Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 337 "Добытое полезное ископаемое" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДПИ, сделав вывод о том, что производимая налогоплательщиком мраморная крошка является добытым полезным ископаемым, а не продуктом перерабатывающей промышленности, поскольку представляет собой более мелкую фракцию отсева мраморного камня и не является продуктом его переработки, не изменяет вследствие дробления своих основных химических свойств. Суд признал доначисление НДПИ неправомерным, указав, что мраморная крошка не является полезным ископаемым, добываемым налогоплательщиком на месторождении, и не может выступать объектом обложения НДПИ. Суд принял во внимание, что в техническом проекте не описаны технологические операции получения мраморной крошки. Техническим проектом предусмотрены процесс добычи строительного камня, а также процесс переработки облицовочного камня, включающей в себя дробление и сортировку строительного камня на щебень различных фракций с получением первого продукта, соответствующего стандарту строительного камня, мраморного щебня различных фракций. Если проект разработки месторождения не содержит в себе указаний на определенный вид продукции разработки карьера и не определяет стандарт его качества, то такой вид продукции не может признаваться продукцией разработки карьера. Технический проект, лицензии, отчет о результатах разведочных работ, заключение комиссии по государственной экспертизе запасов полезных ископаемых не содержат в себе сведений о мраморной крошке как о полезном ископаемом месторождения, она не включена в государственные запасы разработки карьера, в техническом проекте отсутствует описание технологических операций ее получения. Мраморная крошка производится на ДСУ путем дробления строительного камня или мраморного щебня, при этом ДСУ не входит в состав технологического оборудования, используемого при разработке месторождения.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДПИ, сделав вывод о том, что производимая налогоплательщиком мраморная крошка является добытым полезным ископаемым, а не продуктом перерабатывающей промышленности, поскольку представляет собой более мелкую фракцию отсева мраморного камня и не является продуктом его переработки, не изменяет вследствие дробления своих основных химических свойств. Суд признал доначисление НДПИ неправомерным, указав, что мраморная крошка не является полезным ископаемым, добываемым налогоплательщиком на месторождении, и не может выступать объектом обложения НДПИ. Суд принял во внимание, что в техническом проекте не описаны технологические операции получения мраморной крошки. Техническим проектом предусмотрены процесс добычи строительного камня, а также процесс переработки облицовочного камня, включающей в себя дробление и сортировку строительного камня на щебень различных фракций с получением первого продукта, соответствующего стандарту строительного камня, мраморного щебня различных фракций. Если проект разработки месторождения не содержит в себе указаний на определенный вид продукции разработки карьера и не определяет стандарт его качества, то такой вид продукции не может признаваться продукцией разработки карьера. Технический проект, лицензии, отчет о результатах разведочных работ, заключение комиссии по государственной экспертизе запасов полезных ископаемых не содержат в себе сведений о мраморной крошке как о полезном ископаемом месторождения, она не включена в государственные запасы разработки карьера, в техническом проекте отсутствует описание технологических операций ее получения. Мраморная крошка производится на ДСУ путем дробления строительного камня или мраморного щебня, при этом ДСУ не входит в состав технологического оборудования, используемого при разработке месторождения.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 337 "Добытое полезное ископаемое" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")С учетом заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и других доказательств суд пришел к выводу, что в рассматриваемом случае именно песок и щебень являлись полезными ископаемыми, в отношении которых налогоплательщиком в каждом налоговом периоде завершался комплекс технологических операций. Технологические операции по сортировке гравийно-песчаной породы и измельчению содержащегося в ней гравия являются операциями по добыче песка и щебня.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")С учетом заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и других доказательств суд пришел к выводу, что в рассматриваемом случае именно песок и щебень являлись полезными ископаемыми, в отношении которых налогоплательщиком в каждом налоговом периоде завершался комплекс технологических операций. Технологические операции по сортировке гравийно-песчаной породы и измельчению содержащегося в ней гравия являются операциями по добыче песка и щебня.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Постановление Правительства Российской Федерации
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Постановление Правительства Российской Федерации
Нормативные акты
Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Статья 29. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр
(ред. от 31.07.2025)
"О недрах"Статья 29. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр
Статья: О неналоговых платежах в Российской Федерации
(Сухарев А.Н., Смирнов С.Н.)
("Финансы", 2025, N 2)Платежи за обязательные экспертизы, аудит, испытания, которые осуществляют исключительно государственные органы и их организации. К ним следует отнести плату за проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, плату за аудит проектной документации, плату за проведение государственной экспертизы культурных ценностей, плату за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, плату за экспертизу лекарственных средств и др.
(Сухарев А.Н., Смирнов С.Н.)
("Финансы", 2025, N 2)Платежи за обязательные экспертизы, аудит, испытания, которые осуществляют исключительно государственные органы и их организации. К ним следует отнести плату за проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, плату за аудит проектной документации, плату за проведение государственной экспертизы культурных ценностей, плату за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, плату за экспертизу лекарственных средств и др.
Тематический выпуск: Договоры с иностранными организациями: налогообложение
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)В силу п. 4, 11, 12 Порядка N 265 постановка и списание полезных ископаемых с ГБЗ осуществляется Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра) на основе информации, представленной ФГБУ "Росгеолфонд" в лице его федеральных бюджетных учреждений в федеральных округах и филиалов в субъектах Российской Федерации. Учет состояния и изменения запасов полезных ископаемых по месторождениям осуществляется на ГБЗ для нефти, газа, конденсата - по результатам заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утвержденного Роснедрами.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 6)В силу п. 4, 11, 12 Порядка N 265 постановка и списание полезных ископаемых с ГБЗ осуществляется Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра) на основе информации, представленной ФГБУ "Росгеолфонд" в лице его федеральных бюджетных учреждений в федеральных округах и филиалов в субъектах Российской Федерации. Учет состояния и изменения запасов полезных ископаемых по месторождениям осуществляется на ГБЗ для нефти, газа, конденсата - по результатам заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утвержденного Роснедрами.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В рамках недропользования проведение работ по рекультивации или ликвидации горных выработок, связанных с пользованием недрами, должно обеспечиваться недропользователем посредством реализации проектной документации, связанной с пользованием недрами, к которой относятся: технический проект разработки месторождений полезных ископаемых; технический проект ликвидация горных выработок, связанных с пользованием недрами; проект рекультивации, что подтверждается требованиями п. 8 ч. 1 ст. 22, ст. 23.2, п. 6 ст. 23.5 Закона "О недрах". При этом указанная документация разрабатывается недропользователем или привлекаемой им специализированной организацией на основании геологической информации о недрах, заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр. При этом ликвидировать горную выработку согласно требованиям Закона РФ "О недрах" может только недропользователь по техническому проекту ликвидации горной выработки.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В рамках недропользования проведение работ по рекультивации или ликвидации горных выработок, связанных с пользованием недрами, должно обеспечиваться недропользователем посредством реализации проектной документации, связанной с пользованием недрами, к которой относятся: технический проект разработки месторождений полезных ископаемых; технический проект ликвидация горных выработок, связанных с пользованием недрами; проект рекультивации, что подтверждается требованиями п. 8 ч. 1 ст. 22, ст. 23.2, п. 6 ст. 23.5 Закона "О недрах". При этом указанная документация разрабатывается недропользователем или привлекаемой им специализированной организацией на основании геологической информации о недрах, заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр. При этом ликвидировать горную выработку согласно требованиям Закона РФ "О недрах" может только недропользователь по техническому проекту ликвидации горной выработки.
Статья: Правовая охрана вод при морской добыче нефти в полярных условиях (опыт Норвегии и России)
(Папков С.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 3)В России, как и в Норвегии, действует административная разрешительная система, при этом в п. 5 ст. 10.1 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предусмотрена возможность получения лицензии посредством участия в аукционе на право пользования участком недр. Критерием выявления победителя при проведении аукциона является наибольший размер разового платежа за пользование участком недр (ст. 13.1 Закона о недрах). Перед получением лицензии необходимо согласовать технический проект. Для этого необходимо получить заключение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и ГЭЭ.
