Иностранная платежная система
Подборка наиболее важных документов по запросу Иностранная платежная система (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 19.2. Требования к функционированию иностранных платежных систем на территории Российской Федерации
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Статья 19.2. Требования к функционированию иностранных платежных систем на территории Российской Федерации
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 19.2. Требования к функционированию иностранных платежных систем на территории Российской Федерации
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Рождественская Т.Э., Костюк И.В., Малунова З.А., Пушкин А.В., Ротко С.В., Рябова Е.В., Хоменко Е.Г., Байтенова А.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 19.2. Требования к функционированию иностранных платежных систем на территории Российской Федерации
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"О национальной платежной системе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 19.2. Требования к функционированию иностранных платежных систем на территории Российской Федерации
(ред. от 23.05.2025)
"О национальной платежной системе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 19.2. Требования к функционированию иностранных платежных систем на территории Российской Федерации
Указание Банка России от 21.11.2019 N 5323-У
(ред. от 26.09.2022)
"О форме уведомления об участии (прекращении участия) в иностранной платежной системе, порядке его составления, порядке и сроке его направления операторами по переводу денежных средств в Банк России"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2020 N 57481)Зарегистрировано в Минюсте России 12 февраля 2020 г. N 57481
(ред. от 26.09.2022)
"О форме уведомления об участии (прекращении участия) в иностранной платежной системе, порядке его составления, порядке и сроке его направления операторами по переводу денежных средств в Банк России"
(Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2020 N 57481)Зарегистрировано в Минюсте России 12 февраля 2020 г. N 57481
Статья: Кто должен отчитаться о зарубежном счете и иностранном электронном кошельке
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2023, N 11)Что касается иностранных электронных кошельков, отчеты по ним не надо представлять, если общая сумма зачисленных на них средств за отчетный год не превышает сумму, эквивалентную 600 000 руб. Примерный перечень иностранных платежных систем, которые предоставляют услуги по открытию электронных кошельков, ФНС привела на своем сайте <5>.
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2023, N 11)Что касается иностранных электронных кошельков, отчеты по ним не надо представлять, если общая сумма зачисленных на них средств за отчетный год не превышает сумму, эквивалентную 600 000 руб. Примерный перечень иностранных платежных систем, которые предоставляют услуги по открытию электронных кошельков, ФНС привела на своем сайте <5>.
Последние изменения: Оформление и осуществление валютного платежа
(КонсультантПлюс, 2025)Закреплено право резидентов на такие переводы. Исключение - переводы денег для оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также переводы, связанные с внешнеторговой деятельностью и (или) по договорам займа. Ограничение не распространяется на платежные карты, выданные по правилам иностранной платежной системы (ч. 4 ст. 12 Закона о валютном регулировании).
(КонсультантПлюс, 2025)Закреплено право резидентов на такие переводы. Исключение - переводы денег для оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также переводы, связанные с внешнеторговой деятельностью и (или) по договорам займа. Ограничение не распространяется на платежные карты, выданные по правилам иностранной платежной системы (ч. 4 ст. 12 Закона о валютном регулировании).
Статья: Финансовые активы и электронные средства платежа за пределами Российской Федерации: особенности валютного регулирования
(Цепова Е.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 5)Российское валютное законодательство устанавливает запрет на прием электронных средств платежа на территории Российской Федерации в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также на совершение операций, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и расчетов по договорам займа, за исключением расчетов с использованием банковских карт иностранных платежных систем, таких как Mastercard и Visa <11>. Кроме того, российские резиденты обязаны отчитываться перед органом валютного контроля о переводах денежных средств с использованием иностранных электронных средств платежа при условии, что общая сумма средств, зачисленных на указанное электронное средство платежа, за отчетный год не превышает 600 тыс. рублей или эквивалент в иностранной валюте. За непредставление отчета предусмотрен штраф в размере от 20 до 40% от суммы средств, зачисленных на электронный кошелек.
