Федеральный проект нормативное регулирование цифровой среды
Подборка наиболее важных документов по запросу Федеральный проект нормативное регулирование цифровой среды (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Теоретико-правовые основы финансового права в условиях цифровой трансформации
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 9)Уже в июле этого же года распоряжением Правительства РФ утверждается Программа "Цифровая экономика Российской Федерации", в которой закреплялись основные меры государственной политики Российской Федерации по созданию необходимых условий для развития цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности <25>. Но в 2019 году указанная Программа была отменена <26> в связи с тем, что практически все ее положения вошли в национальный проект, принятый в 2019 г. Советом при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам <27>. В частности, национальный проект включил в себя федеральный проект "Нормативное регулирование цифровой среды", паспорт которого утвердило Минэкономразвития России, зафиксировавшее в качестве основной цели проекта создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе в каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий <28>.
(Лукичев К.Е.)
("Финансовое право", 2025, N 9)Уже в июле этого же года распоряжением Правительства РФ утверждается Программа "Цифровая экономика Российской Федерации", в которой закреплялись основные меры государственной политики Российской Федерации по созданию необходимых условий для развития цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности <25>. Но в 2019 году указанная Программа была отменена <26> в связи с тем, что практически все ее положения вошли в национальный проект, принятый в 2019 г. Советом при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам <27>. В частности, национальный проект включил в себя федеральный проект "Нормативное регулирование цифровой среды", паспорт которого утвердило Минэкономразвития России, зафиксировавшее в качестве основной цели проекта создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе в каждой сфере, а также внедрение гражданского оборота на базе цифровых технологий <28>.
"Образование и занятость: правовые вопросы новой цифровой реальности: монография"
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Готовность правовой среды к освоению лицами, ищущими работу, работниками и работодателями преимуществ от внедрения новых цифровых технологий и решений на их основе обеспечивается за счет реализации мероприятий, осуществляемых в рамках федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды", входящего в состав национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации". В частности, работа ведется по таким направлениям, как подготовка кадров для цифровой экономики, развитие экспериментальных правовых режимов, информационной инфраструктуры, цифровых технологий, внедрение технологий ИИ и др.
(отв. ред. Н.С. Волкова, Н.В. Путило)
("Юриспруденция", 2025)Готовность правовой среды к освоению лицами, ищущими работу, работниками и работодателями преимуществ от внедрения новых цифровых технологий и решений на их основе обеспечивается за счет реализации мероприятий, осуществляемых в рамках федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды", входящего в состав национального проекта "Цифровая экономика Российской Федерации". В частности, работа ведется по таким направлениям, как подготовка кадров для цифровой экономики, развитие экспериментальных правовых режимов, информационной инфраструктуры, цифровых технологий, внедрение технологий ИИ и др.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 N 234
(ред. от 01.08.2024)
"О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"
(вместе с "Положением о системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации")функции федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" Программы, осуществляет Министерство экономического развития Российской Федерации;
(ред. от 01.08.2024)
"О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"
(вместе с "Положением о системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации")функции федерального органа исполнительной власти, ответственного за реализацию федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" Программы, осуществляет Министерство экономического развития Российской Федерации;
Распоряжение Правительства РФ от 11.07.2023 N 1856-р
<Об утверждении Концепции регулирования отрасли квантовых коммуникаций в Российской Федерации до 2030 года>при изменении и планировании новых мероприятий федеральных проектов "Нормативное регулирование цифровой среды", "Цифровые технологии" и иных федеральных проектов национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" и (или) посредством формирования плана принятия нормативных правовых актов, определяющего перечень первоочередных изменений в законодательство Российской Федерации для целей развития квантовых коммуникаций.
<Об утверждении Концепции регулирования отрасли квантовых коммуникаций в Российской Федерации до 2030 года>при изменении и планировании новых мероприятий федеральных проектов "Нормативное регулирование цифровой среды", "Цифровые технологии" и иных федеральных проектов национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" и (или) посредством формирования плана принятия нормативных правовых актов, определяющего перечень первоочередных изменений в законодательство Российской Федерации для целей развития квантовых коммуникаций.
Статья: Определение некоторых векторов развития правового регулирования градостроительной деятельности
(Чайковская Л.В.)
