Финансовое оздоровление кредитных организаций
Подборка наиболее важных документов по запросу Финансовое оздоровление кредитных организаций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Характеризующие признаки мер по финансовому оздоровлению кредитных организаций
(Куликов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 2)"Вестник арбитражной практики", 2022, N 2
(Куликов А.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 2)"Вестник арбитражной практики", 2022, N 2
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 189.14. Меры по финансовому оздоровлению кредитной организации
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 189.14. Меры по финансовому оздоровлению кредитной организации
Готовое решение: В каком порядке выплачиваются дивиденды в АО
(КонсультантПлюс, 2025)Приведем еще один пример запрета: банк со дня получения требования Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, содержащего основания его направления, до дня получения разрешения не вправе принимать решения о распределении прибыли (выплате дивидендов), а также распределять прибыль (выплачивать дивиденды), если это приведет к нарушению обязательных нормативов, установленных Банком России (ст. 72 Закона о Банке России).
(КонсультантПлюс, 2025)Приведем еще один пример запрета: банк со дня получения требования Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, содержащего основания его направления, до дня получения разрешения не вправе принимать решения о распределении прибыли (выплате дивидендов), а также распределять прибыль (выплачивать дивиденды), если это приведет к нарушению обязательных нормативов, установленных Банком России (ст. 72 Закона о Банке России).
Статья: Современная доктрина банкротного права в российской юрисдикции: анализ теоретических основ
(Фролов И.В.)
("Предпринимательское право", 2022, N 4)<17> В настоящее время это финансовое оздоровление кредитных организаций и внесудебное банкротство граждан в рамках ст. 189.9 - 189.43; 223.2 - 223.7 Закона о банкротстве.
(Фролов И.В.)
("Предпринимательское право", 2022, N 4)<17> В настоящее время это финансовое оздоровление кредитных организаций и внесудебное банкротство граждан в рамках ст. 189.9 - 189.43; 223.2 - 223.7 Закона о банкротстве.
"Участие государства в процессе несостоятельности (банкротства): монография"
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Отдельного внимания заслуживают такие неюрисдикционные формы защиты в сфере несостоятельности (банкротства) как меры по предупреждению банкротства. Такие меры могут касаться конкретных субъектов банкротства, связанных с необходимостью защиты публичных интересов, например стратегических предприятий <250>. Меры по предупреждению банкротства кредитной организации включают в себя широкий комплекс мер, осуществляемых в том числе с участием Банка России или Агентства по страхованию вкладов, например в соответствии со статьей 189.9 Закона о банкротстве меры по предупреждению банкротства кредитных организаций включают в себя, в частности, финансовое оздоровление кредитной организации, назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, реорганизацию кредитной организации. В статье 184.1 Закона о банкротстве перечислены дополнительные основания для применения мер по предупреждению банкротства страховой организации, при этом меры по предупреждению банкротства к ним могут быть применены общие, предусмотренные статьями 30 и 31 Закона о банкротстве. Так, санация называется в судебной практике одной из мер по предупреждению банкротства, при этом отмечается, что она представляет собой одну из предбанкротных процедур <251>. За рубежом наиболее действенной мерой предупреждения банкротства является приобретение неблагополучной компании другой компанией или использование механизма слияний и присоединений <252>.
(Суходольский И.М.)
("Юстицинформ", 2024)Отдельного внимания заслуживают такие неюрисдикционные формы защиты в сфере несостоятельности (банкротства) как меры по предупреждению банкротства. Такие меры могут касаться конкретных субъектов банкротства, связанных с необходимостью защиты публичных интересов, например стратегических предприятий <250>. Меры по предупреждению банкротства кредитной организации включают в себя широкий комплекс мер, осуществляемых в том числе с участием Банка России или Агентства по страхованию вкладов, например в соответствии со статьей 189.9 Закона о банкротстве меры по предупреждению банкротства кредитных организаций включают в себя, в частности, финансовое оздоровление кредитной организации, назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, реорганизацию кредитной организации. В статье 184.1 Закона о банкротстве перечислены дополнительные основания для применения мер по предупреждению банкротства страховой организации, при этом меры по предупреждению банкротства к ним могут быть применены общие, предусмотренные статьями 30 и 31 Закона о банкротстве. Так, санация называется в судебной практике одной из мер по предупреждению банкротства, при этом отмечается, что она представляет собой одну из предбанкротных процедур <251>. За рубежом наиболее действенной мерой предупреждения банкротства является приобретение неблагополучной компании другой компанией или использование механизма слияний и присоединений <252>.
Готовое решение: Как в ООО распределить прибыль на дивиденды и выплатить их
(КонсультантПлюс, 2025)Приведем еще пример запрета: банк со дня получения требования Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации до дня получения разрешения не вправе распределять прибыль (выплачивать дивиденды), если это приведет к нарушению нормативов, установленных Банком России (ст. 72 Закона о Банке России).
(КонсультантПлюс, 2025)Приведем еще пример запрета: банк со дня получения требования Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации до дня получения разрешения не вправе распределять прибыль (выплачивать дивиденды), если это приведет к нарушению нормативов, установленных Банком России (ст. 72 Закона о Банке России).
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данная часть введена с 23 декабря 2014 г. Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ <167>, первоначальный вариант проекта которого соответствующую норму не содержал. Соответствующий законопроект разрабатывался в целях совершенствования правового регулирования процедур финансового оздоровления и ликвидации кредитных организаций.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Данная часть введена с 23 декабря 2014 г. Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ <167>, первоначальный вариант проекта которого соответствующую норму не содержал. Соответствующий законопроект разрабатывался в целях совершенствования правового регулирования процедур финансового оздоровления и ликвидации кредитных организаций.