(Цепова Е.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 5)Российское валютное законодательство устанавливает запрет на прием электронных средств платежа на территории Российской Федерации в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также на совершение операций, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности и расчетов по договорам займа, за исключением расчетов с использованием банковских карт иностранных платежных систем, таких как Mastercard и Visa <11>. Кроме того, российские резиденты обязаны отчитываться перед органом валютного контроля о переводах денежных средств с использованием иностранных электронных средств платежа при условии, что общая сумма средств, зачисленных на указанное электронное средство платежа, за отчетный год не превышает 600 тыс. рублей или эквивалент в иностранной валюте. За непредставление отчета предусмотрен штраф в размере от 20 до 40% от суммы средств, зачисленных на электронный кошелек.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Ответ: Через Систему быстрых платежей Банка России в 2022 году реализована возможность осуществления трансграничных переводов денежных средств между физическими лицами из стран - партнеров Российской Федерации (ЕАЭС/СНГ) при наличии договоров между операторами платежных систем, а также между российскими банками и их иностранными корреспондентами. Банк России прорабатывает вопросы масштабирования данного сервиса совместно с российскими кредитными организациями, а также с центральными (национальными) банками дружественных государств, операторами иностранных платежных систем.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Ответ: Через Систему быстрых платежей Банка России в 2022 году реализована возможность осуществления трансграничных переводов денежных средств между физическими лицами из стран - партнеров Российской Федерации (ЕАЭС/СНГ) при наличии договоров между операторами платежных систем, а также между российскими банками и их иностранными корреспондентами. Банк России прорабатывает вопросы масштабирования данного сервиса совместно с российскими кредитными организациями, а также с центральными (национальными) банками дружественных государств, операторами иностранных платежных систем.
Статья: Развитие финансово-правового механизма функционирования платежных систем в новых экономических условиях
(Ларионова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 3)Имеющийся к настоящему моменту опыт функционирования платежных систем в России показывает, что они, как и другие ключевые элементы финансовой системы государства, подвержены негативному воздействию санкций иностранных государств. В 2014 г. ответом на санкционные меры стало создание национальной платежной системы "Мир" (см. гл. 4.1 Закона о НПС). Кроме того, были ужесточены требования к функционированию международных платежных систем в России для того, чтобы повысить правовые гарантии завершения переводов денежных средств по распоряжениям граждан, составленным с использованием платежных карт. Так, были установлены требования об обязательном взаимодействии операторов таких платежных систем (речь идет о международных платежных системах "Виза", "Мастеркард", "Америкэн Экспресс", "Джей Си Би" и "ЮнионПэй" <4>) с операционным и платежным клиринговым центром - Национальной системой платежных карт (НСПК), а также Банком России в целях получения услуг платежной инфраструктуры (ч. 2 ст. 30.1, ч. 4 ст. 30.6 Закона о НПС). Также были предусмотрены требования, запрещающие операторам услуг платежной инфраструктуры в одностороннем порядке приостанавливать оказание таких услуг участникам платежной системы (ч. 13 ст. 16 Закона о НПС), а операторам платежных систем приостанавливать участие в платежной системе в одностороннем порядке из-за приостановления участия в иностранной платежной системе (п. 6 ч. 4 ст. 20 Закона о НПС).
(Ларионова Е.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 3)Имеющийся к настоящему моменту опыт функционирования платежных систем в России показывает, что они, как и другие ключевые элементы финансовой системы государства, подвержены негативному воздействию санкций иностранных государств. В 2014 г. ответом на санкционные меры стало создание национальной платежной системы "Мир" (см. гл. 4.1 Закона о НПС). Кроме того, были ужесточены требования к функционированию международных платежных систем в России для того, чтобы повысить правовые гарантии завершения переводов денежных средств по распоряжениям граждан, составленным с использованием платежных карт. Так, были установлены требования об обязательном взаимодействии операторов таких платежных систем (речь идет о международных платежных системах "Виза", "Мастеркард", "Америкэн Экспресс", "Джей Си Би" и "ЮнионПэй" <4>) с операционным и платежным клиринговым центром - Национальной системой платежных карт (НСПК), а также Банком России в целях получения услуг платежной инфраструктуры (ч. 2 ст. 30.1, ч. 4 ст. 30.6 Закона о НПС). Также были предусмотрены требования, запрещающие операторам услуг платежной инфраструктуры в одностороннем порядке приостанавливать оказание таких услуг участникам платежной системы (ч. 13 ст. 16 Закона о НПС), а операторам платежных систем приостанавливать участие в платежной системе в одностороннем порядке из-за приостановления участия в иностранной платежной системе (п. 6 ч. 4 ст. 20 Закона о НПС).
