Государственный и муниципальный кредит
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственный и муниципальный кредит (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О казначейском сопровождении средств, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) за счет бюджетных кредитов, и средств в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов.
(Письмо Минфина России от 03.09.2024 N 02-12-14/83422)Вопрос: О казначейском сопровождении средств, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) за счет бюджетных кредитов, и средств в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов.
(Письмо Минфина России от 03.09.2024 N 02-12-14/83422)Вопрос: О казначейском сопровождении средств, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) за счет бюджетных кредитов, и средств в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов.
Статья: Направления совершенствования системы финансового законодательства Российской Федерации
(Горбунова О.Н., Поветкина Н.А., Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 11)<20> О правильности такого подхода законодателя до сих пор ведется научная дискуссия. С одной стороны, высказывается мнение, что регулирование отношений в области публичного кредита (долга) БК РФ и отнесение их к бюджетным правоотношениям означает, что указанные отношения автоматически становятся бюджетными, учитывая, что публичный кредит (долг) не формируется ни в форме обособленного от бюджета денежного фонда, ни в форме отдельного бюджетного фонда, а финансовые средства, поступающие от государственных (муниципальных) заимствований, формирующих государственный (муниципальный) долг, как и средства от возврата бюджетных кредитов и кредитов иностранными государствами, зачисляются в бюджетную систему. Более того, кредиты из бюджетов предоставляются не из специального фонда, а из средств бюджетной системы в целом. То есть публичный кредит (долг) в его материальном выражении, как кредитные ресурсы публично-правовых образований, неразрывно соединен с бюджетом. Согласно другой точке зрения, включение в БК РФ правовых норм, регулирующих отношения в области публичного кредита, не влияет на сущность и содержание данных отношений; что отношения в сфере государственного (муниципального) кредита (долга) - особые отношения; что регулирование государственного (муниципального) кредита (долга) нормами БК РФ не означает их идентичность с бюджетными отношениями; что здесь имеет место ситуация расширения предмета правового воздействия БК РФ, когда им регулируются не только бюджетные, но и иные смежные отношения. Вторая точка зрения является более обоснованной и логичной. Государственный кредит еще в дореволюционной финансово-правовой науке России выделялся в отдельный раздел науки финансового права, рассматривался как способ покрытия чрезвычайных потребностей и не утратил этого значения до настоящего времени (прим. авт.).
(Горбунова О.Н., Поветкина Н.А., Леднева Ю.В.)
("Финансовое право", 2023, N 11)<20> О правильности такого подхода законодателя до сих пор ведется научная дискуссия. С одной стороны, высказывается мнение, что регулирование отношений в области публичного кредита (долга) БК РФ и отнесение их к бюджетным правоотношениям означает, что указанные отношения автоматически становятся бюджетными, учитывая, что публичный кредит (долг) не формируется ни в форме обособленного от бюджета денежного фонда, ни в форме отдельного бюджетного фонда, а финансовые средства, поступающие от государственных (муниципальных) заимствований, формирующих государственный (муниципальный) долг, как и средства от возврата бюджетных кредитов и кредитов иностранными государствами, зачисляются в бюджетную систему. Более того, кредиты из бюджетов предоставляются не из специального фонда, а из средств бюджетной системы в целом. То есть публичный кредит (долг) в его материальном выражении, как кредитные ресурсы публично-правовых образований, неразрывно соединен с бюджетом. Согласно другой точке зрения, включение в БК РФ правовых норм, регулирующих отношения в области публичного кредита, не влияет на сущность и содержание данных отношений; что отношения в сфере государственного (муниципального) кредита (долга) - особые отношения; что регулирование государственного (муниципального) кредита (долга) нормами БК РФ не означает их идентичность с бюджетными отношениями; что здесь имеет место ситуация расширения предмета правового воздействия БК РФ, когда им регулируются не только бюджетные, но и иные смежные отношения. Вторая точка зрения является более обоснованной и логичной. Государственный кредит еще в дореволюционной финансово-правовой науке России выделялся в отдельный раздел науки финансового права, рассматривался как способ покрытия чрезвычайных потребностей и не утратил этого значения до настоящего времени (прим. авт.).
