Имущественный вред в КоАП РФ это
Подборка наиболее важных документов по запросу Имущественный вред в КоАП РФ это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 30.11.2023 по делу N 88-27835/2023, 2-49/2023 (УИД 63MS0002-01-2020-000187-32)
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: О возмещении реального ущерба.
Обстоятельства: На момент ДТП риск гражданской ответственности ответчика не был застрахован.
Решение: Удовлетворено.В возбуждении дела об административном правонарушении было отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, что означает лишь, что состав правонарушения не подразумевает привлечение виновного в ДТП лица к административной ответственности. При этом вопрос о возмещении имущественного вреда разрешается в порядке гражданского законодательства, что не исключает наличия вины водителя в совершении ДТП и причинении имущественного ущерба.
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: О возмещении реального ущерба.
Обстоятельства: На момент ДТП риск гражданской ответственности ответчика не был застрахован.
Решение: Удовлетворено.В возбуждении дела об административном правонарушении было отказано на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, что означает лишь, что состав правонарушения не подразумевает привлечение виновного в ДТП лица к административной ответственности. При этом вопрос о возмещении имущественного вреда разрешается в порядке гражданского законодательства, что не исключает наличия вины водителя в совершении ДТП и причинении имущественного ущерба.
Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 12.12.2024 N 16-5177/2024 (УИД 11MS0002-01-2024-000622-91)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ст. 7.17 КоАП РФ за уничтожение или повреждение чужого имущества.
Решение: Производство по делу прекращено.С учетом приведенной правовой позиции, разъясняю, что истечение сроков давности привлечения лица к административной ответственности и прекращение по этому основанию дела об административном правонарушении не исключает возможность для потерпевшего впоследствии в гражданском порядке обратиться с иском о взыскании имущественного ущерба и (или) о компенсации причиненного морального вреда (ч. 3 ст. 4.7 КоАП РФ).
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ст. 7.17 КоАП РФ за уничтожение или повреждение чужого имущества.
Решение: Производство по делу прекращено.С учетом приведенной правовой позиции, разъясняю, что истечение сроков давности привлечения лица к административной ответственности и прекращение по этому основанию дела об административном правонарушении не исключает возможность для потерпевшего впоследствии в гражданском порядке обратиться с иском о взыскании имущественного ущерба и (или) о компенсации причиненного морального вреда (ч. 3 ст. 4.7 КоАП РФ).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Нарушение обязательных требований в области охраны ледников и снежников может повлечь применение к правонарушителю мер административно-правовой ответственности, предусмотренных ч. 5 ст. 8.13 КоАП РФ <1>, а также мер гражданско-правовой (имущественной) ответственности за вред, причиненный этим водным объектам вследствие нарушения водного законодательства <2>.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Нарушение обязательных требований в области охраны ледников и снежников может повлечь применение к правонарушителю мер административно-правовой ответственности, предусмотренных ч. 5 ст. 8.13 КоАП РФ <1>, а также мер гражданско-правовой (имущественной) ответственности за вред, причиненный этим водным объектам вследствие нарушения водного законодательства <2>.
Статья: Рекомендация Р-146/2023-КпР "Персонификация отчетной информации"
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 28.02.2023)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2023)При этом в законодательстве Российской Федерации есть прямые нормы, ограничивающие распространение персональных данных. Так, в соответствии со статьей 7 "Конфиденциальность персональных данных" Федерального закона "О персональных данных" операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии со статьей 24 "Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона" лица, виновные в нарушении требований этого Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность. Моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных, установленных этим Федеральным законом, а также требований к защите персональных данных, установленных в соответствии с этим Федеральным законом, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков. При этом статья 13.14 "Разглашение информации с ограниченным доступом" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает соответствующую административную ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 28.02.2023)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2023)При этом в законодательстве Российской Федерации есть прямые нормы, ограничивающие распространение персональных данных. Так, в соответствии со статьей 7 "Конфиденциальность персональных данных" Федерального закона "О персональных данных" операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии со статьей 24 "Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона" лица, виновные в нарушении требований этого Федерального закона, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность. Моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных, установленных этим Федеральным законом, а также требований к защите персональных данных, установленных в соответствии с этим Федеральным законом, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков. При этом статья 13.14 "Разглашение информации с ограниченным доступом" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает соответствующую административную ответственность за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)В данной жалобе указывалось, что податель жалобы является собственником означенного земельного участка и в настоящее время использует этот участок для сенокошения, выпаса скота и действиями лица, привлеченного к административной ответственности, ему причинен имущественный вред в виде порчи сельхозугодий, в связи с чем он полагает, что является потерпевшим по данному делу в соответствии со статьей 25.2 КоАП РФ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)В данной жалобе указывалось, что податель жалобы является собственником означенного земельного участка и в настоящее время использует этот участок для сенокошения, выпаса скота и действиями лица, привлеченного к административной ответственности, ему причинен имущественный вред в виде порчи сельхозугодий, в связи с чем он полагает, что является потерпевшим по данному делу в соответствии со статьей 25.2 КоАП РФ.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)Частью 1 ст. 30.1 КоАП РФ право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законными представителями этих лиц, а также защитникам и представителям названных выше лиц.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016)Частью 1 ст. 30.1 КоАП РФ право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении предоставлено лицу, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшему, законными представителями этих лиц, а также защитникам и представителям названных выше лиц.
