Формы реализации публичной власти
Подборка наиболее важных документов по запросу Формы реализации публичной власти (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Публичная власть
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Формы реализации публичной власти в РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Формы реализации публичной власти в РФ
Статья: Единая система публичной власти: понятие и общая характеристика
(Югов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2)4. Формы реализации единой системы публичной власти
(Югов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 2)4. Формы реализации единой системы публичной власти
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)г) организация публичной власти; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти <*>;
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)г) организация публичной власти; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти <*>;
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
Статья: К вопросу диагностики конституционно-правовых коллизий в свете внесения поправок в главу 8 Конституции Российской Федерации
(Гомозова О.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)Термин "публичная власть", являясь родовым понятием, по-разному трактуется авторами. Профессор О.Н. Мигущенко подчеркивает, что форма реализации функций публичной власти органами государственного, муниципального управления и должностными лицами состоит в публичном управлении, исключая наделение населения муниципального образования непосредственным участием в нем <9>.
(Гомозова О.Ю.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)Термин "публичная власть", являясь родовым понятием, по-разному трактуется авторами. Профессор О.Н. Мигущенко подчеркивает, что форма реализации функций публичной власти органами государственного, муниципального управления и должностными лицами состоит в публичном управлении, исключая наделение населения муниципального образования непосредственным участием в нем <9>.
Статья: Конституционно-правовая природа категории "публично-властный контроль"
(Безруков А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 9)С принятием конституционных поправок 2020 г., закреплением на конституционном уровне категорий "публичная власть", "единая система публичной власти", разработкой новых форм реализации публичной власти и контрольно-властных полномочий появляется необходимость пересмотра основных законоположений в отношении государственного контроля, его места и роли в современном государстве в рамках функционирования единой системы публичной власти в России.
(Безруков А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 9)С принятием конституционных поправок 2020 г., закреплением на конституционном уровне категорий "публичная власть", "единая система публичной власти", разработкой новых форм реализации публичной власти и контрольно-властных полномочий появляется необходимость пересмотра основных законоположений в отношении государственного контроля, его места и роли в современном государстве в рамках функционирования единой системы публичной власти в России.
Статья: Публичные общественные мероприятия как форма осуществления публичной власти гражданским обществом
(Чертков А.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Статья посвящена анализу публичных общественных мероприятий в системе публичной власти России. Публичные общественные мероприятия рассматриваются как институт гражданского общества, форма самоорганизации граждан для реализации публичной власти. Осмысляются тенденции усложнения отношений граждан с органами публичной власти в процессе организации и проведения таких мероприятий, проблемы и перспективы их правового регулирования и правоприменительной практики. Делается вывод о необходимости реализации потенциала данной формы гражданской активности, предлагаются рекомендации по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.
(Чертков А.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 11)Статья посвящена анализу публичных общественных мероприятий в системе публичной власти России. Публичные общественные мероприятия рассматриваются как институт гражданского общества, форма самоорганизации граждан для реализации публичной власти. Осмысляются тенденции усложнения отношений граждан с органами публичной власти в процессе организации и проведения таких мероприятий, проблемы и перспективы их правового регулирования и правоприменительной практики. Делается вывод о необходимости реализации потенциала данной формы гражданской активности, предлагаются рекомендации по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.
Статья: Делегирование полномочий (деволюция) как форма децентрализации публичной власти и опыт ее реализации в Великобритании
(Басиев М.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 9)"Конституционное и муниципальное право", 2024, N 9
(Басиев М.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 9)"Конституционное и муниципальное право", 2024, N 9
Статья: Право граждан на местное самоуправление: проблемы толкования и реализации на современном этапе исторического развития России
(Кожевников О.А., Корсун К.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)С учетом сформированной за десятилетие практики Конституционного Суда РФ, определяющей местное самоуправление как одну из форм реализации публичной власти, осуществляемой населением и (или) сформированными им органами местного самоуправления, признаваемой и гарантируемой Конституцией Российской Федерации <9>, подобное понимание местного самоуправления как "формы самоорганизации граждан" теперь диссонирует не только с текстом Конституции Российской Федерации, но и практикой Конституционного Суда РФ. Сужение понимания местного самоуправления лишь как формы самоорганизации граждан очевидно принижает значимость и уровень местного самоуправления как одной из базовых характеристик основы конституционного строя России. Кроме того, вызывает сомнение, что именно форма самоорганизации является "удачной дефиницией", поскольку формы самоорганизации граждан как правовая категория широко применяются не только в рамках конституционного права, но и при регулировании иных общественных отношений, относящихся к различным отраслям права. Так, например, трудовые коллективы, профессиональные союзы, политические партии, коммерческие организации и т.д. - все они в той или иной степени являются формами самоорганизации граждан, являются субъектами регулирования многих отраслей и институтов российского права, но при этом совершенно очевидно, что подобные формы самоорганизации граждан по своему предназначению и функционалу существенным образом отличаются от природы местного самоуправления и конституционного права граждан на местное самоуправление.
