Государственный служащий не уведомил о возможном конфликте интересов
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственный служащий не уведомил о возможном конфликте интересов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение госслужащего в связи с утратой доверия
(КонсультантПлюс, 2025)Увольнение в связи с утратой доверия признается законным, если госслужащий до начала исполнения должностных обязанностей, на надлежащее исполнение которых может повлиять личная заинтересованность, не уведомил в письменной форме своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения
(КонсультантПлюс, 2025)Увольнение в связи с утратой доверия признается законным, если госслужащий до начала исполнения должностных обязанностей, на надлежащее исполнение которых может повлиять личная заинтересованность, не уведомил в письменной форме своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 04.04.2023 по делу N 88-7830/2023 (УИД 40RS0001-01-2022-008676-80)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) Об изменении формулировки увольнения; 4) О признании незаконным увольнения.
Обстоятельства: Истица уволена с гражданской службы в связи с однократным грубым нарушением гражданским служащим должностных обязанностей.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Как следует из докладной записки, указанным постановлением установлено, что К., являясь федеральным государственным служащим, в период с 15 августа 2017 года про 22 мая 2018 года, из корыстной и иной личной заинтересованности неоднократно лично и через других лиц получала от неустановленных лиц документы иностранных граждан и за денежное вознаграждение, получаемое в качестве взяток, осуществляла оформление разрешений на временное пребывание на территории РФ и патентов на работу. При этом нарушая установленный порядок оформления данных документов о фактах склонения к коррупционным правонарушениям представителя работодателя не уведомила, мер к урегулированию конфликта интересов не приняла.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) Об изменении формулировки увольнения; 4) О признании незаконным увольнения.
Обстоятельства: Истица уволена с гражданской службы в связи с однократным грубым нарушением гражданским служащим должностных обязанностей.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Как следует из докладной записки, указанным постановлением установлено, что К., являясь федеральным государственным служащим, в период с 15 августа 2017 года про 22 мая 2018 года, из корыстной и иной личной заинтересованности неоднократно лично и через других лиц получала от неустановленных лиц документы иностранных граждан и за денежное вознаграждение, получаемое в качестве взяток, осуществляла оформление разрешений на временное пребывание на территории РФ и патентов на работу. При этом нарушая установленный порядок оформления данных документов о фактах склонения к коррупционным правонарушениям представителя работодателя не уведомила, мер к урегулированию конфликта интересов не приняла.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Антикоррупционное регулирование участия бывшего госслужащего в органах юридического лица
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)Необходимо учитывать, что в качестве "наказания" за неуведомление при установлении конфликта интересов у бывшего госслужащего при устройстве на работу или заключении гражданско-правового договора на сумму более 100 тыс. рублей закон предусматривает прекращение трудовых отношений с организацией (прекращение гражданско-правового договора), возврат полученных денежных средств в качестве вознаграждения за работу не предусмотрен. В этом случае выдвижение требования о расторжении трудового или гражданско-правового контракта является мерой, направленной на устранение нарушения действующего законодательства, а не мерой ответственности для работника <33>.
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)Необходимо учитывать, что в качестве "наказания" за неуведомление при установлении конфликта интересов у бывшего госслужащего при устройстве на работу или заключении гражданско-правового договора на сумму более 100 тыс. рублей закон предусматривает прекращение трудовых отношений с организацией (прекращение гражданско-правового договора), возврат полученных денежных средств в качестве вознаграждения за работу не предусмотрен. В этом случае выдвижение требования о расторжении трудового или гражданско-правового контракта является мерой, направленной на устранение нарушения действующего законодательства, а не мерой ответственности для работника <33>.
Готовое решение: Как работает комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
(КонсультантПлюс, 2025)Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях, административных нарушениях, анонимные обращения и не проверяет, соблюдает ли госслужащий служебную дисциплину (п. 17 Положения о комиссиях по конфликту интересов).
(КонсультантПлюс, 2025)Комиссия не рассматривает сообщения о преступлениях, административных нарушениях, анонимные обращения и не проверяет, соблюдает ли госслужащий служебную дисциплину (п. 17 Положения о комиссиях по конфликту интересов).
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 01.07.2010 N 821
(ред. от 09.07.2025)
"О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов"
(вместе с "Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов")е) уведомление государственного служащего о возникновении не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.
(ред. от 09.07.2025)
"О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов"
(вместе с "Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов")е) уведомление государственного служащего о возникновении не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.
Приказ Конституционного Суда РФ от 13.09.2010 N 13
(ред. от 08.10.2025)
"Об утверждении Положения о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих аппарата Конституционного Суда Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов"д) уведомление государственного служащего о возникновении не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.
