Форма государственного устройства Российской федерации
Подборка наиболее важных документов по запросу Форма государственного устройства Российской федерации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Теория государства и права: Учебник"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Мелехин А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)Основы конституционного строя в области государственного устройства Российской Федерации закреплены в статье 5 Конституции:
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Мелехин А.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)Основы конституционного строя в области государственного устройства Российской Федерации закреплены в статье 5 Конституции:
Статья: Ценности правды в государственном (конституционном) праве России
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)5. Правда в том, что исторически федерация - не типичная форма государственного устройства России. В.И. Ленин до 1917 г. был сторонником централизованного государства и активным противником федерации в России. Начавшийся после отречений в марте 1917 г. императора от престола распад империи на множество государственных образований не оставил шансов на сохранение унитарного государства в уникальных, не известных ни одному из других государств условиях проживания большого количества народов и наций на огромной территории. При этом правящая партия всегда отвергала внутрипартийную федерацию.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 2)5. Правда в том, что исторически федерация - не типичная форма государственного устройства России. В.И. Ленин до 1917 г. был сторонником централизованного государства и активным противником федерации в России. Начавшийся после отречений в марте 1917 г. императора от престола распад империи на множество государственных образований не оставил шансов на сохранение унитарного государства в уникальных, не известных ни одному из других государств условиях проживания большого количества народов и наций на огромной территории. При этом правящая партия всегда отвергала внутрипартийную федерацию.
Нормативные акты
Статья: Межотраслевой принцип языка судопроизводства в российском и армянском праве (сравнительный анализ)
(Илюхина В.А.)
("Администратор суда", 2022, N 3)В-пятых, при общих концептуальных сходствах принципа языка судопроизводства в России и Армении в его закреплении в соответствующих законодательствах имеются различия. Одно из различий обусловлено разными формами государственного устройства Российской Федерации и Республики Армения. Оно проявляется в том, что в российских республиках допускается ведение судопроизводства и на государственном языке этих республик наряду с русским языком. В Армении в силу ее унитарного государственного устройства судопроизводство ведется исключительно на армянском языке. Другие отличия обусловливаются различиями в подходе законодателя к объему закрепления принципов права в нормативных правовых актах.
(Илюхина В.А.)
("Администратор суда", 2022, N 3)В-пятых, при общих концептуальных сходствах принципа языка судопроизводства в России и Армении в его закреплении в соответствующих законодательствах имеются различия. Одно из различий обусловлено разными формами государственного устройства Российской Федерации и Республики Армения. Оно проявляется в том, что в российских республиках допускается ведение судопроизводства и на государственном языке этих республик наряду с русским языком. В Армении в силу ее унитарного государственного устройства судопроизводство ведется исключительно на армянском языке. Другие отличия обусловливаются различиями в подходе законодателя к объему закрепления принципов права в нормативных правовых актах.
Статья: К вопросу о статусе края, области как субъектов Российской Федерации
(Артемова Д.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)- идея унитаризации Российской Федерации (которую не следует сбрасывать со счетов общественно-политической мысли), развитие которой, хотя и имеет ряд объективных препятствий (в числе которых полная смена парадигмы развития государства), а некоторыми учеными рассматривается как геополитическая катастрофа (имеющая совершенно обратные последствия), выстраивается как раз вокруг области (края) как эталона построения вертикальных отношений. Более того, в юридической и политической науках неоднократно выдвигались идеи отказа от федерации как идеи и формы государственного устройства России <11>. Есть и радикальные точки зрения: федеративная идея "не выросла в общественно-политическом сознании населения естественным путем, она не стала результатом развития его демократических потребностей, становления наций и народностей в России, а была искусственно навязана политической элитой населению в форме одних только разговоров о свободе и самоопределении наций" <12>. В этой части нередко упоминается Китай, в обновленной Конституции отказавшийся от федеративной формы государственного устройства и определивший себя как "многонациональное унитарное государство" <13>. А.А. Кондрашев выделяет "предтечу" унитаризации - дефедерализацию нашего государственного устройства <14>.
(Артемова Д.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 12)- идея унитаризации Российской Федерации (которую не следует сбрасывать со счетов общественно-политической мысли), развитие которой, хотя и имеет ряд объективных препятствий (в числе которых полная смена парадигмы развития государства), а некоторыми учеными рассматривается как геополитическая катастрофа (имеющая совершенно обратные последствия), выстраивается как раз вокруг области (края) как эталона построения вертикальных отношений. Более того, в юридической и политической науках неоднократно выдвигались идеи отказа от федерации как идеи и формы государственного устройства России <11>. Есть и радикальные точки зрения: федеративная идея "не выросла в общественно-политическом сознании населения естественным путем, она не стала результатом развития его демократических потребностей, становления наций и народностей в России, а была искусственно навязана политической элитой населению в форме одних только разговоров о свободе и самоопределении наций" <12>. В этой части нередко упоминается Китай, в обновленной Конституции отказавшийся от федеративной формы государственного устройства и определивший себя как "многонациональное унитарное государство" <13>. А.А. Кондрашев выделяет "предтечу" унитаризации - дефедерализацию нашего государственного устройства <14>.