("Юрист", 2023, N 10)Согласно Указу Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г." национальной целью государства является цифровая трансформация, которая в том числе предполагает максимальную цифровизацию ключевых отраслей экономики и социальной сферы, а также увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий <1>. В целях исполнения данного Указа в Российской Федерации действует национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", включающая федеральный проект "Нормативное регулирование цифровой среды", которым предусмотрены поэтапная разработка и реализация законодательных инициатив, направленных на снятие первоочередных барьеров, препятствующих развитию цифровой экономики, и урегулирование вопросов сбора, хранения и обработки данных. Существование данного проекта предопределяет проведение глубокого анализа специфики деятельности ключевых сфер общества, разработку и введение в действие нормативно-правовых актов, которые будут регулировать инновационные правоотношения в момент внедрения новых инструментов и методов деятельности и управления, основанных на применении информационных технологий. В целом появление стройной системы регулирования в указанной сфере должно повлечь за собой увеличение производительности деятельности и повышение качества жизни граждан РФ.
(Чайковская Л.В.)
("Юрист", 2023, N 10)Согласно Указу Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г." национальной целью государства является цифровая трансформация, которая в том числе предполагает максимальную цифровизацию ключевых отраслей экономики и социальной сферы, а также увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий <1>. В целях исполнения данного Указа в Российской Федерации действует национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации", включающая федеральный проект "Нормативное регулирование цифровой среды", которым предусмотрены поэтапная разработка и реализация законодательных инициатив, направленных на снятие первоочередных барьеров, препятствующих развитию цифровой экономики, и урегулирование вопросов сбора, хранения и обработки данных. Существование данного проекта предопределяет проведение глубокого анализа специфики деятельности ключевых сфер общества, разработку и введение в действие нормативно-правовых актов, которые будут регулировать инновационные правоотношения в момент внедрения новых инструментов и методов деятельности и управления, основанных на применении информационных технологий. В целом появление стройной системы регулирования в указанной сфере должно повлечь за собой увеличение производительности деятельности и повышение качества жизни граждан РФ.
Статья: Проблемы адаптации экспериментальных правовых режимов для стартапов в Российской Федерации
(Иванов В.В.)
("Право и бизнес", 2025, N 3)Следует отметить, что механизм экспериментальных режимов предусматривался государственными стратегиями как инструмент ускоренного развития законодательства в ответ на технологические изменения (например, Федеральным проектом "Нормативное регулирование цифровой среды" Национальной программы "Цифровая экономика" декларировалось опережающее обновление правовой базы под нужды цифровых инноваций) <9>. Однако если результаты экспериментов не находят оперативного отражения в законодательстве, эффект ЭПР остается временным и локальным, не приводя к системным улучшениям регуляторной среды. Иными словами, экспериментальный режим достигает своей цели лишь наполовину: он дает временную возможность реализовать инновацию, но не гарантирует ее долгосрочную правовую устойчивость. В российской практике внедрения ЭПР этот изъян проявляется в том, что в настоящий момент отсутствуют прецеденты быстрого перехода от экспериментального режима к внесению изменений в отраслевое законодательство на основе полученных данных. Некоторые запущенные эксперименты продлеваются или расширяются географически, но процесс институционализации их результатов остается длительным и неопределенным.
(Иванов В.В.)
("Право и бизнес", 2025, N 3)Следует отметить, что механизм экспериментальных режимов предусматривался государственными стратегиями как инструмент ускоренного развития законодательства в ответ на технологические изменения (например, Федеральным проектом "Нормативное регулирование цифровой среды" Национальной программы "Цифровая экономика" декларировалось опережающее обновление правовой базы под нужды цифровых инноваций) <9>. Однако если результаты экспериментов не находят оперативного отражения в законодательстве, эффект ЭПР остается временным и локальным, не приводя к системным улучшениям регуляторной среды. Иными словами, экспериментальный режим достигает своей цели лишь наполовину: он дает временную возможность реализовать инновацию, но не гарантирует ее долгосрочную правовую устойчивость. В российской практике внедрения ЭПР этот изъян проявляется в том, что в настоящий момент отсутствуют прецеденты быстрого перехода от экспериментального режима к внесению изменений в отраслевое законодательство на основе полученных данных. Некоторые запущенные эксперименты продлеваются или расширяются географически, но процесс институционализации их результатов остается длительным и неопределенным.
Статья: Некоторые дискуссионные вопросы правового регулирования цифровой экономики в России
(Кукушкин В.М.)
