Гражданин не может быть принят на гражданскую службу
Подборка наиболее важных документов по запросу Гражданин не может быть принят на гражданскую службу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что нужно знать о служебном контракте с гражданским служащим
(КонсультантПлюс, 2025)Существуют ограничения, которые не позволяют принять гражданина на гражданскую службу. Среди них, например (п. п. 4, 12 ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 20.2, ч. 3 ст. 21 Закона о государственной гражданской службе):
(КонсультантПлюс, 2025)Существуют ограничения, которые не позволяют принять гражданина на гражданскую службу. Среди них, например (п. п. 4, 12 ч. 1 ст. 16, ч. 1 ст. 20.2, ч. 3 ст. 21 Закона о государственной гражданской службе):
Статья: Оспаривание психиатрического диагноза в целях реализации гражданских прав
(Бобровская О.Н., Миронова О.А.)
("Медицинское право", 2025, N 2)Так, в силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон о гражданской службе) гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе при наличии заболевания, установленного в перечне болезней, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению. Согласно Приложению N 2 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2009 г. N 984н одним из таких заболеваний является диагноз "Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ" <7>.
(Бобровская О.Н., Миронова О.А.)
("Медицинское право", 2025, N 2)Так, в силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон о гражданской службе) гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе при наличии заболевания, установленного в перечне болезней, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению. Согласно Приложению N 2 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2009 г. N 984н одним из таких заболеваний является диагноз "Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ" <7>.
Нормативные акты
"ОК 018-2014. Общероссийский классификатор информации о населении"
(принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2019-ст)
(ред. от 25.06.2025)Фасет 101 Обстоятельства, при которых гражданин Российской Федерации не может быть принят на государственную гражданскую службу, а государственный гражданский служащий не может находиться на государственной гражданской службе
(принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2019-ст)
(ред. от 25.06.2025)Фасет 101 Обстоятельства, при которых гражданин Российской Федерации не может быть принят на государственную гражданскую службу, а государственный гражданский служащий не может находиться на государственной гражданской службе
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"3. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу, устанавливаются федеральными законами.
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"3. Гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 9, 11 и 12 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона. Иные ограничения, связанные с поступлением на гражданскую службу, устанавливаются федеральными законами.
Статья: К вопросу установления сроков в отношении ограничений, возникающих после увольнения государственных гражданских служащих в связи с утратой доверия
(Занко Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 5)На момент подготовки статьи в Реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия, находилось 2 663 записи. При этом нигде законодательно не устанавливается срок действия последствий увольнения в связи с утратой доверия, и данная норма во взаимосвязи с п. 10 ч. 1 ст. 16 N 79-ФЗ, который предусматривает, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему, приводит к тому, что государственный гражданский служащий, когда-либо уволенный с государственной гражданской службы в связи с утратой доверия, больше никогда не сможет поступить на государственную гражданскую службу. Причем такая ситуация возникает по результатам привлечения государственного гражданского служащего к дисциплинарной ответственности.
(Занко Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 5)На момент подготовки статьи в Реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия, находилось 2 663 записи. При этом нигде законодательно не устанавливается срок действия последствий увольнения в связи с утратой доверия, и данная норма во взаимосвязи с п. 10 ч. 1 ст. 16 N 79-ФЗ, который предусматривает, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему, приводит к тому, что государственный гражданский служащий, когда-либо уволенный с государственной гражданской службы в связи с утратой доверия, больше никогда не сможет поступить на государственную гражданскую службу. Причем такая ситуация возникает по результатам привлечения государственного гражданского служащего к дисциплинарной ответственности.
Статья: Путин разрешил допустить к госслужбе россиян с иностранным гражданством
(Карпухин А., Князев А., Дученко О.)
("Трудовое право", 2021, N 9)На государственном уровне достаточно давно проводится политика по ограничению возможности лицам с иностранным гражданством занимать должности государственной/муниципальной службы. В апреле 2021 года был принят Федеральный закон N 116-ФЗ, которым были установлены существенные ограничения для лиц, имеющих иностранное гражданство, занимать государственные должности, должности в органах внутренних дел и т.п. Статья 16 ФЗ "О Государственной гражданской службе РФ" прямо предусматривает, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Однако все нормы, которыми были установлены соответствующие ограничения, носили безапелляционный характер, т.е. запрет был безусловен. Посредством принятия обсуждаемого Указа фактически в правиле появились исключения, которые, скорее всего, были сделаны для того, чтобы государственные деятели высокого уровня, имеющие двойное гражданство или иностранный вид на жительство, могли быть допущены к государственной службе в виде исключения. Данный Указ не означает появления тотальной возможности "обхода закона", и, скорее всего, при его подготовке мог учитываться статус конкретных лиц.
(Карпухин А., Князев А., Дученко О.)
("Трудовое право", 2021, N 9)На государственном уровне достаточно давно проводится политика по ограничению возможности лицам с иностранным гражданством занимать должности государственной/муниципальной службы. В апреле 2021 года был принят Федеральный закон N 116-ФЗ, которым были установлены существенные ограничения для лиц, имеющих иностранное гражданство, занимать государственные должности, должности в органах внутренних дел и т.п. Статья 16 ФЗ "О Государственной гражданской службе РФ" прямо предусматривает, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае наличия гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Однако все нормы, которыми были установлены соответствующие ограничения, носили безапелляционный характер, т.е. запрет был безусловен. Посредством принятия обсуждаемого Указа фактически в правиле появились исключения, которые, скорее всего, были сделаны для того, чтобы государственные деятели высокого уровня, имеющие двойное гражданство или иностранный вид на жительство, могли быть допущены к государственной службе в виде исключения. Данный Указ не означает появления тотальной возможности "обхода закона", и, скорее всего, при его подготовке мог учитываться статус конкретных лиц.