Статья: Разбор стандарта НСПК по управлению рисками ИБ субъектов ПС "Мир"
(Беляев Д.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 3)Отдельно стоит упомянуть абз. 2 п. 7.7 Положения N 850-П <6> - он тоже накладывает требования на способы выявления и в том числе относится к процессам платежной системы: "Кредитные организации, филиалы иностранных банков должны выполнять требования к обеспечению осведомленности об информационных угрозах, включающие: организацию взаимодействия кредитных организаций, филиалов иностранных банков и иных участников технологического процесса при обмене информацией об актуальных сценариях реализации информационных угроз...".
(Беляев Д.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 3)Отдельно стоит упомянуть абз. 2 п. 7.7 Положения N 850-П <6> - он тоже накладывает требования на способы выявления и в том числе относится к процессам платежной системы: "Кредитные организации, филиалы иностранных банков должны выполнять требования к обеспечению осведомленности об информационных угрозах, включающие: организацию взаимодействия кредитных организаций, филиалов иностранных банков и иных участников технологического процесса при обмене информацией об актуальных сценариях реализации информационных угроз...".
Статья: Вопросы коллизионного регулирования трансграничных переводов денежных средств, ценных бумаг и цифровых финансовых активов
(Шамраев А.В.)
("Международное публичное и частное право", 2021, N 4)В 2019 году в Закон о НПС были внесены изменения, определяющие требования к функционированию иностранных платежных систем (далее - ИПС) на территории Российской Федерации. Согласно данным требованиям оператор ИПС обязан разработать правила ИПС, соответствующие Закону о НПС, что означает подчинение отношений с участием российских банков российскому праву. Однако остался без ответа вопрос о праве, регулирующем наступление окончательности трансграничного перевода денежных средств в рамках ИПС. Представляется, что этот вопрос может быть урегулирован посредством указания в Законе о НПС на право, которому подчинены правила ИПС, а в отношениях между российскими банками и иностранными участниками - на российское право с учетом императивных норм Закона о НПС.
(Шамраев А.В.)
("Международное публичное и частное право", 2021, N 4)В 2019 году в Закон о НПС были внесены изменения, определяющие требования к функционированию иностранных платежных систем (далее - ИПС) на территории Российской Федерации. Согласно данным требованиям оператор ИПС обязан разработать правила ИПС, соответствующие Закону о НПС, что означает подчинение отношений с участием российских банков российскому праву. Однако остался без ответа вопрос о праве, регулирующем наступление окончательности трансграничного перевода денежных средств в рамках ИПС. Представляется, что этот вопрос может быть урегулирован посредством указания в Законе о НПС на право, которому подчинены правила ИПС, а в отношениях между российскими банками и иностранными участниками - на российское право с учетом императивных норм Закона о НПС.
Статья: Развитие и совершенствование национальной инфраструктуры финансового рынка в условиях недружественных действий иностранных государств
(Плотников И.Г.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 3)В соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в Законе о НПС появились понятия "иностранные поставщики платежных услуг", а также "операторы иностранных платежных систем" <23>.
(Плотников И.Г.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 3)В соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в Законе о НПС появились понятия "иностранные поставщики платежных услуг", а также "операторы иностранных платежных систем" <23>.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В соответствии с абз. 7 ч. 4 комментируемой статьи положения абз. 6 данной части, устанавливающие ограничения приема электронных средств платежа, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг, для переводов денежных средств без открытия банковского счета в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, не распространяются на платежные карты, предоставленные в соответствии с правилами иностранной платежной системы.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В соответствии с абз. 7 ч. 4 комментируемой статьи положения абз. 6 данной части, устанавливающие ограничения приема электронных средств платежа, предоставленных резидентам иностранными поставщиками платежных услуг, для переводов денежных средств без открытия банковского счета в целях оплаты товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, не распространяются на платежные карты, предоставленные в соответствии с правилами иностранной платежной системы.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)- отношениях, возникающих в национальной платежной системе, - операторы по переводу денежных средств, являющиеся кредитными организациями, операторы платежных систем, операторы иностранных платежных систем, операторы услуг платежной инфраструктуры;
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)- отношениях, возникающих в национальной платежной системе, - операторы по переводу денежных средств, являющиеся кредитными организациями, операторы платежных систем, операторы иностранных платежных систем, операторы услуг платежной инфраструктуры;