(ред. от 08.10.2025)
"Об утверждении Положения о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих аппарата Конституционного Суда Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов"д) уведомление государственного служащего о возникновении не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.
Статья: Основные направления по повышению эффективности противодействия коррупции в органах государственной власти Российской Федерации
(Гончарук Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)Вместе с тем ряд разделов Плана уже имеют фактическую реализацию. Например, 25 апреля 2022 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ от 25 апреля 2022 г. N 232 "О государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (вместе с "Положением о государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон") <2>. Ее координатором выступит Администрация Президента РФ, а оператором станет Федеральная служба охраны РФ; методическую поддержку в рамках использования программы "Посейдон" должно будет оказывать Министерство труда и социальной защиты РФ. Информацию для программы предоставят Центральный банк РФ, частные и государственные компании, различные фонды. У искусственного интеллекта будет практически неограниченный доступ к самой разной информации: официальным базам, социальным сетям, внутренним документам. В создаваемую базу данных информация будет поступать из Центрального банка РФ, частных и государственных компаний и различных фондов. В ней будут видны доходы и расходы государственных служащих, она позволит проследить связи и отследить возможные ситуации конфликта интересов и получение государственными служащими подарков. Подход с использованием информационных технологий для решения извечной российской проблемы уже был опробован и неплохо себя зарекомендовал: в СМИ упоминалось, что похожая программа работает в "Росатоме", однако при этом не сообщалось, каковы результаты ее применения. Информация о параметрах новой системы не раскрывается публично. Это вызывает ряд вопросов о ее эффективности. Например, не сообщается, будет ли новая система захватывать муниципальный уровень власти или она ориентирована на государственных служащих более высокого уровня. Вместе с тем уже в 2022 г. прием сотрудников, например в Судебный департамент при Верховном Суде РФ, должен осуществляться с учетом проверок лиц через информационную систему "Посейдон", которая должна помочь привлечь на работу только тех лиц, которые не были замечены в коррупционных преступлениях, а также активно бороться с коррупционными преступлениями среди уже работающих в департаменте государственных служащих.
(Гончарук Н.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 3)Вместе с тем ряд разделов Плана уже имеют фактическую реализацию. Например, 25 апреля 2022 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Указ от 25 апреля 2022 г. N 232 "О государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (вместе с "Положением о государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон") <2>. Ее координатором выступит Администрация Президента РФ, а оператором станет Федеральная служба охраны РФ; методическую поддержку в рамках использования программы "Посейдон" должно будет оказывать Министерство труда и социальной защиты РФ. Информацию для программы предоставят Центральный банк РФ, частные и государственные компании, различные фонды. У искусственного интеллекта будет практически неограниченный доступ к самой разной информации: официальным базам, социальным сетям, внутренним документам. В создаваемую базу данных информация будет поступать из Центрального банка РФ, частных и государственных компаний и различных фондов. В ней будут видны доходы и расходы государственных служащих, она позволит проследить связи и отследить возможные ситуации конфликта интересов и получение государственными служащими подарков. Подход с использованием информационных технологий для решения извечной российской проблемы уже был опробован и неплохо себя зарекомендовал: в СМИ упоминалось, что похожая программа работает в "Росатоме", однако при этом не сообщалось, каковы результаты ее применения. Информация о параметрах новой системы не раскрывается публично. Это вызывает ряд вопросов о ее эффективности. Например, не сообщается, будет ли новая система захватывать муниципальный уровень власти или она ориентирована на государственных служащих более высокого уровня. Вместе с тем уже в 2022 г. прием сотрудников, например в Судебный департамент при Верховном Суде РФ, должен осуществляться с учетом проверок лиц через информационную систему "Посейдон", которая должна помочь привлечь на работу только тех лиц, которые не были замечены в коррупционных преступлениях, а также активно бороться с коррупционными преступлениями среди уже работающих в департаменте государственных служащих.
Готовое решение: Какие особенности приема на работу по совместительству действующего госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)Особенностей оформления приема на работу такого работника нет. Вам не нужно сообщать по месту его службы о заключении трудового договора. Госслужащий сам заранее уведомляет представителя нанимателя о планах работать по совместительству. Такая работа не должна повлечь конфликта интересов, но вы не обязаны проверять его наличие.
