Холдинговая структура
Подборка наиболее важных документов по запросу Холдинговая структура (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Холдинг
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Структура холдинга
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Структура холдинга
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 22.07.2016 N 356
(ред. от 08.09.2025)
"О некоторых вопросах Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех"в) формирование в оборонно-промышленном комплексе и в других секторах экономики холдинговых компаний (интегрированных структур) Корпорации на основе хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых переданы Корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации или приобретены Корпорацией на других основаниях, а также обеспечение развития таких компаний (структур);
(ред. от 08.09.2025)
"О некоторых вопросах Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех"в) формирование в оборонно-промышленном комплексе и в других секторах экономики холдинговых компаний (интегрированных структур) Корпорации на основе хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых переданы Корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации или приобретены Корпорацией на других основаниях, а также обеспечение развития таких компаний (структур);
Приказ Росимущества от 03.09.2014 N 330
"Об утверждении Методических рекомендаций по построению функции внутреннего аудита в холдинговых структурах с участием Российской Федерации"МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об утверждении Методических рекомендаций по построению функции внутреннего аудита в холдинговых структурах с участием Российской Федерации"МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Контроль бенефициара как критерий определения национальности юридического лица
(Кантор Н.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Если предположить, что теория контроля имеет решающее значение при предоставлении защиты российским бенефициарам иностранных холдинговых структур в интересах подконтрольных организаций, означает ли это, что иностранные бенефициары не получат защиты в российском суде в отношении "внутренних дел" групп, работающих на территории России?
(Кантор Н.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Если предположить, что теория контроля имеет решающее значение при предоставлении защиты российским бенефициарам иностранных холдинговых структур в интересах подконтрольных организаций, означает ли это, что иностранные бенефициары не получат защиты в российском суде в отношении "внутренних дел" групп, работающих на территории России?
Информация: Госдума приняла закон по реализации основных направлений налоговой политики на 2023 - 2025 годы
("Официальный сайт Минфина России", 2024)- расширяется периметр налогового мониторинга за счет отмены "пороговых" требований, предъявляемых потенциальным участникам налогового мониторинга, для бывших участников КГН, для холдинговых структур и операторов лотерей.
("Официальный сайт Минфина России", 2024)- расширяется периметр налогового мониторинга за счет отмены "пороговых" требований, предъявляемых потенциальным участникам налогового мониторинга, для бывших участников КГН, для холдинговых структур и операторов лотерей.
Статья: Градообразующее предприятие
(Гулидов П.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 1, 2 Критериев и порядка включения организаций в Перечень системообразующих организаций российской экономики (приложение N 1 к протоколу заседания Подкомиссии по повышению устойчивости финансового сектора и отдельных отраслей экономики Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики в условиях санкций от 22.04.2022 N 5кс, далее - Критерии), в Перечень системообразующих организаций российской экономики включаются организации с учетом аффилированности в рамках их групповой (холдинговой) структуры.
(Гулидов П.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 1, 2 Критериев и порядка включения организаций в Перечень системообразующих организаций российской экономики (приложение N 1 к протоколу заседания Подкомиссии по повышению устойчивости финансового сектора и отдельных отраслей экономики Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики в условиях санкций от 22.04.2022 N 5кс, далее - Критерии), в Перечень системообразующих организаций российской экономики включаются организации с учетом аффилированности в рамках их групповой (холдинговой) структуры.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Пункт 1.1 комментируемой статьи введен с 22 июня 2022 г. Федеральным законом от 11 июня 2022 г. N 163-ФЗ <245>, принятым в целях оптимизации процессов управления дочерними организациями холдинговых структур различных секторов экономики, 100% акций которых находятся в собственности России, и оптимизации имущества государственной казны России. Как отмечалось разработчиками проекта указанного Закона, согласно правилам, установленным абзацем 2 п. 6 ст. 98 части первой ГК РФ, акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено законом; положения ст. 10 Федерального закона "Об акционерных обществах" также не содержат законодательных изъятий по данному вопросу и определяют запрет на участие в уставном капитале хозяйственного общества в качестве единственного акционера, состоящего из одного лица; в настоящее время указанные нормы Гражданского кодекса РФ не распространяются на акционерные общества, которые вертикально интегрированы в состав активов под управлением отдельных организаций (ГК "Роскосмос", ГК "Ростех", АО "Почта России") или являются дочерними акционерными обществами головных организаций интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Пункт 1.1 комментируемой статьи введен с 22 июня 2022 г. Федеральным законом от 11 июня 2022 г. N 163-ФЗ <245>, принятым в целях оптимизации процессов управления дочерними организациями холдинговых структур различных секторов экономики, 100% акций которых находятся в собственности России, и оптимизации имущества государственной казны России. Как отмечалось разработчиками проекта указанного Закона, согласно правилам, установленным абзацем 2 п. 6 ст. 98 части первой ГК РФ, акционерное общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица, если иное не установлено законом; положения ст. 10 Федерального закона "Об акционерных обществах" также не содержат законодательных изъятий по данному вопросу и определяют запрет на участие в уставном капитале хозяйственного общества в качестве единственного акционера, состоящего из одного лица; в настоящее время указанные нормы Гражданского кодекса РФ не распространяются на акционерные общества, которые вертикально интегрированы в состав активов под управлением отдельных организаций (ГК "Роскосмос", ГК "Ростех", АО "Почта России") или являются дочерними акционерными обществами головных организаций интегрированных структур оборонно-промышленного комплекса.