Нормативные акты
Справочная информация: "Формы бюджетной отчетности казенных учреждений и органов власти, формы бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета учреждений"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Инвентаризационная опись состояния государственного (муниципального) долга по привлеченным кредитам (ОКУД 0510473)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Инвентаризационная опись состояния государственного (муниципального) долга по привлеченным кредитам (ОКУД 0510473)
Готовое решение: Как сформировать идентификатор государственного контракта
(КонсультантПлюс, 2025)государственного (муниципального) контракта, контракта учреждения, партнерского соглашения, договора (соглашения), финансируемых за счет бюджетных кредитов на цели опережающего финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ, - формирует ТОФК (25-значный цифровой код);
(КонсультантПлюс, 2025)государственного (муниципального) контракта, контракта учреждения, партнерского соглашения, договора (соглашения), финансируемых за счет бюджетных кредитов на цели опережающего финансового обеспечения расходных обязательств субъектов РФ, - формирует ТОФК (25-значный цифровой код);
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Общие положения о государственных (муниципальных) заимствованиях закреплены в ст. 103 БК РФ, в п. 1 которой (в ред. Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ <335>) определено, что под государственными (муниципальными) заимствованиями понимается привлечение от имени публично-правового образования заемных средств в бюджет публично-правового образования путем размещения государственных (муниципальных) ценных бумаг и в форме кредитов, по которым возникают долговые обязательства публично-правового образования как заемщика.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Общие положения о государственных (муниципальных) заимствованиях закреплены в ст. 103 БК РФ, в п. 1 которой (в ред. Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 278-ФЗ <335>) определено, что под государственными (муниципальными) заимствованиями понимается привлечение от имени публично-правового образования заемных средств в бюджет публично-правового образования путем размещения государственных (муниципальных) ценных бумаг и в форме кредитов, по которым возникают долговые обязательства публично-правового образования как заемщика.
Статья: Структура системы бюджетного права в условиях цифровой реальности
(Леонов А.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Внедрение цифровых технологий в сферу регулирования бюджетных правоотношений обогащает бюджетное право не только новыми институтами, но и значительно увеличивает понятийный аппарат. В частности, ст. 6 Бюджетного кодекса РФ была дополнена такими категориями, относящимися к новым институтам бюджетного права (институту государственного (муниципального) долга, институту казначейского обслуживания; институту казначейского сопровождения), как целевой иностранный кредит; государственный (муниципальный) долг; государственный (муниципальный) внутренний долг; государственный (муниципальный) внешний долг; долговая устойчивость; казначейский счет; единый казначейский счет; единый счет бюджета; казначейское обслуживание; бюджетный мониторинг в системе казначейских платежей; участник казначейского сопровождения; казначейское сопровождение; получатель средств из бюджета; главный администратор доходов бюджета; временный кассовый разрыв; временно свободные средства; денежные обязательства перед публично-правовым образованием; налоговые расходы публично-правового образования.
(Леонов А.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 3)Внедрение цифровых технологий в сферу регулирования бюджетных правоотношений обогащает бюджетное право не только новыми институтами, но и значительно увеличивает понятийный аппарат. В частности, ст. 6 Бюджетного кодекса РФ была дополнена такими категориями, относящимися к новым институтам бюджетного права (институту государственного (муниципального) долга, институту казначейского обслуживания; институту казначейского сопровождения), как целевой иностранный кредит; государственный (муниципальный) долг; государственный (муниципальный) внутренний долг; государственный (муниципальный) внешний долг; долговая устойчивость; казначейский счет; единый казначейский счет; единый счет бюджета; казначейское обслуживание; бюджетный мониторинг в системе казначейских платежей; участник казначейского сопровождения; казначейское сопровождение; получатель средств из бюджета; главный администратор доходов бюджета; временный кассовый разрыв; временно свободные средства; денежные обязательства перед публично-правовым образованием; налоговые расходы публично-правового образования.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Опыт кодификации бюджетного законодательства показывает, что определенные институты, рассматривавшиеся ранее в качестве отдельных в системе финансового права, включены в систему бюджетного права. К ним относятся: 1) институт правового регулирования государственных внебюджетных фондов; 2) институт правовых основ государственного (муниципального) кредита; 3) институт правового регулирования государственных (муниципальных) расходов. Например, в ст. 10 БК РФ сказано, что государственные внебюджетные фонды регламентируются как часть бюджетной системы Российской Федерации, что в полной мере соответствует принципам ее построения, таким как принцип единства бюджетной системы (ст. 29), принцип адресности и принцип целевого характера бюджетных средств (ст. 38). Данные положения БК РФ отражают то, что отношения по формированию и исполнению бюджетов государственных внебюджетных фондов в целом подчинены единому юридическому режиму бюджетного права.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Опыт кодификации бюджетного законодательства показывает, что определенные институты, рассматривавшиеся ранее в качестве отдельных в системе финансового права, включены в систему бюджетного права. К ним относятся: 1) институт правового регулирования государственных внебюджетных фондов; 2) институт правовых основ государственного (муниципального) кредита; 3) институт правового регулирования государственных (муниципальных) расходов. Например, в ст. 10 БК РФ сказано, что государственные внебюджетные фонды регламентируются как часть бюджетной системы Российской Федерации, что в полной мере соответствует принципам ее построения, таким как принцип единства бюджетной системы (ст. 29), принцип адресности и принцип целевого характера бюджетных средств (ст. 38). Данные положения БК РФ отражают то, что отношения по формированию и исполнению бюджетов государственных внебюджетных фондов в целом подчинены единому юридическому режиму бюджетного права.
