Финансирование муниципальных обрАзований
Подборка наиболее важных документов по запросу Финансирование муниципальных обрАзований (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ, ВАС РФ: Единственное основание для уменьшения неустойки - ее явная несоразмерность последствиям нарушения обязательства
Определение Верховного Суда РФ от 27.09.2022 N 10-КГ22-3-К6 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 333 ГК РФНедостаточное финансирование администрации муниципального образования со стороны иного публично-правового образования не может служить основанием для уменьшения размера неустойки в соответствии со ст. 333 ГК РФ.
Определение Верховного Суда РФ от 27.09.2022 N 10-КГ22-3-К6 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 333 ГК РФНедостаточное финансирование администрации муниципального образования со стороны иного публично-правового образования не может служить основанием для уменьшения размера неустойки в соответствии со ст. 333 ГК РФ.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 86 "Расходные обязательства муниципального образования" БК РФ"В связи с этим по правилам бюджетного законодательства у муниципальных образований возникают собственные расходные обязательства (статья 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации). При этом применительно к правотворческим полномочиям муниципальных образований по вопросам местного значения приведенная норма провозглашает возможность, а не обязанность закрепления дополнительного финансирования расходных обязательств муниципальных образований."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об установлении ставок налогов и сборов, налоговых льгот организациям, финансируемым из бюджета определенного муниципального образования и имеющим определенную организационно-правовую форму.
(Письмо Минфина России от 24.09.2024 N 03-02-08/91887)Вопрос: Об установлении ставок налогов и сборов, налоговых льгот организациям, финансируемым из бюджета определенного муниципального образования и имеющим определенную организационно-правовую форму.
(Письмо Минфина России от 24.09.2024 N 03-02-08/91887)Вопрос: Об установлении ставок налогов и сборов, налоговых льгот организациям, финансируемым из бюджета определенного муниципального образования и имеющим определенную организационно-правовую форму.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;
(ред. от 25.12.2023)
"Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"9. Возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"9. Возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается.
Статья: Материальные меры поощрения муниципальных образований как основа их устойчивого развития
(Нигметзянов А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)Субсидии направлены на реализацию стратегических целей социально-экономического развития региона, закрепляемых как в стратегии социально-экономического развития, так и в государственных программах субъекта РФ. Объем субсидий определяется на основе необходимости вертикальной сбалансированности бюджетной системы субъекта РФ, а также приоритетности направлений развития. Например, в Тульской области предусмотрены субсидии бюджетам муниципальных образований на финансирование грантов субъектам малого предпринимательства в рамках муниципальной программы повышения конкурентоспособности и развития субъектов малого и среднего предпринимательства <14>. Строго говоря, такие субсидии не вполне отвечают критериям поощрения, поскольку отсутствует уже совершенная заслуга муниципального образования, вместе с тем такую субсидию можно рассматривать как перспективное поощрение за будущий результат или поощрение за проявленную активность и разработку проекта или заявки.
(Нигметзянов А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)Субсидии направлены на реализацию стратегических целей социально-экономического развития региона, закрепляемых как в стратегии социально-экономического развития, так и в государственных программах субъекта РФ. Объем субсидий определяется на основе необходимости вертикальной сбалансированности бюджетной системы субъекта РФ, а также приоритетности направлений развития. Например, в Тульской области предусмотрены субсидии бюджетам муниципальных образований на финансирование грантов субъектам малого предпринимательства в рамках муниципальной программы повышения конкурентоспособности и развития субъектов малого и среднего предпринимательства <14>. Строго говоря, такие субсидии не вполне отвечают критериям поощрения, поскольку отсутствует уже совершенная заслуга муниципального образования, вместе с тем такую субсидию можно рассматривать как перспективное поощрение за будущий результат или поощрение за проявленную активность и разработку проекта или заявки.
