Государственная политика в области охраны труда
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственная политика в области охраны труда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 154 "Оплата труда в ночное время" Трудового кодекса РФКак неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, такое регулирование предполагает оплату работы в ночное время в размере, превышающем оплату равного количества времени при выполнении работником той же работы в период, не относящийся к ночному времени (обычное вознаграждение работника), а потому призвано гарантировать его право на справедливую заработную плату, что отвечает целям трудового законодательства и согласуется с основными направлениями государственной политики в области охраны труда, одним из которых является приоритет сохранения жизни и здоровья работников (Постановление от 27 июня 2023 года N 35-П; определения от 21 июля 2022 года N 2002-О и от 31 января 2023 года N 53-О).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
(ред. от 29.09.2025)Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
"Учебно-методические рекомендации по организации кадровыми подразделениями федеральных государственных органов обучения федеральных государственных гражданских служащих в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда)"
(утв. Минздравсоцразвития России 24.01.2012)3.1. Охрана труда как элемент социальной политики государства
(утв. Минздравсоцразвития России 24.01.2012)3.1. Охрана труда как элемент социальной политики государства
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
Статья: Обеспечение прав граждан на охрану труда в условиях инновационного развития экономики
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)Совершенствование направлений государственной политики по охране труда. В основе проводимой государством политики в области охраны труда лежат принципы, сформулированные в нормах международного права и в первую очередь в положениях конвенций и рекомендаций МОТ <6>.
(Серегина Л.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 3)Совершенствование направлений государственной политики по охране труда. В основе проводимой государством политики в области охраны труда лежат принципы, сформулированные в нормах международного права и в первую очередь в положениях конвенций и рекомендаций МОТ <6>.
Готовое решение: Как расследовать и оформить несчастные случаи на производстве
(КонсультантПлюс, 2025)орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на реализацию госполитики в области охраны труда на территории субъекта РФ;
(КонсультантПлюс, 2025)орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный на реализацию госполитики в области охраны труда на территории субъекта РФ;
Статья: Нулевой травматизм
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 210 ТК РФ устанавливает, что обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственное управление охраной труда, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 210 ТК РФ устанавливает, что обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственное управление охраной труда, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
Статья: Споры с работниками вредных производств по ущербу здоровью (анализ споров)
(Шакирова Э.)
("Трудовое право", 2022, N 9)Сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности является приоритетным при осуществлении государственной политики в области охраны труда и обеспечивается реализацией предусмотренных трудовым законодательством мер, направленных на охрану здоровья работников.
(Шакирова Э.)
("Трудовое право", 2022, N 9)Сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности является приоритетным при осуществлении государственной политики в области охраны труда и обеспечивается реализацией предусмотренных трудовым законодательством мер, направленных на охрану здоровья работников.
Статья: Закрепление основных принципов института охраны труда в Российской Федерации, Республиках Беларусь и Казахстан
(Голенских С.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 3)Если обратиться к проблематике раскрытия содержания отраслевого принципа охраны труда, то одни авторы зачастую отождествляют основные направления государственной политики, изложенные в ст. 210 ТК РФ, с принципами правового регулирования в сфере охраны труда <4>. Другие авторы предлагают свой перечень принципов охраны труда. Так, например, И.Э. Гущина выделяет пять принципов охраны труда: обеспечение сохранения жизни, здоровья и трудоспособности работников в процессе трудовой деятельности; социальное партнерство работодателей и работников в сфере охраны труда; обеспечение гарантированной защиты права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда; организация социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; проведение реабилитационных мероприятий в случаях производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников <5>. Р.В. Кирсанов предлагает закрепить три важнейших принципа института охраны труда: императивность, непрерывность и системность регулирования отношений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда <6>. Думается, мысль об использовании отдельных основных направлений государственной политики охраны труда в качестве принципов, раскрывающих суть норм института трудового права, так же как и о закреплении новых принципов, закладывающих приемлемый уровень обеспечения охраны труда, верна, и в настоящее время может получить развитие как в теории трудового права, так и в законодательстве.
(Голенских С.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 3)Если обратиться к проблематике раскрытия содержания отраслевого принципа охраны труда, то одни авторы зачастую отождествляют основные направления государственной политики, изложенные в ст. 210 ТК РФ, с принципами правового регулирования в сфере охраны труда <4>. Другие авторы предлагают свой перечень принципов охраны труда. Так, например, И.Э. Гущина выделяет пять принципов охраны труда: обеспечение сохранения жизни, здоровья и трудоспособности работников в процессе трудовой деятельности; социальное партнерство работодателей и работников в сфере охраны труда; обеспечение гарантированной защиты права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда; организация социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; проведение реабилитационных мероприятий в случаях производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников <5>. Р.В. Кирсанов предлагает закрепить три важнейших принципа института охраны труда: императивность, непрерывность и системность регулирования отношений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда <6>. Думается, мысль об использовании отдельных основных направлений государственной политики охраны труда в качестве принципов, раскрывающих суть норм института трудового права, так же как и о закреплении новых принципов, закладывающих приемлемый уровень обеспечения охраны труда, верна, и в настоящее время может получить развитие как в теории трудового права, так и в законодательстве.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда