Государственные судебно-экспертные учреждения
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственные судебно-экспертные учреждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Судебно-медицинская экспертиза в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Оценка экспертизы дана согласно статьям 24 и 41 Федерального закона... "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и пункту 29 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 мая 2010 г. N 346н "Об утверждении порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации".
(КонсультантПлюс, 2025)Оценка экспертизы дана согласно статьям 24 и 41 Федерального закона... "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и пункту 29 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 мая 2010 г. N 346н "Об утверждении порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Являются ли работники государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России государственными гражданскими служащими?
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
Вопрос: Могут ли государственные судебно-экспертные учреждения Минюста России взимать плату за производство судебных экспертиз?
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ
(ред. от 22.07.2024)
"О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"Правительство Российской Федерации может устанавливать перечень видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями.
(ред. от 22.07.2024)
"О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"Правительство Российской Федерации может устанавливать перечень видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями.
Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2012 N 1735-р
<Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы"> III. Информатизация Федеральной службы судебных приставов и государственных судебно-экспертных
<Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы"> III. Информатизация Федеральной службы судебных приставов и государственных судебно-экспертных
Статья: Система судебных экспертных учреждений: некоторые вопросы правового и финансового обеспечения их деятельности
(Михайлов В.И.)
("Российский следователь", 2023, N 11)В ст. 37 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" <3> (далее - Федеральный закон о ГСЭД) указано, что деятельность государственных судебно-экспертных учреждений и экспертных подразделений уполномоченных федеральных государственных органов (далее - государственные СЭУ) финансируется за счет средств федерального бюджета, а деятельность государственных судебно-экспертных учреждений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
(Михайлов В.И.)
("Российский следователь", 2023, N 11)В ст. 37 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" <3> (далее - Федеральный закон о ГСЭД) указано, что деятельность государственных судебно-экспертных учреждений и экспертных подразделений уполномоченных федеральных государственных органов (далее - государственные СЭУ) финансируется за счет средств федерального бюджета, а деятельность государственных судебно-экспертных учреждений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Готовое решение: В каком порядке проводится экспертиза качества товара по договору поставки
(КонсультантПлюс, 2025)В законе нет указаний, кто может быть экспертом для внесудебной экспертизы качества товара. Полагаем, что это может быть любое лицо, обладающее необходимыми знаниями. Исходя из толкования ч. 3 ст. 37 Закона о судебно-экспертной деятельности можно сделать вывод, что это может быть и эксперт государственного судебно-экспертного учреждения, поскольку экспертные исследования таких учреждений для граждан и юрлиц возможны и на договорной основе, а не только в случаях, установленных процессуальным законодательством.
(КонсультантПлюс, 2025)В законе нет указаний, кто может быть экспертом для внесудебной экспертизы качества товара. Полагаем, что это может быть любое лицо, обладающее необходимыми знаниями. Исходя из толкования ч. 3 ст. 37 Закона о судебно-экспертной деятельности можно сделать вывод, что это может быть и эксперт государственного судебно-экспертного учреждения, поскольку экспертные исследования таких учреждений для граждан и юрлиц возможны и на договорной основе, а не только в случаях, установленных процессуальным законодательством.
Готовое решение: Как назначается экспертиза по делу об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок проведения экспертизы по делу об административном правонарушении в КоАП РФ не установлен. Если она проводится в государственном судебно-экспертном учреждении, то порядок ее выполнения регулируется Законом о судебно-экспертной деятельности (ст. ст. 1, 9 названного Закона). На частные организации он не распространяется.
(КонсультантПлюс, 2025)Порядок проведения экспертизы по делу об административном правонарушении в КоАП РФ не установлен. Если она проводится в государственном судебно-экспертном учреждении, то порядок ее выполнения регулируется Законом о судебно-экспертной деятельности (ст. ст. 1, 9 названного Закона). На частные организации он не распространяется.
Статья: К вопросу о финансово-правовом статусе негосударственных судебно-экспертных организаций
(Попова А.В.)
("Банковское право", 2023, N 4)Ключевые слова: правовой статус, судебная экспертная деятельность, государственные судебно-экспертные учреждения, эксперты, судебная экспертиза.
(Попова А.В.)
