Функции и полномочия роспотребнадзора
Подборка наиболее важных документов по запросу Функции и полномочия роспотребнадзора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок проведения проверок Роспотребнадзором
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Роспотребнадзор осуществляет функции надзора и контроля в рамках своей компетенции. Рассмотрим порядок проведения указанным органом проверок и регулирующую его нормативную базу.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Роспотребнадзор осуществляет функции надзора и контроля в рамках своей компетенции. Рассмотрим порядок проведения указанным органом проверок и регулирующую его нормативную базу.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Перечень должностных лиц Роспотребнадзора, обладающих полномочиями исполнять государственную функцию по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, раскрыт в п. 3 Административного регламента, утв. Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Перечень должностных лиц Роспотребнадзора, обладающих полномочиями исполнять государственную функцию по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров, раскрыт в п. 3 Административного регламента, утв. Приказом Роспотребнадзора от 16.07.2012 N 764.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005
(ред. от 15.10.2025)
"Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей"3. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ей в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
(ред. от 15.10.2025)
"Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области защиты прав потребителей"3. Установить, что реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ей в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2024 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Из перечня исключены здания (помещения), строения, сооружения Роспотребнадзора и прилегающие к ним территории.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Из перечня исключены здания (помещения), строения, сооружения Роспотребнадзора и прилегающие к ним территории.
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)<131> См., например: Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 // Собрание законодательства РФ. 2004. N 42. Ст. 4108; Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 // Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3258; Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 // Собрание законодательства РФ. 2008. N 23. Ст. 2721; Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 // Собрание законодательства РФ. 2004. N 28. Ст. 2899.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)<131> См., например: Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 // Собрание законодательства РФ. 2004. N 42. Ст. 4108; Положение о Министерстве финансов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 // Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3258; Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 // Собрание законодательства РФ. 2008. N 23. Ст. 2721; Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 // Собрание законодательства РФ. 2004. N 28. Ст. 2899.
Статья: Экологические суды: некоторые вопросы истории и практики
(Бражник И.С.)
("Российский судья", 2021, N 9)Кроме того, следует отметить, что все существующие суды по рассмотрению экологических споров по большей части фактически осуществляют не столько судебные, сколько административные функции в сфере регулирования природоохранных, земельных и градостроительных отношений, что в России отнесено к компетенции земельных и экологических комиссий и отделов муниципальных органов, Росреестра и Роспотребнадзора, органов архитектурного надзора, но никак не относится к компетенции судебной власти, которая не может подменять собою административные органы в плане осуществления ими своих властных полномочий, что позволяет сделать вывод об отсутствии необходимости создания в России судов по рассмотрению земельных споров.
(Бражник И.С.)
("Российский судья", 2021, N 9)Кроме того, следует отметить, что все существующие суды по рассмотрению экологических споров по большей части фактически осуществляют не столько судебные, сколько административные функции в сфере регулирования природоохранных, земельных и градостроительных отношений, что в России отнесено к компетенции земельных и экологических комиссий и отделов муниципальных органов, Росреестра и Роспотребнадзора, органов архитектурного надзора, но никак не относится к компетенции судебной власти, которая не может подменять собою административные органы в плане осуществления ими своих властных полномочий, что позволяет сделать вывод об отсутствии необходимости создания в России судов по рассмотрению земельных споров.
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1. Помимо Правительства, основные полномочия которого перечислены в ст. 211.1 ТК, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими важные полномочия в области охраны труда, являются:
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1. Помимо Правительства, основные полномочия которого перечислены в ст. 211.1 ТК, федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими важные полномочия в области охраны труда, являются:
Статья: Обеспечение равенства прав заемщиков-потребителей в правоотношениях с кредиторами и заимодавцами: правовое регулирование и судебная практика
(Лысова-Бахарева Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 12; 2022, N 1)"Государственная власть в древнейшее время не вмешивалась в столкновения между частными лицами; реагировать так или иначе было делом самого обиженного" <7>. Между тем по мере своего развития государство создает и развивает специальные институты для защиты прав частных лиц, то есть защита частного интереса приобретает публично-правовое значение. "Главной особенностью защиты прав и интересов кредитора и заемщика-потребителя во внесудебном порядке в настоящее время является отсутствие единого специального органа, осуществляющего функции по регулированию, контролю и надзору в сфере потребительского кредитования. Отдельные полномочия распределены между такими органами, как органы прокуратуры (общий надзор) <8>, Роспотребнадзор, Банк России, ФАС России и Росфинмониторинг" <9>.
