ФГОС по направлению юриспруденция магистратуры
Подборка наиболее важных документов по запросу ФГОС по направлению юриспруденция магистратуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Международные стандарты аудита: учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, пересмотренное)
(Арзуманова Л.Л., Орлова Н.Ю., Соболь О.С., Цареградская Ю.К.)
(отв. ред. Л.Л. Арзуманова, Ю.К. Цареградская)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Учебное пособие "Международные стандарты аудита" написано в соответствии с рабочей программой дисциплины (модуля) "Международные стандарты аудита" основной профессиональной образовательной программы высшего образования "Магистр международного финансового права", разработанной кафедрой финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 "Юриспруденция".
(2-е издание, пересмотренное)
(Арзуманова Л.Л., Орлова Н.Ю., Соболь О.С., Цареградская Ю.К.)
(отв. ред. Л.Л. Арзуманова, Ю.К. Цареградская)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Учебное пособие "Международные стандарты аудита" написано в соответствии с рабочей программой дисциплины (модуля) "Международные стандарты аудита" основной профессиональной образовательной программы высшего образования "Магистр международного финансового права", разработанной кафедрой финансового права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 "Юриспруденция".
Статья: Актуальные подходы ФАС России к привлечению субъектов естественных монополий, оказывающих услуги в портах или аэропортах, к административной ответственности за нарушение правил недискриминационного доступа
(Борисова М.Д.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 3)5. Фетисов А.К. Разрешение споров в арбитражных судах, связанных с применением антимонопольного законодательства: для студентов вузов, обучающихся по программе "Гражд. процесс (судеб. деятельность)" (в рамках направления подгот.: 030900 Юриспруденция ФГОС ВПО по направлению подгот. "Юриспруденция" (квалификация (степень) "магистр")). М.: Инфотропик Медиа, 2013. 172 с. [Fetisov A.K. Resolution of disputes in arbitration courts related to the application of antimonopoly legislation: for university students studying under the "Civil process (of destinies. activities)" (within the scope of the sub-section: 030900 Jurisprudence of the GEF HPE in the sub-section. "Urisprudence" (qualification (degree) "master")). M.: Infotropic Media, 2013. 172 p. (In Russ.)].
(Борисова М.Д.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2023, N 3)5. Фетисов А.К. Разрешение споров в арбитражных судах, связанных с применением антимонопольного законодательства: для студентов вузов, обучающихся по программе "Гражд. процесс (судеб. деятельность)" (в рамках направления подгот.: 030900 Юриспруденция ФГОС ВПО по направлению подгот. "Юриспруденция" (квалификация (степень) "магистр")). М.: Инфотропик Медиа, 2013. 172 с. [Fetisov A.K. Resolution of disputes in arbitration courts related to the application of antimonopoly legislation: for university students studying under the "Civil process (of destinies. activities)" (within the scope of the sub-section: 030900 Jurisprudence of the GEF HPE in the sub-section. "Urisprudence" (qualification (degree) "master")). M.: Infotropic Media, 2013. 172 p. (In Russ.)].
Нормативные акты
Приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 N 1451
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция"
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.03.2021 N 62681)Зарегистрировано в Минюсте России 9 марта 2021 г. N 62681
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция"
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.03.2021 N 62681)Зарегистрировано в Минюсте России 9 марта 2021 г. N 62681
Решение Верховного Суда РФ от 25.05.2015 N АКПИ15-388
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим раздела II Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37>Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 "Юриспруденция" (квалификация (степень) "магистр") (далее - Стандарт) утвержден и введен в действие приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. N 1763.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим раздела II Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37>Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 "Юриспруденция" (квалификация (степень) "магистр") (далее - Стандарт) утвержден и введен в действие приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. N 1763.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. Как следует из ч. 4 комментируемой статьи, ФГОС определяют сроки обучения, которые являются дифференцированными. Также срокам всегда сопоставлены объемы образовательных программ, выраженные в зачетных единицах. К примеру, упомянутый выше ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция определяет, что нормативный срок получения образования по программе бакалавриата:
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)4. Как следует из ч. 4 комментируемой статьи, ФГОС определяют сроки обучения, которые являются дифференцированными. Также срокам всегда сопоставлены объемы образовательных программ, выраженные в зачетных единицах. К примеру, упомянутый выше ФГОС ВО по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция определяет, что нормативный срок получения образования по программе бакалавриата:
Статья: Прием квалификационного экзамена на должность судьи и вопросы совершенствования деятельности
(Волков К.А.)
