Генеральный подрядчик без лицензии
Подборка наиболее важных документов по запросу Генеральный подрядчик без лицензии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2010 год: Статья 2 "Основные понятия" Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
(Р.Б. Касенов)Суд отменил решение антимонопольного органа о признании незаконным отказа конкурсной комиссии в допуске к участию в аукционе в связи с отсутствием необходимой лицензии. Как разъяснил суд, генеральным подрядчиком по государственному контракту может выступать лишь лицо, имеющее лицензию на соответствующие виды работ, являющиеся предметом государственного контракта (ст. 2 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
(Р.Б. Касенов)Суд отменил решение антимонопольного органа о признании незаконным отказа конкурсной комиссии в допуске к участию в аукционе в связи с отсутствием необходимой лицензии. Как разъяснил суд, генеральным подрядчиком по государственному контракту может выступать лишь лицо, имеющее лицензию на соответствующие виды работ, являющиеся предметом государственного контракта (ст. 2 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Постановление Верховного Суда РФ от 17.08.2018 N 25-АД18-11
Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, за пользование недрами без лицензии.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку состав правонарушения доказан, процедура и сроки привлечения к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в установленных пределах.В рассматриваемом случае использование обществом "Дорожник-М" недр без лицензии обусловлено исполнением им обязательств по контракту, заключенному с обществом с ограниченной ответственностью "ПКФ "СтройЛегион" (генподрядчиком), то есть произведено в ходе осуществления обществом "Дорожник-М" предпринимательской деятельности при выполнении обязательств в качестве субподрядчика по данному контракту.
Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ, за пользование недрами без лицензии.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку состав правонарушения доказан, процедура и сроки привлечения к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в установленных пределах.В рассматриваемом случае использование обществом "Дорожник-М" недр без лицензии обусловлено исполнением им обязательств по контракту, заключенному с обществом с ограниченной ответственностью "ПКФ "СтройЛегион" (генподрядчиком), то есть произведено в ходе осуществления обществом "Дорожник-М" предпринимательской деятельности при выполнении обязательств в качестве субподрядчика по данному контракту.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что такое договоры генерального подряда и субподряда, как их составить
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем нужно иметь в виду, что, если у стороны договора отсутствуют лицензии на осуществление деятельности, необходимые для исполнения обязательства по договору, другая сторона вправе отказаться от договора (исполнения договора) и потребовать возмещения убытков (п. 3 ст. 450.1 ГК РФ). Чтобы снизить вероятность отказа от договора, полагаем, можно прямо указать в договоре, что виды работ, для выполнения которых требуются лицензии, отсутствующие у генерального подрядчика, генеральный подрядчик обязуется осуществить с привлечением субподрядчиков, имеющих такие лицензии.
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем нужно иметь в виду, что, если у стороны договора отсутствуют лицензии на осуществление деятельности, необходимые для исполнения обязательства по договору, другая сторона вправе отказаться от договора (исполнения договора) и потребовать возмещения убытков (п. 3 ст. 450.1 ГК РФ). Чтобы снизить вероятность отказа от договора, полагаем, можно прямо указать в договоре, что виды работ, для выполнения которых требуются лицензии, отсутствующие у генерального подрядчика, генеральный подрядчик обязуется осуществить с привлечением субподрядчиков, имеющих такие лицензии.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы применения ФСБУ 14/2022 из практики нашего консалтинга
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)Вместе с тем у спорных контрагентов отсутствовали трудовые ресурсы, необходимые для выполнения работ, лицензии и свидетельства СРО, активы, имущество, транспортные средства. Отсутствуют доказательства нахождения работников или привлеченных контрагентами лиц на объекте незавершенного строительства.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 6)Вместе с тем у спорных контрагентов отсутствовали трудовые ресурсы, необходимые для выполнения работ, лицензии и свидетельства СРО, активы, имущество, транспортные средства. Отсутствуют доказательства нахождения работников или привлеченных контрагентами лиц на объекте незавершенного строительства.
Нормативные акты
Приказ Минкультуры России от 21.10.2015 N 2625
(ред. от 11.08.2022)
"Об утверждении порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2015 N 40169)<19> Не представляется, если Заявитель является субподрядчиком и ранее данная документация была представлена генеральным подрядчиком.
