Формирование совета Федерации
Подборка наиболее важных документов по запросу Формирование совета Федерации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Роль и назначение Совета Федерации в системе публичной власти
(Авдеев Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 8)Порядок формирования Совета Федерации
(Авдеев Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 8)Порядок формирования Совета Федерации
Статья: Конституционное правосознание и отечественный парламентаризм
(Сисакьян А.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)Статья посвящена анализу формирования конституционного правосознания в свете отечественного парламентаризма. Автор рассуждает о проблемах формирования и деятельности Совета Федерации, соотнесении его с Государственным советом РФ. Рассмотрен вопрос о проведении парламентского контроля и парламентского расследования.
(Сисакьян А.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 4)Статья посвящена анализу формирования конституционного правосознания в свете отечественного парламентаризма. Автор рассуждает о проблемах формирования и деятельности Совета Федерации, соотнесении его с Государственным советом РФ. Рассмотрен вопрос о проведении парламентского контроля и парламентского расследования.
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
Статья: Актуальные проблемы развития и совершенствования конституционного законодательства (к 30-летию Конституции Российской Федерации)
(Севрюгин В.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)За последние годы претерпел существенные изменения, и не в лучшую сторону, порядок формирования Совета Федерации как палаты регионов. От прямых выборов (1994 - 1996 гг.) до назначения в ее состав по должности глав субъектов Российской Федерации и глав законодательных органов регионов (1996 - 2001 гг.). В результате очередной реорганизации, начиная с 2002 г. и по 2012 г., в состав Совета Федерации стали назначаться и избираться представители субъектов федерации - по одному от главы региона и, соответственно, от законодательного органа субъекта федерации. В 2009 г. были установлены требования к члену Совета Федерации. Теперь назначенец от региона должен быть депутатом соответствующего субъекта федерации, гражданином Российской Федерации, иметь возраст не ниже 30 лет, проживать в данном регионе не менее 5 лет и иметь безупречную репутацию. В результате конституционной поправки 2014 г., Президенту Российской Федерации предоставлено право назначения сенаторов в палату регионов не более 10% от общего числа представителей от субъекта Российской Федерации. В 2020 г. вновь был изменен порядок формирования Совета Федерации. В результате чего, кроме двух представителей от каждого субъекта федерации, в число сенаторов могут входить представители федеральных структур, а не только регионов, назначаемые напрямую Президентом Российской Федерации. Правда, таких представителей федерального центра не может быть более 30 человек, семь из которых назначаются пожизненно.
(Севрюгин В.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)За последние годы претерпел существенные изменения, и не в лучшую сторону, порядок формирования Совета Федерации как палаты регионов. От прямых выборов (1994 - 1996 гг.) до назначения в ее состав по должности глав субъектов Российской Федерации и глав законодательных органов регионов (1996 - 2001 гг.). В результате очередной реорганизации, начиная с 2002 г. и по 2012 г., в состав Совета Федерации стали назначаться и избираться представители субъектов федерации - по одному от главы региона и, соответственно, от законодательного органа субъекта федерации. В 2009 г. были установлены требования к члену Совета Федерации. Теперь назначенец от региона должен быть депутатом соответствующего субъекта федерации, гражданином Российской Федерации, иметь возраст не ниже 30 лет, проживать в данном регионе не менее 5 лет и иметь безупречную репутацию. В результате конституционной поправки 2014 г., Президенту Российской Федерации предоставлено право назначения сенаторов в палату регионов не более 10% от общего числа представителей от субъекта Российской Федерации. В 2020 г. вновь был изменен порядок формирования Совета Федерации. В результате чего, кроме двух представителей от каждого субъекта федерации, в число сенаторов могут входить представители федеральных структур, а не только регионов, назначаемые напрямую Президентом Российской Федерации. Правда, таких представителей федерального центра не может быть более 30 человек, семь из которых назначаются пожизненно.
Статья: Современное федеративное представительство: политико-правовой анализ сущности института, мировые модели и выводы для Российской Федерации
(Корольков В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 4)<55> В Совет Федерации входят: по 2 представителя от каждого из 85 субъектов Российской Федерации (по 1 от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти - на срок полномочий соответствующего органа); Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, - пожизненно; не более 30 представителей Российской Федерации (сроком на 6 лет), назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более 7 могут быть назначены пожизненно - граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности. Более подробно о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания см.: Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 439-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" на официальном интернет-портале правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102161336&backlink=1&&nd=102948495 (дата обращения: 01.01.2022).
