Формы парламентского контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Формы парламентского контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Парламентское расследование как форма парламентского контроля в субъектах Российской Федерации
(Абаева З.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3)"Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3
(Абаева З.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3)"Конституционное и муниципальное право", 2023, N 3
Статья: Вотум недоверия Правительству РФ: форма парламентского контроля или политический демарш?
(Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)"Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11
(Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)"Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.05.2013 N 77-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О парламентском контроле"Глава 2. ОТДЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ
(ред. от 25.12.2023)
"О парламентском контроле"Глава 2. ОТДЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО КОНТРОЛЯ
Статья: Развитие конституционной модели организации государственной власти на уровне субъектов Российской Федерации
(Постников А.Е., Помазанский А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Анализ решений Конституционного Суда РФ, принятых в рассматриваемый период времени, показывает, что в рамках конституционного правосудия не находили подтверждения унифицированные подходы к организации власти как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом с учетом правовых позиций Конституционного Суда постепенно приходило понимание необходимости выработки специальных решений по организации государственной власти на уровне субъектов РФ, отвечающих особенностям федеративного устройства страны и управленческим реалиям. Принятия этих решений требовали многочисленные вопросы о взаимоотношениях законодательной и исполнительной власти <2>, об определении характера мандата выборных лиц органов государственной власти <3>. При этом были признаны соответствующими Конституции РФ более широкие, чем это предусмотрено на федеральном уровне, формы парламентского контроля, ответственности перед избирателями выборных должностных лиц.
(Постников А.Е., Помазанский А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Анализ решений Конституционного Суда РФ, принятых в рассматриваемый период времени, показывает, что в рамках конституционного правосудия не находили подтверждения унифицированные подходы к организации власти как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом с учетом правовых позиций Конституционного Суда постепенно приходило понимание необходимости выработки специальных решений по организации государственной власти на уровне субъектов РФ, отвечающих особенностям федеративного устройства страны и управленческим реалиям. Принятия этих решений требовали многочисленные вопросы о взаимоотношениях законодательной и исполнительной власти <2>, об определении характера мандата выборных лиц органов государственной власти <3>. При этом были признаны соответствующими Конституции РФ более широкие, чем это предусмотрено на федеральном уровне, формы парламентского контроля, ответственности перед избирателями выборных должностных лиц.
Статья: Кадровые полномочия Федерального Собрания Российской Федерации как элемент партисипаторного парламентского контроля
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Однако та система организации публичной власти, которая предусмотрена Конституцией РФ, опирается в основном на сильную президентскую власть. В существующих политико-правовых условиях использование традиционных жестких форм парламентского контроля за действиями Правительства РФ практически невозможно, и нет никаких оснований считать, что эта ситуация изменится в ближайшие годы. Поэтому, как нам представляется, необходимо сосредоточиться на "мягких" формах такого контроля, которые можно назвать "партисипаторными" (лат. participatio - участие, англ. participation - причастность). На сегодняшний день (и вряд ли положение такое дел изменится в ближайшие годы) парламентский контроль может быть реализован только в рамках "соучастия" Федерального Собрания в контрольных механизмах по отношению к исполнительной власти, главную роль в которых играет Президент РФ. Автор никогда не скрывал своей симпатии к парламентской форме правления и убежденности в необходимости перераспределения властных полномочий от главы государства к Федеральному Собранию РФ, однако в настоящее время это мало осуществимо. Поэтому сейчас следует сосредоточиться на том, чтобы мнение парламента было хотя бы услышано и принято во внимание.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Однако та система организации публичной власти, которая предусмотрена Конституцией РФ, опирается в основном на сильную президентскую власть. В существующих политико-правовых условиях использование традиционных жестких форм парламентского контроля за действиями Правительства РФ практически невозможно, и нет никаких оснований считать, что эта ситуация изменится в ближайшие годы. Поэтому, как нам представляется, необходимо сосредоточиться на "мягких" формах такого контроля, которые можно назвать "партисипаторными" (лат. participatio - участие, англ. participation - причастность). На сегодняшний день (и вряд ли положение такое дел изменится в ближайшие годы) парламентский контроль может быть реализован только в рамках "соучастия" Федерального Собрания в контрольных механизмах по отношению к исполнительной власти, главную роль в которых играет Президент РФ. Автор никогда не скрывал своей симпатии к парламентской форме правления и убежденности в необходимости перераспределения властных полномочий от главы государства к Федеральному Собранию РФ, однако в настоящее время это мало осуществимо. Поэтому сейчас следует сосредоточиться на том, чтобы мнение парламента было хотя бы услышано и принято во внимание.
