозяйственных обществ, единственным участником которых является другое общество "одного лица"
(Гурьянов А.В.)
("Право и экономика", 2022, N 5)- на дочерние акционерные общества и их дочерние акционерные общества: 1) головных организаций интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса, 100% акций которых находятся в собственности Российской Федерации <26>; 2) акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс" <27>; 3) Государственной корпорации "Ростех" <28>; 4) Государственной корпорации "Роскосмос" <29>; 5) акционерного общества "Почта России" <30>;
(Гурьянов А.В.)
("Право и экономика", 2022, N 5)- на дочерние акционерные общества и их дочерние акционерные общества: 1) головных организаций интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса, 100% акций которых находятся в собственности Российской Федерации <26>; 2) акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс" <27>; 3) Государственной корпорации "Ростех" <28>; 4) Государственной корпорации "Роскосмос" <29>; 5) акционерного общества "Почта России" <30>;
Статья: Организационно-правовые формы участников корпоративных групп
(Мутафян Г.А.)
("Современное право", 2024, N 8)Вопрос о корреляции предпринимательской направленности корпоративных групп и закрепленных в ст. 67.3 ГК РФ организационно-правовых форм стоит особенно остро с учетом закрепления в ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" положений о возможности осуществления предпринимательской деятельности некоммерческими организациями. Кроме того, в Методических рекомендациях по созданию интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе (утв. Приказом Минпромэнерго РФ от 11.10.2007 N 426) указывается, что вертикальное объединение, которое создается в соответствии с приказом (интегрированные структуры в оборонно-промышленном комплексе), может иметь холдинговую компанию в организационно-правовой форме федерального государственного унитарного предприятия в тех случаях, когда создание в форме ОАО невозможно в силу каких-либо причин (п. 2.4.1). Диссонанс вызывает и ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", где указано, что для создания материальных условий реализации благотворительных целей благотворительная организация (некоммерческое юридическое лицо) вправе учреждать хозяйственные общества.
(Мутафян Г.А.)
("Современное право", 2024, N 8)Вопрос о корреляции предпринимательской направленности корпоративных групп и закрепленных в ст. 67.3 ГК РФ организационно-правовых форм стоит особенно остро с учетом закрепления в ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" положений о возможности осуществления предпринимательской деятельности некоммерческими организациями. Кроме того, в Методических рекомендациях по созданию интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе (утв. Приказом Минпромэнерго РФ от 11.10.2007 N 426) указывается, что вертикальное объединение, которое создается в соответствии с приказом (интегрированные структуры в оборонно-промышленном комплексе), может иметь холдинговую компанию в организационно-правовой форме федерального государственного унитарного предприятия в тех случаях, когда создание в форме ОАО невозможно в силу каких-либо причин (п. 2.4.1). Диссонанс вызывает и ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", где указано, что для создания материальных условий реализации благотворительных целей благотворительная организация (некоммерческое юридическое лицо) вправе учреждать хозяйственные общества.
Статья: Инструментарий стратегического управления социально-экономическим развитием: конституционно-правовые аспекты
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)9) объединения юридических лиц, которые представляется важным вписать в систему стратегического управления. Пример - "интегрированная структура оборонно-промышленного комплекса" (ФЗ от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации").
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)9) объединения юридических лиц, которые представляется важным вписать в систему стратегического управления. Пример - "интегрированная структура оборонно-промышленного комплекса" (ФЗ от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации").
Статья: Правовые формы деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса по исполнению государственного оборонного заказа
(Кудашкин А.В., Свининых Е.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 1)Во-первых, в силу прямого указания Закона о гособоронзаказе такие головные организации интегрированных структур ОПК, как государственные корпорации "Росатом" и "Роскосмос", могут выступать в качестве государственных заказчиков ГОЗ.
(Кудашкин А.В., Свининых Е.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 1)Во-первых, в силу прямого указания Закона о гособоронзаказе такие головные организации интегрированных структур ОПК, как государственные корпорации "Росатом" и "Роскосмос", могут выступать в качестве государственных заказчиков ГОЗ.
Статья: О структуре правосубъектности юридического лица и формах осуществления совместной деятельности хозяйственных обществ
(Андреев В.К.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Ассоциация (союз) как форма координации предпринимательской деятельности в рамках специально созданного юридического лица ввиду дополнительных расходов на ее содержание не имеет широкого распространения. Полномочия головной организации по определению решений входящих в состав интегрированной структуры оборонно-промышленного комплекса организаций не обозначены как элемент компетенции органов юридического лица.
