Государственная гражданская служба прекращается по инициативе нанимателя в связи с
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственная гражданская служба прекращается по инициативе нанимателя в связи с (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 37 "Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя" Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации""Таким образом, взаимосвязанные положения частей 1, 3 и 4 статьи 29 и пункта 7 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не могут рассматриваться как не согласующиеся с конституционными предписаниями, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - они не предполагают изменения по инициативе представителя нанимателя существенных условий заключенного с гражданским служащим служебного контракта в связи с введением в штатное расписание государственного органа взамен должности гражданской службы, замещаемой этим гражданским служащим, новой должности, относящейся к иной категории и (или) группе должностей, со сходными (в определенной мере совпадающими) должностными обязанностями, а также не предполагают применения пункта 7 части 1 статьи 33 данного Федерального закона в качестве основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности и увольнения гражданского служащего, замещающего подлежащую исключению из штатного расписания государственного органа должность гражданской службы и не выразившего согласия на замещение указанной иной должности."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Гарантии при увольнении государственных и муниципальных служащих по инициативе представителя нанимателя (руководителя)
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Аналогичные сложности можно видеть в Законе о государственной гражданской службе. Так, его п. 8 ч. 1 ст. 37 относит к увольнению по инициативе представителя нанимателя прекращение допуска к государственной тайне, если исполнение должностных обязанностей требует такого допуска. В трудовом законодательстве это основание увольнения относится к прекращению трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Однако, как отмечается в юридической литературе, "поскольку порядок увольнения гражданского служащего в связи с прекращением допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, регулируется специальной нормой закона, в этих случаях общая норма (п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ) не должна применяться" <6>. Возникает парадоксальная ситуация: расторгнуть служебный контракт с лицами, названными в ст. 261 ТК РФ (женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет, и т.п.), а также с лицами, пребывающими в отпуске или состоянии временной нетрудоспособности, невозможно, но "при этом выполнение служебных обязанностей, связанных с информацией, составляющей государственную тайну, также невозможно" <7>.
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Аналогичные сложности можно видеть в Законе о государственной гражданской службе. Так, его п. 8 ч. 1 ст. 37 относит к увольнению по инициативе представителя нанимателя прекращение допуска к государственной тайне, если исполнение должностных обязанностей требует такого допуска. В трудовом законодательстве это основание увольнения относится к прекращению трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Однако, как отмечается в юридической литературе, "поскольку порядок увольнения гражданского служащего в связи с прекращением допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, регулируется специальной нормой закона, в этих случаях общая норма (п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ) не должна применяться" <6>. Возникает парадоксальная ситуация: расторгнуть служебный контракт с лицами, названными в ст. 261 ТК РФ (женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет, и т.п.), а также с лицами, пребывающими в отпуске или состоянии временной нетрудоспособности, невозможно, но "при этом выполнение служебных обязанностей, связанных с информацией, составляющей государственную тайну, также невозможно" <7>.
Статья: Дисциплинарная эффективность запретов, связанных с государственной гражданской службой: "утиный тест" (duck-test)
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Однако все эти гарантии предоставляются гражданскому служащему лишь при расторжении служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Основания увольнения по инициативе представителя нанимателя исчерпывающим образом перечислены в ст. 37 Закона о государственной гражданской службе ("Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя"), и среди них не называется нарушение запретов, связанных с государственной гражданской службой. Иными словами, формально-юридически такое основание прекращения служебного контракта, как несоблюдение запретов, не является основанием увольнения по инициативе представителя нанимателя, а значит, и предусмотренные законом гарантии гражданскому служащему в данном случае не применяются.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Однако все эти гарантии предоставляются гражданскому служащему лишь при расторжении служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Основания увольнения по инициативе представителя нанимателя исчерпывающим образом перечислены в ст. 37 Закона о государственной гражданской службе ("Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя"), и среди них не называется нарушение запретов, связанных с государственной гражданской службой. Иными словами, формально-юридически такое основание прекращения служебного контракта, как несоблюдение запретов, не является основанием увольнения по инициативе представителя нанимателя, а значит, и предусмотренные законом гарантии гражданскому служащему в данном случае не применяются.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 37. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 37. Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Исковые требования мотивирует тем, что приказом Госкомрегистра истец Ш. был принят на государственную гражданскую службу и назначен на должность государственной гражданской службы заведующего Белогорским районным отделом Госкомрегистра, о чем с ним заключен служебный контракт, который продлевался приказами Госкомрегистра и дополнительными соглашениями. Приказом Госкомрегистра действие служебного контракта прекращено, истец Ш. освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы заведующего Белогорским районным отделом Госкомрегистра и уволен с государственной гражданской службы. Основанием принятия приказа об увольнении является доклад по результатам проверки соблюдения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов; пояснения Ш. и решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Госкомрегистра, на которые имеется ссылка в приказе. В трудовую книжку истца Ш. со ссылкой на приказ была внесена запись о прекращении действия служебного контракта, освобождении от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнении с государственной гражданской службы в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 59.2, ст. 59.3, п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции).
