Грубые нарушения лицензионных требований в сфере обрАзования
Подборка наиболее важных документов по запросу Грубые нарушения лицензионных требований в сфере обрАзования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Проверка Росздравнадзора
(КонсультантПлюс, 2025)В ходе проведенной контрольной закупки выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренных специальным разрешением, при осуществлении предпринимательской деятельности.
(КонсультантПлюс, 2025)В ходе проведенной контрольной закупки выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий, предусмотренных специальным разрешением, при осуществлении предпринимательской деятельности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Какова административная ответственность за нарушение лицензионных требований?
(Консультация эксперта, 2025)Примером административного правонарушения по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ может служить грубое нарушение лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании образовательной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490) (далее - Положение N 1490), в частности отсутствие у организации, осуществляющей образовательную деятельность, санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии или заявленным к лицензированию, если такое нарушение повлекло за собой последствия, установленные ч. 10 ст. 19.2 Закона N 99-ФЗ (пп. "д" п. 7, пп. "а" п. 9 Положения N 1490).
(Консультация эксперта, 2025)Примером административного правонарушения по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ может служить грубое нарушение лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании образовательной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490) (далее - Положение N 1490), в частности отсутствие у организации, осуществляющей образовательную деятельность, санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии или заявленным к лицензированию, если такое нарушение повлекло за собой последствия, установленные ч. 10 ст. 19.2 Закона N 99-ФЗ (пп. "д" п. 7, пп. "а" п. 9 Положения N 1490).
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Пример. Рособрнадзором было вынесено распоряжение о запрете приема в негосударственное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Современная гуманитарная академия". Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в ходе проведения внеплановой выездной проверки, проведенной Рособрнадзором в отношении образовательного учреждения, были выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий при ведении образовательной деятельности, а именно подп. "б" п. 6 Положения о лицензировании. В числе прочих нарушений установлено, что лицензиатом не проводилась с установленной периодичностью аттестация в отношении преподавателей в целях подтверждения их соответствия занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности. Соответственно, Рособрнадзором составлен акт проверки и вынесено предписание об устранении выявленных лицензионных нарушений. Наличие нарушений лицензионных требований, указанных в предписании Рособрнадзора, а также факт их неустранения учреждением подтверждены Постановлением Замоскворецкого районного суда г. Москвы о привлечении учреждения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 19.20 КоАП (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.05.2015 N Ф05-4903/2015 по делу N А40-110981/14).
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Пример. Рособрнадзором было вынесено распоряжение о запрете приема в негосударственное частное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Современная гуманитарная академия". Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в ходе проведения внеплановой выездной проверки, проведенной Рособрнадзором в отношении образовательного учреждения, были выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий при ведении образовательной деятельности, а именно подп. "б" п. 6 Положения о лицензировании. В числе прочих нарушений установлено, что лицензиатом не проводилась с установленной периодичностью аттестация в отношении преподавателей в целях подтверждения их соответствия занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности. Соответственно, Рособрнадзором составлен акт проверки и вынесено предписание об устранении выявленных лицензионных нарушений. Наличие нарушений лицензионных требований, указанных в предписании Рособрнадзора, а также факт их неустранения учреждением подтверждены Постановлением Замоскворецкого районного суда г. Москвы о привлечении учреждения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 19.20 КоАП (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.05.2015 N Ф05-4903/2015 по делу N А40-110981/14).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
(ред. от 04.11.2025)1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 N 314
(ред. от 03.02.2023)
"Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)"д) сведения о документах государственного образца (дипломы, аттестаты, свидетельства) об образовании, о переподготовке, повышении квалификации сотрудников, определенных подпунктом "е" пункта 5 настоящего Положения;
(ред. от 03.02.2023)
"Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)"д) сведения о документах государственного образца (дипломы, аттестаты, свидетельства) об образовании, о переподготовке, повышении квалификации сотрудников, определенных подпунктом "е" пункта 5 настоящего Положения;
Вопрос: Может ли менеджер по продажам косметических товаров (с медицинским образованием) работать в аптечном пункте без сертификата специалиста или аккредитации и заниматься продажей косметической продукции?