("Российский судья", 2023, N 12)Одной из причин уменьшения количества кандидатов на должность судьи является отсутствие соответствующего юридического образования. Дело в том, что в соответствии со ст. 4 Закона N 3132-1 в Российской Федерации "судьей может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование по специальности "юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "юриспруденция". Таким образом, из образовательного ценза выпадают такие направления подготовки специалитета юриспруденции в вузе, как правовое обеспечение национальной безопасности, правоохранительные органы и т.п. Особенно странно выглядит невозможность претендовать на должность судьи кандидату, имеющему высшее юридическое образование по направлению подготовки специалитета по специальности "40.05.04. Судебная и прокурорская деятельность". Ведь согласно федеральному государственному образовательному стандарту основными областями профессиональной деятельности выпускника по этой специальности являются сферы юриспруденции, напрямую связанные с судебной деятельностью (обеспечения верховенства закона; единства и укрепления законности; защиты интересов личности, общества и государства; разработки и реализации правовых норм; обеспечения законности и правопорядка) <10>.
(Волков К.А.)
("Российский судья", 2023, N 12)Одной из причин уменьшения количества кандидатов на должность судьи является отсутствие соответствующего юридического образования. Дело в том, что в соответствии со ст. 4 Закона N 3132-1 в Российской Федерации "судьей может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование по специальности "юриспруденция" или высшее образование по направлению подготовки "юриспруденция" квалификации (степени) "магистр" при наличии диплома бакалавра по направлению подготовки "юриспруденция". Таким образом, из образовательного ценза выпадают такие направления подготовки специалитета юриспруденции в вузе, как правовое обеспечение национальной безопасности, правоохранительные органы и т.п. Особенно странно выглядит невозможность претендовать на должность судьи кандидату, имеющему высшее юридическое образование по направлению подготовки специалитета по специальности "40.05.04. Судебная и прокурорская деятельность". Ведь согласно федеральному государственному образовательному стандарту основными областями профессиональной деятельности выпускника по этой специальности являются сферы юриспруденции, напрямую связанные с судебной деятельностью (обеспечения верховенства закона; единства и укрепления законности; защиты интересов личности, общества и государства; разработки и реализации правовых норм; обеспечения законности и правопорядка) <10>.
Статья: К вопросу о требованиях к уровню образования и профессиональному опыту для представителей отдельных профессий (должностей) правоохранительных и судебных органов в военной сфере
(Вражнов А.С., Никонович С.Л.)
("Российский судья", 2022, N 9)Во-первых, должностные обязанности помощника прокурора, как правило, не требуют научно-исследовательских знаний, умений и навыков, приобретаемых в магистратуре, и, следовательно, не выходят за пределы федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 13 августа 2020 г. N 1011 <13> и предусматривающего освоение общетеоретических и отраслевых (межотраслевых) правовых дисциплин, прохождение различных видов практик, успешную сдачу государственного экзамена и (или) защиту выпускной квалификационной работы.
(Вражнов А.С., Никонович С.Л.)
("Российский судья", 2022, N 9)Во-первых, должностные обязанности помощника прокурора, как правило, не требуют научно-исследовательских знаний, умений и навыков, приобретаемых в магистратуре, и, следовательно, не выходят за пределы федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 13 августа 2020 г. N 1011 <13> и предусматривающего освоение общетеоретических и отраслевых (межотраслевых) правовых дисциплин, прохождение различных видов практик, успешную сдачу государственного экзамена и (или) защиту выпускной квалификационной работы.
Статья: Аксиология конституционного мировоззрения. Часть I. Конституционное мировоззрение в ценностном измерении обновленной Конституции России
(Бондарь Н.С., Баринов Э.Э.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 12)<8> Приходится лишь сожалеть, что, например, в курсе конституционного права ему уделяется явно недостаточное внимание, а во многих учебниках по конституционному праву данная категория практически отсутствует как предмет изучения. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь в федеральных образовательных стандартах высшего образования по направлениям подготовки 030900 "Юриспруденция" (как по степени бакалавр, так и магистр) категория "конституционализм" тоже не упоминается. Показательным, правда, является тот факт - и это важно применительно к теме настоящей статьи, - что в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования категория конституционализма присутствует в стандартах базового уровня среднего (полного) общего образования, но по истории, в рамках темы "Идеология. Просвещение и конституционализм", что подтверждает очевидную необходимость доктринальной проработки данной проблемы.
