Инструкция о предоставлении военнослужащим служебных жилых помещений
Подборка наиболее важных документов по запросу Инструкция о предоставлении военнослужащим служебных жилых помещений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 99 "Основания предоставления специализированных жилых помещений" ЖК РФИсходя из системного толкования вышеприведенных положений законодательства, обеспеченность военнослужащего жильем в соответствующем близлежащем к месту прохождения военной службы населенном пункте не порождает у него права на получение служебного жилого помещения."
Апелляционное определение Пермского краевого суда от 16.05.2024 по делу N 33-5337/2024 (УИД 27RS0009-01-2023-000363-07)
Категория спора: 1) Теплоснабжение; 2) Водоснабжение.
Требования ресурсоснабжающей организации: 1) О взыскании задолженности; 2) О взыскании неустойки; 3) О взыскании задолженности; 4) О взыскании неустойки.
Обстоятельства: Истец указал, что он оказывал услуги теплоснабжения, горячего, холодного водоснабжения в качестве ресурсоснабжающей организации, ответчик на основании договора найма проживал в служебном жилом помещении, услуги не оплачивал.
Решение: Удовлетворено в части.Доводы апелляционной жалобы о том, что выезд ответчиков из жилого помещения не подтверждает факт освобождения квартиры, поскольку ответчиком не было сдано жилое помещение соответствующему органу Министерства обороны Российской Федерации, судом отклоняется за необоснованностью, поскольку он основан на неверном толковании Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений, утв. Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. N 1280, так как пунктом 18 указанной Инструкции предусмотрено, что с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного им жилого помещения до сдачи жилого помещения, которым ранее пользовались, однако каких-либо оснований для начисления задолженности по жилищно-коммунальным услугам до получения справки о сдаче служебного жилого помещения этим приказом не предусмотрено и таких оснований не предусмотрено гл. 9 и гл. 10 Жилищного кодекса РФ.
Категория спора: 1) Теплоснабжение; 2) Водоснабжение.
Требования ресурсоснабжающей организации: 1) О взыскании задолженности; 2) О взыскании неустойки; 3) О взыскании задолженности; 4) О взыскании неустойки.
Обстоятельства: Истец указал, что он оказывал услуги теплоснабжения, горячего, холодного водоснабжения в качестве ресурсоснабжающей организации, ответчик на основании договора найма проживал в служебном жилом помещении, услуги не оплачивал.
Решение: Удовлетворено в части.Доводы апелляционной жалобы о том, что выезд ответчиков из жилого помещения не подтверждает факт освобождения квартиры, поскольку ответчиком не было сдано жилое помещение соответствующему органу Министерства обороны Российской Федерации, судом отклоняется за необоснованностью, поскольку он основан на неверном толковании Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений, утв. Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 г. N 1280, так как пунктом 18 указанной Инструкции предусмотрено, что с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного им жилого помещения до сдачи жилого помещения, которым ранее пользовались, однако каких-либо оснований для начисления задолженности по жилищно-коммунальным услугам до получения справки о сдаче служебного жилого помещения этим приказом не предусмотрено и таких оснований не предусмотрено гл. 9 и гл. 10 Жилищного кодекса РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О постановке военнослужащих на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений: современные тенденции военно-судебной практики
(Харитонов С.С., Миронов В.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 9)Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены ст. 51 ЖК РФ, которая конкретизирована в ряде подзаконных нормативных актов, среди которых применительно к военнослужащим следует назвать Правила признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1768, с выходом которых объективно будут требовать корректировки следующие Приказы Министра обороны Российской Федерации: от 30 сентября 2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", утвердивший Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция, утвержденная Приказом Министра обороны Российской Федерации N 1280), и от 25 января 2016 г. N 20 "Об организации деятельности по предоставлению военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно".
(Харитонов С.С., Миронов В.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 9)Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены ст. 51 ЖК РФ, которая конкретизирована в ряде подзаконных нормативных актов, среди которых применительно к военнослужащим следует назвать Правила признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1768, с выходом которых объективно будут требовать корректировки следующие Приказы Министра обороны Российской Федерации: от 30 сентября 2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", утвердивший Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма (далее - Инструкция, утвержденная Приказом Министра обороны Российской Федерации N 1280), и от 25 января 2016 г. N 20 "Об организации деятельности по предоставлению военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно".