(Папков С.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 3)В России, как и в Норвегии, действует административная разрешительная система, при этом в п. 5 ст. 10.1 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предусмотрена возможность получения лицензии посредством участия в аукционе на право пользования участком недр. Критерием выявления победителя при проведении аукциона является наибольший размер разового платежа за пользование участком недр (ст. 13.1 Закона о недрах). Перед получением лицензии необходимо согласовать технический проект. Для этого необходимо получить заключение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и ГЭЭ.
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 29. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Статья 29. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Информация о природных лечебных ресурсах должна быть внесена в государственный реестр курортного фонда Российской Федерации, который содержит также сведения о лечебно-оздоровительных местностях, курортах, курортных регионах и санаторно-курортных организациях. В частности, в отношении природного лечебного ресурса данный реестр содержит информацию о его наименовании в соответствии с классификацией природных лечебных ресурсов, о характеристиках и местоположении, перечень медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации с применением данного природного лечебного ресурса и реквизиты специального медицинского заключения в отношении его, сведения о пользователях природным лечебным ресурсом, реквизиты заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, реквизиты решений об установлении округа санитарной (горно-санитарной) охраны в отношении природного лечебного ресурса <1>. Сведения о том или ином природном лечебном ресурсе исключаются из государственного реестра курортного фонда Российской Федерации в случае списания с государственного баланса полезных ископаемых, например минеральных вод, лечебных грязей, или признания таких запасов утраченными. Если какой-либо природный лечебный ресурс исключается из классификации природных лечебных ресурсов, то из указанного реестра удаляются и сведения о таких ресурсах.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Информация о природных лечебных ресурсах должна быть внесена в государственный реестр курортного фонда Российской Федерации, который содержит также сведения о лечебно-оздоровительных местностях, курортах, курортных регионах и санаторно-курортных организациях. В частности, в отношении природного лечебного ресурса данный реестр содержит информацию о его наименовании в соответствии с классификацией природных лечебных ресурсов, о характеристиках и местоположении, перечень медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации с применением данного природного лечебного ресурса и реквизиты специального медицинского заключения в отношении его, сведения о пользователях природным лечебным ресурсом, реквизиты заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, реквизиты решений об установлении округа санитарной (горно-санитарной) охраны в отношении природного лечебного ресурса <1>. Сведения о том или ином природном лечебном ресурсе исключаются из государственного реестра курортного фонда Российской Федерации в случае списания с государственного баланса полезных ископаемых, например минеральных вод, лечебных грязей, или признания таких запасов утраченными. Если какой-либо природный лечебный ресурс исключается из классификации природных лечебных ресурсов, то из указанного реестра удаляются и сведения о таких ресурсах.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)С учетом заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и других доказательств суд пришел к выводу, что в рассматриваемом случае именно песок и щебень являлись полезными ископаемыми, в отношении которых налогоплательщиком в каждом налоговом периоде завершался комплекс технологических операций. Технологические операции по сортировке гравийно-песчаной породы и измельчению содержащегося в ней гравия являются операциями по добыче песка и щебня.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)С учетом заключения экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и других доказательств суд пришел к выводу, что в рассматриваемом случае именно песок и щебень являлись полезными ископаемыми, в отношении которых налогоплательщиком в каждом налоговом периоде завершался комплекс технологических операций. Технологические операции по сортировке гравийно-песчаной породы и измельчению содержащегося в ней гравия являются операциями по добыче песка и щебня.