(Бондарь Н.С., Баринов Э.Э.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 12)<8> Приходится лишь сожалеть, что, например, в курсе конституционного права ему уделяется явно недостаточное внимание, а во многих учебниках по конституционному праву данная категория практически отсутствует как предмет изучения. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, ведь в федеральных образовательных стандартах высшего образования по направлениям подготовки 030900 "Юриспруденция" (как по степени бакалавр, так и магистр) категория "конституционализм" тоже не упоминается. Показательным, правда, является тот факт - и это важно применительно к теме настоящей статьи, - что в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования категория конституционализма присутствует в стандартах базового уровня среднего (полного) общего образования, но по истории, в рамках темы "Идеология. Просвещение и конституционализм", что подтверждает очевидную необходимость доктринальной проработки данной проблемы.
Статья: Академические свободы: формирование образовательных программ
(Поляков С.Б.)
("Российский судья", 2021, N 10)Публичные цели юридического образования (то бишь что нужно хозяйке от козы) - получение специалистов, готовых осуществлять юридическую деятельность, состоящую из правотворчества и правоприменения. Требования к таким специалистам, названные общепрофессиональными компетенциями, которыми должны обладать выпускники магистратуры, допускаемые к работе судьей, прокурором, следователем, определены в п. 3.3 федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 "Юриспруденция", утвержденного Приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 25 ноября 2020 г. N 1451 (далее - Стандарт).
(Поляков С.Б.)
("Российский судья", 2021, N 10)Публичные цели юридического образования (то бишь что нужно хозяйке от козы) - получение специалистов, готовых осуществлять юридическую деятельность, состоящую из правотворчества и правоприменения. Требования к таким специалистам, названные общепрофессиональными компетенциями, которыми должны обладать выпускники магистратуры, допускаемые к работе судьей, прокурором, следователем, определены в п. 3.3 федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 "Юриспруденция", утвержденного Приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 25 ноября 2020 г. N 1451 (далее - Стандарт).
Статья: Формы обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В частности, срок получения образования по программе бакалавриата (вне зависимости от применяемых образовательных технологий) в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, составляет 4 года (п. 1.8 ФГОС высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 "Юриспруденция", утв. Приказом Минобрнауки России от 13.08.2020 N 1011 (далее - ФГОС N 1011)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В частности, срок получения образования по программе бакалавриата (вне зависимости от применяемых образовательных технологий) в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, составляет 4 года (п. 1.8 ФГОС высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 "Юриспруденция", утв. Приказом Минобрнауки России от 13.08.2020 N 1011 (далее - ФГОС N 1011)).
Статья: Практика образования в области прав человека: опыт Совета Европы и Российской Федерации
(Гараев Р.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)<31> Образовательный стандарт, самостоятельно устанавливаемый МГУ имени М.В. Ломоносова для реализуемых основных профессиональных образовательных программ высшего образования по направлению подготовки программ бакалавриата, программ магистратуры по направлению подготовки "Юриспруденция", реализуемых по схеме интегрированной подготовки, утвержден решением Ученого совета МГУ имени М.В. Ломоносова от 27 июня 2011 г., протокол N 3, введен в действие Приказом ректора МГУ имени М.В. Ломоносова от 22 июля 2011 г. N 729 (в действующей редакции) // Сайт МГУ имени М.В. Ломоносова. URL: https://www.msu.ru/sveden/eduStandarts/import/docs/40.03.01,%2040.04.01.pdf (дата обращения: 20.05.2021).
(Гараев Р.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)<31> Образовательный стандарт, самостоятельно устанавливаемый МГУ имени М.В. Ломоносова для реализуемых основных профессиональных образовательных программ высшего образования по направлению подготовки программ бакалавриата, программ магистратуры по направлению подготовки "Юриспруденция", реализуемых по схеме интегрированной подготовки, утвержден решением Ученого совета МГУ имени М.В. Ломоносова от 27 июня 2011 г., протокол N 3, введен в действие Приказом ректора МГУ имени М.В. Ломоносова от 22 июля 2011 г. N 729 (в действующей редакции) // Сайт МГУ имени М.В. Ломоносова. URL: https://www.msu.ru/sveden/eduStandarts/import/docs/40.03.01,%2040.04.01.pdf (дата обращения: 20.05.2021).
