Формальное отправление правосудия



Подборка наиболее важных документов по запросу Формальное отправление правосудия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 28 "Формирование состава суда" КАС РФ"При вынесении в отношении З. частного определения судебная коллегия по административным делам Чукотского автономного округа, руководствуясь положениями статьи 28 Кодекса административного судопроизводства РФ, пришла к выводу, что З., воспользовавшись формальным поводом, злоупотребив своими полномочиями председателя суда, уклонился от рассмотрения сложного дела, передав его другому судье без достаточных на то оснований, что является недопустимым нарушением норм процессуального права, свидетельствует о его пренебрежительном отношении к соблюдению требований процессуального законодательства при отправлении правосудия, подрывает авторитет судьи, председателя суда, Анадырского районного суда и судебной власти в целом.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.09.2023 N Ф09-5081/23 по делу N А40-237801/2021
Требование: О включении в реестр требований кредиторов должника-банкрота суммы упущенной выгоды.
Решение: В удовлетворении требования отказано, так как требование основано на факте передачи должнику денежных средств в противоправных целях - для их передачи в качестве взятки правоохранительным органам, что установлено приговором суда, которым должник осужден за совершение мошенничества, между тем вопрос о судьбе переданных должнику денежных средств приговором не разрешен, самого факта передачи денег с преступной целью недостаточно для вывода об отсутствии реституционного обязательства должника, вытекающего из такого факта, однако кредитором не доказана возможность получения доходов от акций, доводы о ненадлежащей подсудности отклонены.
Вместе с тем, судебные решения, по общему правилу, должны оставаться окончательными. Правовая определенность предполагает уважение принципа "res judicata", то есть принципа недопустимости повторного рассмотрения уже разрешенного дела. Отступление от принципа правовой определенности может быть оправдано только обстоятельствами существенного и непреодолимого характера. Оно возможно для исправления существенного (фундаментального) нарушения, свидетельствующего о ненадлежащем отправлении правосудия. При этом формальное обеспечение требований подсудности не может быть единственной целью отмены судебных актов в ущерб материальным интересам сторон по существу спора.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Производство по вновь открывшимся или новым обстоятельствам в цивилистическом процессе: проверка или пересмотр (в контексте судебной ошибки)?
(Афанасьев С.Ф., Ермаков А.Н.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 2)
Одновременно с этим защита прав, свобод и законных интересов как декларируемое целеполагание деятельности органов государственной власти (прежде всего судов) не может и не должна рассматриваться в отрыве от достижения справедливости. Оценить правосудность решения исключительно посредством проверки его законности и обоснованности - значит подойти к вопросу отправления правосудия главным образом формально, так как в целом эти характеристики позволяют соотнести обстоятельства гражданского дела с надлежащими нормами права. Между тем сама по себе констатация соблюдения закона едва ли может выступать единственным бесспорным показателем эффективности работы судебной власти. В цивилистическом процессе подход pro forma исторически смягчался за счет категории restitutio in integrum, которая позволяет восстанавливать нарушенные права, свободы и законные интересы с опорой на дискрецию суда ввиду потребности восстановления справедливости или во избежание явной несправедливости <31>. Об этом же говорит и Верховный Суд РФ, когда подчеркивает следующее: приоритет формального над существом (юридический пуризм) недопустим, поскольку номинальное обеспечение какого-либо элемента права на суд может привести к иллюзорности самого права и разбалансировать интересы сторон <32>. В связи с этим думается, что справедливость как квинтэссенция судебной формы защиты может быть одним из основных индикаторов деятельности органов правосудия, входящих в единую инстанционную судебную систему, в том числе осуществляющих как проверку, так и пересмотр судебных актов, вынесенных по гражданским делам.
Статья: Суд с участием присяжных заседателей как функциональная гарантия независимости правосудия в современной России
(Тутаринова Н.Н.)
("Администратор суда", 2024, N 1)
Независимость правосудия в демократическом обществе и конституционном правовом государстве должна обеспечиваться функциональными гарантиями <1>. Конституция Российской Федерации <2> устанавливает, что правосудие осуществляется только судом. На первый взгляд может сложиться мнение, что это - очевидный и никем не оспариваемый принцип. В действительности же нередко наблюдаются существенные ограничения судебной дискреции, необоснованное функциональное вмешательство в отправление правосудия, подмена правосудия "формальным подходом" и т.п. Данная проблематика заслуживает особого внимания в современной публично-правовой науке и правоприменительной практике.
показать больше документов

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2025 N 9-П
"По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 10 части 2 статьи 252 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с жалобой гражданина О.В. Левчука"
Оставление же административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и исполнение судебного акта в разумный срок без движения и последующее возвращение его судом ввиду указания в нем реквизитов для зачисления средств на лицевой счет лица, содержащегося в учреждении уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, вместо реквизитов банковского счета означало бы сугубо формальный подход к отправлению правосудия и судебной защите прав граждан. Это вступало бы в противоречие со статьями 18, 46 (часть 1) и 53 Конституции Российской Федерации, а также с принципом охраны достоинства личности государством (статья 21, часть 1 Конституции Российской Федерации), поскольку нарушало бы требование предоставления адекватных возможностей - в том числе на стадии решения вопроса о принятии заявления к рассмотрению - для отстаивания гражданами своих интересов в суде.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.12.2020)
(ред. от 25.04.2025)
Согласно практике Европейского Суда по правам человека требование правовой определенности предполагает, что судебные решения, по общему правилу, должны оставаться окончательными. Правовая определенность предполагает уважение принципа "resjudicata", то есть принципа недопустимости повторного рассмотрения уже разрешенного дела (постановление от 28 октября 1999 г. по делу "Брумареску против Румынии"). Отступление от принципа правовой определенности может быть оправдано только обстоятельствами существенного и непреодолимого характера. Оно возможно для исправления существенного (фундаментального) нарушения, свидетельствующего о ненадлежащем отправлении правосудия. Прекращение судами производства по делу в связи с неподведомственностью недопустимо в тех случаях, когда суды, формально соблюдая процессуальное законодательство, могут создать своим актом такие правовые последствия для участников процесса, которые будут иметь для них значительный негативный эффект, приведут к возникновению объективных сложностей в реализации права на справедливое судебное разбирательство, сделают его чрезмерно длительным или невозможным. При этом формальное обеспечение требований подведомственности не может быть единственной целью отмены судебных актов в ущерб материальным интересам сторон по существу спора (постановления от 18 ноября 2004 г. по делу "Праведная против России", от 23 июля 2009 г. по делу "Сутяжник против России").
показать больше документов