Статья: О финансировании мероприятий по обеспечению инвалидов жилыми помещениями
(Сенотрусова Е.М.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Так, в большинстве случаев органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для инвалидов самостоятельно за счет средств местного бюджета, а в последующем обращаются в суд с требованием о взыскании понесенных расходов, исчисляемых исходя из средней рыночной стоимости жилья в том или ином населенном пункте, с субъекта Российской Федерации. Как указал Верховный Суд Российской Федерации в одном из своих Определений, "бездействие Омской области, выраженное в том, что законами о бюджете Омской области за указанный период не были предусмотрены расходы на финансирование муниципальных образований для выполнения функции по предоставлению жилых помещений гражданам, признанным инвалидами и поставленным на жилищный учет после 01.01.2005, повлекло за собой возникновение убытков муниципального образования на выполнение государственных функций по социальной защите инвалидов" <11>. При этом, как следует из решений судов, обязательный досудебный порядок урегулирования таких споров законодательством не предусмотрен, обращение в региональные органы власти с просьбой о предоставлении необходимого финансирования является правом, а не обязанностью муниципалитета <12>. Такая практика сложилась на территориях Забайкальского края, Ленинградской, Иркутской, Омской, Новосибирской, Томской областей, Республик Карелия, Алтай <13> и др.
(Сенотрусова Е.М.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Так, в большинстве случаев органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для инвалидов самостоятельно за счет средств местного бюджета, а в последующем обращаются в суд с требованием о взыскании понесенных расходов, исчисляемых исходя из средней рыночной стоимости жилья в том или ином населенном пункте, с субъекта Российской Федерации. Как указал Верховный Суд Российской Федерации в одном из своих Определений, "бездействие Омской области, выраженное в том, что законами о бюджете Омской области за указанный период не были предусмотрены расходы на финансирование муниципальных образований для выполнения функции по предоставлению жилых помещений гражданам, признанным инвалидами и поставленным на жилищный учет после 01.01.2005, повлекло за собой возникновение убытков муниципального образования на выполнение государственных функций по социальной защите инвалидов" <11>. При этом, как следует из решений судов, обязательный досудебный порядок урегулирования таких споров законодательством не предусмотрен, обращение в региональные органы власти с просьбой о предоставлении необходимого финансирования является правом, а не обязанностью муниципалитета <12>. Такая практика сложилась на территориях Забайкальского края, Ленинградской, Иркутской, Омской, Новосибирской, Томской областей, Республик Карелия, Алтай <13> и др.
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)- финансирование приоритетных направлений развития муниципальных образований;
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)- финансирование приоритетных направлений развития муниципальных образований;
Статья: От курортного сбора к туристическому налогу: история вопроса и перспективы (часть 2)
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2025, N 8)Можно утверждать, что введение и курортного сбора, и туристического налога связано с попыткой "решить сложную задачу: найти источники финансирования расходов муниципальных образований, не увеличивая налоговую нагрузку на предпринимателей" [7, с. 52]. В ситуации с нецелевым туристическим налогом эта цель незавуалированна, и в этом смысле это налог в чистом виде. Это позволяет Н.В. Колосову утверждать, что "название налога в большей мере связано не с направлением расходования полученных доходов, а с видом экономической деятельности, подлежащей налогообложению" [5, с. 49] (сродни торговому, но все еще сбору). Кроме того, это косвенный налог: реальное налоговое бремя несут физические лица, от которых налогоплательщики получают денежные средства в счет стоимости оказываемых услуг. "Из положений пункта 1 статьи 418.4 и пункта 1 статьи 418.7 Налогового кодекса следует, что сумма туристического налога является частью стоимости услуги по временному проживанию и подлежит выделению в расчетных документах лица, приобретающего услугу" <6>.
(Напсо М.Б.)
