Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации
Подборка наиболее важных документов по запросу Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации - современное состояние и перспективы развития
(Новиков В.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)Если кратко перечислить изменения в ст. 110 - 117 Конституции РФ, то можно отметить следующие: фактически произошло ужесточение требований к премьеру, министрам и иным руководителям федеральных исполнительных органов, занимать должности которых вправе теперь только человек после 30 лет, без иностранного гражданства и вкладов за границей (ч. 4 ст. 110); изменились правила о вступлении в должность Председателя Правительства РФ, которого утверждает ныне Госдума (ранее назначал Президент РФ с согласия Госдумы) (ч. 1 ст. 111); разрешено Президенту РФ не распускать Госдуму, если она три раза отклонит кандидатуру премьера (в рамках старой редакции Президент РФ обязан был распустить Госдуму) (ч. 4 ст. 111); ввели обязанность Госдумы утверждать заместителей премьера и федеральных министров, после чего Президент РФ назначает их на должность, и одновременно разрешили Президенту РФ распустить Госдуму, если она три раза отклонит кандидатуры заместителей премьера и федеральных министров (ст. 112); ввели персональную ответственность премьера перед Президентом РФ (ст. 113); ввели ответственность Правительства РФ за дополнительные определенные сферы (защита семьи и инвалидов, поддержка волонтеров и т.д.) (ч. 1 ст. 114); разрешили членам Правительства РФ продолжить работу после отставки, если так решит Президент РФ (ст. 117).
(Новиков В.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 5)Если кратко перечислить изменения в ст. 110 - 117 Конституции РФ, то можно отметить следующие: фактически произошло ужесточение требований к премьеру, министрам и иным руководителям федеральных исполнительных органов, занимать должности которых вправе теперь только человек после 30 лет, без иностранного гражданства и вкладов за границей (ч. 4 ст. 110); изменились правила о вступлении в должность Председателя Правительства РФ, которого утверждает ныне Госдума (ранее назначал Президент РФ с согласия Госдумы) (ч. 1 ст. 111); разрешено Президенту РФ не распускать Госдуму, если она три раза отклонит кандидатуру премьера (в рамках старой редакции Президент РФ обязан был распустить Госдуму) (ч. 4 ст. 111); ввели обязанность Госдумы утверждать заместителей премьера и федеральных министров, после чего Президент РФ назначает их на должность, и одновременно разрешили Президенту РФ распустить Госдуму, если она три раза отклонит кандидатуры заместителей премьера и федеральных министров (ст. 112); ввели персональную ответственность премьера перед Президентом РФ (ст. 113); ввели ответственность Правительства РФ за дополнительные определенные сферы (защита семьи и инвалидов, поддержка волонтеров и т.д.) (ч. 1 ст. 114); разрешили членам Правительства РФ продолжить работу после отставки, если так решит Президент РФ (ст. 117).
Статья: Полупрезидентская республика: особенности реализации в России (сравнительное конституционное обозрение)
(Павленко М.А., Романов М.Л.)
("Современный юрист", 2022, N 4)В то же время положение Президента имеет ряд существенных отличий: если Президент Франции (на момент принятия Конституции РФ 1993 г.) избирался на 7 лет, что на 2 года превышало срок легислатуры Национального собрания, Президент РФ избирался на 4 года (ст. 81), т.е. срок его полномочий был равен сроку легислатуры Государственной Думы. Если Президент Франции имел возможность распустить Национальное собрание "после консультаций с премьер-министром и председателями палат" (ст. 12 Конституции Франции), то право Президента РФ распустить Государственную Думу ограничивалось Конституцией РФ 1993 г. тремя поводами: троекратным отказом одобрить предложенную Президентом кандидатуру на пост Председателя Правительства (ст. 111), в случае выражения (инициирования) Государственной Думой недоверия Правительству РФ и в случае отказа Государственной Думы в доверии Правительству в ответ на запрос такового со стороны Председателя Правительства (ст. 117).
(Павленко М.А., Романов М.Л.)
