Инструкция обращения в органах прокуратуры
Подборка наиболее важных документов по запросу Инструкция обращения в органах прокуратуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 13 "Обязательность судебных постановлений" ГПК РФ"Исходя из положений части 2 статьи 13 ГПК РФ, пункта 4.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, должностным лицом прокуратуры правильно принят во внимание факт нахождения в производстве суда дела, в котором поставлены на разрешение те же вопросы, что и в обращении."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 10 "Рассмотрение обращения" Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации""Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требования о признании незаконным ответа Ивдельской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 27 августа 2021 года, суд апелляционной инстанции, исходил из того, что ответ ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области от 13 июля 2021 года является незаконным; с учетом положений статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ, пунктов 3.1, 4.1, 6.1, 6.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30 января 2013 года N 45, ответ прокуратуры, содержащий указание на правильность позиции ФКУ ИК-3 ГУФСИН России по Свердловской области, изложенной в ответе от 13 июля 2021 года, законным признан быть не может, поскольку всестороннее рассмотрение доводов обращения административного истца отсутствовало."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обращение в прокуратуру
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 2.1 Инструкции основаниями для обращения в органы прокуратуры являются:
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 2.1 Инструкции основаниями для обращения в органы прокуратуры являются:
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Генеральной прокуратуре Российской Федерации данные правоотношения регулируются Законом "О прокуратуре Российской Федерации" <148>, Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации <149>, которую Верховный Суд Российской Федерации отнес к внутреннему локальному акту, определяющему порядок ведения делопроизводства в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, а также определил как адресованную исключительно работникам органов и учреждений прокуратуры и не носящую нормативно-правовой характер в отношении неопределенного круга лиц <150>. Данная позиция Верховного Суда Российской Федерации представляется весьма показательной, так как, с одной стороны, именно с учетом положений данной Инструкции в органах прокуратуры рассматриваются все обращения граждан и данные органы открыто ссылаются на нее в ответах гражданам и перенаправляют обращения по компетенции в другие органы публичной власти, а с другой стороны, ни для кого, кроме работников прокуратуры, она не должна иметь правовых последствий.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Генеральной прокуратуре Российской Федерации данные правоотношения регулируются Законом "О прокуратуре Российской Федерации" <148>, Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации <149>, которую Верховный Суд Российской Федерации отнес к внутреннему локальному акту, определяющему порядок ведения делопроизводства в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, а также определил как адресованную исключительно работникам органов и учреждений прокуратуры и не носящую нормативно-правовой характер в отношении неопределенного круга лиц <150>. Данная позиция Верховного Суда Российской Федерации представляется весьма показательной, так как, с одной стороны, именно с учетом положений данной Инструкции в органах прокуратуры рассматриваются все обращения граждан и данные органы открыто ссылаются на нее в ответах гражданам и перенаправляют обращения по компетенции в другие органы публичной власти, а с другой стороны, ни для кого, кроме работников прокуратуры, она не должна иметь правовых последствий.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о признании брака недействительным"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.12.2022)Таким образом, прокурор вправе обращаться в суд с иском о признании брака недействительным не в интересах наследника, а в защиту интересов Российской Федерации. Предъявление такого иска не исключает предварительного обращения лица, считающего себя наследником, в органы прокуратуры, что требует от прокурора проведения соответствующей проверки в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.12.2022)Таким образом, прокурор вправе обращаться в суд с иском о признании брака недействительным не в интересах наследника, а в защиту интересов Российской Федерации. Предъявление такого иска не исключает предварительного обращения лица, считающего себя наследником, в органы прокуратуры, что требует от прокурора проведения соответствующей проверки в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45.
Статья: Проблемы правоприменения по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов прокуратуры при рассмотрении обращений
(Мирошниченко М.Н.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 5)<5> Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (утв. Приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 N 45), Инструкция по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации (утв. Приказом Генерального прокурора РФ от 29.12.2011 N 450).
(Мирошниченко М.Н.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 5)<5> Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (утв. Приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 N 45), Инструкция по делопроизводству в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации (утв. Приказом Генерального прокурора РФ от 29.12.2011 N 450).
Готовое решение: Что нужно знать заказчикам и участникам о прокурорском надзоре в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Передать обращение в органы прокуратуры можно следующими способами (п. 2.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45):
(КонсультантПлюс, 2025)Передать обращение в органы прокуратуры можно следующими способами (п. 2.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45):
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кроме этого, подзаконными актами некоторых государственных органов предусматривается возможность предоставления ответа на устное обращение граждан в устной форме. К примеру, согласно п. 7.8 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 N 45, ответ на обращение, принятое на личном приеме, дается в соответствии с требованиями раздела 6 данной Инструкции. Содержание устного обращения заносится в компьютерную базу данных либо в книгу регистрации приема посетителей согласно приложению. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается соответствующая запись.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кроме этого, подзаконными актами некоторых государственных органов предусматривается возможность предоставления ответа на устное обращение граждан в устной форме. К примеру, согласно п. 7.8 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 N 45, ответ на обращение, принятое на личном приеме, дается в соответствии с требованиями раздела 6 данной Инструкции. Содержание устного обращения заносится в компьютерную базу данных либо в книгу регистрации приема посетителей согласно приложению. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается соответствующая запись.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)При применении данной нормы необходимо учитывать положения Приказа Следственного комитета РФ от 11.10.2012 N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" (вместе с Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации), Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", Приказа МВД России от 29.08.2014 N 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях".
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)При применении данной нормы необходимо учитывать положения Приказа Следственного комитета РФ от 11.10.2012 N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" (вместе с Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации), Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", Приказа МВД России от 29.08.2014 N 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях".
Статья: Рассмотрение анонимных обращений в органах прокуратуры
(Огородов А.Н.)
("Законность", 2022, N 5)Согласно п. 2.8 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ 30 января 2013 г. N 45 (далее - Инструкция), в случае, если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Следовательно, практическими и научно-педагогическими прокурорскими работниками делается однозначный вывод о том, что доводы, изложенные в подобном обращении, подлежат проверке, по ее результатам может быть применен соответствующий акт прокурорского реагирования, только ответ заявителю не дается, т.е. не готовится и, как следствие этого, не направляется, так как автора невозможно идентифицировать.
(Огородов А.Н.)
("Законность", 2022, N 5)Согласно п. 2.8 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ 30 января 2013 г. N 45 (далее - Инструкция), в случае, если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Следовательно, практическими и научно-педагогическими прокурорскими работниками делается однозначный вывод о том, что доводы, изложенные в подобном обращении, подлежат проверке, по ее результатам может быть применен соответствующий акт прокурорского реагирования, только ответ заявителю не дается, т.е. не готовится и, как следствие этого, не направляется, так как автора невозможно идентифицировать.