Статья: Рецепция зарубежного опыта в отечественном конституционном праве: история и современность
(Ряховская Т.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 4)1) современная модель формы государственного устройства России была создана под влиянием опыта ФРГ, Испании, Бельгии и отчасти Индии;
(Ряховская Т.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 4)1) современная модель формы государственного устройства России была создана под влиянием опыта ФРГ, Испании, Бельгии и отчасти Индии;
Статья: Теоретико-правовой анализ трансформации форм государственного (политического) режима Российского государства
(Сунцова Е.А., Мацкевич О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 4)<15> Поцелуев Е.Л., Меркуленко А.А. Форма государственного устройства и государственный режим России в конце XX - начале XXI века // Вестник Ивановского государственного университета. 2019. N 1-2. С. 94; Радиков И.В. Латентные попытки конструирования новой российской государственной идеологии политическими режимами постсоветской России // Россия и мир в новое и новейшее время - из прошлого в будущее: Материалы XXV Юбилейной ежегодной международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, 22 марта 2019 г.): Сб. науч. ст.: В 4 т. / Ред. В.М. Доброштан, С.И. Бугашев, А.С. Мишин, Т.В. Рабуш. СПб., 2019. Т. 2. С. 146 - 153.
(Сунцова Е.А., Мацкевич О.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 4)<15> Поцелуев Е.Л., Меркуленко А.А. Форма государственного устройства и государственный режим России в конце XX - начале XXI века // Вестник Ивановского государственного университета. 2019. N 1-2. С. 94; Радиков И.В. Латентные попытки конструирования новой российской государственной идеологии политическими режимами постсоветской России // Россия и мир в новое и новейшее время - из прошлого в будущее: Материалы XXV Юбилейной ежегодной международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, 22 марта 2019 г.): Сб. науч. ст.: В 4 т. / Ред. В.М. Доброштан, С.И. Бугашев, А.С. Мишин, Т.В. Рабуш. СПб., 2019. Т. 2. С. 146 - 153.
Статья: Полупрезидентская республика: особенности реализации в России (сравнительное конституционное обозрение)
(Павленко М.А., Романов М.Л.)
("Современный юрист", 2022, N 4)Еще одной особенностью полупрезидентской формы правления в России является то, что в отличие от Франции, где она сочетается с унитарной формой государственного устройства, в России она сосуществует с федеративным устройством, причем органы местного самоуправления признаются самостоятельными в пределах своей компетенции от органов власти субъектов РФ и не включаются в систему органов государственной власти (ст. 12, 130 - 133).
(Павленко М.А., Романов М.Л.)
("Современный юрист", 2022, N 4)Еще одной особенностью полупрезидентской формы правления в России является то, что в отличие от Франции, где она сочетается с унитарной формой государственного устройства, в России она сосуществует с федеративным устройством, причем органы местного самоуправления признаются самостоятельными в пределах своей компетенции от органов власти субъектов РФ и не включаются в систему органов государственной власти (ст. 12, 130 - 133).
Статья: Сравнительно-правовой анализ налоговых систем России и Германии с акцентом на рассмотрении подоходного налогообложения
(Анисина К.Т.)
("Финансовое право", 2021, N 5)Несмотря на одинаковую форму государственного устройства, налоговые системы двух федеративных государств (Россия и Германия) имеют существенные различия. Автор представленной статьи попытался рассмотреть налогообложение физических лиц двух стран, найти общие черты и различия по состоянию на 2021 год.
(Анисина К.Т.)
("Финансовое право", 2021, N 5)Несмотря на одинаковую форму государственного устройства, налоговые системы двух федеративных государств (Россия и Германия) имеют существенные различия. Автор представленной статьи попытался рассмотреть налогообложение физических лиц двух стран, найти общие черты и различия по состоянию на 2021 год.
Статья: Федерация как форма государственного устройства: конституционные иллюзии и реальность
(Дзидзоев Р.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 4)В статье анализируются признаки форм государственного устройства в свете современной государственной практики, оценивается природа российского федерализма в соотношении с основами конституционного строя.
(Дзидзоев Р.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 4)В статье анализируются признаки форм государственного устройства в свете современной государственной практики, оценивается природа российского федерализма в соотношении с основами конституционного строя.
Статья: Федеральные территории в Российской Федерации: первый опыт создания и проблемы конституционно-правового регулирования
(Каримов Б.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)<4> См.: Ежукова О.А. Территории с особым публично-правовым статусом как фактор федеративной политики России // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 3. С. 36 - 45; Кондрашев А.А. Форма правления и форма государственного устройства в России в контексте конституционной реформы 2020 года // Конституционный вестник. 2021. N 6. С. 114 - 115; Ребриков Д.Д., Посредник А.В. Федеральные территории: новый элемент территориального устройства России // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 2. С. 58 - 61 и др.
(Каримов Б.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)<4> См.: Ежукова О.А. Территории с особым публично-правовым статусом как фактор федеративной политики России // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 3. С. 36 - 45; Кондрашев А.А. Форма правления и форма государственного устройства в России в контексте конституционной реформы 2020 года // Конституционный вестник. 2021. N 6. С. 114 - 115; Ребриков Д.Д., Посредник А.В. Федеральные территории: новый элемент территориального устройства России // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 2. С. 58 - 61 и др.