(Корольков В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 4)<55> В Совет Федерации входят: по 2 представителя от каждого из 85 субъектов Российской Федерации (по 1 от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти - на срок полномочий соответствующего органа); Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, - пожизненно; не более 30 представителей Российской Федерации (сроком на 6 лет), назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более 7 могут быть назначены пожизненно - граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности. Более подробно о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания см.: Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 439-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" на официальном интернет-портале правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102161336&backlink=1&&nd=102948495 (дата обращения: 01.01.2022).
Статья: К вопросу об организации публичной власти на федеральных территориях в Российской Федерации
(Зуев Р.О., Надин А.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 4)С точки зрения процедуры наделение полномочиями сенатора представителя ФТ может быть установлено как от представительного (законодательного), так и от исполнительного органа публичной власти ФТ в порядке, предусмотренном ст. 3 - 5 Федерального закона от 22 декабря 2020 г. N 439-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".
(Зуев Р.О., Надин А.Н.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2023, N 4)С точки зрения процедуры наделение полномочиями сенатора представителя ФТ может быть установлено как от представительного (законодательного), так и от исполнительного органа публичной власти ФТ в порядке, предусмотренном ст. 3 - 5 Федерального закона от 22 декабря 2020 г. N 439-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".
Статья: Институт президентства в Российской Федерации: вопросы учреждения и реформирования на современном этапе
(Сайбулаева С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Кроме того, некоторые сомнения, на наш взгляд, представляет правовая база, регулирующая избрание главы государства. Учитывая, что институт президентства функционирует, основываясь на нормах Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законах, представляется не совсем понятным определение порядка выборов Президента РФ федеральным законом. В материальном смысле под конституционным законом понимают законы, затрагивающие конституционные по своему содержанию и значению вопросы, следовательно, правовые нормы, регулирующие выборы Президента России, должны обладать юридической силой конституционного закона, аналогичная ситуация и с законами о выборах депутатов Государственной Думы и о порядке формирования Совета Федерации <11>. По нашему мнению, формирование и избрание высших органов и должностного лица государства нуждаются в закреплении правовыми нормами более высокого правового уровня, нежели федеральный закон, также к пробелам российского законодательства можно отнести и отсутствие закона "О Президенте Российской Федерации". Принимая во внимание, что федеральный конституционный закон - это федеральный законодательный акт, принимаемый по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ, представляется целесообразным внесение поправок в Основной Закон и дополнение списка данных вопросов. Остается неясной позиция законодателей, предусмотревших принятие федеральных конституционных законов по вопросам: порядка деятельности Уполномоченного по правам человека (п. "е" ч. 1 ст. 103); порядка деятельности Правительства РФ (ч. 2 ст. 114); установления судебной системы России (ч. 3 ст. 118), полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и иных федеральных судов (ч. 3 ст. 128); порядка созыва Конституционного Собрания (ч. 2 ст. 135) и др., но проигнорировавших необходимость правового регулирования на соответствующем законодательном уровне порядка выборов Президента РФ и Государственной Думы, формирования Совета Федерации, полномочий, деятельности, вступления в должность и отрешения от должности главы государства. На наш взгляд, данные правовые институты ввиду основополагающего содержания и особой значимости в государственно-правовой системе требуют правового регулирования законодательными актами, обладающими повышенной юридической силой. Закрепление данных норм права в конституционных законах позволит упорядочить данные правовые институты, стабилизировать правовую систему России, скоординировать избирательные кампании и действия и, как следствие, облегчить взаимодействие как трех ветвей власти и главы государства, так и государственного механизма в целом.