Статья: Некоторые вопросы применения антимонопольного законодательства при регулировании участия публично-правовых образований в экономических отношениях
(Истомин В.Г.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 4)Современный экономический оборот предполагает достаточно активное участие в нем не только юридических и физических лиц, но и публично-правовых образований, т.е. Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Данное участие обусловлено прежде всего необходимостью решения тех социально значимых задач, которые законодательно возложены на указанные образования. Речь идет об инфраструктурном развитии той или иной территории, улучшении качества жизни ее населения, обеспечении эффективной рыночной конкуренции и стимулировании предпринимательской активности. Юридической предпосылкой участия публично-правовых образований в экономических отношениях являются различные нормы отраслевого законодательства, предоставляющие подобную возможность и устанавливающие формы такого участия. В частности, в соответствии с п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования могут являться участниками регулируемых гражданским законодательством отношений. Статьи 7 - 9 Бюджетного кодекса РФ к числу бюджетных полномочий публично-правовых образований относят в том числе составление и рассмотрение проекта бюджета соответствующего публично-правового образования, его утверждение и исполнение, установление и исполнение расходных обязательств бюджета, порядка формирования его доходной части, предоставление межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, государственных (муниципальных) гарантий. В качестве моделей участия публично-правовых образований в имущественных отношениях указываются, во-первых, их выступление в обороте посредством соответствующих органов государственной власти, действующих в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Во-вторых, это возможно через создание и деятельность государственных (муниципальных) юридических лиц (унитарных предприятий, учреждений). Третьей моделью называется модель представительства, когда обязательства у публично-правовых образований возникают в силу гражданско-правового представительства их интересов различными субъектами <1>. При этом публично-правовые образования одновременно являются носителями властных полномочий, обладают компетенцией по определению правового режима хозяйственной деятельности, что может вызывать у них стремление к созданию для себя более комфортных условий осуществления указанной деятельности. По справедливому мнению исследователей, реализуя свои полномочия в нормотворческой и правоприменительной деятельности органы публичной власти определяют правила игры на рынке для его участников, что способно привести к возникновению конкурентных преимуществ для одних хозяйствующих субъектов и к негативным последствиям для других <2>. Ограничение конкуренции, в свою очередь, приводит к сдерживанию инновационного развития, снижению эффективности производства и технологий, росту бюджетных расходов, зависимости от импортируемых товаров, от чего в итоге страдают конечные потребители <3>. С другой стороны, осуществление антимонопольного контроля не должно приводить к созданию необоснованных препятствий для реализации публично-правовыми образованиями предоставленных им законодательством прав и выполнения возложенных на них функций.
