Гражданско-правовая защита субъектов отношений в сфере государственного заказа
Подборка наиболее важных документов по запросу Гражданско-правовая защита субъектов отношений в сфере государственного заказа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Аналитический обзор правонарушений, устанавливающих для приобретателей товаров ограничения выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары
(Толканов И.А., Жигалова Ж.А.)
("Конкурентное право", 2018, N 3)Среди разновидностей нарушений п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции следует выделить те, которые затрагивают иные области правового регулирования. Закон о защите конкуренции часто применяется при квалификации нарушений в таких сферах, как закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, бюджетные и иные полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. При решении вопроса о применении положений Закона о защите конкуренции и Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" антимонопольными органами и судами необходимо исходить из того, что в конкурентных отношениях федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг организации, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации являются субъектами, имеющими публично-правовой интерес, в то время как в отношениях, связанных с государственными закупками, те же субъекты выступают в качестве юридических лиц, то есть участников гражданско-правовых отношений. В первом случае совершенные ими противозаконные действия следует квалифицировать по п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, а во втором - по положениям Федерального закона N 44-ФЗ.
(Толканов И.А., Жигалова Ж.А.)
("Конкурентное право", 2018, N 3)Среди разновидностей нарушений п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции следует выделить те, которые затрагивают иные области правового регулирования. Закон о защите конкуренции часто применяется при квалификации нарушений в таких сферах, как закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, бюджетные и иные полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. При решении вопроса о применении положений Закона о защите конкуренции и Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" антимонопольными органами и судами необходимо исходить из того, что в конкурентных отношениях федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг организации, государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации являются субъектами, имеющими публично-правовой интерес, в то время как в отношениях, связанных с государственными закупками, те же субъекты выступают в качестве юридических лиц, то есть участников гражданско-правовых отношений. В первом случае совершенные ими противозаконные действия следует квалифицировать по п. 5 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, а во втором - по положениям Федерального закона N 44-ФЗ.
"Государственный контракт в гражданском праве России: проблемы теории и практики: монография"
(Цатурян Е.А.)
("Статут", 2020)По мнению М.В. Шмелевой, особый порядок заключения государственного контракта - обязательность заключения государственного контракта используется для защиты субъектов в контрактных правоотношениях <1> (выделено мной. - Е.Ц.).
(Цатурян Е.А.)
("Статут", 2020)По мнению М.В. Шмелевой, особый порядок заключения государственного контракта - обязательность заключения государственного контракта используется для защиты субъектов в контрактных правоотношениях <1> (выделено мной. - Е.Ц.).
Нормативные акты
Решение Челябинского УФАС России от 21.02.2013 N 22-ВП/2013
Нарушение: ч. ч. 2, 9, 12 ст. 9, п. п. 7, 8 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений.Частью 2 статьи 9 Закона о размещении заказов контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Закона о размещении заказов.
Нарушение: ч. ч. 2, 9, 12 ст. 9, п. п. 7, 8 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений.Частью 2 статьи 9 Закона о размещении заказов контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Закона о размещении заказов.
Решение Челябинского УФАС России от 21.02.2013 N 23-ВП/2013
Нарушение: ч. ч. 2, 9, 12 ст. 9, п. п. 7, 8 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений.Частью 2 статьи 9 Закона о размещении заказов контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Закона о размещении заказов.
Нарушение: ч. ч. 2, 9, 12 ст. 9, п. п. 7, 8 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений.Частью 2 статьи 9 Закона о размещении заказов контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Закона о размещении заказов.
"Финансовые услуги для естественных монополистов: конкурсное заключение договора"
(Андреев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) ФЗ "О защите конкуренции" формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении (выделено мной. - А.И.) в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям <27>. Как отмечает В.В. Витрянский, "...толкования и разъяснения, которые дают Пленумы Высшего Арбитражного Суда... имеют более далекие цели, связанные с обеспечением действия принципов законности и справедливости в экономических отношениях" <28>.
(Андреев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) ФЗ "О защите конкуренции" формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении (выделено мной. - А.И.) в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям <27>. Как отмечает В.В. Витрянский, "...толкования и разъяснения, которые дают Пленумы Высшего Арбитражного Суда... имеют более далекие цели, связанные с обеспечением действия принципов законности и справедливости в экономических отношениях" <28>.
