Инструкция о порядке рассмотрения обращений в СК
Подборка наиболее важных документов по запросу Инструкция о порядке рассмотрения обращений в СК (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10.07.2023 N 88а-22312/2023 по делу N 2а-4174/23/2022 (УИД 46RS0030-01-2022-006231-05)
Категория: Споры со Следственными органами.
Требования: О признании незаконными действий, выразившихся в нерассмотрении обращения заявителя.
Обстоятельства: Само по себе несогласие административного истца с содержанием ответа на его обращение, не может указывать на незаконные действия (бездействие) административных ответчиков и не свидетельствует о нарушении прав административного истца.
Решение: Отказано.Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, позицию которого поддержала апелляционная инстанция, проанализировав нормы Федерального закона N 59-ФЗ, Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, утвержденной Приказом Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19 сентября 2007 года N 17, а также принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, исходил из того, что само по себе несогласие административного истца с содержанием ответа на его обращение, не может указывать на незаконные действия (бездействие) административных ответчиков и не свидетельствует о нарушении прав административного истца.
Категория: Споры со Следственными органами.
Требования: О признании незаконными действий, выразившихся в нерассмотрении обращения заявителя.
Обстоятельства: Само по себе несогласие административного истца с содержанием ответа на его обращение, не может указывать на незаконные действия (бездействие) административных ответчиков и не свидетельствует о нарушении прав административного истца.
Решение: Отказано.Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, позицию которого поддержала апелляционная инстанция, проанализировав нормы Федерального закона N 59-ФЗ, Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, утвержденной Приказом Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19 сентября 2007 года N 17, а также принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, исходил из того, что само по себе несогласие административного истца с содержанием ответа на его обращение, не может указывать на незаконные действия (бездействие) административных ответчиков и не свидетельствует о нарушении прав административного истца.
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 17.01.2023 N 88а-1683/2023 (УИД 16RS0045-01-2022-000468-80)
Категория: Споры со следственными органами.
Требования: О признании незаконным бездействия в виде непредоставления информации.
Обстоятельства: Истец указал, что он направил в следственный орган сообщение о совершении преступления, ему был дан письменный ответ об отказе в приеме сообщения о преступлении и проведении проверки, истец обращался с жалобами о необоснованности результатов рассмотрения его сообщения о преступлении, принято решение о проведении проверки по сообщению в порядке, предусмотренном УПК РФ, однако ответ о результатах рассмотрения сообщения им не получен.
Решение: Удовлетворено.Тот факт, что в обжалуемом апелляционном определении содержится ссылка на Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, утвержденную и введенную в действие приказом Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19 сентября 2007 года N 17, которая решением Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 2018 года признана недействующей, не может являться основанием для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку выводы суда апелляционной инстанции также основаны на их применимых нормативных правовых актах, не утративших юридическую силу.
Категория: Споры со следственными органами.
Требования: О признании незаконным бездействия в виде непредоставления информации.
Обстоятельства: Истец указал, что он направил в следственный орган сообщение о совершении преступления, ему был дан письменный ответ об отказе в приеме сообщения о преступлении и проведении проверки, истец обращался с жалобами о необоснованности результатов рассмотрения его сообщения о преступлении, принято решение о проведении проверки по сообщению в порядке, предусмотренном УПК РФ, однако ответ о результатах рассмотрения сообщения им не получен.
Решение: Удовлетворено.Тот факт, что в обжалуемом апелляционном определении содержится ссылка на Инструкцию о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, утвержденную и введенную в действие приказом Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 19 сентября 2007 года N 17, которая решением Верховного Суда Российской Федерации от 1 марта 2018 года признана недействующей, не может являться основанием для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку выводы суда апелляционной инстанции также основаны на их применимых нормативных правовых актах, не утративших юридическую силу.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Процессуальные гарантии прав лиц, пострадавших от преступлений, в стадии возбуждения уголовного дела
(Богданова А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)<19> Определение Конституционного Суда РФ от 26.05.2016 N 1135-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Голенко А.П. на нарушение его конституционных прав статьями 121, 122, частями первой и первой.1 статьи 144 УПК РФ, а также пунктом 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс"; Апелляционное определение Московского городского суда от 18.02.2021 по делу N 33-7458/2021 // СПС "КонсультантПлюс".
(Богданова А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)<19> Определение Конституционного Суда РФ от 26.05.2016 N 1135-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Голенко А.П. на нарушение его конституционных прав статьями 121, 122, частями первой и первой.1 статьи 144 УПК РФ, а также пунктом 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс"; Апелляционное определение Московского городского суда от 18.02.2021 по делу N 33-7458/2021 // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: К вопросу о реализации участниками проверки сообщения о преступлении отдельных процессуальных прав
(Буфетова М.Ш., Морозов М.А.)
("Адвокатская практика", 2022, N 3)<7> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 г. N 1135-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Голенко Алексея Петровича на нарушение его конституционных прав статьями 121, 122, частями первой и первой.1 статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также пунктом 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
(Буфетова М.Ш., Морозов М.А.)