(Истомин В.Г.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2023, N 4)Современный экономический оборот предполагает достаточно активное участие в нем не только юридических и физических лиц, но и публично-правовых образований, т.е. Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Данное участие обусловлено прежде всего необходимостью решения тех социально значимых задач, которые законодательно возложены на указанные образования. Речь идет об инфраструктурном развитии той или иной территории, улучшении качества жизни ее населения, обеспечении эффективной рыночной конкуренции и стимулировании предпринимательской активности. Юридической предпосылкой участия публично-правовых образований в экономических отношениях являются различные нормы отраслевого законодательства, предоставляющие подобную возможность и устанавливающие формы такого участия. В частности, в соответствии с п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования могут являться участниками регулируемых гражданским законодательством отношений. Статьи 7 - 9 Бюджетного кодекса РФ к числу бюджетных полномочий публично-правовых образований относят в том числе составление и рассмотрение проекта бюджета соответствующего публично-правового образования, его утверждение и исполнение, установление и исполнение расходных обязательств бюджета, порядка формирования его доходной части, предоставление межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, государственных (муниципальных) гарантий. В качестве моделей участия публично-правовых образований в имущественных отношениях указываются, во-первых, их выступление в обороте посредством соответствующих органов государственной власти, действующих в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Во-вторых, это возможно через создание и деятельность государственных (муниципальных) юридических лиц (унитарных предприятий, учреждений). Третьей моделью называется модель представительства, когда обязательства у публично-правовых образований возникают в силу гражданско-правового представительства их интересов различными субъектами <1>. При этом публично-правовые образования одновременно являются носителями властных полномочий, обладают компетенцией по определению правового режима хозяйственной деятельности, что может вызывать у них стремление к созданию для себя более комфортных условий осуществления указанной деятельности. По справедливому мнению исследователей, реализуя свои полномочия в нормотворческой и правоприменительной деятельности органы публичной власти определяют правила игры на рынке для его участников, что способно привести к возникновению конкурентных преимуществ для одних хозяйствующих субъектов и к негативным последствиям для других <2>. Ограничение конкуренции, в свою очередь, приводит к сдерживанию инновационного развития, снижению эффективности производства и технологий, росту бюджетных расходов, зависимости от импортируемых товаров, от чего в итоге страдают конечные потребители <3>. С другой стороны, осуществление антимонопольного контроля не должно приводить к созданию необоснованных препятствий для реализации публично-правовыми образованиями предоставленных им законодательством прав и выполнения возложенных на них функций.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Наличие в предмете бюджетного права смежных, примыкающих элементов подтверждается и отнесением к сфере бюджетного регулирования отношений, возникающих по поводу осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга. Ранее эти отношения были исключительно предметом института государственного и муниципального кредита. Однако сведение норм различных финансово-правовых институтов в рамки Бюджетного кодекса РФ как единого нормативно-правового акта в целях наиболее полного и разностороннего регулирования бюджетных отношений не означает механической трансформации, слияния различных видов финансово-правовых отношений в новый вид и различных методов их регулирования в новый, специфичный метод правового регулирования" <1>.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Наличие в предмете бюджетного права смежных, примыкающих элементов подтверждается и отнесением к сфере бюджетного регулирования отношений, возникающих по поводу осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга. Ранее эти отношения были исключительно предметом института государственного и муниципального кредита. Однако сведение норм различных финансово-правовых институтов в рамки Бюджетного кодекса РФ как единого нормативно-правового акта в целях наиболее полного и разностороннего регулирования бюджетных отношений не означает механической трансформации, слияния различных видов финансово-правовых отношений в новый вид и различных методов их регулирования в новый, специфичный метод правового регулирования" <1>.
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, получающими средства из соответствующего бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов, кредиты, обеспеченные государственными и муниципальными гарантиями, исполнителями (поставщиками, подрядчиками) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, получающими средства из соответствующего бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов, кредиты, обеспеченные государственными и муниципальными гарантиями, исполнителями (поставщиками, подрядчиками) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов;
Статья: Внешние долговые требования Российской Федерации: особенности правового регулирования
(Цареградская Ю.К.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)А.Д. Селюков акцентирует внимание на государственном и муниципальном кредите как правовом институте, рассматривая его как совокупность правовых норм, регулирующую экономические отношения по привлечению в бюджет государства на определенных условиях денежных средств от различных субъектов, а также по предоставлению иным субъектам временно свободных денежных средств в виде займов. Исходя из этого, он делает вывод о том, что государственный долг и кредит тождественны <15>.
(Цареградская Ю.К.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)А.Д. Селюков акцентирует внимание на государственном и муниципальном кредите как правовом институте, рассматривая его как совокупность правовых норм, регулирующую экономические отношения по привлечению в бюджет государства на определенных условиях денежных средств от различных субъектов, а также по предоставлению иным субъектам временно свободных денежных средств в виде займов. Исходя из этого, он делает вывод о том, что государственный долг и кредит тождественны <15>.