(Лысова-Бахарева Ю.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 12; 2022, N 1)"Государственная власть в древнейшее время не вмешивалась в столкновения между частными лицами; реагировать так или иначе было делом самого обиженного" <7>. Между тем по мере своего развития государство создает и развивает специальные институты для защиты прав частных лиц, то есть защита частного интереса приобретает публично-правовое значение. "Главной особенностью защиты прав и интересов кредитора и заемщика-потребителя во внесудебном порядке в настоящее время является отсутствие единого специального органа, осуществляющего функции по регулированию, контролю и надзору в сфере потребительского кредитования. Отдельные полномочия распределены между такими органами, как органы прокуратуры (общий надзор) <8>, Роспотребнадзор, Банк России, ФАС России и Росфинмониторинг" <9>.
Интервью: Как подключить частных сыщиков к борьбе с мошенниками?
("Современные страховые технологии", 2021, N 2)- А.В.: Есть, конечно, Роспотребнадзор, но у него другая функция - он рассматривает отношения между потребителем и поставщиком товара или услуги. Вопросы о мошенническом списании денег со счета или передача права на получение страховой выплаты по договору уступки права требования мошеннику - вне его полномочий. В Роспотребнадзоре просто нет таких служб и подразделений, которые бы занимались подобными расследованиями.
("Современные страховые технологии", 2021, N 2)- А.В.: Есть, конечно, Роспотребнадзор, но у него другая функция - он рассматривает отношения между потребителем и поставщиком товара или услуги. Вопросы о мошенническом списании денег со счета или передача права на получение страховой выплаты по договору уступки права требования мошеннику - вне его полномочий. В Роспотребнадзоре просто нет таких служб и подразделений, которые бы занимались подобными расследованиями.
Интервью: Потребительский терроризм - не более чем выдумка со стороны бизнеса
("Закон", 2021, N 9)Что касается соотношения полномочий Роспотребнадзора и Банка России, то дублирования полномочий здесь нет, хотя бы в силу того, что осуществление контрольно-надзорных функций у нас основано на различной законодательной базе.
("Закон", 2021, N 9)Что касается соотношения полномочий Роспотребнадзора и Банка России, то дублирования полномочий здесь нет, хотя бы в силу того, что осуществление контрольно-надзорных функций у нас основано на различной законодательной базе.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)5. Как следует из ч. 4 комментируемой статьи, для органов государственной власти и органов местного самоуправления установлена обязанность бесплатного предоставления первичных статистических данных в Росстат (его территориальные органы), если такие данные сформировались в результате или в ходе осуществления данными органами контрольно-надзорных и других управленческих полномочий или функций в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. К таким органам следует относить, например, налоговые органы или органы Роспотребнадзора.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)5. Как следует из ч. 4 комментируемой статьи, для органов государственной власти и органов местного самоуправления установлена обязанность бесплатного предоставления первичных статистических данных в Росстат (его территориальные органы), если такие данные сформировались в результате или в ходе осуществления данными органами контрольно-надзорных и других управленческих полномочий или функций в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. К таким органам следует относить, например, налоговые органы или органы Роспотребнадзора.
Статья: Административно-правовые меры охраны и обеспечения гарантий здоровья российских граждан как неотъемлемой конституционной ценности
(Кобзарь-Фролова М.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)Часть полномочий в данных сферах несут Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) и подведомственная ему федеральная служба - Роспотребнадзор.
(Кобзарь-Фролова М.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)Часть полномочий в данных сферах несут Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) и подведомственная ему федеральная служба - Роспотребнадзор.
Статья: Разграничение полномочий по возбуждению дел об административных правонарушениях по ст. 14.10 КоАП РФ между государственными органами
(Гончаренко А.В.)
("Таможенное дело", 2023, N 1)Представляется правильным использовать следующий подход: "Таможенные органы составляют протоколы по ст. 14.10 КоАП РФ в случае выявления товаров, обладающих признаками контрафактных, при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления при пересечении товарами таможенной границы или нахождении под таможенным контролем после выпуска товаров; Роспотребнадзор - в случае выявления контрафактных товаров при осуществлении функций защиты прав потребителей и потребительского рынка; органы внутренних дел - при осуществлении полномочий по пресечению правонарушений в экономической сфере; прокурор - при осуществлении надзора за исполнением законов" <9>.
(Гончаренко А.В.)
("Таможенное дело", 2023, N 1)Представляется правильным использовать следующий подход: "Таможенные органы составляют протоколы по ст. 14.10 КоАП РФ в случае выявления товаров, обладающих признаками контрафактных, при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления при пересечении товарами таможенной границы или нахождении под таможенным контролем после выпуска товаров; Роспотребнадзор - в случае выявления контрафактных товаров при осуществлении функций защиты прав потребителей и потребительского рынка; органы внутренних дел - при осуществлении полномочий по пресечению правонарушений в экономической сфере; прокурор - при осуществлении надзора за исполнением законов" <9>.