Ходатайство об изъятии земельного участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Ходатайство об изъятии земельного участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 56.4 "Ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд" ЗК РФСТАТЬЯ 56.4 "ХОДАТАЙСТВО ОБ ИЗЪЯТИИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как составить ходатайство об изъятии земельных участков для государственных (муниципальных) нужд
(КонсультантПлюс, 2025)2. Кто вправе подать ходатайство об изъятии земельных участков
(КонсультантПлюс, 2025)2. Кто вправе подать ходатайство об изъятии земельных участков
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 56.4. Ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 56.4. Ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд
Ситуация: Каков порядок изъятия жилого помещения для государственных или муниципальных нужд?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если по истечении 90 дней со дня получения проекта соглашения собственник не представил подписанное соглашение, то орган, принявший решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято такое решение, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если по истечении 90 дней со дня получения проекта соглашения собственник не представил подписанное соглашение, то орган, принявший решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято такое решение, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Указанные решения принимаются как по собственной инициативе уполномоченных органов, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков, поданного субъектами естественных монополий, в случае изъятия земельных участков для размещения объектов федерального значения или объектов регионального значения, указанных в ст. 49 ЗК РФ и обеспечивающих деятельность этих субъектов. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2015 N 442 утвержден Перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Указанные решения принимаются как по собственной инициативе уполномоченных органов, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков, поданного субъектами естественных монополий, в случае изъятия земельных участков для размещения объектов федерального значения или объектов регионального значения, указанных в ст. 49 ЗК РФ и обеспечивающих деятельность этих субъектов. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2015 N 442 утвержден Перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд.
Статья: Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Указанные решения принимаются как по собственной инициативе уполномоченных органов, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков, поданного субъектами естественных монополий, в случае изъятия земельных участков для размещения объектов федерального значения или объектов регионального значения, указанных в ст. 49 ЗК РФ, и обеспечивающих деятельность этих субъектов. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2015 N 442 утвержден Перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Указанные решения принимаются как по собственной инициативе уполномоченных органов, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков, поданного субъектами естественных монополий, в случае изъятия земельных участков для размещения объектов федерального значения или объектов регионального значения, указанных в ст. 49 ЗК РФ, и обеспечивающих деятельность этих субъектов. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2015 N 442 утвержден Перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд.
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Приказ Росреестра от 19 апреля 2022 г. N П/0151
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Приказ Росреестра от 19 апреля 2022 г. N П/0151
Статья: Земельно-правовое регулирование как инструмент обеспечения пользования недрами
(Игнатьева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Перечень оснований для изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, хотя и обусловлен наличием исключительных случаев, фактически остался открытым, поскольку статьей 49 ЗК РФ в целом предусмотрены основания изъятия, установленные в федеральных законах. Такая ситуация учтена в Требованиях к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, составе прилагаемых к нему документов <12>. В частности, к ходатайству об изъятии земель прилагается копия документа, подтверждающего основание, предусмотренное федеральным законом, либо уполномоченный орган власти самостоятельно запрашивает соответствующие документы. При этом в статье 25.2 Закона о недрах предусмотрено отдельное основание для изъятия земельных участков, в том числе лесных, для государственных и муниципальных нужд, если они необходимы для осуществления пользования недрами. Иначе говоря, пользование недрами в этом законоположении рассмотрено именно как исключительный случай для изъятия соответствующих земельных участков в связи с тем, что без использования последних объективно невозможно пользование недрами.
(Игнатьева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 8)Перечень оснований для изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, хотя и обусловлен наличием исключительных случаев, фактически остался открытым, поскольку статьей 49 ЗК РФ в целом предусмотрены основания изъятия, установленные в федеральных законах. Такая ситуация учтена в Требованиях к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, составе прилагаемых к нему документов <12>. В частности, к ходатайству об изъятии земель прилагается копия документа, подтверждающего основание, предусмотренное федеральным законом, либо уполномоченный орган власти самостоятельно запрашивает соответствующие документы. При этом в статье 25.2 Закона о недрах предусмотрено отдельное основание для изъятия земельных участков, в том числе лесных, для государственных и муниципальных нужд, если они необходимы для осуществления пользования недрами. Иначе говоря, пользование недрами в этом законоположении рассмотрено именно как исключительный случай для изъятия соответствующих земельных участков в связи с тем, что без использования последних объективно невозможно пользование недрами.