Статья: Российская Конституция в развитии: реформа структуры власти и новые парламентские полномочия
(Кошель А.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона "О парламентском контроле" от 7 мая 2013 г. N 77-ФЗ одной из целей парламентского контроля является изучение практики применения законодательства Российской Федерации, выработка рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства Российской Федерации и повышение эффективности его исполнения. Однако среди форм парламентского контроля, установленных указанным Федеральным законом, отсутствует взаимодействие с основным профессиональным правоприменителем - судебной системой.
(Кошель А.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона "О парламентском контроле" от 7 мая 2013 г. N 77-ФЗ одной из целей парламентского контроля является изучение практики применения законодательства Российской Федерации, выработка рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства Российской Федерации и повышение эффективности его исполнения. Однако среди форм парламентского контроля, установленных указанным Федеральным законом, отсутствует взаимодействие с основным профессиональным правоприменителем - судебной системой.
Статья: Подотчетность правительства парламенту в Великобритании
(Коновалова Л.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 4)В статье проводится анализ особенностей подотчетности правительства парламенту в Великобритании. Отмечается признание конституционными соглашениями индивидуальных и коллективных форм подотчетности правительства парламенту. Более детально рассматриваются такие формы парламентского контроля, как вотум недоверия, резолюция порицания, вопросы и дебаты, деятельность специальных комитетов и уполномоченных. Отмечается, что правовое регулирование этих форм контроля зачастую не отличается детальностью и императивностью, а партийная солидарность в Палате общин может минимизировать их эффект. Однако в целом роль парламентской ответственности правительства в Великобритании имеет весомое значение по причине использования рычагов принципа разделения властей и особенностей политической культуры этой страны.
(Коновалова Л.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 4)В статье проводится анализ особенностей подотчетности правительства парламенту в Великобритании. Отмечается признание конституционными соглашениями индивидуальных и коллективных форм подотчетности правительства парламенту. Более детально рассматриваются такие формы парламентского контроля, как вотум недоверия, резолюция порицания, вопросы и дебаты, деятельность специальных комитетов и уполномоченных. Отмечается, что правовое регулирование этих форм контроля зачастую не отличается детальностью и императивностью, а партийная солидарность в Палате общин может минимизировать их эффект. Однако в целом роль парламентской ответственности правительства в Великобритании имеет весомое значение по причине использования рычагов принципа разделения властей и особенностей политической культуры этой страны.
Статья: Парламентский контроль как средство оценки и повышения эффективности публичной власти
(Ульянов А.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Исследуются основные формы парламентского контроля как правового средства оценки и повышения эффективности публичной власти в России. Обозначены проблемы применения в российской практике таких форм парламентского контроля, как отчеты Правительства Российской Федерации, парламентское расследование, парламентские (депутатские) запросы, проведение "правительственных часов". Автор приходит к выводу, что парламентский контроль, с одной стороны, позволяет оценить результативность работы парламентариев и институтов представительной демократии, а с другой - является важным средством повышения эффективности всей системы публичной власти. Отмечается, что в российской конституционной практике не все формы парламентского контроля могут быть в равной степени реализованы.
(Ульянов А.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Исследуются основные формы парламентского контроля как правового средства оценки и повышения эффективности публичной власти в России. Обозначены проблемы применения в российской практике таких форм парламентского контроля, как отчеты Правительства Российской Федерации, парламентское расследование, парламентские (депутатские) запросы, проведение "правительственных часов". Автор приходит к выводу, что парламентский контроль, с одной стороны, позволяет оценить результативность работы парламентариев и институтов представительной демократии, а с другой - является важным средством повышения эффективности всей системы публичной власти. Отмечается, что в российской конституционной практике не все формы парламентского контроля могут быть в равной степени реализованы.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Принятый 7 мая 2013 г. Федеральный закон "О парламентском контроле" не предусматривает иных совместных форм парламентского контроля палат Федерального Собрания, кроме названного парламентского расследования.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Принятый 7 мая 2013 г. Федеральный закон "О парламентском контроле" не предусматривает иных совместных форм парламентского контроля палат Федерального Собрания, кроме названного парламентского расследования.