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)В связи с тем что составы экологических преступлений раскрыты в нормах гл. 26 УК РФ с помощью достаточно сложных юридико-технических приемов, а толкование этих норм, данное высшими судебными инстанциями, имеет фрагментарный характер, процесс квалификации этих посягательств во многих случаях затруднен. В тексте предлагаемого пособия дана подробная характеристика экологической преступности, проведен уголовно-правовой анализ составов экологических преступлений, разработан алгоритм их квалификации. Изложенный в пособии материал структурирован в соответствии с требованиями ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 "Юриспруденция", утвержденного Приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 13 августа 2020 г. N 1011, ФГОС ВО - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 "Юриспруденция", утвержденного Приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 25 ноября 2020 г. N 1451, ФГОС ВО - специалитет по специальности 40.05.01 "Правовое обеспечение национальной безопасности", утвержденного Приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 31 августа 2020 г. N 1138. Совокупность представленного в тексте пособия теоретического и практико-ориентированного материала позволяет обеспечить приобретение знаний, умений и навыков по вопросам квалификации экологических преступлений.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)В связи с тем что составы экологических преступлений раскрыты в нормах гл. 26 УК РФ с помощью достаточно сложных юридико-технических приемов, а толкование этих норм, данное высшими судебными инстанциями, имеет фрагментарный характер, процесс квалификации этих посягательств во многих случаях затруднен. В тексте предлагаемого пособия дана подробная характеристика экологической преступности, проведен уголовно-правовой анализ составов экологических преступлений, разработан алгоритм их квалификации. Изложенный в пособии материал структурирован в соответствии с требованиями ФГОС ВО - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 "Юриспруденция", утвержденного Приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 13 августа 2020 г. N 1011, ФГОС ВО - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 "Юриспруденция", утвержденного Приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 25 ноября 2020 г. N 1451, ФГОС ВО - специалитет по специальности 40.05.01 "Правовое обеспечение национальной безопасности", утвержденного Приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 31 августа 2020 г. N 1138. Совокупность представленного в тексте пособия теоретического и практико-ориентированного материала позволяет обеспечить приобретение знаний, умений и навыков по вопросам квалификации экологических преступлений.
Статья: Конституционно-правовое содержание требования об образовании кандидатов в судьи
(Бурдина Е.В.)
("Российский судья", 2021, N 2)Так, наряду с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по направлению подготовки "юриспруденция" (уровень бакалавриата и магистра), в настоящее время в структуре высшего юридического образования создано необходимое разнообразие программ специалитета с присвоением квалификации "юрист", приняты ФГОСы по следующим юридическим специальностям: 40.05.2001 "Правовое обеспечение национальной безопасности" <15>; 40.05.2002 "Правоохранительная деятельность" <16>; 40.05.2004 "Судебная и прокурорская деятельность" <17>. В свою очередь, ранее существовавшая специальность "юриспруденция" отсутствует.
(Бурдина Е.В.)
("Российский судья", 2021, N 2)Так, наряду с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по направлению подготовки "юриспруденция" (уровень бакалавриата и магистра), в настоящее время в структуре высшего юридического образования создано необходимое разнообразие программ специалитета с присвоением квалификации "юрист", приняты ФГОСы по следующим юридическим специальностям: 40.05.2001 "Правовое обеспечение национальной безопасности" <15>; 40.05.2002 "Правоохранительная деятельность" <16>; 40.05.2004 "Судебная и прокурорская деятельность" <17>. В свою очередь, ранее существовавшая специальность "юриспруденция" отсутствует.
Статья: О месте и роли юридического образования в образовательной системе Российской Федерации
(Неверов А.Я.)
("Российская юстиция", 2024, N 6)Среди них: ФГОС среднего профессионального образования по специальности 40.02.04 Юриспруденция, ФГОС высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, четыре ФГОС высшего образования - специалитет по уточненным юридическим специальностям (40.05.01, 40.05.02, 40.05.03, 40.05.04), ФГОС высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция и, наконец, ФГОС - уровень высшего образования: подготовка кадров высшей квалификации (направление подготовки 40.06.01 Юриспруденция).
(Неверов А.Я.)
("Российская юстиция", 2024, N 6)Среди них: ФГОС среднего профессионального образования по специальности 40.02.04 Юриспруденция, ФГОС высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция, четыре ФГОС высшего образования - специалитет по уточненным юридическим специальностям (40.05.01, 40.05.02, 40.05.03, 40.05.04), ФГОС высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция и, наконец, ФГОС - уровень высшего образования: подготовка кадров высшей квалификации (направление подготовки 40.06.01 Юриспруденция).