Инструкция по заполнению заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога
Подборка наиболее важных документов по запросу Инструкция по заполнению заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 69 "Требование об уплате задолженности" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган направил требование об уплате пеней, которое не содержало ссылок на положения законодательства о налогах и сборах, а также указания на размер недоимки, на которую начислены пени. Задолженность по уплате пеней была включена в отрицательное сальдо единого налогового счета, а затем погашена за счет переплаты на едином налоговом счете. Налогоплательщик оспорил требование, указав, что оно не соответствует форме, утвержденной Приказом ФНС России от 14.08.2020 N ЕД-7-8/583@, поскольку в нем не отражены все необходимые реквизиты, требование не содержит ссылок на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог, налоговым органом не указаны размер недоимки по налогам, на которые начислены пени, налоговый период образования недоимки. Суд установил, что направленное требование соответствует положениям п. п. 2 и 3 ст. 69 НК РФ, и отказал в удовлетворении требований налогоплательщика. Суд принял во внимание, что уведомления об исчисленных суммах НДФЛ обществом не представлялись или представлялись с нарушением сроков и порядка заполнения, положениями НК РФ не предусмотрено последующее перераспределение сумм после определения принадлежности переплаты в счет погашения задолженности. Суд отметил, что информацию о зачете единого налогового платежа можно получить в личном кабинете налогоплательщика или посредством направления запроса в налоговый орган.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган направил требование об уплате пеней, которое не содержало ссылок на положения законодательства о налогах и сборах, а также указания на размер недоимки, на которую начислены пени. Задолженность по уплате пеней была включена в отрицательное сальдо единого налогового счета, а затем погашена за счет переплаты на едином налоговом счете. Налогоплательщик оспорил требование, указав, что оно не соответствует форме, утвержденной Приказом ФНС России от 14.08.2020 N ЕД-7-8/583@, поскольку в нем не отражены все необходимые реквизиты, требование не содержит ссылок на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог, налоговым органом не указаны размер недоимки по налогам, на которые начислены пени, налоговый период образования недоимки. Суд установил, что направленное требование соответствует положениям п. п. 2 и 3 ст. 69 НК РФ, и отказал в удовлетворении требований налогоплательщика. Суд принял во внимание, что уведомления об исчисленных суммах НДФЛ обществом не представлялись или представлялись с нарушением сроков и порядка заполнения, положениями НК РФ не предусмотрено последующее перераспределение сумм после определения принадлежности переплаты в счет погашения задолженности. Суд отметил, что информацию о зачете единого налогового платежа можно получить в личном кабинете налогоплательщика или посредством направления запроса в налоговый орган.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Возврат административного штрафа (практика арбитражных судов)
(КонсультантПлюс, 2025)...Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции исходил из того, что обществом не соблюден досудебный порядок возврата административного штрафа, поскольку порядок зачетов и возвратов излишне уплаченных налоговых обязательств регламентирован главой 12 НК РФ, которая предусматривает обращение к налоговому органу с заявлением, оформленным с соблюдением условий п. п. 4, 6 ст. 78 НК РФ, что обществом не выполнено.
(КонсультантПлюс, 2025)...Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции исходил из того, что обществом не соблюден досудебный порядок возврата административного штрафа, поскольку порядок зачетов и возвратов излишне уплаченных налоговых обязательств регламентирован главой 12 НК РФ, которая предусматривает обращение к налоговому органу с заявлением, оформленным с соблюдением условий п. п. 4, 6 ст. 78 НК РФ, что обществом не выполнено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: ...Согласно п. 6.5 разд. 6 гл. А ч. II Положения Банка России от 26.03.2007 N 302-П основанием для отражения в бухгалтерском учете переплат по налогам и сборам, а также их зачета является решение налогового органа, оформленное в соответствии с законодательством о налогах и сборах и обычаем делового оборота. Банк отразил в бухучете суммы переплаты по налогу на прибыль за 2010 г. на основании налоговой декларации по кредиту на счетах 70711 и 60302. На момент отражения переплаты акт сверки с налоговым органом у банка отсутствует, так как его оформление невозможно в момент направления налоговой декларации в налоговый орган. Правомерно ли отражать переплату по налогу на прибыль на указанных счетах в момент подачи налоговой декларации?
(Письмо Банка России от 04.08.2011 N 18-1-2-9/1010)Вопрос: У кредитных организаций возникают вопросы, связанные с порядком отражения в бухгалтерском учете кредитной организации сумм переплаты по налогу на прибыль.
(Письмо Банка России от 04.08.2011 N 18-1-2-9/1010)Вопрос: У кредитных организаций возникают вопросы, связанные с порядком отражения в бухгалтерском учете кредитной организации сумм переплаты по налогу на прибыль.
Вопрос: Вправе ли налогоплательщик на УСН принять к вычету НДС с аванса, если аванс и отгрузка имели место в разных налоговых периодах: при переходе с НДС 20% на НДС 5%/7% (имеет ли значение время перехода - с начала квартала или года); с НДС 20%/5%/7% на освобождение от НДС, если доход за предыдущий год менее 60 млн руб.?
