Форма правления в РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Форма правления в РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Представление сведений для индивидуального (персонифицированного) учета" Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования""Действительно, пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователя ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (месяцем), представлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83 п.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Понятие, признаки и форма государства
(Долгополов П.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Это значит, что Россия по форме государственного устройства - федерация, которая состоит из субъектов федерации, по форме правления - республика, где глава государства и парламент избираются путем прямых выборов гражданами страны, а в государственном управлении действует принцип разделения властей.
(Долгополов П.С.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Это значит, что Россия по форме государственного устройства - федерация, которая состоит из субъектов федерации, по форме правления - республика, где глава государства и парламент избираются путем прямых выборов гражданами страны, а в государственном управлении действует принцип разделения властей.
Статья: К вопросу о форме правления современной России в контексте конституционных поправок 2020 года
(Горбуль Ю.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2
(Горбуль Ю.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)"Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)<52> См. об этом, в частности: Авдеев Д.А. Форма правления в России (краткий конституционный очерк). Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2015. 244 с.; Боброва Н.А. Особенности российской формы правления и влияние на нее института лидерства // Юридическая наука: история и современность. 2018. N 12. С. 41 - 49; Комарова В.В. Скрытые полномочия Президента России: вопросы теории и практики // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2018. N 6. С. 15 - 23; Краснов М.А. На пути к деперсонификации российской власти: изменение статуса главы государства // Политическая концептология. 2016. N 4. С. 78 - 96; Малиновский В.А. Лидер: президентская власть в Казахстане на рубеже эпох. Астана: Норма-К, 2012. 528 с.; Набиев В.М. Из истории создания Движения национального единства и возрождения Таджикистана // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2017. N 3. С. 5 - 10; Нечкин А.В. Формы правления в странах Содружества Независимых Государств. М.: Норма, 2018. 208 с.; Нечкин А.В. Компетенция глав государств стран СНГ и их место в системе разделения властей // Российское право: образование, практика, наука. 2018. N 3. С. 77 - 85; Нечкин А.В. Форма правления в государствах мира: проблемы классификации и пути их возможного решения // Lex Russica (Русский закон). 2019. N 5. С. 132 - 147; Нуссбергер А. Ограничения президентской власти в посткоммунистических странах // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. N 5. С. 53 - 68; Худолей К.М., Худолей Д.М. Формы правления зарубежных стран бывшего Советского Союза // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2018. Вып. 41. С. 371 - 395.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)<52> См. об этом, в частности: Авдеев Д.А. Форма правления в России (краткий конституционный очерк). Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2015. 244 с.; Боброва Н.А. Особенности российской формы правления и влияние на нее института лидерства // Юридическая наука: история и современность. 2018. N 12. С. 41 - 49; Комарова В.В. Скрытые полномочия Президента России: вопросы теории и практики // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2018. N 6. С. 15 - 23; Краснов М.А. На пути к деперсонификации российской власти: изменение статуса главы государства // Политическая концептология. 2016. N 4. С. 78 - 96; Малиновский В.А. Лидер: президентская власть в Казахстане на рубеже эпох. Астана: Норма-К, 2012. 528 с.; Набиев В.М. Из истории создания Движения национального единства и возрождения Таджикистана // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2017. N 3. С. 5 - 10; Нечкин А.В. Формы правления в странах Содружества Независимых Государств. М.: Норма, 2018. 208 с.; Нечкин А.В. Компетенция глав государств стран СНГ и их место в системе разделения властей // Российское право: образование, практика, наука. 2018. N 3. С. 77 - 85; Нечкин А.В. Форма правления в государствах мира: проблемы классификации и пути их возможного решения // Lex Russica (Русский закон). 2019. N 5. С. 132 - 147; Нуссбергер А. Ограничения президентской власти в посткоммунистических странах // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. N 5. С. 53 - 68; Худолей К.М., Худолей Д.М. Формы правления зарубежных стран бывшего Советского Союза // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2018. Вып. 41. С. 371 - 395.
Статья: Почему Россия не президентская и даже не суперпрезидентская республика?