("Адвокатская практика", 2022, N 3)<7> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 мая 2016 г. N 1135-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Голенко Алексея Петровича на нарушение его конституционных прав статьями 121, 122, частями первой и первой.1 статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также пунктом 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам о признании брака недействительным"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.12.2022)Таким образом, прокурор вправе обращаться в суд с иском о признании брака недействительным не в интересах наследника, а в защиту интересов Российской Федерации. Предъявление такого иска не исключает предварительного обращения лица, считающего себя наследником, в органы прокуратуры, что требует от прокурора проведения соответствующей проверки в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.12.2022)Таким образом, прокурор вправе обращаться в суд с иском о признании брака недействительным не в интересах наследника, а в защиту интересов Российской Федерации. Предъявление такого иска не исключает предварительного обращения лица, считающего себя наследником, в органы прокуратуры, что требует от прокурора проведения соответствующей проверки в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45.
Указ Президента РФ от 14.01.2011 N 38
(ред. от 21.08.2025)
"Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Следственном комитете Российской Федерации")перечень документов, представляемых лицами, претендующими на замещение должностей сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников Следственного комитета;
(ред. от 21.08.2025)
"Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Следственном комитете Российской Федерации")перечень документов, представляемых лицами, претендующими на замещение должностей сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников Следственного комитета;
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)При применении данной нормы необходимо учитывать положения Приказа Следственного комитета РФ от 11.10.2012 N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" (вместе с Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации), Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", Приказа МВД России от 29.08.2014 N 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях".
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)При применении данной нормы необходимо учитывать положения Приказа Следственного комитета РФ от 11.10.2012 N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" (вместе с Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации), Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", Приказа МВД России от 29.08.2014 N 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях".
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Вооруженных Силах Российской Федерации такие правоотношения определяются Инструкцией по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации <152>, в органах ФСБ России - Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности <153>, в органах МВД России - Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях <154>, в Следственном комитете Российской Федерации - Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации <155>, в арбитражных судах - разд. 41 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций) <156>.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Вооруженных Силах Российской Федерации такие правоотношения определяются Инструкцией по работе с обращениями граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации <152>, в органах ФСБ России - Инструкцией об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах федеральной службы безопасности <153>, в органах МВД России - Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях <154>, в Следственном комитете Российской Федерации - Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации <155>, в арбитражных судах - разд. 41 Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций) <156>.
Статья: Прокурор в административных делах о медицинском вмешательстве, необходимом для спасения жизни: не решенные в законодательстве вопросы
(Афанасьева Т.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)В административных делах, рассматриваемых в порядке, установленном главой 31.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по-прежнему остается много вопросов, снижающих эффективность защиты прав несовершеннолетних и недееспособных на охрану жизни и здоровья. В числе этих проблемных аспектов - понимание медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни; определение перечня лиц, имеющих право обратиться с административным исковым заявлением; обязательность участия прокурора в этих делах; доказательственная база по делу; корреляция с положениями Семейного кодекса Российской Федерации. Заявленные вопросы рассматриваются с опорой на правоприменительную практику и зарубежный опыт. Автор предлагает варианты преодоления существующих проблем, в том числе путем совершенствования законодательства. Предлагаются изменения в ряд статей гл. 31.1 КАС РФ и Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан", касающиеся предоставления прокурору права обращаться с административным иском, извещения прокурора об отказе опекуна от медицинского вмешательства в отношении его подопечного, закрепления недопустимых мотивов отказа от медицинского вмешательства, обязательности участия в делах прокурора, корректировки предмета доказывания.
(Афанасьева Т.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)В административных делах, рассматриваемых в порядке, установленном главой 31.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по-прежнему остается много вопросов, снижающих эффективность защиты прав несовершеннолетних и недееспособных на охрану жизни и здоровья. В числе этих проблемных аспектов - понимание медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни; определение перечня лиц, имеющих право обратиться с административным исковым заявлением; обязательность участия прокурора в этих делах; доказательственная база по делу; корреляция с положениями Семейного кодекса Российской Федерации. Заявленные вопросы рассматриваются с опорой на правоприменительную практику и зарубежный опыт. Автор предлагает варианты преодоления существующих проблем, в том числе путем совершенствования законодательства. Предлагаются изменения в ряд статей гл. 31.1 КАС РФ и Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан", касающиеся предоставления прокурору права обращаться с административным иском, извещения прокурора об отказе опекуна от медицинского вмешательства в отношении его подопечного, закрепления недопустимых мотивов отказа от медицинского вмешательства, обязательности участия в делах прокурора, корректировки предмета доказывания.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 28"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)Суды апелляционной и кассационной инстанций признали выводы суда первой инстанции правильными. В подтверждение правомерности отказа административного ответчика сообщить З. сведения об установленном в ходе проверки его обращения месте жительства ребенка они сослались на положения подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих порядок приема и рассмотрения обращений, заявлений и жалоб граждан в системе органов внутренних дел, а также на п. 98 Положения об организации и осуществлении розыска и идентификации лиц, утвержденного совместным Приказом МВД России, Минюста России, МЧС России, Минобороны России, Следственного комитета Российской Федерации от 1 марта 2018 г. N 117дсп (далее - Положение), согласно которому при установлении местонахождения лица, пропавшего без вести, и прекращении его розыска заявитель и другие заинтересованные лица могут быть проинформированы о местонахождении совершеннолетнего дееспособного лица, пропавшего без вести, только при личном согласии последнего.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)Суды апелляционной и кассационной инстанций признали выводы суда первой инстанции правильными. В подтверждение правомерности отказа административного ответчика сообщить З. сведения об установленном в ходе проверки его обращения месте жительства ребенка они сослались на положения подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих порядок приема и рассмотрения обращений, заявлений и жалоб граждан в системе органов внутренних дел, а также на п. 98 Положения об организации и осуществлении розыска и идентификации лиц, утвержденного совместным Приказом МВД России, Минюста России, МЧС России, Минобороны России, Следственного комитета Российской Федерации от 1 марта 2018 г. N 117дсп (далее - Положение), согласно которому при установлении местонахождения лица, пропавшего без вести, и прекращении его розыска заявитель и другие заинтересованные лица могут быть проинформированы о местонахождении совершеннолетнего дееспособного лица, пропавшего без вести, только при личном согласии последнего.