(Консультация эксперта, 2023)Если менеджер без сертификата и аккредитации вместе с косметическими товарами продаст медицинские лекарственные препараты и контролирующими органами будет выявлен факт продажи препарата работником без фармацевтического образования, то аптека может быть привлечена к ответственности за грубое нарушение лицензионных требований. Учреждение может быть оштрафовано на сумму от 100 тыс. до 200 тыс. руб. Также деятельность аптеки может быть приостановлена на срок до 90 суток, если речь идет об угрозе жизни или здоровью людей или когда другое наказание не может предотвратить новые правонарушения (ч. 4 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
(Консультация эксперта, 2023)Если менеджер без сертификата и аккредитации вместе с косметическими товарами продаст медицинские лекарственные препараты и контролирующими органами будет выявлен факт продажи препарата работником без фармацевтического образования, то аптека может быть привлечена к ответственности за грубое нарушение лицензионных требований. Учреждение может быть оштрафовано на сумму от 100 тыс. до 200 тыс. руб. Также деятельность аптеки может быть приостановлена на срок до 90 суток, если речь идет об угрозе жизни или здоровью людей или когда другое наказание не может предотвратить новые правонарушения (ч. 4 ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Статья: Особенности правового положения юридических лиц нефтегазового сектора на новых территориях РФ
(Кантор Н.Е.)
("Право и бизнес", 2023, N 3)Эксплуатация объектов нефтегазового сектора I, II и III классов опасности на период с 1 марта 2024 г. по 1 сентября 2026 г. допускается без получения лицензии, с предоставлением уведомления по установленной форме. Ростехнадзор утверждает временные обязательные требования и перечень их грубых нарушений и осуществляет контроль за их соблюдением <3>.
(Кантор Н.Е.)
("Право и бизнес", 2023, N 3)Эксплуатация объектов нефтегазового сектора I, II и III классов опасности на период с 1 марта 2024 г. по 1 сентября 2026 г. допускается без получения лицензии, с предоставлением уведомления по установленной форме. Ростехнадзор утверждает временные обязательные требования и перечень их грубых нарушений и осуществляет контроль за их соблюдением <3>.
Вопрос: В каких случаях могут приостановить действие лицензии на осуществление образовательной деятельности?
("Официальный сайт Рособрнадзора", 2022)2) назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
("Официальный сайт Рособрнадзора", 2022)2) назначение лицензиату административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
"Комментарий к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В-третьих, раскрывается категория "грубого нарушения требований промышленной безопасности" и "грубого нарушения условий лицензий". В связи с чем обратим внимание на особенности квалификации административных правонарушений по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, принципиально отличающейся от квалификации нарушений по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В-третьих, раскрывается категория "грубого нарушения требований промышленной безопасности" и "грубого нарушения условий лицензий". В связи с чем обратим внимание на особенности квалификации административных правонарушений по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ, принципиально отличающейся от квалификации нарушений по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Пример. Медицинская организация привлечена к административной ответственности за грубое нарушение лицензионных требований по ч. 4 ст. 14.1 КоАП. В аптечном пункте медицинской организации отпуск лекарственных средств осуществлял администратор, не имеющий высшего или среднего медицинского образования, сертификата специалиста и дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами (Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 01.12.2021 по делу N А10-5566/2021).
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Пример. Медицинская организация привлечена к административной ответственности за грубое нарушение лицензионных требований по ч. 4 ст. 14.1 КоАП. В аптечном пункте медицинской организации отпуск лекарственных средств осуществлял администратор, не имеющий высшего или среднего медицинского образования, сертификата специалиста и дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами (Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 01.12.2021 по делу N А10-5566/2021).
Статья: Аптека не работает без разрешений, иначе понесет административную ответственность
(Сухов А.Б.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)К сведению. Согласно ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 4 000 до 8 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от 5 000 до 10 000 руб.; на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
(Сухов А.Б.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)К сведению. Согласно ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 4 000 до 8 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от 5 000 до 10 000 руб.; на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.