Госорганы освобождены от уплаты госпошлины
Подборка наиболее важных документов по запросу Госорганы освобождены от уплаты госпошлины (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об освобождении от уплаты госпошлины государственного органа или ОМСУ, а также государственного (муниципального) учреждения, выполняющего отдельные функции государственного органа (ОМСУ).
(Письмо Минфина России от 05.08.2024 N 03-05-06-03/72847)Вопрос: Об освобождении от уплаты госпошлины государственного органа или ОМСУ, а также государственного (муниципального) учреждения, выполняющего отдельные функции государственного органа (ОМСУ).
(Письмо Минфина России от 05.08.2024 N 03-05-06-03/72847)Вопрос: Об освобождении от уплаты госпошлины государственного органа или ОМСУ, а также государственного (муниципального) учреждения, выполняющего отдельные функции государственного органа (ОМСУ).
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)1. От уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой, освобождаются:
(ред. от 17.11.2025)1. От уплаты государственной пошлины, установленной настоящей главой, освобождаются:
Статья: Применение вычета НДС ставится в зависимость от фактического ведения облагаемой НДС деятельности
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 38)Отменяя апелляционное определение в части взыскания с администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области в пользу Семичевой Т.В. расходов на уплату госпошлины, кассационный суд сослался на подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, согласно которому от уплаты госпошлины освобождаются госорганы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым ВС РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), и пришел к выводу об освобождении администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области от уплаты госпошлины. Статьей 333.40 НК РФ "Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины" не предусмотрен возврат госпошлины из бюджета в случаях, если решение суда принято полностью или частично в пользу физического лица - истца (заявителя), а не в пользу госоргана, органа местного самоуправления или должностного лица. Судебная коллегия пришла к следующему выводу. При обращении с иском к администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области Семичевой Т.В. понесены судебные расходы, в частности уплачена госпошлина, иск частично удовлетворен. В связи с этим, согласно ст. 98 ГПК РФ, она имела право на возмещение судебных расходов, понесенных на уплату госпошлины, за счет ответчика - администрации Череповецкого муниципального образования Вологодской области пропорционально размеру удовлетворенных судом апелляционной инстанции требований. Ссылка суда кассационной инстанции на подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, положенная в обоснование вывода о том, что с администрации Череповецкого муниципального образования Вологодской области, выступающей по данному делу ответчиком, не подлежат взысканию расходы, понесенные Семичевой Т.В. на уплату госпошлины, является ошибочной, поскольку процессуальный закон не содержит исключений для возмещения таких судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение суда, и в том случае, когда другая сторона, выступающая по делам, рассматриваемым ВС РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в силу названной нормы НК РФ освобождена от уплаты госпошлины (в данном случае - администрация Череповецкого муниципального образования Вологодской области). Указание суда кассационной инстанции на то, что в ст. 333.40 НК РФ не предусмотрен возврат госпошлины из бюджета в случае, если решение суда принято полностью или частично в пользу физического лица - истца (заявителя), а не в пользу госоргана, органа местного самоуправления или должностного лица, является несостоятельным, поскольку вопроса о возврате или зачете госпошлины на основании ст. 93 ГПК РФ, ст. 333.40 НК РФ истцом не ставилось.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 38)Отменяя апелляционное определение в части взыскания с администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области в пользу Семичевой Т.В. расходов на уплату госпошлины, кассационный суд сослался на подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, согласно которому от уплаты госпошлины освобождаются госорганы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым ВС РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), и пришел к выводу об освобождении администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области от уплаты госпошлины. Статьей 333.40 НК РФ "Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины" не предусмотрен возврат госпошлины из бюджета в случаях, если решение суда принято полностью или частично в пользу физического лица - истца (заявителя), а не в пользу госоргана, органа местного самоуправления или должностного лица. Судебная коллегия пришла к следующему выводу. При обращении с иском к администрации Череповецкого муниципального района Вологодской области Семичевой Т.