Государственная регистрация нормативных правовых актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственная регистрация нормативных правовых актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 31 "Права налоговых органов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании частично недействующим п. 9.10 Регламента Федеральной налоговой службы, утвержденного Приказом Федеральной налоговой службы от 17.02.2014 N ММВ-7-7/53@. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований, поскольку предписание оспариваемого пункта о наделении руководителя ФНС России правом на утверждение положения о территориальном налоговом органе в соответствии с типовым положением о территориальном налоговом органе, утвержденным приказом Минфина России, основано на Положении о Федеральной налоговой службе, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, не противоречит им, так как содержит в себе отсылочную норму к п. 9.9 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 N 452, и к Положению о Минфине России, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329. Суд отклонил довод общества о несоответствии оспариваемой нормы подп. 10.2 п. 10 Положения о Минфине России, устанавливающему, что Министр финансов Российской Федерации утверждает положения о структурных подразделениях министерства, о территориальных органах федеральных служб и федерального агентства, подведомственных министерству, поскольку оспариваемая норма корреспондирует положениям п. 9.9 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, не изменяет правового регулирования в сфере организации деятельности федеральных органов исполнительной власти. Суд отметил, что во исполнение подп. 10.2 п. 10 Положения о Минфине России приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.07.2014 N 61н утверждены Типовые положения о территориальных органах Федеральной налоговой службы.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с заявлением о признании частично недействующим п. 9.10 Регламента Федеральной налоговой службы, утвержденного Приказом Федеральной налоговой службы от 17.02.2014 N ММВ-7-7/53@. Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении требований, поскольку предписание оспариваемого пункта о наделении руководителя ФНС России правом на утверждение положения о территориальном налоговом органе в соответствии с типовым положением о территориальном налоговом органе, утвержденным приказом Минфина России, основано на Положении о Федеральной налоговой службе, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, не противоречит им, так как содержит в себе отсылочную норму к п. 9.9 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 N 452, и к Положению о Минфине России, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329. Суд отклонил довод общества о несоответствии оспариваемой нормы подп. 10.2 п. 10 Положения о Минфине России, устанавливающему, что Министр финансов Российской Федерации утверждает положения о структурных подразделениях министерства, о территориальных органах федеральных служб и федерального агентства, подведомственных министерству, поскольку оспариваемая норма корреспондирует положениям п. 9.9 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, не изменяет правового регулирования в сфере организации деятельности федеральных органов исполнительной власти. Суд отметил, что во исполнение подп. 10.2 п. 10 Положения о Минфине России приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.07.2014 N 61н утверждены Типовые положения о территориальных органах Федеральной налоговой службы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: В каком порядке принимаются подзаконные нормативные правовые акты федерального уровня?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Этап 2. Утверждение (принятие) НПА, проведение государственной регистрации.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Этап 2. Утверждение (принятие) НПА, проведение государственной регистрации.
Вопрос: Подлежат ли государственной регистрации в Минюсте России нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации?
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
("Официальный сайт Минюста России", 2021)"Официальный сайт Минюста России minjust.gov.ru", 2021
Нормативные акты
Справочная информация: "Условия и порядок вступления в силу федеральных нормативных правовых актов"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)1.2. Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)1.2. Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ
Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009
(ред. от 15.11.2024)
"Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"II. Государственная регистрация нормативных правовых
(ред. от 15.11.2024)
"Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"II. Государственная регистрация нормативных правовых
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)"Порядок проведения переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме установлен нормами главы 4 ЖК РФ. Правоотношения, возникающие в связи с реконструкцией, переустройством и перепланировкой жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, регулируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и других федеральных законов (например, Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Федеральный закон от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с указанными федеральными законами (например, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27 сентября 2003 года N 170, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)"Порядок проведения переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме установлен нормами главы 4 ЖК РФ. Правоотношения, возникающие в связи с реконструкцией, переустройством и перепланировкой жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, регулируются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и других федеральных законов (например, Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Федеральный закон от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с указанными федеральными законами (например, Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27 сентября 2003 года N 170, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Путеводитель по судебной практике: Банковский счет.
Вправе ли банк отказаться закрыть счет по заявлению клиента в связи с расторжением договора, если по этому счету приняты обеспечительные меры
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Вправе ли банк отказаться закрыть счет по заявлению клиента в связи с расторжением договора, если по этому счету приняты обеспечительные меры
(КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Статья: Выплата дивидендов-2023: разбираем вопросы о разном
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 6)Однако нужно понимать, что приведенный Приказ нормативно-правовым актом не является, поскольку не прошел госрегистрацию в Минюсте <16>. Минфин в свое время высказывал аналогичное мнение <17>. А потому все, что написано в документе, является скорее рекомендацией, нежели обязательным требованием.
