Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Эколого-правовые риски как универсальный критерий оценки экологического законодательства
(Кичигин Н.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)Экологическая экспертиза. Согласно Федеральному закону от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" экологическая экспертиза направлена на установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям. С одной стороны, согласно нормативным положениям эколого-правовые риски в рамках экологической экспертизы не выявляются и не устраняются. С другой стороны, эксперты государственной экологической экспертизы не могут не принимать во внимание риски намечаемой хозяйственной деятельности. Например, риск судебных споров при реализации планируемой хозяйственной деятельности, в том числе обжаловании заключения государственной экологической экспертизы.
(Кичигин Н.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)Экологическая экспертиза. Согласно Федеральному закону от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" экологическая экспертиза направлена на установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям. С одной стороны, согласно нормативным положениям эколого-правовые риски в рамках экологической экспертизы не выявляются и не устраняются. С другой стороны, эксперты государственной экологической экспертизы не могут не принимать во внимание риски намечаемой хозяйственной деятельности. Например, риск судебных споров при реализации планируемой хозяйственной деятельности, в том числе обжаловании заключения государственной экологической экспертизы.
Статья: Благоприятная окружающая среда как правовая категория
(Брославский Л.И.)
("Экологическое право", 2021, N 2)Другой комплекс "обязательность оценки воздействия на окружающую среду..."; "обязательность проведения проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность...". Это не принципы, а виды деятельности, обеспечивающие реализацию принципа превентивности. Эти положения целесообразно перенести в гл. VI.
(Брославский Л.И.)
("Экологическое право", 2021, N 2)Другой комплекс "обязательность оценки воздействия на окружающую среду..."; "обязательность проведения проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность...". Это не принципы, а виды деятельности, обеспечивающие реализацию принципа превентивности. Эти положения целесообразно перенести в гл. VI.
Нормативные акты
Приказ Минприроды РФ от 29.12.1995 N 539
"Об утверждении "Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности"МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
"Об утверждении "Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности"МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
Вопрос: Может ли организация, осуществляющая хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, учесть при исчислении налога на прибыль расходы на получение комплексного экологического разрешения?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен положениями части первой Кодекса.
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен положениями части первой Кодекса.
Статья: Презумпции в экологическом праве
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)С ней непосредственно связан и принцип обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области ООС (ст. 3 Закона об окружающей среде).
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2025, N 1)С ней непосредственно связан и принцип обязательности проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области ООС (ст. 3 Закона об окружающей среде).
Статья: Рациональное природопользование как методологическая основа формирования и осуществления экологического и природоресурсного права
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2025, N 1)В то же время наличие определения исследуемого понятия как важного правового инструмента в механизме регулирования отношений по использованию природных ресурсов является крайне важным для экологического и природоресурсного права. При наличии такого определения в законе с большой долей вероятности можно предположить неудовлетворенность. В подтверждение этого тезиса автор предлагает следующий вариант определения в федеральном законе: рациональное природопользование представляет собой последовательное исполнение требований экологического и природоресурсного законодательства по использованию природных ресурсов. При этом использование природных ресурсов согласно ст. 1 Закона об окружающей среде - это "эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности".
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2025, N 1)В то же время наличие определения исследуемого понятия как важного правового инструмента в механизме регулирования отношений по использованию природных ресурсов является крайне важным для экологического и природоресурсного права. При наличии такого определения в законе с большой долей вероятности можно предположить неудовлетворенность. В подтверждение этого тезиса автор предлагает следующий вариант определения в федеральном законе: рациональное природопользование представляет собой последовательное исполнение требований экологического и природоресурсного законодательства по использованию природных ресурсов. При этом использование природных ресурсов согласно ст. 1 Закона об окружающей среде - это "эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности".
Вопрос: Какую экологическую документацию необходимо иметь на предприятии?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1 ст. 18 Закона об экологической экспертизе заключение государственной экологической экспертизы - это документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и одобренный не менее чем 2/3 ее списочного состава, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Состав и содержание заключения государственной экологической экспертизы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере природопользования, охраны окружающей среды и государственной экологической экспертизы.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 1 ст. 18 Закона об экологической экспертизе заключение государственной экологической экспертизы - это документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и одобренный не менее чем 2/3 ее списочного состава, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Состав и содержание заключения государственной экологической экспертизы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере природопользования, охраны окружающей среды и государственной экологической экспертизы.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 5)Срок проведения экспертизы не должен превышать 42 рабочих дня, за исключением срока проведения экспертизы документов и (или) документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность в области аквакультуры, отнесенных к объектам экспертизы в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", который не должен превышать 20 рабочих дней.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 5)Срок проведения экспертизы не должен превышать 42 рабочих дня, за исключением срока проведения экспертизы документов и (или) документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность в области аквакультуры, отнесенных к объектам экспертизы в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", который не должен превышать 20 рабочих дней.
Вопрос: Может ли организация при исчислении налога на прибыль учесть расходы на получение комплексного экологического разрешения, если в выдаче этого разрешения было отказано?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Обоснование: Согласно п. п. 1 и 12 ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям вправе получить комплексное экологическое разрешение.
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Обоснование: Согласно п. п. 1 и 12 ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям вправе получить комплексное экологическое разрешение.