("Современное право", 2025, N 8)Можно утверждать, что введение и курортного сбора, и туристического налога связано с попыткой "решить сложную задачу: найти источники финансирования расходов муниципальных образований, не увеличивая налоговую нагрузку на предпринимателей" [7, с. 52]. В ситуации с нецелевым туристическим налогом эта цель незавуалированна, и в этом смысле это налог в чистом виде. Это позволяет Н.В. Колосову утверждать, что "название налога в большей мере связано не с направлением расходования полученных доходов, а с видом экономической деятельности, подлежащей налогообложению" [5, с. 49] (сродни торговому, но все еще сбору). Кроме того, это косвенный налог: реальное налоговое бремя несут физические лица, от которых налогоплательщики получают денежные средства в счет стоимости оказываемых услуг. "Из положений пункта 1 статьи 418.4 и пункта 1 статьи 418.7 Налогового кодекса следует, что сумма туристического налога является частью стоимости услуги по временному проживанию и подлежит выделению в расчетных документах лица, приобретающего услугу" <6>.
Готовое решение: Когда заказчикам проводить закупки по Закону N 44-ФЗ, а когда по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Закон N 223-ФЗ не распространяется на АНО, поскольку такие организации не перечислены среди заказчиков, а также не являются хозяйственными обществами (ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, п. 1 ст. 66, п. 1 ст. 123.24 ГК РФ). Поэтому в остальных случаях какие-либо специальные правила для закупочной деятельности АНО законодательством не установлены, и такая деятельность должна осуществляться в соответствии с гражданским законодательством (Письмо Минэкономразвития России от 14.08.2015 N Д28и-2351). Вместе с тем важно учесть, что, если АНО создана РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием, финансируется за счет средств соответствующего бюджета, а также фактически выполняет функции и полномочия, возложенные на создавший ее орган, существует риск того, что указанная организация может быть признана по своей правовой природе автономным учреждением, которое в свою очередь обязано осуществлять закупки в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Закон N 223-ФЗ не распространяется на АНО, поскольку такие организации не перечислены среди заказчиков, а также не являются хозяйственными обществами (ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, п. 1 ст. 66, п. 1 ст. 123.24 ГК РФ). Поэтому в остальных случаях какие-либо специальные правила для закупочной деятельности АНО законодательством не установлены, и такая деятельность должна осуществляться в соответствии с гражданским законодательством (Письмо Минэкономразвития России от 14.08.2015 N Д28и-2351). Вместе с тем важно учесть, что, если АНО создана РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием, финансируется за счет средств соответствующего бюджета, а также фактически выполняет функции и полномочия, возложенные на создавший ее орган, существует риск того, что указанная организация может быть признана по своей правовой природе автономным учреждением, которое в свою очередь обязано осуществлять закупки в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ.
Статья: Некоторые проблемы внеочередного предоставления жилья отдельным категориям граждан: анализ правоприменительной практики
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 2)Также сложно обстоит дело с финансированием муниципальных образований в целях приобретения жилых помещений для лиц, указанных в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". По нормам данного Закона выделение жилья указанным лицам объявлено расходным обязательством субъекта Российской Федерации. При этом законами субъектов полномочия как по ведению учета лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, так и, собственно, по их предоставлению передаются органам местного самоуправления, которые с ними в полном объеме не справляются из-за того, что выделяемых субъектам Российской Федерации средств в виде субсидий (субвенций) на эти цели оказывается недостаточно.
(Никифорова Н.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 2)Также сложно обстоит дело с финансированием муниципальных образований в целях приобретения жилых помещений для лиц, указанных в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". По нормам данного Закона выделение жилья указанным лицам объявлено расходным обязательством субъекта Российской Федерации. При этом законами субъектов полномочия как по ведению учета лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, так и, собственно, по их предоставлению передаются органам местного самоуправления, которые с ними в полном объеме не справляются из-за того, что выделяемых субъектам Российской Федерации средств в виде субсидий (субвенций) на эти цели оказывается недостаточно.
Путеводитель по судебной практике: Розничная купля-продажа.