"Теория и практика возбуждения уголовного дела: учебное пособие"
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)К наиболее распространенным нарушениям при приеме и регистрации сообщений о преступлениях относятся рассмотрение сообщения о преступлении не в соответствии с положениями УПК РФ, а по нормам Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан", списание его в номенклатурное дело как не содержащее поводов для проведения процессуальной проверки, возвращение заявителю или перенаправление сообщения в другой орган без его регистрации <1>, отказ в приеме сообщения (заявления), укрытие сообщения от регистрации, оставление сообщения без рассмотрения <2>, невнесение в книгу регистрации сообщений о преступлении поданного заявителем сообщения о преступлении, невыдача талона-уведомления заявителю.
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)К наиболее распространенным нарушениям при приеме и регистрации сообщений о преступлениях относятся рассмотрение сообщения о преступлении не в соответствии с положениями УПК РФ, а по нормам Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан", списание его в номенклатурное дело как не содержащее поводов для проведения процессуальной проверки, возвращение заявителю или перенаправление сообщения в другой орган без его регистрации <1>, отказ в приеме сообщения (заявления), укрытие сообщения от регистрации, оставление сообщения без рассмотрения <2>, невнесение в книгу регистрации сообщений о преступлении поданного заявителем сообщения о преступлении, невыдача талона-уведомления заявителю.
Вопрос: Как подать заявление о мошенничестве?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 (далее - Инструкция Генпрокуратуры о порядке рассмотрения обращений).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 (далее - Инструкция Генпрокуратуры о порядке рассмотрения обращений).
Статья: Как добиться соблюдения следователем основных прав заявителя на стадии возбуждения уголовного дела?
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)На основании изложенного, руководствуясь ст. 123, 145, ч. 4 ст. 148 УПК РФ, п. 3 ст. 7 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", п. 24 Инструкции о порядке ведения официального сайта Следственного комитета Российской Федерации в сети Интернет, утвержденной Приказом СК России от 30 сентября 2011 года N 141, и п. 2.4 Приказа Генпрокуратуры России N 147, МВД России N 209, ФСБ России N 187, СК России N 23, ФСКН России N 119, ФТС России N 596, ФСИН России N 149, Минобороны России N 196, ФССП России N 110, МЧС России N 154 от 26 марта 2014 г., п. 1.6 Приказа СК России от 9 января 2017 года N 2 "Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации", прошу дать указание следователю Смирновскому М.Е. немедленно направить на мой эл. адрес: "ryz1@mail.ru" копии постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела от 19.10.2022 и того, что вынесено в октябре 2022 г., а также постановления об удовлетворении моего ходатайства от 21.11.2022 либо о полном или частичном отказе в его удовлетворении.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)На основании изложенного, руководствуясь ст. 123, 145, ч. 4 ст. 148 УПК РФ, п. 3 ст. 7 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", п. 24 Инструкции о порядке ведения официального сайта Следственного комитета Российской Федерации в сети Интернет, утвержденной Приказом СК России от 30 сентября 2011 года N 141, и п. 2.4 Приказа Генпрокуратуры России N 147, МВД России N 209, ФСБ России N 187, СК России N 23, ФСКН России N 119, ФТС России N 596, ФСИН России N 149, Минобороны России N 196, ФССП России N 110, МЧС России N 154 от 26 марта 2014 г., п. 1.6 Приказа СК России от 9 января 2017 года N 2 "Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации", прошу дать указание следователю Смирновскому М.Е. немедленно направить на мой эл. адрес: "ryz1@mail.ru" копии постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела от 19.10.2022 и того, что вынесено в октябре 2022 г., а также постановления об удовлетворении моего ходатайства от 21.11.2022 либо о полном или частичном отказе в его удовлетворении.