В. понесены судебные расходы, в частности уплачена госпошлина, иск частично удовлетворен. В связи с этим, согласно ст. 98 ГПК РФ, она имела право на возмещение судебных расходов, понесенных на уплату госпошлины, за счет ответчика - администрации Череповецкого муниципального образования Вологодской области пропорционально размеру удовлетворенных судом апелляционной инстанции требований. Ссылка суда кассационной инстанции на подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, положенная в обоснование вывода о том, что с администрации Череповецкого муниципального образования Вологодской области, выступающей по данному делу ответчиком, не подлежат взысканию расходы, понесенные Семичевой Т.В. на уплату госпошлины, является ошибочной, поскольку процессуальный закон не содержит исключений для возмещения таких судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение суда, и в том случае, когда другая сторона, выступающая по делам, рассматриваемым ВС РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в силу названной нормы НК РФ освобождена от уплаты госпошлины (в данном случае - администрация Череповецкого муниципального образования Вологодской области). Указание суда кассационной инстанции на то, что в ст. 333.40 НК РФ не предусмотрен возврат госпошлины из бюджета в случае, если решение суда принято полностью или частично в пользу физического лица - истца (заявителя), а не в пользу госоргана, органа местного самоуправления или должностного лица, является несостоятельным, поскольку вопроса о возврате или зачете госпошлины на основании ст. 93 ГПК РФ, ст. 333.40 НК РФ истцом не ставилось.
Готовое решение: Как организации уплатить госпошлину за регистрацию прав (договоров) на недвижимость
(КонсультантПлюс, 2025)От уплаты госпошлины освобождаются, например, федеральные органы госвласти, органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления (п. 1 ст. 333.35 НК РФ). Также госпошлину не нужно платить, в частности, за госрегистрацию права оперативного управления публичной недвижимостью, постоянного (бессрочного) пользования публичными земельными участками (п. 3 ст. 333.35 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)От уплаты госпошлины освобождаются, например, федеральные органы госвласти, органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления (п. 1 ст. 333.35 НК РФ). Также госпошлину не нужно платить, в частности, за госрегистрацию права оперативного управления публичной недвижимостью, постоянного (бессрочного) пользования публичными земельными участками (п. 3 ст. 333.35 НК РФ).
Статья: Об уплате государственной пошлины за совершение юридически значимых действий
(Шелег Е.Е.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 2)В силу пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории "Сириус" при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных гл. 25.3 НК РФ.
(Шелег Е.Е.)
("Бухгалтер Крыма: учет в унитарных предприятиях", 2023, N 2)В силу пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории "Сириус" при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных гл. 25.3 НК РФ.
Статья: О некоторых вопросах признания смерти военнослужащего войск национальной гвардии Российской Федерации, находящейся в прямой причинной связи с приведением себя в состояние опьянения (алкогольного, наркотического или токсического), в сфере обязательного государственного страхования жизни и здоровья
(Наумов П.Ю., Мелентьев И.С., Утюганов А.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 8)Пункт 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" предусматривает, что при решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации <19>. Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, при выступлении в качестве истцов или ответчиков.
(Наумов П.Ю., Мелентьев И.С., Утюганов А.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 8)Пункт 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" предусматривает, что при решении вопроса об уплате органом военного управления государственной пошлины при обращении в суд необходимо учитывать льготы, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации <19>. Разрешая вопрос, относится ли орган военного управления к государственному органу, имеющему льготу по уплате государственной пошлины, следует применять то значение понятия государственного органа, которое используется в соответствующей отрасли законодательства. Так, органы военного управления, созданные в целях обороны и безопасности государства, относятся к государственным органам, освобождаемым от уплаты государственной пошлины в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, при выступлении в качестве истцов или ответчиков.
Готовое решение: Как ликвидировать автономное учреждение
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! В пп. 10 п. 1 ст. 333.35 НК РФ указано, что органы госвласти и органы местного самоуправления освобождены от уплаты госпошлины при регистрации ликвидации организаций. Рекомендуем обратиться за разъяснениями в регистрирующий орган. Заявителем может быть руководитель вашей ликвидационной комиссии (ликвидатор) (Письма ФНС России от 21.09.2009 N ШС-17-3/171@, от 13.01.2005 N ШС-6-09/5@).