(Андреев В.К.)
("Журнал российского права", 2024, N 3)Ассоциация (союз) как форма координации предпринимательской деятельности в рамках специально созданного юридического лица ввиду дополнительных расходов на ее содержание не имеет широкого распространения. Полномочия головной организации по определению решений входящих в состав интегрированной структуры оборонно-промышленного комплекса организаций не обозначены как элемент компетенции органов юридического лица.
"Актуальные проблемы правового регулирования труда в государственных корпорациях и корпоративных объединениях: монография"
(Потапов А.В.)
("Проспект", 2023)Примеров, подтверждающих данное утверждение, достаточно. Так, А.В. Кудашкин и Е.А. Свининых, проводя анализ положений Методических рекомендаций по созданию интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе <1>, приходят к выводу, что интегрированная структура оборонно-промышленного комплекса "состоит из производственных организаций и организации, осуществляющей корпоративный контроль за их деятельностью (головной организации или управляющей компании)". При этом учеными признается наличие у головных организаций возможности экономического и корпоративного контроля за участниками этих структур <2>.
(Потапов А.В.)
("Проспект", 2023)Примеров, подтверждающих данное утверждение, достаточно. Так, А.В. Кудашкин и Е.А. Свининых, проводя анализ положений Методических рекомендаций по созданию интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе <1>, приходят к выводу, что интегрированная структура оборонно-промышленного комплекса "состоит из производственных организаций и организации, осуществляющей корпоративный контроль за их деятельностью (головной организации или управляющей компании)". При этом учеными признается наличие у головных организаций возможности экономического и корпоративного контроля за участниками этих структур <2>.
"Корпоративное право современной России: монография"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)В Федеральном законе "О промышленной политике в Российской Федерации" предусмотрено понятие интегративной структуры оборонно-промышленного комплекса, которое определяется как объединение ведущих совместную деятельность юридических лиц, которое не является юридическим лицом. В этом объединении одно юридическое лицо (головная организация, входящая в эту структуру) имеет возможность определять решения, принимаемые остальными юридическими лицами. В п. 2 ст. 22 упомянутого Закона предусмотрено, что в целях выполнения государственного оборонного заказа организациями оборонно-промышленного комплекса устанавливается субсидиарная ответственность головных интегрированных структур за невыполнение или ненадлежащее выполнение государственного оборонного заказа организациями оборонно-промышленного комплекса, входящими в состав соответствующей структуры оборонно-промышленного комплекса, если иное не установлено федеральными законами. В связи с названной нормой Закона вряд ли можно назвать парадоксом действующего законодательства утверждение А.В. Габова о том, что приведенное определение интегрированной структуры ОПК воспроизводит определение (но без использования слова "холдинг") "холдинга" как объединения юридических лиц, не имеющего статуса юридического лица, рассматриваемого как единый экономический комплекс, в рамках координации экономической деятельности входящих в такое объединение юридических лиц" <1>. А как же тогда объяснить субсидиарную ответственность головной организации за невыполнение оборонного заказа организациями, входящими в состав интегрированной структуры ОПК? Представляется, что рассматривать интегрированную структуру ОПК как единый экономический комплекс недостаточно, поскольку он имеет определенные правовые характеристики, и притом довольно существенные. В данном случае неприменим п. 2 ст. 67.3 ГК РФ. Одним из вариантов объяснения этого юридического феномена является применение к рассматриваемым отношениям по аналогии нормы ст. 399 ГК РФ о субсидиарной ответственности. Такой подход позволяет объяснить, почему головная организация интегрированной структуры несет субсидиарную ответственность за других лиц, входящих в такую структуру, в частности за невыполнение или ненадлежащее выполнение оборонного заказа, которое может быть вызвано и неэффективными решениями, обязательными для организаций, входящих в интегрированную структуру.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)В Федеральном законе "О промышленной политике в Российской Федерации" предусмотрено понятие интегративной структуры оборонно-промышленного комплекса, которое определяется как объединение ведущих совместную деятельность юридических лиц, которое не является юридическим лицом. В этом объединении одно юридическое лицо (головная организация, входящая в эту структуру) имеет возможность определять решения, принимаемые остальными юридическими лицами. В п. 2 ст. 22 упомянутого Закона предусмотрено, что в целях выполнения государственного оборонного заказа организациями оборонно-промышленного комплекса устанавливается субсидиарная ответственность головных интегрированных структур за невыполнение или ненадлежащее выполнение государственного оборонного заказа организациями оборонно-промышленного комплекса, входящими в состав соответствующей структуры оборонно-промышленного комплекса, если иное не установлено федеральными законами. В связи с названной нормой Закона вряд ли можно назвать парадоксом действующего законодательства утверждение А.