"Государственный контракт"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019)Как известно, в сфере государственных закупок покупателем товаров выступает особый субъект гражданско-правовых отношений - сама Российская Федерация, ее субъекты или муниципальные образования. Участие в договорных отношениях такого субъекта, как государство, сказывается не только на порядке заключения соответствующего контракта, но и на ответственности государства - покупателя товаров. Об имущественной ответственности государства в сфере государственных закупок и пойдет речь в настоящей главе.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2019)Как известно, в сфере государственных закупок покупателем товаров выступает особый субъект гражданско-правовых отношений - сама Российская Федерация, ее субъекты или муниципальные образования. Участие в договорных отношениях такого субъекта, как государство, сказывается не только на порядке заключения соответствующего контракта, но и на ответственности государства - покупателя товаров. Об имущественной ответственности государства в сфере государственных закупок и пойдет речь в настоящей главе.
"Комментарий к Федеральному закону от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Беляев М.А., Кабытов П.П., Пучкова А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018)<41> См.: Шмелева М.В. Гражданско-правовое регулирование контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2013. С. 11, 12, 24.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Беляев М.А., Кабытов П.П., Пучкова А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018)<41> См.: Шмелева М.В. Гражданско-правовое регулирование контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2013. С. 11, 12, 24.
"Корпоративные закупки: проблемы правового регулирования: Научно-практическое пособие"
(Беляева О.А.)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2018)<1> См.: Шмелева М.В. Гражданско-правовое регулирование контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2013. С. 11, 12, 24.
(Беляева О.А.)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2018)<1> См.: Шмелева М.В. Гражданско-правовое регулирование контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2013. С. 11, 12, 24.
"Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: правовое регулирование"
(Белов В.Е.)
("Норма", "Инфра-М", 2011)В то же время уже сам термин "государственный контракт" свидетельствует о том, что стоящий за ним договор не является обычным гражданско-правовым договором. Существующие отличия обусловлены в первую очередь особой целевой направленностью государственного контракта. Цели государственного контракта в отличие от обычного гражданско-правового договора имеют публично-правовой характер, поскольку контракт направлен на удовлетворение общезначимых экономических потребностей. В юридической литературе отмечается, что, участвуя в отношениях по госзаказам, государство выступает в качестве особого субъекта права, сохраняющего за собой отдельные полномочия прерогативного характера, необходимые для реализации и защиты публичных интересов. Государственный контрагент вправе воспользоваться своими прерогативами, даже если такие действия выходят за рамки гражданского права <1>. Отдельные сторонники точки зрения о гражданско-правовой природе государственного контракта отмечают, что данный институт находится в окружении отношений иной правовой природы и категорически исключают при этом воздействие публично-правовых норм на гражданско-правовую структуру данного договора <2>. По нашему мнению, искусственно разделять элементы правового воздействия и исключать возможность проникновения публично-правовой составляющей в структуру государственного контракта нельзя.
(Белов В.Е.)
("Норма", "Инфра-М", 2011)В то же время уже сам термин "государственный контракт" свидетельствует о том, что стоящий за ним договор не является обычным гражданско-правовым договором. Существующие отличия обусловлены в первую очередь особой целевой направленностью государственного контракта. Цели государственного контракта в отличие от обычного гражданско-правового договора имеют публично-правовой характер, поскольку контракт направлен на удовлетворение общезначимых экономических потребностей. В юридической литературе отмечается, что, участвуя в отношениях по госзаказам, государство выступает в качестве особого субъекта права, сохраняющего за собой отдельные полномочия прерогативного характера, необходимые для реализации и защиты публичных интересов. Государственный контрагент вправе воспользоваться своими прерогативами, даже если такие действия выходят за рамки гражданского права <1>. Отдельные сторонники точки зрения о гражданско-правовой природе государственного контракта отмечают, что данный институт находится в окружении отношений иной правовой природы и категорически исключают при этом воздействие публично-правовых норм на гражданско-правовую структуру данного договора <2>. По нашему мнению, искусственно разделять элементы правового воздействия и исключать возможность проникновения публично-правовой составляющей в структуру государственного контракта нельзя.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О защите конкуренции"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. И.Ю. Артемьев)
("Статут", 2016)- административно-правовые отношения, например, отношения, возникающие между хозяйствующим субъектом и органом власти, который ограничивает конкуренцию, отношения между органом власти и антимонопольным органом в связи с пресечением ограничения конкуренции, отношения между хозяйствующим субъектом и антимонопольным органом в связи с защитой интересов такого хозяйствующего субъекта;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. И.Ю. Артемьев)
("Статут", 2016)- административно-правовые отношения, например, отношения, возникающие между хозяйствующим субъектом и органом власти, который ограничивает конкуренцию, отношения между органом власти и антимонопольным органом в связи с пресечением ограничения конкуренции, отношения между хозяйствующим субъектом и антимонопольным органом в связи с защитой интересов такого хозяйствующего субъекта;
Статья: К вопросу о понятии юридических лиц публичного права
(Чемеричко Л.С.)