(КонсультантПлюс, 2025)Особенностей оформления приема на работу такого работника нет. Вам не нужно сообщать по месту его службы о заключении трудового договора. Госслужащий сам заранее уведомляет представителя нанимателя о планах работать по совместительству. Такая работа не должна повлечь конфликта интересов, но вы не обязаны проверять его наличие.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Свои требования истица мотивировала тем, что с 14 декабря 2012 г. она работала судебным приставом-исполнителем ОСП по Шарьинскому району УФССП России по Костромской области (с 1 мая 2015 г. ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам). 21 декабря 2015 г. Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов УФССП России по Костромской области принято решение о ее увольнении в связи с утратой доверия. Основанием для принятия данного решения явилось то, что она, исполняя обязанности начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам, намеренно не уведомила представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов в связи с нахождением на исполнении в отделе исполнительных производств в отношении дела ее бывшего супруга, о чем достоверно знала. 30 декабря 2015 г. на основании приказа от 25 декабря 2015 г. N 1873-к она уволена с работы по п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случае несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Считает данный приказ незаконным.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Свои требования истица мотивировала тем, что с 14 декабря 2012 г. она работала судебным приставом-исполнителем ОСП по Шарьинскому району УФССП России по Костромской области (с 1 мая 2015 г. ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам). 21 декабря 2015 г. Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов УФССП России по Костромской области принято решение о ее увольнении в связи с утратой доверия. Основанием для принятия данного решения явилось то, что она, исполняя обязанности начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Шарьинскому и Поназыревскому районам, намеренно не уведомила представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов в связи с нахождением на исполнении в отделе исполнительных производств в отношении дела ее бывшего супруга, о чем достоверно знала. 30 декабря 2015 г. на основании приказа от 25 декабря 2015 г. N 1873-к она уволена с работы по п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с утратой представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случае несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Считает данный приказ незаконным.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)- отказ сотрудника от перевода на иную должность в органах принудительного исполнения в целях устранения обстоятельств, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью сотрудников, находящихся в отношениях близкого родства или свойства, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Положения настоящего пункта комментируемой статьи направлены на исключение конфликта интересов государственных служащих;
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)- отказ сотрудника от перевода на иную должность в органах принудительного исполнения в целях устранения обстоятельств, связанных с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью сотрудников, находящихся в отношениях близкого родства или свойства, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Положения настоящего пункта комментируемой статьи направлены на исключение конфликта интересов государственных служащих;
Статья: Обзор изменений в Законе N 44-ФЗ, вступивших в силу в июле 2022 года
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 8)Пример. Заказчик - орган государственной власти. Председатель аукционной комиссии, будучи госслужащим, не уведомил нанимателя о том, что в одном из аукционов принял участие брат его жены. По результатам служебной проверки госслужащий был уволен.
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 8)Пример. Заказчик - орган государственной власти. Председатель аукционной комиссии, будучи госслужащим, не уведомил нанимателя о том, что в одном из аукционов принял участие брат его жены. По результатам служебной проверки госслужащий был уволен.
Статья: К вопросу о понятиях конфискации и обращения имущества в доход государства как основаниях для прекращения права собственности
(Голоманчук Э.В., Орлова Е.Р., Попов К.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)Вместе с тем конфискация как мера административного наказания присутствует далеко не во всех "коррупционных" составах административных правонарушений. К примеру, в статье 19.29 КоАП РФ говорится о незаконном привлечении к трудовой деятельности либо выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего. Если такой служащий будет использовать знания и пользоваться связями, приобретенными во время прохождения службы, на новой работе, не уведомляя бывшего нанимателя о том, что он трудоустроен по гражданско-правовому или трудовому договору в той же сфере, в которой когда-то осуществлял государственно-властные полномочия, то будут нарушаться требования законодательства о противодействии коррупции в области недопущения конфликта интересов. Предметом (то есть тем, с помощью чего совершается) такого административного правонарушения будет заработная плата, получаемая лицом, которое не может работать в конкретной организации.
(Голоманчук Э.В., Орлова Е.Р., Попов К.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)Вместе с тем конфискация как мера административного наказания присутствует далеко не во всех "коррупционных" составах административных правонарушений. К примеру, в статье 19.29 КоАП РФ говорится о незаконном привлечении к трудовой деятельности либо выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего. Если такой служащий будет использовать знания и пользоваться связями, приобретенными во время прохождения службы, на новой работе, не уведомляя бывшего нанимателя о том, что он трудоустроен по гражданско-правовому или трудовому договору в той же сфере, в которой когда-то осуществлял государственно-властные полномочия, то будут нарушаться требования законодательства о противодействии коррупции в области недопущения конфликта интересов. Предметом (то есть тем, с помощью чего совершается) такого административного правонарушения будет заработная плата, получаемая лицом, которое не может работать в конкретной организации.