(Овчинникова И.В.)
("Главная книга", 2023, N 6)Однако нужно понимать, что приведенный Приказ нормативно-правовым актом не является, поскольку не прошел госрегистрацию в Минюсте <16>. Минфин в свое время высказывал аналогичное мнение <17>. А потому все, что написано в документе, является скорее рекомендацией, нежели обязательным требованием.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)4. Осуществляемая в настоящее время ОРВ в основном направлена на оценку издержек для субъектов предпринимательской деятельности <1>. Однако, используя институт оценки регулирующего воздействия, возможно определить не только экономические последствия принятия того или иного нормативного правового акта <2>. Подчеркивается весьма значительная роль соблюдения юридических последствий недопущения нарушений законодательства при принятии проекта акта в сфере обязательных требований. Для этого проводится правовая экспертиза и государственная регистрация актов федеральных исполнительных органов. В Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации <3> (далее - рассматриваемые Правила) установлено, что государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Минюстом России. Это же ведомство ведет и Государственный реестр нормативных правовых актов.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)4. Осуществляемая в настоящее время ОРВ в основном направлена на оценку издержек для субъектов предпринимательской деятельности <1>. Однако, используя институт оценки регулирующего воздействия, возможно определить не только экономические последствия принятия того или иного нормативного правового акта <2>. Подчеркивается весьма значительная роль соблюдения юридических последствий недопущения нарушений законодательства при принятии проекта акта в сфере обязательных требований. Для этого проводится правовая экспертиза и государственная регистрация актов федеральных исполнительных органов. В Правилах подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации <3> (далее - рассматриваемые Правила) установлено, что государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Минюстом России. Это же ведомство ведет и Государственный реестр нормативных правовых актов.
Готовое решение: Как ликвидировать организацию (юрлицо)
(КонсультантПлюс, 2025)юрлица, если при его создании были допущены неустранимые грубые нарушения закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также если оно неоднократно либо грубо нарушало законы или иные НПА о госрегистрации юрлиц (п. 2 ст. 25 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, пп. 5.3.1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
(КонсультантПлюс, 2025)юрлица, если при его создании были допущены неустранимые грубые нарушения закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также если оно неоднократно либо грубо нарушало законы или иные НПА о госрегистрации юрлиц (п. 2 ст. 25 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП, пп. 5.3.1 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
Статья: Об установлении обязательных требований Банком России
(Переседов А.М.)
("Банковское право", 2025, N 2)Что касается правовой экспертизы и государственной регистрации, которые осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), то в законодательстве прямо установлено, что нормативные акты Банка России регистрируются в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти <13>.
(Переседов А.М.)
("Банковское право", 2025, N 2)Что касается правовой экспертизы и государственной регистрации, которые осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), то в законодательстве прямо установлено, что нормативные акты Банка России регистрируются в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти <13>.
Статья: Рекомендация Р-127/2021-КпР "Дистанционная инвентаризация"
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), принята Комитетом по рекомендациям (КпР) 20 мая 2021 г. с изменениями от 8 февраля 2024 г.)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2024)Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов до вступления в силу Федерального закона "О бухгалтерском учете" был установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания). При этом согласно заключению Минюста России от 19.06.1995 N 07-01-389-95 Методические указания не нуждаются в государственной регистрации, то есть не являются нормативным правовым актом, устанавливающим обязательные требования к экономическим субъектам.
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), принята Комитетом по рекомендациям (КпР) 20 мая 2021 г. с изменениями от 8 февраля 2024 г.)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2024)Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов до вступления в силу Федерального закона "О бухгалтерском учете" был установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее - Методические указания). При этом согласно заключению Минюста России от 19.06.1995 N 07-01-389-95 Методические указания не нуждаются в государственной регистрации, то есть не являются нормативным правовым актом, устанавливающим обязательные требования к экономическим субъектам.
Статья: Юридический язык ведомственного нормотворчества: проблемы правового регулирования и практики
(Лелетина А.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)Лелетина Анастасия Валентиновна, кандидат юридических наук, заместитель директора Департамента государственной регистрации ведомственных нормативных правовых актов Минюста России, Москва, Россия.
(Лелетина А.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 9)Лелетина Анастасия Валентиновна, кандидат юридических наук, заместитель директора Департамента государственной регистрации ведомственных нормативных правовых актов Минюста России, Москва, Россия.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)а) нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством РФ;
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)а) нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством РФ;
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Суд проверяет форму (вид) нормативного акта с точки зрения соответствия установленным правилам, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта и введения акта в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством РФ) и вступления его в силу.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Суд проверяет форму (вид) нормативного акта с точки зрения соответствия установленным правилам, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта и введения акта в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством РФ) и вступления его в силу.