("Власть Закона", 2016, N 2)Однако государство прежде всего является публичным образованием и выступать субъектом частноправовых отношений оно должно только в случаях, прямо предусмотренных законом, если это отвечает законным интересам общества <1>. В последние годы в процессе модернизации гражданского законодательства Российской Федерации существенно расширился круг отношений имущественного характера, где публичные образования на равных с гражданами и коммерческими юридическими лицами принимают в них участие. Эта деятельность осуществляется в различных формах государственно-частного партнерства, а также при осуществлении поставок товаров для государственных и муниципальных нужд. В этих правоотношениях тесно переплетаются публичные и частные интересы, которые нуждаются в более совершенном механизме гражданско-правовых способов защиты нарушенных прав не только субъектов частного права, но и публичных образований.
(Чемеричко Л.С.)
("Власть Закона", 2016, N 2)Однако государство прежде всего является публичным образованием и выступать субъектом частноправовых отношений оно должно только в случаях, прямо предусмотренных законом, если это отвечает законным интересам общества <1>. В последние годы в процессе модернизации гражданского законодательства Российской Федерации существенно расширился круг отношений имущественного характера, где публичные образования на равных с гражданами и коммерческими юридическими лицами принимают в них участие. Эта деятельность осуществляется в различных формах государственно-частного партнерства, а также при осуществлении поставок товаров для государственных и муниципальных нужд. В этих правоотношениях тесно переплетаются публичные и частные интересы, которые нуждаются в более совершенном механизме гражданско-правовых способов защиты нарушенных прав не только субъектов частного права, но и публичных образований.
Статья: Некоторые проблемы гражданско-правового регулирования поставки лекарственных средств
(Душкина М.Н.)
("Гражданское право", 2012, N 5)Таким образом, можно утверждать, что государственный контракт является гражданско-правовым договором, но с наличием выраженных средств, направленных на защиту публичных интересов.
(Душкина М.Н.)
("Гражданское право", 2012, N 5)Таким образом, можно утверждать, что государственный контракт является гражданско-правовым договором, но с наличием выраженных средств, направленных на защиту публичных интересов.
Статья: Споры в области контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд: АПК РФ или КАС РФ?
(Лескина Э.И.)
("Юрист", 2018, N 9)3. Винницкий А.В. Участие публичных образований в имущественных отношениях: проблемы сбалансированности административно-правового и гражданско-правового регулирования / А.В. Винницкий // Административное и муниципальное право. 2010. N 11. С. 82 - 91.
(Лескина Э.И.)
("Юрист", 2018, N 9)3. Винницкий А.В. Участие публичных образований в имущественных отношениях: проблемы сбалансированности административно-правового и гражданско-правового регулирования / А.В. Винницкий // Административное и муниципальное право. 2010. N 11. С. 82 - 91.
"Ответственность организаций и их руководителей"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2018)Как известно, в сфере государственных закупок покупателем товаров выступает особый субъект гражданско-правовых отношений - сама Российская Федерация, ее субъекты или муниципальные образования. Участие в договорных отношениях такого субъекта, как государство, сказывается не только на порядке заключения соответствующего контракта, но и на ответственности государства - покупателя товаров. Об имущественной ответственности государства в сфере государственных закупок и пойдет речь в настоящей главе.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Семенихин В.В.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2018)Как известно, в сфере государственных закупок покупателем товаров выступает особый субъект гражданско-правовых отношений - сама Российская Федерация, ее субъекты или муниципальные образования. Участие в договорных отношениях такого субъекта, как государство, сказывается не только на порядке заключения соответствующего контракта, но и на ответственности государства - покупателя товаров. Об имущественной ответственности государства в сфере государственных закупок и пойдет речь в настоящей главе.