В. Габова о том, что приведенное определение интегрированной структуры ОПК воспроизводит определение (но без использования слова "холдинг") "холдинга" как объединения юридических лиц, не имеющего статуса юридического лица, рассматриваемого как единый экономический комплекс, в рамках координации экономической деятельности входящих в такое объединение юридических лиц" <1>. А как же тогда объяснить субсидиарную ответственность головной организации за невыполнение оборонного заказа организациями, входящими в состав интегрированной структуры ОПК? Представляется, что рассматривать интегрированную структуру ОПК как единый экономический комплекс недостаточно, поскольку он имеет определенные правовые характеристики, и притом довольно существенные. В данном случае неприменим п. 2 ст. 67.3 ГК РФ. Одним из вариантов объяснения этого юридического феномена является применение к рассматриваемым отношениям по аналогии нормы ст. 399 ГК РФ о субсидиарной ответственности. Такой подход позволяет объяснить, почему головная организация интегрированной структуры несет субсидиарную ответственность за других лиц, входящих в такую структуру, в частности за невыполнение или ненадлежащее выполнение оборонного заказа, которое может быть вызвано и неэффективными решениями, обязательными для организаций, входящих в интегрированную структуру.
Статья: К вопросу о соотношении понятий "оборонно-промышленный комплекс" и "военно-промышленный комплекс"
(Кудашкин А.В., Потапов А.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 7)В дополнение к изложенному впервые Закон о промышленной политике раскрывает понятия интегрированной структуры ОПК и головной организации такой структуры.
(Кудашкин А.В., Потапов А.В.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 7)В дополнение к изложенному впервые Закон о промышленной политике раскрывает понятия интегрированной структуры ОПК и головной организации такой структуры.
Статья: Организационно-правовые формы включения высоких технологий в промышленное производство
(Андреев В.К.)
("Юрист", 2023, N 9)Предпринимательское объединение как лицо, участвующее в гражданском обороте, не обозначено в ГК РФ и иных законах, регулирующих предпринимательскую деятельность. В связи с этим нет правовых оснований рассматривать его как родовое понятие, а другие совокупности субъектов предпринимательской деятельности как вид, как это делает К.И. Поморцев в отношении кластеров <11>. Представляется более основанным на законе считать объединение ведущих совместную деятельность юридических лиц видом юридического лица, созданного для осуществления деятельности в определенной сфере. Так, интегрированная структура оборонно-промышленного комплекса представляет собой вторичную структуру самостоятельных юридических лиц, правовым признаком которой является право головной организации определять решения, принимаемые остальными юридическими лицами, и нести субсидиарную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение государственного оборонного заказа организациями, входящими в состав соответствующей структуры ОПК. В таком понимании сочетание юридических лиц можно называть предпринимательским объединением, т.е. в том случае, когда есть какой-то юридический признак, их соединяющий.
(Андреев В.К.)
("Юрист", 2023, N 9)Предпринимательское объединение как лицо, участвующее в гражданском обороте, не обозначено в ГК РФ и иных законах, регулирующих предпринимательскую деятельность. В связи с этим нет правовых оснований рассматривать его как родовое понятие, а другие совокупности субъектов предпринимательской деятельности как вид, как это делает К.И. Поморцев в отношении кластеров <11>. Представляется более основанным на законе считать объединение ведущих совместную деятельность юридических лиц видом юридического лица, созданного для осуществления деятельности в определенной сфере. Так, интегрированная структура оборонно-промышленного комплекса представляет собой вторичную структуру самостоятельных юридических лиц, правовым признаком которой является право головной организации определять решения, принимаемые остальными юридическими лицами, и нести субсидиарную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение государственного оборонного заказа организациями, входящими в состав соответствующей структуры ОПК. В таком понимании сочетание юридических лиц можно называть предпринимательским объединением, т.е. в том случае, когда есть какой-то юридический признак, их соединяющий.
Статья: Экономическая зависимость юридических лиц: отдельные размышления о развитии института
(Габов А.В.)
("Гражданское право", 2022, N 3)- в 2014 г. (ст. 3 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации") в законодательстве нашло свое место и понятие "интегрированная структура оборонно-промышленного комплекса";
(Габов А.В.)
("Гражданское право", 2022, N 3)- в 2014 г. (ст. 3 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации") в законодательстве нашло свое место и понятие "интегрированная структура оборонно-промышленного комплекса";