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Исковые требования мотивирует тем, что приказом Госкомрегистра истец Ш. был принят на государственную гражданскую службу и назначен на должность государственной гражданской службы заведующего Белогорским районным отделом Госкомрегистра, о чем с ним заключен служебный контракт, который продлевался приказами Госкомрегистра и дополнительными соглашениями. Приказом Госкомрегистра действие служебного контракта прекращено, истец Ш. освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы заведующего Белогорским районным отделом Госкомрегистра и уволен с государственной гражданской службы. Основанием принятия приказа об увольнении является доклад по результатам проверки соблюдения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов; пояснения Ш. и решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Госкомрегистра, на которые имеется ссылка в приказе. В трудовую книжку истца Ш. со ссылкой на приказ была внесена запись о прекращении действия служебного контракта, освобождении от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнении с государственной гражданской службы в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 59.2, ст. 59.3, п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции).
Статья: Из зала суда: увольнение в связи с утратой доверия
(Петрова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 6)Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) предусматривает следующие общие основания для прекращения служебного контракта с государственным гражданским служащим:
(Петрова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 6)Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) предусматривает следующие общие основания для прекращения служебного контракта с государственным гражданским служащим:
Статья: Проблемы прекращения служебных отношений в связи с достижением предельного возраста
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)Иная ситуация сложилась на государственной гражданской службе. Так, согласно Закону о государственной гражданской службе данное основание увольнения находится в ст. 39 "Прекращение служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон". В правоприменительной практике уже существуют прецеденты, когда суды на этом основании констатировали неприменимость в этом случае гарантий, установленных для увольнения по инициативе представителя нанимателя.
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)Иная ситуация сложилась на государственной гражданской службе. Так, согласно Закону о государственной гражданской службе данное основание увольнения находится в ст. 39 "Прекращение служебного контракта по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон". В правоприменительной практике уже существуют прецеденты, когда суды на этом основании констатировали неприменимость в этом случае гарантий, установленных для увольнения по инициативе представителя нанимателя.
Статья: Административная ответственность субъектов контрольно-надзорной деятельности
(Селезнев В.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)<27> В соответствии со ст. 83 ТК РФ и ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" дисквалификация рассматривается в числе не зависящих от воли сторон обстоятельств, являющихся основанием для прекращения, соответственно, трудового договора или служебного контракта. Часть 1 ст. 19 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусматривает, что в случае дисквалификации трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе нанимателя (работодателя).
(Селезнев В.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)<27> В соответствии со ст. 83 ТК РФ и ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" дисквалификация рассматривается в числе не зависящих от воли сторон обстоятельств, являющихся основанием для прекращения, соответственно, трудового договора или служебного контракта. Часть 1 ст. 19 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусматривает, что в случае дисквалификации трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе нанимателя (работодателя).
Статья: Представление подложных документов и заведомо ложных сведений (непредставление сведений) как ограничение, дисциплинарный проступок и коррупционное правонарушение
(Чаннов С.Е., Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)В целом представляется, что при оценке целесообразности, необходимости и достаточности рассматриваемого ограничения следует рассматривать его в общем контексте регулирования соответствующих отношений. Прежде всего следует учитывать, что фактически аналогичное деяние образует не только ограничение, связанное с государственной гражданской службой, но и самостоятельное основание прекращения служебного контракта.
(Чаннов С.Е., Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)В целом представляется, что при оценке целесообразности, необходимости и достаточности рассматриваемого ограничения следует рассматривать его в общем контексте регулирования соответствующих отношений. Прежде всего следует учитывать, что фактически аналогичное деяние образует не только ограничение, связанное с государственной гражданской службой, но и самостоятельное основание прекращения служебного контракта.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)5. Основания прекращения государственной службы, в том числе основания увольнения в запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы. Например, Федеральный закон о государственной гражданской службе включает в гл. 6 "Основания и последствия прекращения служебного контракта":
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)5. Основания прекращения государственной службы, в том числе основания увольнения в запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы. Например, Федеральный закон о государственной гражданской службе включает в гл. 6 "Основания и последствия прекращения служебного контракта":
Готовое решение: Как расторгнуть служебный контракт (уволить госслужащего)
(КонсультантПлюс, 2025)Основания для расторжения и прекращения служебного контракта перечислены в ч. 1, 1.1 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе.
(КонсультантПлюс, 2025)Основания для расторжения и прекращения служебного контракта перечислены в ч. 1, 1.1 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе.
Готовое решение: Как расторгнуть срочный служебный контракт
(КонсультантПлюс, 2025)в срок окончания полномочий госслужащего категории "руководители" или "помощники (советники)". Это следует из ч. 4 ст. 35 Закона о государственной гражданской службе;
(КонсультантПлюс, 2025)в срок окончания полномочий госслужащего категории "руководители" или "помощники (советники)". Это следует из ч. 4 ст. 35 Закона о государственной гражданской службе;