Статья: Доктрина "доверие" в современном конституционном праве: возникновение, перспективы ее развития и оценки
(Степкин С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Вопрос о доверии Правительству РФ законодательно отнесен к форме парламентского контроля <22>, в науке рассматривается в контексте принципа разделения властей, сдерживающих и уравновешивающих друг друга, и не является чем-то новым. Так, постановка вопроса о доверии правительству закреплена нормами Конституции Республики Беларусь и Конституции Республики Молдова, а также Конституции Французской Республики <23>. Норма о выражении недоверия Федеральному канцлеру предусмотрена Конституцией ФРГ <24>. В качестве основания для объявления импичмента Президенту, вице-президенту, членам Верховного Суда, конституционных комиссий и омбудсмена в Конституции Республики Филиппины указана утрата общественного доверия <25>.
(Степкин С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Вопрос о доверии Правительству РФ законодательно отнесен к форме парламентского контроля <22>, в науке рассматривается в контексте принципа разделения властей, сдерживающих и уравновешивающих друг друга, и не является чем-то новым. Так, постановка вопроса о доверии правительству закреплена нормами Конституции Республики Беларусь и Конституции Республики Молдова, а также Конституции Французской Республики <23>. Норма о выражении недоверия Федеральному канцлеру предусмотрена Конституцией ФРГ <24>. В качестве основания для объявления импичмента Президенту, вице-президенту, членам Верховного Суда, конституционных комиссий и омбудсмена в Конституции Республики Филиппины указана утрата общественного доверия <25>.
Статья: Российский парламентаризм как социально-правовое явление
(Зубарев А.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)<17> Конституционное (государственное) право зарубежных стран: в 2 т. / отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1995. Т. 2. С. 6; Могунова М.А. Скандинавский парламентаризм. Теория и практика. М., 2001. С. 26, 27; Конституционное право: словарь / отв. ред. В.В. Маклаков. М.: Юристъ, 2001. С. 325; Ракитская И.А. Формы парламентского контроля в скандинавских странах и Финляндии: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. 28 с.
(Зубарев А.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 11)<17> Конституционное (государственное) право зарубежных стран: в 2 т. / отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1995. Т. 2. С. 6; Могунова М.А. Скандинавский парламентаризм. Теория и практика. М., 2001. С. 26, 27; Конституционное право: словарь / отв. ред. В.В. Маклаков. М.: Юристъ, 2001. С. 325; Ракитская И.А. Формы парламентского контроля в скандинавских странах и Финляндии: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. 28 с.
Статья: Парламентский совет по делам обороны как институционная гарантия защиты прав военнослужащих и военнообязанных в Норвегии
(Ракитская И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)<14> Ракитская И.А., Кремянская Е.А. Характеристика отдельных форм парламентского контроля: опыт зарубежных стран // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. N 6. С. 69 - 76.
(Ракитская И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 6)<14> Ракитская И.А., Кремянская Е.А. Характеристика отдельных форм парламентского контроля: опыт зарубежных стран // Пробелы в российском законодательстве. 2022. Т. 15. N 6. С. 69 - 76.
Статья: Перспективы конституционно-правового регулирования статуса Федерального Собрания Российской Федерации
(Ключников Н.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)Возникает вопрос и о самой необходимости наличия Федерального закона "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации" после принятия Федерального закона "О парламентском контроле", ведь парламентское расследование является одной из форм парламентского контроля, и, на наш взгляд, было бы целесообразнее включить правовое регулирование парламентских расследований в специальный закон, посвященный парламентскому контролю. Тем более что с принятием в 2005 г. Федерального закона "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации" прекратилась и сама практика их проведения, применяемая парламентариями в 1990-х годах <16>.
(Ключников Н.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)Возникает вопрос и о самой необходимости наличия Федерального закона "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации" после принятия Федерального закона "О парламентском контроле", ведь парламентское расследование является одной из форм парламентского контроля, и, на наш взгляд, было бы целесообразнее включить правовое регулирование парламентских расследований в специальный закон, посвященный парламентскому контролю. Тем более что с принятием в 2005 г. Федерального закона "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации" прекратилась и сама практика их проведения, применяемая парламентариями в 1990-х годах <16>.