(Авдеев Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)Следует отметить, что если изначально система высших органов государственной власти Российской Федерации, предусмотренная конституционными нормами, характеризовалась учеными как полупрезидентская с доминирующим положением президента <12>, то последующее усиление президентских прерогатив позволило приводить аргументы о постепенном становлении в России президентской и даже суперпрезидентской республики. Так, О.Д. Овчинникова в своем исследовании обосновывает, что форма правления Российского государства характеризуется с марта 1990 г. по ноябрь 1993 г. как смешанная республика, а с декабря 1993-го по настоящее время как суперпрезидентская республика <13>.
(Авдеев Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)Следует отметить, что если изначально система высших органов государственной власти Российской Федерации, предусмотренная конституционными нормами, характеризовалась учеными как полупрезидентская с доминирующим положением президента <12>, то последующее усиление президентских прерогатив позволило приводить аргументы о постепенном становлении в России президентской и даже суперпрезидентской республики. Так, О.Д. Овчинникова в своем исследовании обосновывает, что форма правления Российского государства характеризуется с марта 1990 г. по ноябрь 1993 г. как смешанная республика, а с декабря 1993-го по настоящее время как суперпрезидентская республика <13>.
Статья: Изменение баланса разделения властей в ходе подготовки и реализации конституционной реформы 2020 г.
(Дробот С.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)<11> Авдеев Д.А. Форма правления в России (краткий конституционный очерк). Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. С. 134, 135.
(Дробот С.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 6)<11> Авдеев Д.А. Форма правления в России (краткий конституционный очерк). Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. С. 134, 135.
Статья: Изменение, отмена, аннулирование кадровых приказов и соглашений
(Сенаторова Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 12)<10> См. п. 4.12 и 4.13 Порядка заполнения формы ЕФС-1, утв. Постановлением Правления ПФ РФ от 31.10.2022 N 245п.
(Сенаторова Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 12)<10> См. п. 4.12 и 4.13 Порядка заполнения формы ЕФС-1, утв. Постановлением Правления ПФ РФ от 31.10.2022 N 245п.
Статья: Особенности правового статуса главы государства при разных формах правления: миф и реальность
(Осавелюк А.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)<4> См., например: Боброва Н.А. 20 лет и 20 недостатков Конституции России // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 3. С. 36; Овчинникова О.Д. Эволюция формы правления российского государства: Историко-теоретический аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 9 - 10; Тарабан Н.А. Конституция Российской Федерации: двадцать лет в российской истории // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 8. С. 8 - 12.
(Осавелюк А.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 7)<4> См., например: Боброва Н.А. 20 лет и 20 недостатков Конституции России // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 3. С. 36; Овчинникова О.Д. Эволюция формы правления российского государства: Историко-теоретический аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 9 - 10; Тарабан Н.А. Конституция Российской Федерации: двадцать лет в российской истории // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. N 8. С. 8 - 12.
Статья: О соотношении государственного (политического) режима с иными элементами формы государства
(Кондрашев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 6)<3> См.: Симонишвили Л.Р. Формы правления: история и современность: учеб. пособие. М.: Флинта: МПСИ, 2007. С. 24; Горбуль Ю.А. К вопросу о форме правления современной России в контексте конституционных поправок 2020 года // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. N 2. С. 31 - 35.
