Градостроительный регламент не распространяется на земли сельскохозяйственного назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Градостроительный регламент не распространяется на земли сельскохозяйственного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Сахалинского областного суда от 18.07.2024 по делу N 33а-1800/2024 (УИД 65RS0017-01-2024-000289-35)
Категория: Споры с Росреестром.
Требования: О признании незаконными решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, возложении обязанности повторно рассмотреть заявления.
Обстоятельства: Оспариваемыми решениями истцу отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на вновь образуемые земельные участки в связи с несоответствием образуемых земельных участков требованиям, предъявляемым к предельным размерам земельного участка в зоне, предназначенной для ведения садового хозяйства, установленным правилами землепользования и застройки.
Решение: Отказано.То обстоятельство, что на момент предоставления И. в собственность земельного участка с кадастровым номером N действие градостроительных регламентов на земли сельскохозяйственного назначения не распространялись и предельные размеры земельных участков не устанавливались, о незаконности решений административного органа не свидетельствует, поскольку в рассматриваемом случае подлежали применению градостроительные регламенты, действовавшие на момент принятия оспариваемых решений.
Категория: Споры с Росреестром.
Требования: О признании незаконными решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, возложении обязанности повторно рассмотреть заявления.
Обстоятельства: Оспариваемыми решениями истцу отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на вновь образуемые земельные участки в связи с несоответствием образуемых земельных участков требованиям, предъявляемым к предельным размерам земельного участка в зоне, предназначенной для ведения садового хозяйства, установленным правилами землепользования и застройки.
Решение: Отказано.То обстоятельство, что на момент предоставления И. в собственность земельного участка с кадастровым номером N действие градостроительных регламентов на земли сельскохозяйственного назначения не распространялись и предельные размеры земельных участков не устанавливались, о незаконности решений административного органа не свидетельствует, поскольку в рассматриваемом случае подлежали применению градостроительные регламенты, действовавшие на момент принятия оспариваемых решений.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые проблемы пространственного развития территории Российской Федерации
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)Однако часть земельных участков по-прежнему остается вне регулирования градостроительного регламента - на одни участки действие градостроительного регламента не распространяется (например, на участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых), на другие градостроительные регламенты вообще не устанавливаются (например, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения).
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)Однако часть земельных участков по-прежнему остается вне регулирования градостроительного регламента - на одни участки действие градостроительного регламента не распространяется (например, на участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых), на другие градостроительные регламенты вообще не устанавливаются (например, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения).
Статья: Спорные вопросы, связанные с изменением вида разрешенного использования земель сельхозназначения: проблемы теории и практики
(Виноградова О.Б., Орлова Ю.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 12)Согласно пункту 5 статьи 37 Градостроительного кодекса решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков (мы сознательно исключаем объекты капитального строительства, поскольку они являются самостоятельными объектами и не входят в предмет нашего исследования), расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами. Но в соответствии с частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса "градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения". То есть возникает коллизия норм. С одной стороны, закон допускает такую возможность, с другой - говорит о том, что "градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения".
(Виноградова О.Б., Орлова Ю.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 12)Согласно пункту 5 статьи 37 Градостроительного кодекса решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков (мы сознательно исключаем объекты капитального строительства, поскольку они являются самостоятельными объектами и не входят в предмет нашего исследования), расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами. Но в соответствии с частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса "градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения". То есть возникает коллизия норм. С одной стороны, закон допускает такую возможность, с другой - говорит о том, что "градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения".
Нормативные акты
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 07.04.2020 N АПЛ20-45
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 28.11.2019 N АКПИ19-786, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими методических указаний о государственной кадастровой оценке, утв. Приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226>При этом согласно части 6 статьи 36 данного кодекса градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 28.11.2019 N АКПИ19-786, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующими методических указаний о государственной кадастровой оценке, утв. Приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226>При этом согласно части 6 статьи 36 данного кодекса градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
<Письмо> ФГБУ "ФКП Росреестра" от 29.06.2016 N 10-2688-КЛ
"О направлении позиции Росреестра относительно изменения разрешенного использования сельхозугодий"
(вместе с <Письмом> ФГБУ "ФКП Росреестра" от 09.11.2015 N 10-3957-КЛ "Об изменении разрешенного использования сельскохозяйственных угодий", <Письмом> Росреестра от 10.06.2016 N 14-04671/16)Отсутствие информации о том, что земельный участок не относится к сельскохозяйственным угодьям, на которые градостроительный регламент не распространяется и использование которого для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается, на наш взгляд, должно являться основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета изменений такого земельного участка в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
