Форс-Мажор в связи с коронавирусом в государственных контрактах
Подборка наиболее важных документов по запросу Форс-Мажор в связи с коронавирусом в государственных контрактах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Удержание, снижение и списание неустойки по контракту по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)"...Управление... обратилось в Арбитражный суд... с иском к обществу... о взыскании... штрафа по государственному контракту...
(КонсультантПлюс, 2025)"...Управление... обратилось в Арбитражный суд... с иском к обществу... о взыскании... штрафа по государственному контракту...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отдельные аспекты разрешения споров, вытекающих из исполнения государственных и муниципальных контрактов: постановка проблемы
(Сабиров М.М., Сабирова Л.Л.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)В статье рассматриваются вопросы применения норм об ответственности за ненадлежащее исполнение договорных обязательств по государственному или муниципальному контракту. Особое внимание авторами уделяется взысканию с заказчика задолженности по оплате в рамках процедуры госзакупок, взысканию с исполнителя уплаченных в порядке авансовых платежей денежных средств в случае расторжения контракта, ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту, а также практике применения норм о неустойке, которая должна компенсировать кредитору расходы или уменьшить неблагоприятные последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного или муниципального контракта. Также в рамках исследования отмечается, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела. В завершение авторами делается вывод о том, что вопросы разрешения споров, вытекающих из исполнения государственных и муниципальных контрактов, являются очень многогранной материей, которая требует научно-практического осмысления для дальнейшего развития законодательства и правоприменительной практики.
(Сабиров М.М., Сабирова Л.Л.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)В статье рассматриваются вопросы применения норм об ответственности за ненадлежащее исполнение договорных обязательств по государственному или муниципальному контракту. Особое внимание авторами уделяется взысканию с заказчика задолженности по оплате в рамках процедуры госзакупок, взысканию с исполнителя уплаченных в порядке авансовых платежей денежных средств в случае расторжения контракта, ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту, а также практике применения норм о неустойке, которая должна компенсировать кредитору расходы или уменьшить неблагоприятные последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного или муниципального контракта. Также в рамках исследования отмечается, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела. В завершение авторами делается вывод о том, что вопросы разрешения споров, вытекающих из исполнения государственных и муниципальных контрактов, являются очень многогранной материей, которая требует научно-практического осмысления для дальнейшего развития законодательства и правоприменительной практики.
Статья: Списание неустоек в сфере государственных и муниципальных закупок: проблемы правоприменения
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 3)На наш взгляд, ситуации списания неустоек, начисленных за неисполнение обязательств по государственным (муниципальным) контрактам в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, необходимо рассматривать через призму обстоятельств непреодолимой силы, к коим отнесена пандемия COVID-19 (письмо Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020).
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 3)На наш взгляд, ситуации списания неустоек, начисленных за неисполнение обязательств по государственным (муниципальным) контрактам в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, необходимо рассматривать через призму обстоятельств непреодолимой силы, к коим отнесена пандемия COVID-19 (письмо Минфина России N 24-06-05/26578, МЧС России N 219-АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020).
Нормативные акты
Обзор: "Обзор судебной практики в связи с антикризисными мерами"
(КонсультантПлюс, 2025)Суд расторг контракт, заключенный в целях исполнения госконтракта по ГОЗ, поставщик по которому не поставил товар в срок. Последний ссылался на форс-мажор, для подтверждения которого предоставил заключение ТПП и информацию от эксклюзивного иностранного производителя товара о невозможности его поставки в РФ из-за санкций. Суд отклонил эти доводы, т.к. поставщик не доказал, что это уникальный товар, и его нельзя было приобрести у иного российского или иностранного поставщика. Обратил внимание на то, что контракт был заключен уже после начала санкционной политики и введения программы импортозамещения в 2014 г., возможная нестабильность вероятна.
(КонсультантПлюс, 2025)Суд расторг контракт, заключенный в целях исполнения госконтракта по ГОЗ, поставщик по которому не поставил товар в срок. Последний ссылался на форс-мажор, для подтверждения которого предоставил заключение ТПП и информацию от эксклюзивного иностранного производителя товара о невозможности его поставки в РФ из-за санкций. Суд отклонил эти доводы, т.к. поставщик не доказал, что это уникальный товар, и его нельзя было приобрести у иного российского или иностранного поставщика. Обратил внимание на то, что контракт был заключен уже после начала санкционной политики и введения программы импортозамещения в 2014 г., возможная нестабильность вероятна.
Готовое решение: Как участникам закупок по Закону N 44-ФЗ действовать в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) до 1 июля 2022 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)1. Как действовать в условиях пандемии победителю до заключения госконтракта
(КонсультантПлюс, 2022)1. Как действовать в условиях пандемии победителю до заключения госконтракта