("Современный юрист", 2022, N 4)В то же время положение Президента имеет ряд существенных отличий: если Президент Франции (на момент принятия Конституции РФ 1993 г.) избирался на 7 лет, что на 2 года превышало срок легислатуры Национального собрания, Президент РФ избирался на 4 года (ст. 81), т.е. срок его полномочий был равен сроку легислатуры Государственной Думы. Если Президент Франции имел возможность распустить Национальное собрание "после консультаций с премьер-министром и председателями палат" (ст. 12 Конституции Франции), то право Президента РФ распустить Государственную Думу ограничивалось Конституцией РФ 1993 г. тремя поводами: троекратным отказом одобрить предложенную Президентом кандидатуру на пост Председателя Правительства (ст. 111), в случае выражения (инициирования) Государственной Думой недоверия Правительству РФ и в случае отказа Государственной Думы в доверии Правительству в ответ на запрос такового со стороны Председателя Правительства (ст. 117).
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции Российской Федерации <*>.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции Российской Федерации <*>.
Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ
"О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти""1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции Российской Федерации.";
"О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти""1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111, 112 и 117 Конституции Российской Федерации.";
Статья: Вотум недоверия Правительству РФ: форма парламентского контроля или политический демарш?
(Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Другое дело - полномочие Президента РФ распустить Государственную Думу в случае выражения ей недоверия Правительству РФ. Данное действие предусмотрено в качестве права главы государства в том случае, если нижняя палата парламента впервые отказывает в доверии Правительству РФ по запросу его Председателя. Если же Государственная Дума повторно в течение трех месяцев выражает недоверие Правительству РФ либо отказывает в доверии, то у Президента РФ возникает уже конституционная обязанность разрешить парламентско-правительственный кризис путем либо расформирования Правительства РФ, либо роспуска нижней палаты парламента.
(Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)Другое дело - полномочие Президента РФ распустить Государственную Думу в случае выражения ей недоверия Правительству РФ. Данное действие предусмотрено в качестве права главы государства в том случае, если нижняя палата парламента впервые отказывает в доверии Правительству РФ по запросу его Председателя. Если же Государственная Дума повторно в течение трех месяцев выражает недоверие Правительству РФ либо отказывает в доверии, то у Президента РФ возникает уже конституционная обязанность разрешить парламентско-правительственный кризис путем либо расформирования Правительства РФ, либо роспуска нижней палаты парламента.
Статья: Трансформация признаков республиканской формы правления после внесения поправок в Конституцию Российской Федерации 2020 г.
(Стародубцева И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)Из вышеуказанных признаков видно, что Россия по Конституции ближе к полупрезидентским республикам, поскольку в формировании Правительства РФ участвуют Государственная Дума и Совет Федерации (с 2020 г.); Государственная Дума может выражать недоверие Правительству (хотя за этим не следует его отставка), и Президент РФ вправе распускать Государственную Думу в определенных случаях, чего не может делать глава государства в президентской республике. Полупрезидентские (смешанные) республики могут существенно отличаться в зависимости от конституции каждого государства и быть ближе к президентской республике (например, Россия) или к парламентарной (например, Франция).
(Стародубцева И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 12)Из вышеуказанных признаков видно, что Россия по Конституции ближе к полупрезидентским республикам, поскольку в формировании Правительства РФ участвуют Государственная Дума и Совет Федерации (с 2020 г.); Государственная Дума может выражать недоверие Правительству (хотя за этим не следует его отставка), и Президент РФ вправе распускать Государственную Думу в определенных случаях, чего не может делать глава государства в президентской республике. Полупрезидентские (смешанные) республики могут существенно отличаться в зависимости от конституции каждого государства и быть ближе к президентской республике (например, Россия) или к парламентарной (например, Франция).
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В ч. 3 ст. 117 Конституции РФ предусмотрено, что Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства РФ либо распускает Государственную Думу.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В ч. 3 ст. 117 Конституции РФ предусмотрено, что Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Государственной Думы. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства РФ либо распускает Государственную Думу.