(Кожевников О.А., Корсун К.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)С учетом сформированной за десятилетие практики Конституционного Суда РФ, определяющей местное самоуправление как одну из форм реализации публичной власти, осуществляемой населением и (или) сформированными им органами местного самоуправления, признаваемой и гарантируемой Конституцией Российской Федерации <9>, подобное понимание местного самоуправления как "формы самоорганизации граждан" теперь диссонирует не только с текстом Конституции Российской Федерации, но и практикой Конституционного Суда РФ. Сужение понимания местного самоуправления лишь как формы самоорганизации граждан очевидно принижает значимость и уровень местного самоуправления как одной из базовых характеристик основы конституционного строя России. Кроме того, вызывает сомнение, что именно форма самоорганизации является "удачной дефиницией", поскольку формы самоорганизации граждан как правовая категория широко применяются не только в рамках конституционного права, но и при регулировании иных общественных отношений, относящихся к различным отраслям права. Так, например, трудовые коллективы, профессиональные союзы, политические партии, коммерческие организации и т.д. - все они в той или иной степени являются формами самоорганизации граждан, являются субъектами регулирования многих отраслей и институтов российского права, но при этом совершенно очевидно, что подобные формы самоорганизации граждан по своему предназначению и функционалу существенным образом отличаются от природы местного самоуправления и конституционного права граждан на местное самоуправление.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Создание ООПТ является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности в России, реализуемой всеми органами публичной власти. Полностью или частично изъятые из хозяйственного использования ООПТ имеют исключительное значение: для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, поддержания экологической стабильности территорий, существенно измененных хозяйственной деятельностью; воспроизводства в естественных условиях ценных возобновляемых природных ресурсов; поддержания здоровой среды для жизни людей и создания условий для развития регулируемого туризма и рекреации; реализации эколого-просветительских программ; проведения фундаментальных и прикладных исследований в области естественных наук <1>.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Создание ООПТ является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности в России, реализуемой всеми органами публичной власти. Полностью или частично изъятые из хозяйственного использования ООПТ имеют исключительное значение: для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, поддержания экологической стабильности территорий, существенно измененных хозяйственной деятельностью; воспроизводства в естественных условиях ценных возобновляемых природных ресурсов; поддержания здоровой среды для жизни людей и создания условий для развития регулируемого туризма и рекреации; реализации эколого-просветительских программ; проведения фундаментальных и прикладных исследований в области естественных наук <1>.
Статья: Основные научные подходы к пониманию эффективности публичной власти в российском конституционном праве
(Ульянов А.Ю.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Таким образом, эффективность публичной власти в конституционном праве может одновременно рассматриваться как конституционный принцип, который заключается в достижении наиболее значимого общественно полезного результата; ценностная установка, конституционное требование, правовой идеал в современной российской парадигме публичной власти; модель конституционно-правомерного поведения, выраженного в легитимно признанных и социально полезных формах реализации публичной власти, отвечающих интересам личности, общества и государства; степень достижения целей и задач государства; соотношение целей и результатов деятельности органов публичной власти; комплекс целенаправленных властно-публичных действий, подлежащих правовой оценке.
(Ульянов А.Ю.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Таким образом, эффективность публичной власти в конституционном праве может одновременно рассматриваться как конституционный принцип, который заключается в достижении наиболее значимого общественно полезного результата; ценностная установка, конституционное требование, правовой идеал в современной российской парадигме публичной власти; модель конституционно-правомерного поведения, выраженного в легитимно признанных и социально полезных формах реализации публичной власти, отвечающих интересам личности, общества и государства; степень достижения целей и задач государства; соотношение целей и результатов деятельности органов публичной власти; комплекс целенаправленных властно-публичных действий, подлежащих правовой оценке.