(ред. от 11.08.2022)
"Об утверждении порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия"
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2015 N 40169)<19> Не представляется, если Заявитель является субподрядчиком и ранее данная документация была представлена генеральным подрядчиком.
Решение Пермского УФАС России от 07.10.2025 по делу N 059/06/105-998/2025
Обстоятельства: В антимонопольный орган поступило обращение с жалобой на действия учреждения и комитета при проведении открытого аукциона на выполнение работ по подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования. Заявитель считает нарушением отсутствие требований к участникам закупки о наличии специальной правоспособности на работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и на осуществление геодезической и картографической деятельности.
Решение: Признать жалобу необоснованной.Уполномоченного учреждения сообщается, что в силу п. 16.2 технического задания необходимость передавать карты генеральному подрядчику, не имеющему соответствующей лицензии - отсутствует, поскольку карты в составе материалов по обоснованию проекта генерального плана предоставляются непосредственно Заказчику потенциальным подрядчиком или субподрядчиком, имеющими необходимую правоспособность, любым возможным способом, предусмотренным сторонами.
Обстоятельства: В антимонопольный орган поступило обращение с жалобой на действия учреждения и комитета при проведении открытого аукциона на выполнение работ по подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования. Заявитель считает нарушением отсутствие требований к участникам закупки о наличии специальной правоспособности на работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и на осуществление геодезической и картографической деятельности.
Решение: Признать жалобу необоснованной.Уполномоченного учреждения сообщается, что в силу п. 16.2 технического задания необходимость передавать карты генеральному подрядчику, не имеющему соответствующей лицензии - отсутствует, поскольку карты в составе материалов по обоснованию проекта генерального плана предоставляются непосредственно Заказчику потенциальным подрядчиком или субподрядчиком, имеющими необходимую правоспособность, любым возможным способом, предусмотренным сторонами.
Позиции ФАС и УФАС по спорным вопросам. Госзакупки (44-ФЗ): Установление требования к участникам закупки о наличии лицензии на работу с гостайной
(КонсультантПлюс, 2025)...для проведения рассматриваемых работ требуется наличие лицензии как у участников закупки, так и у привлекаемых для работы с государственной тайной субподрядчиков. Информация, составляющая государственную тайну, должна учитываться при подготовке проекта генерального плана и не может быть передана генеральному подрядчику, не имеющему соответствующей лицензии.
(КонсультантПлюс, 2025)...для проведения рассматриваемых работ требуется наличие лицензии как у участников закупки, так и у привлекаемых для работы с государственной тайной субподрядчиков. Информация, составляющая государственную тайну, должна учитываться при подготовке проекта генерального плана и не может быть передана генеральному подрядчику, не имеющему соответствующей лицензии.
Статья: А генподрядчик-то... голый
(Доброчинская И.)
("Бизнес-адвокат", N 19, 2004)А ГЕНПОДРЯДЧИК-ТО... ГОЛЫЙ
(Доброчинская И.)
("Бизнес-адвокат", N 19, 2004)А ГЕНПОДРЯДЧИК-ТО... ГОЛЫЙ
"1001 договор на все случаи бизнеса"
(Батяев А.А., Бобкова О.В., Васильчикова Н.В., Корнийчук Г.А., Резепов И.Ш., Сальникова Л.В., Скачкова О.А., Смагина И.А., Суняева Р.Л., Шлянцев Д.А.)
("РАВНОВЕСИЕ", 2008)Как указано, в письме ПФР от 11 июля 2001 г. N ВП-09-25/5745 (это письмо было издано по внутреннему вопросу ПФ РФ, но содержит ряд обоснований, которые могут быть применены к отношениям и с другими участниками), при отсутствии лицензии у генподрядчика, независимо от наличия таковых у субподрядчиков, генподрядный договор может быть признан недействительной сделкой по основаниям, предусмотренным ст. 173 ГК РФ. Происходит это потому, что основной договор подряда заключается между заказчиком и генподрядчиком, субподрядчики не являются сторонами по данному договору и не вступают в правоотношения с заказчиком. Генподрядчик, заключивший договор подряда на работу, требующую лицензии, обязан ее иметь, в том числе и для выполнения тех работ, которые он поручит в дальнейшем субподрядным организациям. Ведь ответственность за качество произведенных работ перед заказчиком несет именно он (а не субподрядчики), и именно он обязан контролировать ход выполнения порученных субподрядчику работ.