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Санкции, установленные данными статьями, остались неизменными. И в том и в другом случае наказанием за непредставление отчетности в установленный срок является административный штраф в размере от 300 до 500 руб. При этом по ст. 15.5 КоАП вместо штрафа может быть вынесено предупреждение (выражается в официальном порицании нарушителя и выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП)).
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Санкции, установленные данными статьями, остались неизменными. И в том и в другом случае наказанием за непредставление отчетности в установленный срок является административный штраф в размере от 300 до 500 руб. При этом по ст. 15.5 КоАП вместо штрафа может быть вынесено предупреждение (выражается в официальном порицании нарушителя и выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП)).
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В другом Определении Верховный Суд РФ отметил: "Судебные инстанции исходили из того, что за продажу алкогольной продукции по заниженной стоимости общество привлечено к ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде предупреждения. При этом наступление каких-либо неблагоприятных последствий, угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо имущественного ущерба службой не подтверждено, в связи с чем необходимость применения в отношении общества дополнительной меры государственного принуждения в виде аннулирования лицензии, исходя из принципов справедливости и соразмерности назначенного наказания допущенному нарушению, отсутствовала" <1>.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В другом Определении Верховный Суд РФ отметил: "Судебные инстанции исходили из того, что за продажу алкогольной продукции по заниженной стоимости общество привлечено к ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ в виде предупреждения. При этом наступление каких-либо неблагоприятных последствий, угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо имущественного ущерба службой не подтверждено, в связи с чем необходимость применения в отношении общества дополнительной меры государственного принуждения в виде аннулирования лицензии, исходя из принципов справедливости и соразмерности назначенного наказания допущенному нарушению, отсутствовала" <1>.
Статья: Ответственность за побои в действующем законодательстве
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Сам факт причинения таких повреждений является достаточным основанием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда. Привлечение ответчика к уголовной или административной ответственности не является при этом обязательным условием для удовлетворения такого иска.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Сам факт причинения таких повреждений является достаточным основанием для удовлетворения иска о компенсации морального вреда. Привлечение ответчика к уголовной или административной ответственности не является при этом обязательным условием для удовлетворения такого иска.
Статья: Нарушение и наказание: новшества в сфере ККТ-проверок с 2023 года
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2023, N 3)В прошлом году законодатели внесли ряд изменений в КоАП РФ в отношении наказания за административные проступки <18>. ФНС разъяснила, как эти поправки будут применять при ККТ-нарушениях.
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2023, N 3)В прошлом году законодатели внесли ряд изменений в КоАП РФ в отношении наказания за административные проступки <18>. ФНС разъяснила, как эти поправки будут применять при ККТ-нарушениях.