(Кондрашев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 6)<3> См.: Симонишвили Л.Р. Формы правления: история и современность: учеб. пособие. М.: Флинта: МПСИ, 2007. С. 24; Горбуль Ю.А. К вопросу о форме правления современной России в контексте конституционных поправок 2020 года // Государственная власть и местное самоуправление. 2021. N 2. С. 31 - 35.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1. Научные знания о высшем должностном лице субъекта Российской Федерации - руководителе региона изложили в работах и трудах следующие авторы: Андреевский И.Е. О наместниках, воеводах и губернаторах. СПб., 1864; Готье Ю.В. История областного управления в России от Петра до Екатерины II: в 2 т. М., 1913; Бакушев В.В. Административная реформа В России: предпосылки, системность и механизмы. М., 2000; Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М., 1998; Григорьева Ю.Г. Федеративный опыт Канады и США. Российский федерализм в международной перспективе. М., 2001; Оболонский А.В. Бюрократия для XXI века? Модели государственной службы: Россия, США, Англия, Австралия. Москва: Дело, 2002; Манько А.В. Блюстители верховной власти. Институт губернаторства в России. Исторический очерк. М., 2004; Палиенко Н.И. Основные законы и форма правления в России. Ярославль: Тип губернского правления, 1910; Плеве В.К. Усиление губернаторской власти: проект с приложением дела орловского губернатора Неклюдова. Париж, 1904; Рыскова Т.М., Шутов А.Ю. Институт губернатора России: традиции и современные реальности. М., 1997; Барзилов С.Н. Губернаторская власть как институт и субъект регионального политического пространства // Регион как субъект политики и общественных отношений. М., 2000; Оболоник В.Э. Формирование и развитие института высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в условиях современного реформирования. Автореферат на дис. ... к. ю. н. М., 2006; Савленков А.А. Правовой статус высшего должностного лица субъекта РФ в конституционном праве и законодательстве. Автореферат на дис. ... к. ю. н. Санкт-Петербург, 2005 и др.
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1. Научные знания о высшем должностном лице субъекта Российской Федерации - руководителе региона изложили в работах и трудах следующие авторы: Андреевский И.Е. О наместниках, воеводах и губернаторах. СПб., 1864; Готье Ю.В. История областного управления в России от Петра до Екатерины II: в 2 т. М., 1913; Бакушев В.В. Административная реформа В России: предпосылки, системность и механизмы. М., 2000; Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М., 1998; Григорьева Ю.Г. Федеративный опыт Канады и США. Российский федерализм в международной перспективе. М., 2001; Оболонский А.В. Бюрократия для XXI века? Модели государственной службы: Россия, США, Англия, Австралия. Москва: Дело, 2002; Манько А.В. Блюстители верховной власти. Институт губернаторства в России. Исторический очерк. М., 2004; Палиенко Н.И. Основные законы и форма правления в России. Ярославль: Тип губернского правления, 1910; Плеве В.К. Усиление губернаторской власти: проект с приложением дела орловского губернатора Неклюдова. Париж, 1904; Рыскова Т.М., Шутов А.Ю. Институт губернатора России: традиции и современные реальности. М., 1997; Барзилов С.Н. Губернаторская власть как институт и субъект регионального политического пространства // Регион как субъект политики и общественных отношений. М., 2000; Оболоник В.Э. Формирование и развитие института высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в условиях современного реформирования. Автореферат на дис. ... к. ю. н. М., 2006; Савленков А.А. Правовой статус высшего должностного лица субъекта РФ в конституционном праве и законодательстве. Автореферат на дис. ... к. ю. н. Санкт-Петербург, 2005 и др.
Статья: Актуальные проблемы развития и совершенствования конституционного законодательства (к 30-летию Конституции Российской Федерации)
(Севрюгин В.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)До настоящего времени, несмотря на бесконечно длящиеся дискуссии, на конституционном уровне окончательно не решен вопрос о форме правления современной России (президентская, суперпрезидентская, парламентская или смешанная). Принятые поправки к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. только усилили позиции Президента России как фактического руководителя исполнительно-распорядительной власти страны.
(Севрюгин В.Е.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)До настоящего времени, несмотря на бесконечно длящиеся дискуссии, на конституционном уровне окончательно не решен вопрос о форме правления современной России (президентская, суперпрезидентская, парламентская или смешанная). Принятые поправки к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. только усилили позиции Президента России как фактического руководителя исполнительно-распорядительной власти страны.
Статья: Беспощадная непреложность рецепции: был ли заимствован институт президентства в России?
(Брикульский И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)<3> Авдеев Д.А. Современная форма правления России // Российское право: образование, практика, наука. 2016. N 6 (96). С. 25 - 28.
(Брикульский И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)<3> Авдеев Д.А. Современная форма правления России // Российское право: образование, практика, наука. 2016. N 6 (96). С. 25 - 28.