Статья: Специальные субъекты пользования недрами: постановка вопроса об использовании общераспространенных полезных ископаемых, содержащихся во вскрышных и вмещающих горных породах
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Положительный результат для пользователя недр, осуществляющего разработку основного месторождения, проявляется в следующем. Вместо необходимости отнесения неиспользуемых вскрышных и вмещающих горных пород к числу отходов производства следует установить для пользователя недр императивную обязанность проведения комплексной геолого-экономической оценки (далее - ГЭО) данных объектов. При наличии ОПИ, которые возможно добывать и использовать по результатам ГЭО, пользователь недр должен быть освобожден от внесения платы за негативное воздействие на окружающую природную среду. Данный вывод обусловлен тем, что после проведения ГЭО и получения положительного заключения, по сути, начинает формироваться участок недр антропогенного происхождения, содержащий ОПИ. В случае если ОПИ являются попутными полезными ископаемыми (забалансовыми), по результатам ГЭО они рассматриваются как прогнозные ресурсы, в связи с чем в дальнейшем требуется государственная экспертиза запасов полезных ископаемых в целях их постановки на государственный баланс <12>. Предложенный вариант в полной мере соответствует исполнению одной из обязанностей пользователя недр по обеспечению сохранности полезных ископаемых и полезных компонентов, содержащихся в отходах недропользования, в том числе во вскрышных и вмещающих горных породах, закрепленной в п. 13 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах. При этом с точки зрения справедливости и добросовестности участников хозяйственного оборота инициировать процедуру проведения государственной экспертизы должен заинтересованный субъект отношений по недропользованию, которым, как представляется, выступает соответствующее публично-правовое образование. Данное обстоятельство обусловлено следующим:
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2025, N 9)Положительный результат для пользователя недр, осуществляющего разработку основного месторождения, проявляется в следующем. Вместо необходимости отнесения неиспользуемых вскрышных и вмещающих горных пород к числу отходов производства следует установить для пользователя недр императивную обязанность проведения комплексной геолого-экономической оценки (далее - ГЭО) данных объектов. При наличии ОПИ, которые возможно добывать и использовать по результатам ГЭО, пользователь недр должен быть освобожден от внесения платы за негативное воздействие на окружающую природную среду. Данный вывод обусловлен тем, что после проведения ГЭО и получения положительного заключения, по сути, начинает формироваться участок недр антропогенного происхождения, содержащий ОПИ. В случае если ОПИ являются попутными полезными ископаемыми (забалансовыми), по результатам ГЭО они рассматриваются как прогнозные ресурсы, в связи с чем в дальнейшем требуется государственная экспертиза запасов полезных ископаемых в целях их постановки на государственный баланс <12>. Предложенный вариант в полной мере соответствует исполнению одной из обязанностей пользователя недр по обеспечению сохранности полезных ископаемых и полезных компонентов, содержащихся в отходах недропользования, в том числе во вскрышных и вмещающих горных породах, закрепленной в п. 13 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах. При этом с точки зрения справедливости и добросовестности участников хозяйственного оборота инициировать процедуру проведения государственной экспертизы должен заинтересованный субъект отношений по недропользованию, которым, как представляется, выступает соответствующее публично-правовое образование. Данное обстоятельство обусловлено следующим:
Статья: Юридические пороки сделки, совершенной пользователем недр, по отчуждению вскрышных и вмещающих горных пород, содержащих общераспространенные полезные ископаемые
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)Помимо этого исследуемые правовые нормы о недропользовании не содержат указания относительно управомоченного субъекта, который наделен правом заключать договор по передаче вскрышных пород. Исходя из буквального толкования соответствующих правовых предписаний следует, что пользователь недр лишь использует и фактически передает вскрышные породы другому лицу на основании заключенного договора. Однако ни в одной норме не содержится указание на наделение правом хозяйствующего субъекта по распоряжению данными объектами и заключению соответствующего договора. Для действительности сделки существенное значение имеет правосубъектность участника, предполагающая возможность ее заключения. Согласно п. 13 ст. 12 Закона "О недрах" в лицензии на пользование недрами должен быть указан собственник вскрышных пород, подлежащих дальнейшему использованию. В связи с чем представляется возможным предположить, что государство, изначально являясь собственником данных объектов, на основании лицензии может передать право собственности хозяйствующему субъекту в целях их дальнейшего использования. При этом право собственности переходит на соответствующие отходы недропользования - вскрышные породы, но не на полезные ископаемые, которые могут содержаться в данных объектах. В силу ч. 4 ст. 22 Закона "О недрах" пользователь недр имеет право использовать отходы недропользования, включая вскрышные породы, для добычи полезных ископаемых и полезных компонентов. Помимо этого возможно иное использование вскрышных пород исходя из утвержденного технического проекта и в соответствии с порядком, установленным указанным Приказом "О порядке использования". В абз. 2 п. 2 Приказа "О порядке использования" закреплено правовое предписание, согласно которому в случае, если отходы недропользования, включая вскрышные породы, в соответствии с геологической информацией о недрах и (или) заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых содержат полезные ископаемые и полезные компоненты, не относящиеся к ОПИ, их использование в целях передачи иным лицам допускается только после их извлечения.
