Государственное регулирование цен на электроэнергию
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственное регулирование цен на электроэнергию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 23.1 "Государственное регулирование цен (тарифов) на оптовом и розничных рынках" Федерального закона "Об электроэнергетике""Законодательство, регулирующее правоотношения по передаче электроэнергии, исходит из того, что в силу естественно-монопольной деятельности электросетевых организаций цена услуг по передаче электроэнергии (тарифы) устанавливается государством путем принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов решения об установлении тарифа. Тарифы рассчитываются как соотношение экономически обоснованных затрат сетевой организации на оказание услуг и ожидаемых объемов перетока электроэнергии. Услуги оказываются посредством использования объектов электросетевого хозяйства. При установлении тарифов принимаются во внимание те объекты электросетевого хозяйства, которые находятся в законном владении сетевой организации на момент принятия тарифного решения. Такие выводы следуют из положений статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункта 4 статьи 23.1 Закона N 35-ФЗ, пунктов 6, 46 - 48 Правил N 861, пункта 3 Основ ценообразования."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 23.1 "Государственное регулирование цен (тарифов) на оптовом и розничных рынках" Федерального закона "Об электроэнергетике""Законодательство, регулирующее правоотношения по передаче электроэнергии, исходит из того, что в силу естественно-монопольной деятельности электросетевых организаций цена услуг по передаче электроэнергии (тарифы) устанавливается государством путем принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов решения об установлении тарифа (далее - тарифного решения). Тарифы рассчитываются как соотношение экономически обоснованных затрат сетевой организации на оказание услуг и ожидаемых объемов перетока электроэнергии. Услуги оказываются посредством использования объектов электросетевого хозяйства. При установлении тарифов принимаются во внимание те объекты электросетевого хозяйства, которые находятся в законном владении сетевой организации на момент принятия тарифного решения. Такие выводы следуют из положений статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктов 6, 46 - 48 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, пункта 3 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Договоры в сфере организации снабжения электрической энергией в Российской Федерации: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Что касается АО "ЦФР", то эта организация оказывает субъекту оптового рынка услуги по определению обязательств субъектов оптового рынка, АО "СО ЕЭС" и ПАО "Россети". АО "ЦФР" является стороной по сделкам и заключает на оптовом рынке от своего имени договоры, обеспечивающие оптовую торговлю электрической энергией (п. 8.1 Стандартной формы договора). Так, АО "ЦФР", в частности, осуществляет расчет требований и (или) обязательств субъекта оптового рынка при покупке (продаже) электрической энергии на основании полученной от АО "АТС" информации. Кроме того, АО "ЦФР" оформляет договоры между субъектами оптового рынка, регулирующие отношения по покупке/продаже электрической энергии в неценовых зонах оптового рынка. Субъект оптового рынка обязан оплатить оказанные АО "ЦФР" услуги. Ранее услуги АО "ЦФР", которые оказывались в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, не входили в перечень регулируемых видов деятельности, подлежащих государственному регулированию в соответствии с Законом об электроэнергетике и Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" <1>. В настоящее время стоимость услуг АО "ЦФР" включена в расчет стоимости услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, и производится согласно Приказу ФСТ России от 15 сентября 2006 г. N 199-э/6 "Об утверждении методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию и мощность по договорам купли-продажи по регулируемым тарифам (ценам) на оптовом рынке".
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Крассов Е.О.)
("НОРМА", 2025)Что касается АО "ЦФР", то эта организация оказывает субъекту оптового рынка услуги по определению обязательств субъектов оптового рынка, АО "СО ЕЭС" и ПАО "Россети". АО "ЦФР" является стороной по сделкам и заключает на оптовом рынке от своего имени договоры, обеспечивающие оптовую торговлю электрической энергией (п. 8.1 Стандартной формы договора). Так, АО "ЦФР", в частности, осуществляет расчет требований и (или) обязательств субъекта оптового рынка при покупке (продаже) электрической энергии на основании полученной от АО "АТС" информации. Кроме того, АО "ЦФР" оформляет договоры между субъектами оптового рынка, регулирующие отношения по покупке/продаже электрической энергии в неценовых зонах оптового рынка. Субъект оптового рынка обязан оплатить оказанные АО "ЦФР" услуги. Ранее услуги АО "ЦФР", которые оказывались в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, не входили в перечень регулируемых видов деятельности, подлежащих государственному регулированию в соответствии с Законом об электроэнергетике и Федеральным законом от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" <1>. В настоящее время стоимость услуг АО "ЦФР" включена в расчет стоимости услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, и производится согласно Приказу ФСТ России от 15 сентября 2006 г. N 199-э/6 "Об утверждении методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию и мощность по договорам купли-продажи по регулируемым тарифам (ценам) на оптовом рынке".
Статья: Регуляторный контракт в электроэнергетике
(Белов С.А., Семенович К.С.)
("Право и бизнес", 2022, N 2)Ключевые слова: государственное регулирование тарифов, передача электрической энергии, регуляторный контракт, административный договор, территориальная сетевая организация.