(Батяев А.А., Бобкова О.В., Васильчикова Н.В., Корнийчук Г.А., Резепов И.Ш., Сальникова Л.В., Скачкова О.А., Смагина И.А., Суняева Р.Л., Шлянцев Д.А.)
("РАВНОВЕСИЕ", 2008)Как указано, в письме ПФР от 11 июля 2001 г. N ВП-09-25/5745 (это письмо было издано по внутреннему вопросу ПФ РФ, но содержит ряд обоснований, которые могут быть применены к отношениям и с другими участниками), при отсутствии лицензии у генподрядчика, независимо от наличия таковых у субподрядчиков, генподрядный договор может быть признан недействительной сделкой по основаниям, предусмотренным ст. 173 ГК РФ. Происходит это потому, что основной договор подряда заключается между заказчиком и генподрядчиком, субподрядчики не являются сторонами по данному договору и не вступают в правоотношения с заказчиком. Генподрядчик, заключивший договор подряда на работу, требующую лицензии, обязан ее иметь, в том числе и для выполнения тех работ, которые он поручит в дальнейшем субподрядным организациям. Ведь ответственность за качество произведенных работ перед заказчиком несет именно он (а не субподрядчики), и именно он обязан контролировать ход выполнения порученных субподрядчику работ.
Статья: Что делать, если участник закупки представил в заявке чужую лицензию?
(Гурин О.Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2016, N 9)В следующем Постановлении судом была исследована еще одна сторона рассматриваемой нами проблемы. Как правило, по условиям контракта вся ответственность за результат исполнения обязательств по нему лежит на поставщике (подрядчике, исполнителе). Это ответственность в т.ч. и за ту часть результата исполнения обязательств, которая создана усилиями привлеченных соисполнителей (субподрядчиков). Однако может ли организация-генподрядчик полноценно нести ответственность за результат выполнения лицензируемых работ своими субподрядчиками, если в отсутствие собственной лицензии генподрядчик не вправе контролировать рабочие процессы субподрядчиков, относящиеся к лицензируемому виду деятельности?
(Гурин О.Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2016, N 9)В следующем Постановлении судом была исследована еще одна сторона рассматриваемой нами проблемы. Как правило, по условиям контракта вся ответственность за результат исполнения обязательств по нему лежит на поставщике (подрядчике, исполнителе). Это ответственность в т.ч. и за ту часть результата исполнения обязательств, которая создана усилиями привлеченных соисполнителей (субподрядчиков). Однако может ли организация-генподрядчик полноценно нести ответственность за результат выполнения лицензируемых работ своими субподрядчиками, если в отсутствие собственной лицензии генподрядчик не вправе контролировать рабочие процессы субподрядчиков, относящиеся к лицензируемому виду деятельности?
Вопрос: Какие налоговые последствия в отношении начисления НДС при проведении мероприятий налогового контроля могут возникнуть у организации-заказчика, заключившей договор на выполнение строительно-монтажных работ с организацией-генподрядчиком, не имеющей соответствующей лицензии?
(Консультация эксперта, 2011)В связи с тем что согласно п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ для осуществления отдельных видов деятельности требуется наличие специального разрешения (лицензии) и к таким видам деятельности до 1 января 2010 г., в частности, относилась деятельность по строительству зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения (пп. 101.2 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" признан утратившим силу в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), налоговые инспекторы зачастую указывают на неподтвержденность факта реальной хозяйственной операции по реализации работ, выполненных генподрядчиком, ввиду отсутствия у последнего соответствующей лицензии, а значит, необходимых трудовых и материальных ресурсов. Подобные аргументы приводятся представителями налоговых органов практически во всех спорах с налогоплательщиками. Документом, официально закрепившим позицию налоговых органов, согласно которой наличие у контрагента соответствующей лицензии является обязательным условием подтверждения факта хозяйственной операции, стал Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок".