"О направлении позиции Росреестра относительно изменения разрешенного использования сельхозугодий"
(вместе с <Письмом> ФГБУ "ФКП Росреестра" от 09.11.2015 N 10-3957-КЛ "Об изменении разрешенного использования сельскохозяйственных угодий", <Письмом> Росреестра от 10.06.2016 N 14-04671/16)Отсутствие информации о том, что земельный участок не относится к сельскохозяйственным угодьям, на которые градостроительный регламент не распространяется и использование которого для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается, на наш взгляд, должно являться основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета изменений такого земельного участка в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Предусмотренный ст. 11.9 ЗК РФ запрет на формирование участков, располагающихся в пределах различных территориальных зон, не распространяется на участки, образуемые для размещения линейных объектов. Нормы, предусматривающие исключения из общих правил о режиме земель, содержатся, например, в ст. 78 ЗК РФ и допускают размещение на земельных участках сельскохозяйственного назначения линейных объектов. Положения ст. 78 ЗК РФ можно толковать таким образом, что ограничения, предусмотренные нормами о целевом назначении и видах разрешенного использования сельскохозяйственных земель, не распространяются на земельные участки, на которых располагаются линейные объекты. Аналогичное содержание носят положения ст. 36 ГрК РФ, распространяющиеся на все категории земель, о том, что виды разрешенного использования земельных участков и соответствующие ограничения, предусмотренные градостроительным регламентом, не распространяются на земельные участки, занятые линейными объектами.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Предусмотренный ст. 11.9 ЗК РФ запрет на формирование участков, располагающихся в пределах различных территориальных зон, не распространяется на участки, образуемые для размещения линейных объектов. Нормы, предусматривающие исключения из общих правил о режиме земель, содержатся, например, в ст. 78 ЗК РФ и допускают размещение на земельных участках сельскохозяйственного назначения линейных объектов. Положения ст. 78 ЗК РФ можно толковать таким образом, что ограничения, предусмотренные нормами о целевом назначении и видах разрешенного использования сельскохозяйственных земель, не распространяются на земельные участки, на которых располагаются линейные объекты. Аналогичное содержание носят положения ст. 36 ГрК РФ, распространяющиеся на все категории земель, о том, что виды разрешенного использования земельных участков и соответствующие ограничения, предусмотренные градостроительным регламентом, не распространяются на земельные участки, занятые линейными объектами.
Вопрос: Об отображении в схеме территориального планирования муниципального района объектов добычи песка и переводе земельных участков с/х назначения в другую категорию при отсутствии в схеме такого объекта.
(Письмо Минэкономразвития России от 12.08.2025 N ОГ-Д27-6444)Кроме того, пунктом 8 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с добычей полезных ископаемых, при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
(Письмо Минэкономразвития России от 12.08.2025 N ОГ-Д27-6444)Кроме того, пунктом 8 части 1 статьи 7 Закона N 172-ФЗ установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с добычей полезных ископаемых, при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
Вопрос: Можно ли распахивать пастбища ("переводить" пастбище в пашню)?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Статья: К вопросу о категориях земель в свете Определения Конституционного Суда Российской Федерации по жалобе от 30 ноября 2021 г. N 2642-О "О прекращении производства по делу о проверке конституционности положений статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Е. Шигорева"
(Лопатин В.А., Ревякин А.П.)
("Экологическое право", 2022, N 4)В настоящее время правовой режим земель в большей степени определяется видом разрешенного использования земельного участка, нежели категорией земель. Но существуют земли, для которых градостроительный регламент не устанавливается или на которые его действие не распространяется. Не устанавливается он, в частности, для земель водного фонда (ГрК РФ). Это исключение, по сути, и породило казус Шигорева. Первоначально "земли водного фонда" вообще появляются как правовая категория в Земельном кодексе РСФСР 1970 г. Но это не единичный пример случая, когда зонирование земель не осуществляется. Можно продолжить ряд землями запаса, а в части сельскохозяйственных угодий и землями сельхозназначения.
(Лопатин В.А., Ревякин А.П.)
("Экологическое право", 2022, N 4)В настоящее время правовой режим земель в большей степени определяется видом разрешенного использования земельного участка, нежели категорией земель. Но существуют земли, для которых градостроительный регламент не устанавливается или на которые его действие не распространяется. Не устанавливается он, в частности, для земель водного фонда (ГрК РФ). Это исключение, по сути, и породило казус Шигорева. Первоначально "земли водного фонда" вообще появляются как правовая категория в Земельном кодексе РСФСР 1970 г. Но это не единичный пример случая, когда зонирование земель не осуществляется. Можно продолжить ряд землями запаса, а в части сельскохозяйственных угодий и землями сельхозназначения.
Статья: Комплексное развитие территорий - перспективы правового регулирования
(Волков Г.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Градостроительное зонирование как самостоятельный правовой институт сам по себе не может обеспечить решение задач сохранения уникальных геологических объектов и экономическое развитие территорий, в том числе туризма, поскольку действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования (см. пункт 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации; далее - ГрК РФ) и градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего развития (ч. 6 ст. 36 ГрК РФ).
(Волков Г.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Градостроительное зонирование как самостоятельный правовой институт сам по себе не может обеспечить решение задач сохранения уникальных геологических объектов и экономическое развитие территорий, в том числе туризма, поскольку действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования (см. пункт 2 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации; далее - ГрК РФ) и градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего развития (ч. 6 ст. 36 ГрК РФ).