(Белов С.А., Семенович К.С.)
("Право и бизнес", 2022, N 2)Ключевые слова: государственное регулирование тарифов, передача электрической энергии, регуляторный контракт, административный договор, территориальная сетевая организация.
Нормативные акты
Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 31. О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"
(ред. от 31.07.2025)
"Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Статья 31. О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации"
Статья: Объективные предпосылки изменения цен на оптовом рынке электроэнергии России
(Сунгатуллина Л.Б., Исламова Л.Х.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 9)Прежде всего, это могут быть как конкурентные цены на электроэнергию, так и тарифы, устанавливаемые государством (тариф на передачу, сбытовые надбавки). Итоговая цена на электроэнергию включает четыре структурных элемента: цену электроэнергии, цену мощности, тариф на передачу по сети, надбавки сбытовых компаний. В связи с тем что первые три показателя в цене электрической энергии занимают 95 - 98%, предметом исследования выступает стоимость (тариф) электроэнергии - первичная составляющая конечной цены на электроэнергию на торгах [3]. Несмотря на монопольный характер деятельности инфраструктурных организаций - Федеральной антимонопольной службы (ФАС), Администратора торговой системы (АТС), Совета рынка, на оптовом рынке рыночный порядок отношений участников - генерирующих компаний и энергосбытовых организаций реализуется с определенными ограничениями.
(Сунгатуллина Л.Б., Исламова Л.Х.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 9)Прежде всего, это могут быть как конкурентные цены на электроэнергию, так и тарифы, устанавливаемые государством (тариф на передачу, сбытовые надбавки). Итоговая цена на электроэнергию включает четыре структурных элемента: цену электроэнергии, цену мощности, тариф на передачу по сети, надбавки сбытовых компаний. В связи с тем что первые три показателя в цене электрической энергии занимают 95 - 98%, предметом исследования выступает стоимость (тариф) электроэнергии - первичная составляющая конечной цены на электроэнергию на торгах [3]. Несмотря на монопольный характер деятельности инфраструктурных организаций - Федеральной антимонопольной службы (ФАС), Администратора торговой системы (АТС), Совета рынка, на оптовом рынке рыночный порядок отношений участников - генерирующих компаний и энергосбытовых организаций реализуется с определенными ограничениями.
Статья: Компаративный анализ конкуренции на розничных рынках электроэнергии через призму свободы договорных отношений: векторы правового развития
(Символоков О.А., Максименко П.Н.)
("Конкурентное право", 2021, N 4)Также, признавая возможность обозначенного подхода ВАС РФ, нельзя не отметить, что, по мнению авторов, его безусловность можно поставить под сомнение. Наличие или отсутствие регулируемой государством цены на электроэнергию никак не может влиять на желание (или отсутствие такового) потребителя приобретать фиксированное количество ресурса. Например, экономическая теория рационального выбора исходит из того, что контрагенты вправе определить любые комфортные, отвечающие их потребностям условия соглашения <8>. Если потребитель для собственной же экономии хочет договориться с поставщиком электричества, чья цена регулируема, о предельных объемах потребления, например в определенные часы времени, в целях своей экономии, то объективных оснований для ограничения такого права именно в условиях регулируемой цены не усматривается.
(Символоков О.А., Максименко П.Н.)
("Конкурентное право", 2021, N 4)Также, признавая возможность обозначенного подхода ВАС РФ, нельзя не отметить, что, по мнению авторов, его безусловность можно поставить под сомнение. Наличие или отсутствие регулируемой государством цены на электроэнергию никак не может влиять на желание (или отсутствие такового) потребителя приобретать фиксированное количество ресурса. Например, экономическая теория рационального выбора исходит из того, что контрагенты вправе определить любые комфортные, отвечающие их потребностям условия соглашения <8>. Если потребитель для собственной же экономии хочет договориться с поставщиком электричества, чья цена регулируема, о предельных объемах потребления, например в определенные часы времени, в целях своей экономии, то объективных оснований для ограничения такого права именно в условиях регулируемой цены не усматривается.
Статья: Оплата энергии при майнинге
(Жанэ А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Так, государственному регулированию на розничных рынках подлежат цены (тарифы) и предельные уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей (п. 3 ст. 23.1 Закона N 35-ФЗ). В настоящее время цены (тарифы) на электроэнергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. При этом тарифы на электроэнергию для населения устанавливаются ниже рыночных цен, компенсируются из бюджета и за счет промышленных потребителей через распределение перекрестного субсидирования.
(Жанэ А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Так, государственному регулированию на розничных рынках подлежат цены (тарифы) и предельные уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей (п. 3 ст. 23.1 Закона N 35-ФЗ). В настоящее время цены (тарифы) на электроэнергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. При этом тарифы на электроэнергию для населения устанавливаются ниже рыночных цен, компенсируются из бюджета и за счет промышленных потребителей через распределение перекрестного субсидирования.