("Банковское право", 2023, N 4)Ключевые слова: правовой статус, судебная экспертная деятельность, государственные судебно-экспертные учреждения, эксперты, судебная экспертиза.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- произвести порученную экспертизу в установленный судом срок, несмотря на отказ стороны, на которую судом возложена обязанность по оплате расходов, связанных с проведением экспертизы, произвести оплату экспертизы до ее проведения. Это означает, что при разрешении вопроса о взыскании судебных издержек в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 108 КАС РФ, когда денежная сумма, подлежащая выплате экспертам, не была предварительно внесена стороной, заинтересованным лицом на счет суда в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 109 КАС РФ, денежную сумму, причитающуюся в качестве вознаграждения экспертам за выполненную ими по поручению суда экспертизу, суду, по общему правилу, изложенному в ст. 111 КАС РФ, следует взыскивать со стороны, не в пользу которой был разрешен административный спор. Как предусмотрено ч. 12 комментируемой статьи Кодекса, в случае невыполнения требования суда о представлении экспертом своего заключения в суд в срок, установленный определением о назначении экспертизы, при отсутствии мотивированного сообщения государственного судебно-экспертного учреждения или эксперта о невозможности своевременного проведения экспертизы либо о невозможности проведения экспертизы по причинам, указанным в ч. 7 и 8 настоящей статьи, а также в случае невыполнения указанного требования ввиду отсутствия документа, подтверждающего предварительную оплату экспертизы, судом на руководителя государственного судебно-экспертного учреждения или виновного в таких нарушениях эксперта налагается судебный штраф в порядке и размере, установленных ст. 122 и 123 Кодекса.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- произвести порученную экспертизу в установленный судом срок, несмотря на отказ стороны, на которую судом возложена обязанность по оплате расходов, связанных с проведением экспертизы, произвести оплату экспертизы до ее проведения. Это означает, что при разрешении вопроса о взыскании судебных издержек в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 108 КАС РФ, когда денежная сумма, подлежащая выплате экспертам, не была предварительно внесена стороной, заинтересованным лицом на счет суда в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 109 КАС РФ, денежную сумму, причитающуюся в качестве вознаграждения экспертам за выполненную ими по поручению суда экспертизу, суду, по общему правилу, изложенному в ст. 111 КАС РФ, следует взыскивать со стороны, не в пользу которой был разрешен административный спор. Как предусмотрено ч. 12 комментируемой статьи Кодекса, в случае невыполнения требования суда о представлении экспертом своего заключения в суд в срок, установленный определением о назначении экспертизы, при отсутствии мотивированного сообщения государственного судебно-экспертного учреждения или эксперта о невозможности своевременного проведения экспертизы либо о невозможности проведения экспертизы по причинам, указанным в ч. 7 и 8 настоящей статьи, а также в случае невыполнения указанного требования ввиду отсутствия документа, подтверждающего предварительную оплату экспертизы, судом на руководителя государственного судебно-экспертного учреждения или виновного в таких нарушениях эксперта налагается судебный штраф в порядке и размере, установленных ст. 122 и 123 Кодекса.
Статья: К вопросу о бюджетном финансовом обеспечении судебно-экспертных учреждений в Российской Федерации при проведении судебных экспертиз в рамках различных видов судопроизводства в Российской Федерации
(Попова А.В.)
("Администратор суда", 2023, N 4)В статье на основе сравнительно-правового анализа кодифицированных и иных нормативных правовых актов проводится исследование существующей на сегодняшней день правовой коллизии в сфере финансирования судебно-экспертной деятельности. Автором делается вывод о необходимости нормативного закрепления прав и обязанностей лиц, имеющих право на назначение судебной экспертизы, сторон судебного процесса, государственных судебно-экспертных учреждений (СЭУ) и негосударственных СЭУ, частных экспертов и полномочий в части осуществления контроля над бюджетными ассигнованиями.
(Попова А.В.)
("Администратор суда", 2023, N 4)В статье на основе сравнительно-правового анализа кодифицированных и иных нормативных правовых актов проводится исследование существующей на сегодняшней день правовой коллизии в сфере финансирования судебно-экспертной деятельности. Автором делается вывод о необходимости нормативного закрепления прав и обязанностей лиц, имеющих право на назначение судебной экспертизы, сторон судебного процесса, государственных судебно-экспертных учреждений (СЭУ) и негосударственных СЭУ, частных экспертов и полномочий в части осуществления контроля над бюджетными ассигнованиями.
Готовое решение: Что делать заказчику в случае некачественного выполнения работ подрядчиком
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что экспертом может быть любое лицо, обладающее необходимыми знаниями. Из толкования ч. 3 ст. 37 Закона о судебно-экспертной деятельности можно сделать вывод, что это может быть и эксперт государственного судебно-экспертного учреждения, поскольку экспертные исследования таких учреждений для граждан и юрлиц возможны и на договорной основе, а не только в случаях, установленных процессуальным законодательством.
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, что экспертом может быть любое лицо, обладающее необходимыми знаниями. Из толкования ч. 3 ст. 37 Закона о судебно-экспертной деятельности можно сделать вывод, что это может быть и эксперт государственного судебно-экспертного учреждения, поскольку экспертные исследования таких учреждений для граждан и юрлиц возможны и на договорной основе, а не только в случаях, установленных процессуальным законодательством.