(Консультация эксперта, 2011)В связи с тем что согласно п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ для осуществления отдельных видов деятельности требуется наличие специального разрешения (лицензии) и к таким видам деятельности до 1 января 2010 г., в частности, относилась деятельность по строительству зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения (пп. 101.2 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" признан утратившим силу в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), налоговые инспекторы зачастую указывают на неподтвержденность факта реальной хозяйственной операции по реализации работ, выполненных генподрядчиком, ввиду отсутствия у последнего соответствующей лицензии, а значит, необходимых трудовых и материальных ресурсов. Подобные аргументы приводятся представителями налоговых органов практически во всех спорах с налогоплательщиками. Документом, официально закрепившим позицию налоговых органов, согласно которой наличие у контрагента соответствующей лицензии является обязательным условием подтверждения факта хозяйственной операции, стал Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок".
Статья: Влияние невозможности исполнения на право кредитора потребовать исполнения обязательства в натуре
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2016, NN 3, 4)Принципиально другую позицию можно занять, если исходить из посылки, что должник вообще не обязан обращаться за помощью к третьему лицу <1>. Если ограничить содержание обязательства должника - независимо от того, тесно связано оно с личностью или нет, - с самого начала только его собственными действиями, в таком случае невозможность для должника исполнить обязательство будет приравнена к объективной невозможности. Против подобного ограничительного толкования говорит то, что должник очень часто осуществляет предоставление не лично <2>. В ряде случаев вовлечение третьего лица в исполнение обязательства презюмируется само собой. Никто не будет утверждать, что обязательство генерального подрядчика по строительству дома прекращается (субъективной) невозможностью вследствие того, что у него отсутствуют необходимые лицензии для проведения монтажных работ, строительства фундамента и, кроме того, подлежащие использованию строительные материалы не находятся у него в собственности. Если один из субподрядчиков прекратит отношения с генподрядчиком, последний должен позаботиться о поиске замены, чтобы выполнить работы по строительству в срок. Ссылаться же на субъективную невозможность исполнения он не вправе. Так, в одном из дел арендатор, который по договору обязался производить уборку арендуемого помещения и обязанность посыпать дорогу песком, был присужден привлечь третье лицо для производства соответствующих работ <3>.
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2016, NN 3, 4)Принципиально другую позицию можно занять, если исходить из посылки, что должник вообще не обязан обращаться за помощью к третьему лицу <1>. Если ограничить содержание обязательства должника - независимо от того, тесно связано оно с личностью или нет, - с самого начала только его собственными действиями, в таком случае невозможность для должника исполнить обязательство будет приравнена к объективной невозможности. Против подобного ограничительного толкования говорит то, что должник очень часто осуществляет предоставление не лично <2>. В ряде случаев вовлечение третьего лица в исполнение обязательства презюмируется само собой. Никто не будет утверждать, что обязательство генерального подрядчика по строительству дома прекращается (субъективной) невозможностью вследствие того, что у него отсутствуют необходимые лицензии для проведения монтажных работ, строительства фундамента и, кроме того, подлежащие использованию строительные материалы не находятся у него в собственности. Если один из субподрядчиков прекратит отношения с генподрядчиком, последний должен позаботиться о поиске замены, чтобы выполнить работы по строительству в срок. Ссылаться же на субъективную невозможность исполнения он не вправе. Так, в одном из дел арендатор, который по договору обязался производить уборку арендуемого помещения и обязанность посыпать дорогу песком, был присужден привлечь третье лицо для производства соответствующих работ <3>.
Статья: Уклонение от уплаты налогов в строительстве
(Соловьев И.Н.)
("Налоговый вестник", 2001, N 3)Анализ материалов проверки показал, что бесконтрольное расходование денежных средств стало возможным из-за недостатков в подготовке и проведении работ. Так, в нарушение действующего Положения о взаимоотношениях организаций - генеральных подрядчиков с субподрядными организациями в договорах не указывались сроки выполнения работ и порядок их оплаты, не оговаривались перечень и размер предоставляемых услуг генподряда, отсутствовали требования о наличии у субподрядчика необходимых лицензий. Контроль и ответственность сторон за неисполнение обязательств и использование денежных средств в договорах не предусматривались.
(Соловьев И.Н.)