Статья: Законодательное регулирование налогового мониторинга в контексте Цифрового Налогового кодекса и других понятий, связанных с цифровизацией налогового мониторинга
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Необходимо заметить, что в разд. V.2 Кодекса понятия "холдинг" и "группа компаний" непосредственно не раскрываются. Однако существенно то, что данные понятия являются значимыми применительно к положениям данного раздела. Важным примером является п. 3.1 ст. 105.26 НК РФ, введенный соответствующим федеральным законом <30>. С 2025 г. перейти на налоговый мониторинг, как отмечается, могут компании, удовлетворяющие соответствующим значениям критериев <31>. При этом в п. 3.1 ст. 105.26 НК РФ установлено 9 категорий организаций, для которых при переходе на налоговый мониторинг не требуется соблюдение таких критериев <32>. В частности, интерес представляет 7-я категория организаций из указанных в п. 3.1 данной статьи Кодекса. Существенно то, что в данном случае можно обратить внимание на два вышеуказанных понятия. Так, в рамках дискуссий на Петербургском международном газовом форуме указывается на группы компаний <33>. Наряду с этим необходимо указать на термин "холдинговые структуры", который содержится, в частности, в тексте соответствующего Заключения Комитета СФ ФС РФ по бюджету и финансовым рынкам <34> в связи с вопросом расширения круга потенциальных участников налогового мониторинга <35>.
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Необходимо заметить, что в разд. V.2 Кодекса понятия "холдинг" и "группа компаний" непосредственно не раскрываются. Однако существенно то, что данные понятия являются значимыми применительно к положениям данного раздела. Важным примером является п. 3.1 ст. 105.26 НК РФ, введенный соответствующим федеральным законом <30>. С 2025 г. перейти на налоговый мониторинг, как отмечается, могут компании, удовлетворяющие соответствующим значениям критериев <31>. При этом в п. 3.1 ст. 105.26 НК РФ установлено 9 категорий организаций, для которых при переходе на налоговый мониторинг не требуется соблюдение таких критериев <32>. В частности, интерес представляет 7-я категория организаций из указанных в п. 3.1 данной статьи Кодекса. Существенно то, что в данном случае можно обратить внимание на два вышеуказанных понятия. Так, в рамках дискуссий на Петербургском международном газовом форуме указывается на группы компаний <33>. Наряду с этим необходимо указать на термин "холдинговые структуры", который содержится, в частности, в тексте соответствующего Заключения Комитета СФ ФС РФ по бюджету и финансовым рынкам <34> в связи с вопросом расширения круга потенциальных участников налогового мониторинга <35>.
Статья: Корпоративная экосистема: правовая природа и специфика применения в холдинговых объединениях
(Паршин И.Д.)
("Гражданское право", 2025, N 4)Наблюдения автора касательно структурности цифровых экосистем прямо корреспондируют с классической иерархией в холдингах или группах компаний. В данном случае холдинговая компания экосистемы - головная организация группы, а именно лицо, контролирующее всю холдинговую структуру посредством прямого и перекрестного участия в капиталах подконтрольных ей лиц, формирующее цели и политику холдинга, генерирующее иные стратегические решения.
(Паршин И.Д.)
("Гражданское право", 2025, N 4)Наблюдения автора касательно структурности цифровых экосистем прямо корреспондируют с классической иерархией в холдингах или группах компаний. В данном случае холдинговая компания экосистемы - головная организация группы, а именно лицо, контролирующее всю холдинговую структуру посредством прямого и перекрестного участия в капиталах подконтрольных ей лиц, формирующее цели и политику холдинга, генерирующее иные стратегические решения.
"Налоговые риски бизнеса"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)- крупных холдинговых структурах: ЗАО "Трансмашхолдинг", АО "Росгеология";
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)- крупных холдинговых структурах: ЗАО "Трансмашхолдинг", АО "Росгеология";
"Крупные сделки и сделки с заинтересованностью. Итоги реформы"
(отв. ред. А.А. Кузнецов)
("Статут", 2024)Проблематика, которая будет затронута далее, касается вопроса применения режима крупных сделок к холдинговой структуре.
(отв. ред. А.А. Кузнецов)
("Статут", 2024)Проблематика, которая будет затронута далее, касается вопроса применения режима крупных сделок к холдинговой структуре.
"Хозяйственные общества как форма ведения бизнеса: учебное пособие"
(Крылов В.Г., Самойлов И.А., Седгарян К.А.)
("Статут", 2024)Но на практике от имени управляющей организации реализуют полномочия ЕИО управляемых обществ исполнительные (управляющие) директора. С чем это связано? Если управляющая организация является единоличным исполнительным органом для нескольких управляемых обществ (особенно это характерно для холдинговых структур), один человек - ЕИО управляющей организации просто физически не может справиться с объемом полномочий руководителя сразу в нескольких хозяйственных обществах, учитывать специфику их деятельности и, следовательно, принимать эффективные решения.
(Крылов В.Г., Самойлов И.А., Седгарян К.А.)
("Статут", 2024)Но на практике от имени управляющей организации реализуют полномочия ЕИО управляемых обществ исполнительные (управляющие) директора. С чем это связано? Если управляющая организация является единоличным исполнительным органом для нескольких управляемых обществ (особенно это характерно для холдинговых структур), один человек - ЕИО управляющей организации просто физически не может справиться с объемом полномочий руководителя сразу в нескольких хозяйственных обществах, учитывать специфику их деятельности и, следовательно, принимать эффективные решения.