Признается ли розничной куплей-продажей приобретение юридическими лицами товаров для собственных нужд
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 94-ФЗ под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Признается ли розничной куплей-продажей приобретение юридическими лицами товаров для собственных нужд
(КонсультантПлюс, 2025)Согласно пункту 2 статьи 3 Закона N 94-ФЗ под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)4. В соответствии с положениями ч. 4 комментируемой статьи финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах может осуществляться не только за счет взносов собственников, но также - в качестве мер государственной и муниципальной поддержки - за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными и региональными законами, муниципальными правовыми актами, в том числе в рамках реализации региональных программ капитального ремонта. Так, меры финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств федерального бюджета через Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляются по заявкам органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в том числе при наличии в региональных программах капитального ремонта и краткосрочных планах по их реализации, а также в ранее принятых региональных адресных программах по проведению капитального ремонта многоквартирных домов положений о долевом участии субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований в финансировании мероприятий по проведению капитального ремонта (ст. 15, 15.1, 20, 20.1 и др.).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)4. В соответствии с положениями ч. 4 комментируемой статьи финансирование услуг и (или) работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах может осуществляться не только за счет взносов собственников, но также - в качестве мер государственной и муниципальной поддержки - за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными и региональными законами, муниципальными правовыми актами, в том числе в рамках реализации региональных программ капитального ремонта. Так, меры финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств федерального бюджета через Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предоставляются по заявкам органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в том числе при наличии в региональных программах капитального ремонта и краткосрочных планах по их реализации, а также в ранее принятых региональных адресных программах по проведению капитального ремонта многоквартирных домов положений о долевом участии субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований в финансировании мероприятий по проведению капитального ремонта (ст. 15, 15.1, 20, 20.1 и др.).
Готовое решение: Как исчислять и уплачивать налог на имущество организаций в Москве
(КонсультантПлюс, 2025)объекты жилищно-коммунального комплекса и газоснабжения, финансируемые из бюджета Москвы или ее внутригородских муниципальных образований, а также подземные коллекторы для коммуникаций и объекты для их содержания;
(КонсультантПлюс, 2025)объекты жилищно-коммунального комплекса и газоснабжения, финансируемые из бюджета Москвы или ее внутригородских муниципальных образований, а также подземные коллекторы для коммуникаций и объекты для их содержания;
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)При распределении базовых бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период на предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, направляемых субъектами Российской Федерации (муниципальными образованиями) на финансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), а также на осуществление из федерального бюджета бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставляемых одному или нескольким субъектам Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий на части территории Российской Федерации, не входящей в состав Дальневосточного федерального округа, и бюджетных инвестиций, осуществляемых в объекты государственной собственности Российской Федерации на части территории Российской Федерации, не входящей в состав Дальневосточного федерального округа), субъекты бюджетного планирования, являющиеся ответственными исполнителями государственных программ Российской Федерации, указанных в перечне государственных программ Российской Федерации, утверждаемом Правительством Российской Федерации, мероприятия которых подлежат аналитическому отражению в комплексных государственных программах Российской Федерации в соответствии со сферами (отраслями) их реализации, в рамках соответствующих государственных программ Российской Федерации обеспечивают предоставление не менее 7,2 процента общего объема таких межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и осуществление не менее 7,2 процента общего объема таких бюджетных инвестиций на территории Дальневосточного федерального округа;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)При распределении базовых бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период на предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, направляемых субъектами Российской Федерации (муниципальными образованиями) на финансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), а также на осуществление из федерального бюджета бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставляемых одному или нескольким субъектам Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий на части территории Российской Федерации, не входящей в состав Дальневосточного федерального округа, и бюджетных инвестиций, осуществляемых в объекты государственной собственности Российской Федерации на части территории Российской Федерации, не входящей в состав Дальневосточного федерального округа), субъекты бюджетного планирования, являющиеся ответственными исполнителями государственных программ Российской Федерации, указанных в перечне государственных программ Российской Федерации, утверждаемом Правительством Российской Федерации, мероприятия которых подлежат аналитическому отражению в комплексных государственных программах Российской Федерации в соответствии со сферами (отраслями) их реализации, в рамках соответствующих государственных программ Российской Федерации обеспечивают предоставление не менее 7,2 процента общего объема таких межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и осуществление не менее 7,2 процента общего объема таких бюджетных инвестиций на территории Дальневосточного федерального округа;