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)При этом в целях признания указанной разницы в суммах НДС излишне уплаченной в бюджет налогоплательщику следует внести исправления в выставленный покупателю "авансовый" счет-фактуру с уменьшением "авансового" НДС, внести исправления в книгу продаж посредством составления дополнительного листа к книге продаж (п. 11 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее - Постановление N 1137)) и представить уточненную декларацию по НДС за налоговый период, в котором был излишне исчислен "авансовый" НДС (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ, п. 7 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением N 1137). Возврат из бюджета излишне уплаченного налога может быть произведен на основании соответствующего заявления налогоплательщика при наличии положительного сальдо ЕНС (п. 1 ст. 79 НК РФ).
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2025)При этом в целях признания указанной разницы в суммах НДС излишне уплаченной в бюджет налогоплательщику следует внести исправления в выставленный покупателю "авансовый" счет-фактуру с уменьшением "авансового" НДС, внести исправления в книгу продаж посредством составления дополнительного листа к книге продаж (п. 11 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее - Постановление N 1137)) и представить уточненную декларацию по НДС за налоговый период, в котором был излишне исчислен "авансовый" НДС (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ, п. 7 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением N 1137). Возврат из бюджета излишне уплаченного налога может быть произведен на основании соответствующего заявления налогоплательщика при наличии положительного сальдо ЕНС (п. 1 ст. 79 НК РФ).
Нормативные акты
Приказ ФТС России от 22.01.2019 N 87
"Об утверждении формы уведомления о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а также порядка направления такого уведомления"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.02.2019 N 53783)8. Уведомление о сумме подлежащих выплате процентов заполняется на каждый факт нарушения сроков возврата денежных средств или факт излишнего взыскания в соответствии с положениями Федерального закона.
"Об утверждении формы уведомления о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а также порядка направления такого уведомления"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.02.2019 N 53783)8. Уведомление о сумме подлежащих выплате процентов заполняется на каждый факт нарушения сроков возврата денежных средств или факт излишнего взыскания в соответствии с положениями Федерального закона.
<Информация> ФТС России
"Обзор судебной практики по вопросам применения судами положений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 г. N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства"Анализ судебных дел показал, что основной сегмент споров с участием таможенных органов, при рассмотрении которых судами применяются положения постановления Пленума, составляют дела по оспариванию решений, действий (бездействия) таможенных органов при заявлении, определении и контроле таможенной стоимости товаров (далее также - споры о корректировке, дела о корректировке) и возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов и процентов за их несвоевременный возврат.
"Обзор судебной практики по вопросам применения судами положений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 г. N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства"Анализ судебных дел показал, что основной сегмент споров с участием таможенных органов, при рассмотрении которых судами применяются положения постановления Пленума, составляют дела по оспариванию решений, действий (бездействия) таможенных органов при заявлении, определении и контроле таможенной стоимости товаров (далее также - споры о корректировке, дела о корректировке) и возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов и процентов за их несвоевременный возврат.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1.5. Полномочие по возврату страховых взносов страхователю закреплено в комментируемом Законе в связи с тем, что ПФР производит персонифицированный учет страховых взносов, которые поступают на личные индивидуальные счета застрахованных лиц. Таким образом, при невозможности определить, за какое конкретно застрахованное лицо в бюджет ПФР уплачены пенсионные взносы, данные средства подлежат возврату страхователю. Однако комментируемым Законом не установлены ни порядок возврата страховых взносов страхователям, ни порядок зачета (возврата) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаты процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также источники уплаты этих процентов. Не регламентирован и порядок уточнения платежа в бюджет ПФР при обнаружении плательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление этого платежа. Вследствие отсутствия соответствующих положений можно руководствоваться Разъяснениями Минфина РФ в Письме от 12.05.2008 N 03-02-07/2-87 о том, что налоговые органы как администраторы доходов бюджета ПФР по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимке, пеням и штрафам по взносам в ПФР вправе принять решение о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов по этим взносам, об уточнении соответствующих платежей в порядке, установленном п. 7 ст. 45, ст. ст. 78 и 79 НК.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1.5. Полномочие по возврату страховых взносов страхователю закреплено в комментируемом Законе в связи с тем, что ПФР производит персонифицированный учет страховых взносов, которые поступают на личные индивидуальные счета застрахованных лиц. Таким образом, при невозможности определить, за какое конкретно застрахованное лицо в бюджет ПФР уплачены пенсионные взносы, данные средства подлежат возврату страхователю. Однако комментируемым Законом не установлены ни порядок возврата страховых взносов страхователям, ни порядок зачета (возврата) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаты процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также источники уплаты этих процентов. Не регламентирован и порядок уточнения платежа в бюджет ПФР при обнаружении плательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление этого платежа. Вследствие отсутствия соответствующих положений можно руководствоваться Разъяснениями Минфина РФ в Письме от 12.05.2008 N 03-02-07/2-87 о том, что налоговые органы как администраторы доходов бюджета ПФР по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимке, пеням и штрафам по взносам в ПФР вправе принять решение о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов по этим взносам, об уточнении соответствующих платежей в порядке, установленном п. 7 ст. 45, ст. ст. 78 и 79 НК.