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)Помимо этого исследуемые правовые нормы о недропользовании не содержат указания относительно управомоченного субъекта, который наделен правом заключать договор по передаче вскрышных пород. Исходя из буквального толкования соответствующих правовых предписаний следует, что пользователь недр лишь использует и фактически передает вскрышные породы другому лицу на основании заключенного договора. Однако ни в одной норме не содержится указание на наделение правом хозяйствующего субъекта по распоряжению данными объектами и заключению соответствующего договора. Для действительности сделки существенное значение имеет правосубъектность участника, предполагающая возможность ее заключения. Согласно п. 13 ст. 12 Закона "О недрах" в лицензии на пользование недрами должен быть указан собственник вскрышных пород, подлежащих дальнейшему использованию. В связи с чем представляется возможным предположить, что государство, изначально являясь собственником данных объектов, на основании лицензии может передать право собственности хозяйствующему субъекту в целях их дальнейшего использования. При этом право собственности переходит на соответствующие отходы недропользования - вскрышные породы, но не на полезные ископаемые, которые могут содержаться в данных объектах. В силу ч. 4 ст. 22 Закона "О недрах" пользователь недр имеет право использовать отходы недропользования, включая вскрышные породы, для добычи полезных ископаемых и полезных компонентов. Помимо этого возможно иное использование вскрышных пород исходя из утвержденного технического проекта и в соответствии с порядком, установленным указанным Приказом "О порядке использования". В абз. 2 п. 2 Приказа "О порядке использования" закреплено правовое предписание, согласно которому в случае, если отходы недропользования, включая вскрышные породы, в соответствии с геологической информацией о недрах и (или) заключением государственной экспертизы запасов полезных ископаемых содержат полезные ископаемые и полезные компоненты, не относящиеся к ОПИ, их использование в целях передачи иным лицам допускается только после их извлечения.
Статья: Экспертиза в условиях мораторного режима
(Корепина А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)Нередким случаем является введение прямого моратория на проведение отдельных видов государственных экспертиз. Так, до 1 июля 2020 г. без проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств была возможна эксплуатация опасных производственных объектов, зданий и сооружений. Решение об этом должен был принимать руководитель эксплуатирующей организации в соответствии с порядком, установленным в этой организации. На него же возлагалась ответственность за безопасную эксплуатацию технических устройств, зданий и сооружений <42>. В 2022 г. в отношении отдельных видов государственных экспертиз федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности, должны были принять соответствующие мораторные решения и при необходимости определить порядок их реализации. К такого рода экспертизам отнесены государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, экспертиза проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, государственная экологическая экспертиза и др.
(Корепина А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)Нередким случаем является введение прямого моратория на проведение отдельных видов государственных экспертиз. Так, до 1 июля 2020 г. без проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств была возможна эксплуатация опасных производственных объектов, зданий и сооружений. Решение об этом должен был принимать руководитель эксплуатирующей организации в соответствии с порядком, установленным в этой организации. На него же возлагалась ответственность за безопасную эксплуатацию технических устройств, зданий и сооружений <42>. В 2022 г. в отношении отдельных видов государственных экспертиз федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности, должны были принять соответствующие мораторные решения и при необходимости определить порядок их реализации. К такого рода экспертизам отнесены государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, экспертиза проектной документации на проведение работ по региональному геологическому изучению недр, государственная экологическая экспертиза и др.