Статья: Судебный эксперт
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения (подразделения) уполномоченных федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, созданные для организации и производства судебной экспертизы (ст. 11 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", далее - Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ). К иным экспертам из числа лиц, обладающих специальными знаниями, относятся эксперты негосударственных судебно-экспертных учреждений, а также лица, не работающие в судебно-экспертных учреждениях. Под негосударственными судебно-экспертными учреждениями следует понимать некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2010 N 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Государственными судебно-экспертными учреждениями являются специализированные учреждения (подразделения) уполномоченных федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, созданные для организации и производства судебной экспертизы (ст. 11 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", далее - Федеральный закон от 31.05.2001 N 73-ФЗ). К иным экспертам из числа лиц, обладающих специальными знаниями, относятся эксперты негосударственных судебно-экспертных учреждений, а также лица, не работающие в судебно-экспертных учреждениях. Под негосударственными судебно-экспертными учреждениями следует понимать некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с ГК РФ и Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2010 N 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам").
"Транспортные экспертизы в уголовном судопроизводстве России: монография"
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Говоря о разработке и совершенствовании относительно новых направлений рассматриваемого класса судебных экспертиз, необходимо отметить, что в государственных судебно-экспертных учреждениях исследования объектов водного, воздушного и железнодорожного транспорта не проводятся. Следователю в каждом конкретном случае, как писал Р.С. Белкин, приходится обращаться за помощью к частным экспертам соответствующей специальности и формулировать вопросы с учетом возникшей ситуации, ориентируясь на единую направленность задач судебной экспертизы <1>. В.А. Назаров также отмечает тот факт, что "сведения об этих экспертизах, к сожалению, все чаще стали появляться в прессе и телевидении. В системе Минюста и МВД такие экспертизы не проводятся и, как правило, в качестве экспертов выступают специалисты ведомств конкретной отрасли" <2>.
(Ильин Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2025)Говоря о разработке и совершенствовании относительно новых направлений рассматриваемого класса судебных экспертиз, необходимо отметить, что в государственных судебно-экспертных учреждениях исследования объектов водного, воздушного и железнодорожного транспорта не проводятся. Следователю в каждом конкретном случае, как писал Р.С. Белкин, приходится обращаться за помощью к частным экспертам соответствующей специальности и формулировать вопросы с учетом возникшей ситуации, ориентируясь на единую направленность задач судебной экспертизы <1>. В.А. Назаров также отмечает тот факт, что "сведения об этих экспертизах, к сожалению, все чаще стали появляться в прессе и телевидении. В системе Минюста и МВД такие экспертизы не проводятся и, как правило, в качестве экспертов выступают специалисты ведомств конкретной отрасли" <2>.
Статья: О перспективах участия кредитных организаций в финансовом обеспечении судебной экспертной деятельности в Российской Федерации
(Павликов С.Г.)
("Банковское право", 2022, N 5)Автором статьи обосновывается важность разработки процедуры привлечения банков для финансового обеспечения судебной экспертной деятельности в Российской Федерации. Официальные программные документы, призванные обеспечить повышение эффективности и качества правосудия в Российской Федерации, прямо констатируют: "...потенциал государственных судебно-экспертных учреждений... практически исчерпан" (Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406 (ред. от 23.12.2021)), что в первую очередь связано с финансовой нагрузкой на эти органы. Осуществляется попытка доказать, что разрешение этой задачи в условиях беспрецедентных санкций и необходимости защиты суверенитета нашей Родины требует незамедлительных мер по минимизации затрат во многих сферах экономической и иной деятельности. Безусловно, увеличить количество и качество судебных экспертиз вряд ли возможно без привлечения к их финансированию кредитных организаций.
(Павликов С.Г.)
("Банковское право", 2022, N 5)Автором статьи обосновывается важность разработки процедуры привлечения банков для финансового обеспечения судебной экспертной деятельности в Российской Федерации. Официальные программные документы, призванные обеспечить повышение эффективности и качества правосудия в Российской Федерации, прямо констатируют: "...потенциал государственных судебно-экспертных учреждений... практически исчерпан" (Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406 (ред. от 23.12.2021)), что в первую очередь связано с финансовой нагрузкой на эти органы. Осуществляется попытка доказать, что разрешение этой задачи в условиях беспрецедентных санкций и необходимости защиты суверенитета нашей Родины требует незамедлительных мер по минимизации затрат во многих сферах экономической и иной деятельности. Безусловно, увеличить количество и качество судебных экспертиз вряд ли возможно без привлечения к их финансированию кредитных организаций.