(Сайбулаева С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 1)Кроме того, некоторые сомнения, на наш взгляд, представляет правовая база, регулирующая избрание главы государства. Учитывая, что институт президентства функционирует, основываясь на нормах Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законах, представляется не совсем понятным определение порядка выборов Президента РФ федеральным законом. В материальном смысле под конституционным законом понимают законы, затрагивающие конституционные по своему содержанию и значению вопросы, следовательно, правовые нормы, регулирующие выборы Президента России, должны обладать юридической силой конституционного закона, аналогичная ситуация и с законами о выборах депутатов Государственной Думы и о порядке формирования Совета Федерации <11>. По нашему мнению, формирование и избрание высших органов и должностного лица государства нуждаются в закреплении правовыми нормами более высокого правового уровня, нежели федеральный закон, также к пробелам российского законодательства можно отнести и отсутствие закона "О Президенте Российской Федерации". Принимая во внимание, что федеральный конституционный закон - это федеральный законодательный акт, принимаемый по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ, представляется целесообразным внесение поправок в Основной Закон и дополнение списка данных вопросов. Остается неясной позиция законодателей, предусмотревших принятие федеральных конституционных законов по вопросам: порядка деятельности Уполномоченного по правам человека (п. "е" ч. 1 ст. 103); порядка деятельности Правительства РФ (ч. 2 ст. 114); установления судебной системы России (ч. 3 ст. 118), полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и иных федеральных судов (ч. 3 ст. 128); порядка созыва Конституционного Собрания (ч. 2 ст. 135) и др., но проигнорировавших необходимость правового регулирования на соответствующем законодательном уровне порядка выборов Президента РФ и Государственной Думы, формирования Совета Федерации, полномочий, деятельности, вступления в должность и отрешения от должности главы государства. На наш взгляд, данные правовые институты ввиду основополагающего содержания и особой значимости в государственно-правовой системе требуют правового регулирования законодательными актами, обладающими повышенной юридической силой. Закрепление данных норм права в конституционных законах позволит упорядочить данные правовые институты, стабилизировать правовую систему России, скоординировать избирательные кампании и действия и, как следствие, облегчить взаимодействие как трех ветвей власти и главы государства, так и государственного механизма в целом.
Статья: Государственный Совет Российской Федерации: история и современность
(Михеева Т.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)Стало логичным, что в 2020 г. конституционные полномочия Президента были дополнены пунктом о "формировании Государственного Совета Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства" <21>.
(Михеева Т.Н.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 4)Стало логичным, что в 2020 г. конституционные полномочия Президента были дополнены пунктом о "формировании Государственного Совета Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства" <21>.
Статья: Влияние специальных полномочий Совета Федерации на его положение в системе разделения властей
(Тихонов Н.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)<3> Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 439-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ. 2020. N 52 (ч. 1). Ст. 8585.
(Тихонов Н.Б.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)<3> Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. N 439-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" // СЗ РФ. 2020. N 52 (ч. 1). Ст. 8585.
Статья: Системность и точность юридической терминологии в сфере конституционно-правового регулирования
(Гунич С.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 7)<8> См., например, Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ "О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральные законы от 22 декабря 2020 г. N 439-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
(Гунич С.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 7)<8> См., например, Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ "О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральные законы от 22 декабря 2020 г. N 439-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Статья: Проект реформы российского парламентаризма: законодательный процесс и внутренняя структура парламента
(Трубилов Г.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 5)В последующем сложился конституционно-правовой обычай, по которому Совет Федерации стал рассматривать все законопроекты <5>. Однако это объяснялось тем, что новые члены Совета Федерации не были заняты иными государственными должностями (лишь с 2014 г. законодатель позволил совмещать членство в Совете Федерации с членством в региональном парламенте, это же закреплено в ст. 3 и 4 Федерального закона от 22 декабря 2020 г. N 439-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации") <6>, в отличие от своих предшественников, к тому же более лояльно относились к парламентскому большинству в нижней палате. В условиях политического кризиса такого ожидать вряд ли придется, а правовое регулирование должно учитывать разные политические условия.
(Трубилов Г.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 5)В последующем сложился конституционно-правовой обычай, по которому Совет Федерации стал рассматривать все законопроекты <5>. Однако это объяснялось тем, что новые члены Совета Федерации не были заняты иными государственными должностями (лишь с 2014 г. законодатель позволил совмещать членство в Совете Федерации с членством в региональном парламенте, это же закреплено в ст. 3 и 4 Федерального закона от 22 декабря 2020 г. N 439-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации") <6>, в отличие от своих предшественников, к тому же более лояльно относились к парламентскому большинству в нижней палате. В условиях политического кризиса такого ожидать вряд ли придется, а правовое регулирование должно учитывать разные политические условия.
Статья: Парламент Российской Федерации: эволюция организации и функционирования
(Сайбулаева С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)<2> См.: Федеральный закон от 5 декабря 1995 г. N 192-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4869.
(Сайбулаева С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)<2> См.: Федеральный закон от 5 декабря 1995 г. N 192-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4869.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Статья утратила силу в связи с изданием Федерального закона от 22.12.2020 N 439-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. N 52 (ч. I). Ст. 8585).
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Статья утратила силу в связи с изданием Федерального закона от 22.12.2020 N 439-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. N 52 (ч. I). Ст. 8585).