Статья: Принудительный выкуп недвижимого имущества в публичных интересах
(Огибалова А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)<56> См.: п. 3, 4 Приказа Росреестра от 19.04.2022 N П/0151 "Об утверждении требований к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, состава прилагаемых к нему документов, а также порядка, и способов подачи ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и требований к их формату" (зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2022 N 68694).
(Огибалова А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)<56> См.: п. 3, 4 Приказа Росреестра от 19.04.2022 N П/0151 "Об утверждении требований к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, состава прилагаемых к нему документов, а также порядка, и способов подачи ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и требований к их формату" (зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2022 N 68694).
Статья: Сервитут как обременение права собственности. Частный и публичный сервитуты. Зона прохода и проезда
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)4) организации, подавшие ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, для реконструкции инженерного сооружения, переносимого в связи с таким изъятием (перечень организаций, имеющих право на такое ходатайство, указан в пункте 1 статьи 56.4 ЗК РФ);
(Филина Д.Л.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 10)4) организации, подавшие ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, для реконструкции инженерного сооружения, переносимого в связи с таким изъятием (перечень организаций, имеющих право на такое ходатайство, указан в пункте 1 статьи 56.4 ЗК РФ);
Готовое решение: Как изъять земельный участок для государственных (муниципальных) нужд
(КонсультантПлюс, 2025)3.1. Как рассмотреть ходатайство об изъятии земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)3.1. Как рассмотреть ходатайство об изъятии земельного участка
Статья: Частные и публичные сервитуты при государственной кадастровой оценке земельных участков
(Краснова Т.С., Жестовская Д.А., Силко Н.С., Лепехина О.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 1)Во-первых, к лицам, наделенным правом ходатайствовать об установлении публичного сервитута по гл. V.7 ЗК РФ, как правило, относятся организации, по существу выступающие публичными агентами, или лицами, которым фактически делегированы публично-правовые функции. Так, согласно ст. 39.40 ЗК РФ к таким организациям относятся субъекты естественных монополий; организации связи; владельцы объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения; организации, предусмотренные п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ и подавшие ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд; иные лица, уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями осуществлять деятельность, для обеспечения которой допускается установление публичного сервитута. То есть можно утверждать, что за наделением определенных лиц правом заявлять ходатайства об установлении публичных сервитутов стоит интерес властных субъектов <12>.
(Краснова Т.С., Жестовская Д.А., Силко Н.С., Лепехина О.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 1)Во-первых, к лицам, наделенным правом ходатайствовать об установлении публичного сервитута по гл. V.7 ЗК РФ, как правило, относятся организации, по существу выступающие публичными агентами, или лицами, которым фактически делегированы публично-правовые функции. Так, согласно ст. 39.40 ЗК РФ к таким организациям относятся субъекты естественных монополий; организации связи; владельцы объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения; организации, предусмотренные п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ и подавшие ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд; иные лица, уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями осуществлять деятельность, для обеспечения которой допускается установление публичного сервитута. То есть можно утверждать, что за наделением определенных лиц правом заявлять ходатайства об установлении публичных сервитутов стоит интерес властных субъектов <12>.
Статья: Спорные вопросы реализации процедуры изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд
(Вербина О.Л.)
("Юрист", 2022, N 6)Характерной является ситуация, когда судебные органы принимают решения в связи с возможностью интерпретировать пробел в законодательстве в ущерб интересам частных лиц, когда спорны целесообразность изъятия, его обоснование. Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17 января 2017 г. по делу N А12-54447/2016 <11> были признаны несостоятельными доводы заявителя о том, что изъятие его участка незаконно, так как органы государственной власти не представили доказательств исключительности изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд для недропользования, подтверждающих отсутствие иных возможностей оформить правоустанавливающие документы. Суд указал, что действующее законодательство не ставит право недропользователей ходатайствовать об изъятии земельного участка в зависимость от наличия таких возможностей.
(Вербина О.Л.)
("Юрист", 2022, N 6)Характерной является ситуация, когда судебные органы принимают решения в связи с возможностью интерпретировать пробел в законодательстве в ущерб интересам частных лиц, когда спорны целесообразность изъятия, его обоснование. Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17 января 2017 г. по делу N А12-54447/2016 <11> были признаны несостоятельными доводы заявителя о том, что изъятие его участка незаконно, так как органы государственной власти не представили доказательств исключительности изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд для недропользования, подтверждающих отсутствие иных возможностей оформить правоустанавливающие документы. Суд указал, что действующее законодательство не ставит право недропользователей ходатайствовать об изъятии земельного участка в зависимость от наличия таких возможностей.