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! В пп. 10 п. 1 ст. 333.35 НК РФ указано, что органы госвласти и органы местного самоуправления освобождены от уплаты госпошлины при регистрации ликвидации организаций. Рекомендуем обратиться за разъяснениями в регистрирующий орган. Заявителем может быть руководитель вашей ликвидационной комиссии (ликвидатор) (Письма ФНС России от 21.09.2009 N ШС-17-3/171@, от 13.01.2005 N ШС-6-09/5@).
Готовое решение: Как обжаловать решения ФАС России, принятые в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)документ об уплате госпошлины. Обратите внимание, что от ее уплаты освобождены государственные органы и органы местного самоуправления (п. 1.1 ст. 333.37 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)документ об уплате госпошлины. Обратите внимание, что от ее уплаты освобождены государственные органы и органы местного самоуправления (п. 1.1 ст. 333.37 НК РФ);
Готовое решение: Можно ли закупить нотариальные услуги по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! От уплаты госпошлины и нотариального тарифа освобождаются органы госвласти, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории "Сириус", обращающиеся за совершением нотариальных действий в случаях, предусмотренных законом. Исключением является обращение таких органов за совершением нотариальных действий в отношении иных лиц (ч. 7 ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате, пп. 4 п. 1 ст. 333.35, п. 1 ст. 333.38 НК РФ, Письмо ФНС России от 27.05.2015 N БС-4-11/8974@).
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! От уплаты госпошлины и нотариального тарифа освобождаются органы госвласти, органы местного самоуправления, органы публичной власти федеральной территории "Сириус", обращающиеся за совершением нотариальных действий в случаях, предусмотренных законом. Исключением является обращение таких органов за совершением нотариальных действий в отношении иных лиц (ч. 7 ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате, пп. 4 п. 1 ст. 333.35, п. 1 ст. 333.38 НК РФ, Письмо ФНС России от 27.05.2015 N БС-4-11/8974@).
Вопрос: Об освобождении от уплаты госпошлины Росимущества и его территориальных органов при совершении процессуальных действий в судах судебной системы РФ.
(Письмо Минфина России от 14.03.2025 N 03-05-04-03/25442)Таким образом, по мнению Департамента, в случае наличия соответствующего процессуального статуса в рамках рассмотрения дела на любой стадии процесса государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям и в арбитражные суды по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, законодательством об административном судопроизводстве и арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 14.03.2025 N 03-05-04-03/25442)Таким образом, по мнению Департамента, в случае наличия соответствующего процессуального статуса в рамках рассмотрения дела на любой стадии процесса государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям и в арбитражные суды по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, законодательством об административном судопроизводстве и арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации.
Статья: Арбитрабельность налоговых споров в Кыргызстане: использование альтернативного правосудия в публичных правоотношениях
(Аленкина Н.Б.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)И, наконец, сейчас совершенно не ясно, кто будет оплачивать арбитражный сбор с подачи исков в арбитраж. По общему правилу, установленному законодательством Кыргызстана, арбитражный сбор уплачивается при подаче иска, однако расходы по итогам арбитража несет проигравшая сторона. Кто будет платить сбор с проигранных налоговыми органами исков? В гражданском и административном процессе государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины. В третейском разбирательстве сейчас это серая зона: регулирование отсутствует <25>.
(Аленкина Н.Б.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)И, наконец, сейчас совершенно не ясно, кто будет оплачивать арбитражный сбор с подачи исков в арбитраж. По общему правилу, установленному законодательством Кыргызстана, арбитражный сбор уплачивается при подаче иска, однако расходы по итогам арбитража несет проигравшая сторона. Кто будет платить сбор с проигранных налоговыми органами исков? В гражданском и административном процессе государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины. В третейском разбирательстве сейчас это серая зона: регулирование отсутствует <25>.