Статья: Проблемы взаимодействия органов муниципального и государственного контроля (надзора) на примере контроля за землями, государственная собственность на которые не разграничена
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)3. В соответствии с ч. 1 ст. 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)3. В соответствии с ч. 1 ст. 25.2 КоАП РФ потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Нормативное определение понятия административного правонарушения закреплено в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, согласно которой административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В данном определении обозначены такие признаки административного правонарушения, представляющего собой действие или физического или юридического лица, как противоправность, виновность и наказуемость (наступление административной ответственности). Однако в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ отсутствует указание на общественную вредность административного правонарушения. Кроме того, определив понятие административного правонарушения, законодатель при этом не раскрыл понятие и элементы состава такого правонарушения, хотя в КоАП РФ данное понятие используется (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)Нормативное определение понятия административного правонарушения закреплено в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, согласно которой административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В данном определении обозначены такие признаки административного правонарушения, представляющего собой действие или физического или юридического лица, как противоправность, виновность и наказуемость (наступление административной ответственности). Однако в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ отсутствует указание на общественную вредность административного правонарушения. Кроме того, определив понятие административного правонарушения, законодатель при этом не раскрыл понятие и элементы состава такого правонарушения, хотя в КоАП РФ данное понятие используется (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Еще одна отличительная черта правосудия по делам об административных правонарушениях, которую мы полагаем необходимым выделить, состоит в том, что юрисдикционная деятельность судьи в этой области, как правило, возникает помимо воли лица, совершившего административное правонарушение, и независимо от желания потерпевшего, которому названным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред. Это положение имеет особое значение для характеристики материально-правовых конфликтов, связанных с рассмотрением и разрешением дел о привлечении к административной ответственности, по которым судья приступает к производству лишь в том случае, когда орган или должностное лицо, возбудившие подобное дело, передают его в суд для решения вопроса о признании лица, совершившего противоправное деяние, виновным и назначения ему административного наказания, предусмотренного санкцией материально-правовой нормы, диспозиция которой была нарушена.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Еще одна отличительная черта правосудия по делам об административных правонарушениях, которую мы полагаем необходимым выделить, состоит в том, что юрисдикционная деятельность судьи в этой области, как правило, возникает помимо воли лица, совершившего административное правонарушение, и независимо от желания потерпевшего, которому названным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред. Это положение имеет особое значение для характеристики материально-правовых конфликтов, связанных с рассмотрением и разрешением дел о привлечении к административной ответственности, по которым судья приступает к производству лишь в том случае, когда орган или должностное лицо, возбудившие подобное дело, передают его в суд для решения вопроса о признании лица, совершившего противоправное деяние, виновным и назначения ему административного наказания, предусмотренного санкцией материально-правовой нормы, диспозиция которой была нарушена.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за март 2023 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 5)Вопрос о том, является ли допущенная потерпевшим неосторожность грубой, в каждом случае должен решаться судом с учетом фактических обстоятельств дела. Размер возмещения вреда также может быть уменьшен судом с учетом имущественного положения причинителя вреда (гражданина).
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 5)Вопрос о том, является ли допущенная потерпевшим неосторожность грубой, в каждом случае должен решаться судом с учетом фактических обстоятельств дела. Размер возмещения вреда также может быть уменьшен судом с учетом имущественного положения причинителя вреда (гражданина).
Статья: Особенности возмещения расходов, понесенных в рамках производства по делу об административном правонарушении
(Изюмова Е.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Возникает вопрос, в каком случае и в каком порядке лицо, в отношении которого было прекращено дело об административном правонарушении, может восстановить нарушенные права и возместить причиненный ему имущественный и моральный вред?
(Изюмова Е.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Возникает вопрос, в каком случае и в каком порядке лицо, в отношении которого было прекращено дело об административном правонарушении, может восстановить нарушенные права и возместить причиненный ему имущественный и моральный вред?
Статья: Актуальные вопросы совершенствования законодательства о реабилитации при незаконном привлечении к административной ответственности
(Палатин А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 5)В КоАП РФ нет норм, регламентирующих после вынесения решения о прекращении административно-правового преследования по реабилитирующим основаниям восстановление невиновного гражданина в нарушенных правах. Все имеющиеся гражданско-правовые механизмы - это способы возмещения вреда (имущественного или морального). Следовательно, предусмотренное ст. 53 Конституции РФ право на реабилитацию, включающее в себя не только возмещение убытков, но и восстановление в нарушенных правах, в КоАП РФ отсутствует. Это значит, что действующее административное законодательство в части восстановления прав граждан и юридических лиц при незаконном привлечении к административной ответственности не в полной мере соответствует Конституции РФ и международно-правовым актам.
(Палатин А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 5)В КоАП РФ нет норм, регламентирующих после вынесения решения о прекращении административно-правового преследования по реабилитирующим основаниям восстановление невиновного гражданина в нарушенных правах. Все имеющиеся гражданско-правовые механизмы - это способы возмещения вреда (имущественного или морального). Следовательно, предусмотренное ст. 53 Конституции РФ право на реабилитацию, включающее в себя не только возмещение убытков, но и восстановление в нарушенных правах, в КоАП РФ отсутствует. Это значит, что действующее административное законодательство в части восстановления прав граждан и юридических лиц при незаконном привлечении к административной ответственности не в полной мере соответствует Конституции РФ и международно-правовым актам.