Статья: Новации законодательного регулирования жилищного обеспечения военнослужащих
(Кириченко Н.С., Александрова Н.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 10)Кроме того, в Закон включены положения, определяющие категории военнослужащих, которым служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях или арендованные жилые помещения предоставляются вне очереди:
(Кириченко Н.С., Александрова Н.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 10)Кроме того, в Закон включены положения, определяющие категории военнослужащих, которым служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях или арендованные жилые помещения предоставляются вне очереди:
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", исходя из положений абзаца четырнадцатого п. 1 ст. 15, абзаца второго п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы при решении споров о правомерности увольнения с военной службы военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями, до реализации ими права на жилище по избранному постоянному месту жительства, отличному от места военной службы, суды должны учитывать условия заключенного военнослужащими договора найма служебного жилого помещения (жилищного договора) и другие заслуживающие внимания обстоятельства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", исходя из положений абзаца четырнадцатого п. 1 ст. 15, абзаца второго п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы при решении споров о правомерности увольнения с военной службы военнослужащих, обеспеченных служебными жилыми помещениями, до реализации ими права на жилище по избранному постоянному месту жительства, отличному от места военной службы, суды должны учитывать условия заключенного военнослужащими договора найма служебного жилого помещения (жилищного договора) и другие заслуживающие внимания обстоятельства.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)Отсутствие возможности обеспечения заявителя по месту военной службы за пределами территории Российской Федерации жилыми помещениями в собственность или по договору социального найма не предполагает распространения на него положений абзаца двенадцатого п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" как на военнослужащего, обеспечиваемого на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)Отсутствие возможности обеспечения заявителя по месту военной службы за пределами территории Российской Федерации жилыми помещениями в собственность или по договору социального найма не предполагает распространения на него положений абзаца двенадцатого п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" как на военнослужащего, обеспечиваемого на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.
Статья: Наем военнослужащими служебных жилых помещений: обзор судебной практики
(Свининых Е.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 9)6. Споры о критериях пользования служебным жилым помещением как существенных условиях договора найма. Военнослужащий имеет право на получение служебного жилого помещения и пользование им только по месту его военной службы. Возможность для военнослужащего сохранять такое жилое помещение при убытии в другую воинскую часть за пределы гарнизона действующим законодательством не предусмотрена.
(Свининых Е.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 9)6. Споры о критериях пользования служебным жилым помещением как существенных условиях договора найма. Военнослужащий имеет право на получение служебного жилого помещения и пользование им только по месту его военной службы. Возможность для военнослужащего сохранять такое жилое помещение при убытии в другую воинскую часть за пределы гарнизона действующим законодательством не предусмотрена.
Ситуация: Каковы правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, например, служебные жилые помещения предоставляются гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ (п. п. 1, 27 Порядка, утв. Приказом Министра обороны РФ от 29.11.2022 N 715).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Так, например, служебные жилые помещения предоставляются гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ (п. п. 1, 27 Порядка, утв. Приказом Министра обороны РФ от 29.11.2022 N 715).
Статья: Вопросы реализации конституционных жилищных гарантий участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих
(Нидер С.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 2)Так почему же участники используют ЦЖЗ для рассматриваемых целей, почему не копят 25 лет, чтобы получить более 12,5 млн руб. (с каждым годом итоговая сумма растет)? Следует учитывать, что нужды использовать ЦЖЗ для приобретения постоянного жилища в начале военной карьеры у участников НИС нет, так как, во-первых, жить в нем они не смогут по причине постоянных перемещений по стране (к новому месту службы), во-вторых, в период прохождения военной службы они обеспечиваются служебным жильем, в-третьих, сдавать внаем указанное жилище участники не имеют права. Основная причина использования участниками ЦЖЗ, по мнению автора, состоит в прочно закрепившейся в настоящее время в обществе крайне негативной тенденции "получить здесь и сейчас", нежелании жить по средствам, отсутствии терпимости и т.д.
(Нидер С.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 2)Так почему же участники используют ЦЖЗ для рассматриваемых целей, почему не копят 25 лет, чтобы получить более 12,5 млн руб. (с каждым годом итоговая сумма растет)? Следует учитывать, что нужды использовать ЦЖЗ для приобретения постоянного жилища в начале военной карьеры у участников НИС нет, так как, во-первых, жить в нем они не смогут по причине постоянных перемещений по стране (к новому месту службы), во-вторых, в период прохождения военной службы они обеспечиваются служебным жильем, в-третьих, сдавать внаем указанное жилище участники не имеют права. Основная причина использования участниками ЦЖЗ, по мнению автора, состоит в прочно закрепившейся в настоящее время в обществе крайне негативной тенденции "получить здесь и сейчас", нежелании жить по средствам, отсутствии терпимости и т.д.
Статья: Изъятие жилья у военнослужащих и силовиков - споры
(Кирина А.)
("Жилищное право", 2021, N 4)- члены семьи сотрудника (военнослужащего), погибшего (умершего) при исполнении служебных обязанностей (обязанностей военной службы), которому было предоставлено служебное жилое помещение;
(Кирина А.)
("Жилищное право", 2021, N 4)- члены семьи сотрудника (военнослужащего), погибшего (умершего) при исполнении служебных обязанностей (обязанностей военной службы), которому было предоставлено служебное жилое помещение;