Статья: Государство против контролирующих лиц: положительные позиции высших судов
(Кравченко Д., Дроздов А., Тиханова Е.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2023, N 1)<1> Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 февраля 2017 года N 2.2-1/796 "По проекту Федерального закона N 66499-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с созданием дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных организаций)" (первое чтение).
(Кравченко Д., Дроздов А., Тиханова Е.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2023, N 1)<1> Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 февраля 2017 года N 2.2-1/796 "По проекту Федерального закона N 66499-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с созданием дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных организаций)" (первое чтение).
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Примером может служить структура § 4.1 гл. IX Закона о банкротстве "Банкротство кредитных организаций", в котором предусмотрена лишь одна судебная процедура, применяемая к должникам - кредитным организациям, - конкурсное производство. Она подлежит применению к должнику - кредитной организации, если внесудебные (административные) процедуры, применяемые Банком России в целях финансового оздоровления неплатежеспособной кредитной организации (меры по финансовому оздоровлению кредитной организации, назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, реорганизация кредитной организации), не дают положительных результатов.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Примером может служить структура § 4.1 гл. IX Закона о банкротстве "Банкротство кредитных организаций", в котором предусмотрена лишь одна судебная процедура, применяемая к должникам - кредитным организациям, - конкурсное производство. Она подлежит применению к должнику - кредитной организации, если внесудебные (административные) процедуры, применяемые Банком России в целях финансового оздоровления неплатежеспособной кредитной организации (меры по финансовому оздоровлению кредитной организации, назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, реорганизация кредитной организации), не дают положительных результатов.
Статья: Дуализм арбитражного управления в аспекте эффективности недопущения перехода к конкурсному производству кредитной организации
(Юсуфов А.Т.)
("Право и бизнес", 2023, N 4)<5> Щепетова Н.В. Финансовое оздоровление кредитных организаций // Научно-практический электронный журнал "Аллея науки". 2020. Т. 2. N 4(43). С. 225 - 226.
(Юсуфов А.Т.)
("Право и бизнес", 2023, N 4)<5> Щепетова Н.В. Финансовое оздоровление кредитных организаций // Научно-практический электронный журнал "Аллея науки". 2020. Т. 2. N 4(43). С. 225 - 226.
Статья: Перспективы создания универсального IT-аутсорсера на рынке банковских услуг и проблемы формирования его уставного капитала
(Лаутс Е.Б.)
("Право и бизнес", 2024, N 2)Согласно ст. 8 Закона о Банке России он не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами. При этом законодатель, очевидно, расширительно трактует данную норму. Так, в ст. 189.57-1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) отдельно указывается, что ст. 8 Закона о Банке России не распространяется на участие в капитале общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора" (далее - ООО УК "ФКБС"). Тем не менее данная организация не является кредитной, и при буквальном толковании требования п. 1 ст. 8 Закона о Банке России на нее не должны были распространяться. К тому же, согласно ст. 76.10 Закона о Банке России, в целях осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитных организаций, мероприятий по предупреждению банкротства страховых организаций или негосударственных пенсионных фондов Банк России вправе в качестве единственного участника учредить общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора", действующее в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" <6>, Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <7> с особенностями, установленными Законом о Банке России и Законом о банкротстве.
(Лаутс Е.Б.)
("Право и бизнес", 2024, N 2)Согласно ст. 8 Закона о Банке России он не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, если иное не установлено федеральными законами. При этом законодатель, очевидно, расширительно трактует данную норму. Так, в ст. 189.57-1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) отдельно указывается, что ст. 8 Закона о Банке России не распространяется на участие в капитале общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора" (далее - ООО УК "ФКБС"). Тем не менее данная организация не является кредитной, и при буквальном толковании требования п. 1 ст. 8 Закона о Банке России на нее не должны были распространяться. К тому же, согласно ст. 76.10 Закона о Банке России, в целях осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитных организаций, мероприятий по предупреждению банкротства страховых организаций или негосударственных пенсионных фондов Банк России вправе в качестве единственного участника учредить общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора", действующее в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" <6>, Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <7> с особенностями, установленными Законом о Банке России и Законом о банкротстве.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Положение, устанавливающее условие - если не реализован план участия Банка России или Агентства в урегулировании обязательств банка в соответствии с Законом о банкротстве - включено в п. 1 ч. 1 комментируемой статьи с 23 декабря 2014 г. Законом 2014 г. N 432-ФЗ, принятым в рамках консолидации норм законодательства РФ о банкротстве. Причем первоначально говорилось о плане участия только Банка России, указание на план участия Агентства включено с 31 июля 2017 г. Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 84-ФЗ <84>, принятым в рамках создания дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных организаций. Участие Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка предусмотрено и регламентировано положениями ст. 189.49 Закона о банкротстве;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Положение, устанавливающее условие - если не реализован план участия Банка России или Агентства в урегулировании обязательств банка в соответствии с Законом о банкротстве - включено в п. 1 ч. 1 комментируемой статьи с 23 декабря 2014 г. Законом 2014 г. N 432-ФЗ, принятым в рамках консолидации норм законодательства РФ о банкротстве. Причем первоначально говорилось о плане участия только Банка России, указание на план участия Агентства включено с 31 июля 2017 г. Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 84-ФЗ <84>, принятым в рамках создания дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных организаций. Участие Банка России или Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка предусмотрено и регламентировано положениями ст. 189.49 Закона о банкротстве;