("Налоговый вестник", 2001, N 3)Анализ материалов проверки показал, что бесконтрольное расходование денежных средств стало возможным из-за недостатков в подготовке и проведении работ. Так, в нарушение действующего Положения о взаимоотношениях организаций - генеральных подрядчиков с субподрядными организациями в договорах не указывались сроки выполнения работ и порядок их оплаты, не оговаривались перечень и размер предоставляемых услуг генподряда, отсутствовали требования о наличии у субподрядчика необходимых лицензий. Контроль и ответственность сторон за неисполнение обязательств и использование денежных средств в договорах не предусматривались.
Статья: Лицензирование или вступление в СРО: налоговые сложности
(Капкаев А.)
("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2013, N 2)В связи с тем что согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ для осуществления отдельных видов деятельности требуется наличие специального разрешения (лицензии) и к таким видам деятельности до 1 января 2010 г., в частности, относилась деятельность по строительству зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения (пп. 101.2 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" признан утратившим силу в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), налоговые инспекторы зачастую указывают на неподтвержденность факта реальной хозяйственной операции по реализации работ, выполненных генподрядчиком, ввиду отсутствия у последнего соответствующей лицензии, а значит, необходимых трудовых и материальных ресурсов. Подобные аргументы приводятся представителями налоговых органов практически во всех спорах с налогоплательщиками. Документом, официально закрепившим позицию налоговых органов, согласно которой наличие у контрагента соответствующей лицензии является обязательным условием подтверждения факта хозяйственной операции, стал Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" (абз. 15 п. 12 Приложения N 2 к данному Приказу).
(Капкаев А.)
("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2013, N 2)В связи с тем что согласно п. 1 ст. 49 ГК РФ для осуществления отдельных видов деятельности требуется наличие специального разрешения (лицензии) и к таким видам деятельности до 1 января 2010 г., в частности, относилась деятельность по строительству зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения (пп. 101.2 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" признан утратившим силу в соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), налоговые инспекторы зачастую указывают на неподтвержденность факта реальной хозяйственной операции по реализации работ, выполненных генподрядчиком, ввиду отсутствия у последнего соответствующей лицензии, а значит, необходимых трудовых и материальных ресурсов. Подобные аргументы приводятся представителями налоговых органов практически во всех спорах с налогоплательщиками. Документом, официально закрепившим позицию налоговых органов, согласно которой наличие у контрагента соответствующей лицензии является обязательным условием подтверждения факта хозяйственной операции, стал Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок" (абз. 15 п. 12 Приложения N 2 к данному Приказу).
Статья: Границы понуждения должника к исполнению обязательства в натуре. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 04.07.2019 N 305-ЭС18-22976
(Громов А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2019, N 12)Против подобного расширительного толкования субъективной невозможности исполнения говорит то, что должник очень часто осуществляет предоставление не лично <4>. В ряде случаев вовлечение третьего лица в исполнение обязательства презюмируется. Никто не будет утверждать, что обязательство генерального подрядчика по строительству дома прекращается (субъективной) невозможностью вследствие того, что у него отсутствуют необходимые лицензии для проведения монтажных работ и строительства фундамента, а подлежащие использованию строительные материалы не находятся у него в собственности. Если один из субподрядчиков прекратит отношения с генподрядчиком, последний должен позаботиться о поиске замены, чтобы выполнить работы по строительству в срок. Ссылаться же на субъективную невозможность исполнения он не вправе.
(Громов А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2019, N 12)Против подобного расширительного толкования субъективной невозможности исполнения говорит то, что должник очень часто осуществляет предоставление не лично <4>. В ряде случаев вовлечение третьего лица в исполнение обязательства презюмируется. Никто не будет утверждать, что обязательство генерального подрядчика по строительству дома прекращается (субъективной) невозможностью вследствие того, что у него отсутствуют необходимые лицензии для проведения монтажных работ и строительства фундамента, а подлежащие использованию строительные материалы не находятся у него в собственности. Если один из субподрядчиков прекратит отношения с генподрядчиком, последний должен позаботиться о поиске замены, чтобы выполнить работы по строительству в срок. Ссылаться же на субъективную невозможность исполнения он не вправе.