("Предпринимательское право", 2020, N 4; 2021, N 1)Интересно и другое. Анализируя текст федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды", видим, что везде говорится о создании правовых условий, принятии законодательных актов и т.п., а вот в п. 1.8 этого проекта ставится задача по формированию именно отраслевого регулирования, необходимого для развития цифровой экономики в части регулирования правоотношений в сфере робототехники и применения технологий искусственного интеллекта. Почему же в этой части решено говорить именно об отраслевом регулировании и что имеется в виду?
(Кукушкин В.М.)
("Предпринимательское право", 2020, N 4; 2021, N 1)Интересно и другое. Анализируя текст федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды", видим, что везде говорится о создании правовых условий, принятии законодательных актов и т.п., а вот в п. 1.8 этого проекта ставится задача по формированию именно отраслевого регулирования, необходимого для развития цифровой экономики в части регулирования правоотношений в сфере робототехники и применения технологий искусственного интеллекта. Почему же в этой части решено говорить именно об отраслевом регулировании и что имеется в виду?
Статья: Развитие технологий машиночитаемого права: теоретические проблемы и перспективы
(Липчанская М.А., Привалов С.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)В соответствии с п. 1.23 паспорта федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" Минэкономразвития России разработало проект Концепции развития технологий машиночитаемого права <17> (далее - Концепция), который актуализирует дискуссию о рисках и перспективах внедрения в российскую правовую систему машиночитаемого права. В связи с этим объективно требуется научное осмысление данной задачи и выстраивание последовательного алгоритма ее решения.
(Липчанская М.А., Привалов С.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 10)В соответствии с п. 1.23 паспорта федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" Минэкономразвития России разработало проект Концепции развития технологий машиночитаемого права <17> (далее - Концепция), который актуализирует дискуссию о рисках и перспективах внедрения в российскую правовую систему машиночитаемого права. В связи с этим объективно требуется научное осмысление данной задачи и выстраивание последовательного алгоритма ее решения.
Статья: Использование информационных технологий при осуществлении публичной власти: правовое регулирование, современное состояние и влияние на организацию прокурорской деятельности
(Ступаченко Е.В.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 3)Например, в Закон N 149-ФЗ в 2022 г. изменения внесены девятью федеральными законами, в 2023 г. - четырьмя. Анализ показывает, что федеральные законы, вносящие изменения в другие федеральные законы, направленные на развитие информационного общества, особенно часто стали приниматься с 2021 г., что демонстрирует, с одной стороны, высокие темпы исполнения программных мероприятий федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды", а с другой - заинтересованность законодателя и субъектов законодательной инициативы в приведении законодательной базы в соответствие с существующими реалиями экономики, нацеленность на цифровую трансформацию государственного управления <46>.
(Ступаченко Е.В.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 3)Например, в Закон N 149-ФЗ в 2022 г. изменения внесены девятью федеральными законами, в 2023 г. - четырьмя. Анализ показывает, что федеральные законы, вносящие изменения в другие федеральные законы, направленные на развитие информационного общества, особенно часто стали приниматься с 2021 г., что демонстрирует, с одной стороны, высокие темпы исполнения программных мероприятий федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды", а с другой - заинтересованность законодателя и субъектов законодательной инициативы в приведении законодательной базы в соответствие с существующими реалиями экономики, нацеленность на цифровую трансформацию государственного управления <46>.
Статья: О возможности авторско-правовой охраны объектов, генерируемых системами искусственного интеллекта
(Гурко А.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 7)Это в полной мере соответствует национальным целям и задачам Российской Федерации. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" одной из национальных целей развития до 2030 года является цифровая трансформация (подп. "д" п. 1). Развитие систем ИИ и робототехники является одним из наиболее перспективных направлений цифровых технологий, так как их применение открывает значительные перспективы качественного роста в широком спектре отраслей экономики, государственном управлении и социальной сфере. Поскольку развитие систем ИИ и расширение их применения на практике порождает множество правовых вопросов, которые в настоящее время не имеют универсального решения ни на уровне правовой доктрины, ни на уровне нормативных правовых актов, федеральным проектом "Нормативное регулирование цифровой среды" <4> в рамках Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" <5> предусмотрено формирование отраслевого регулирования, необходимого для развития цифровой экономики в части регулирования правоотношений в сфере робототехники и применения технологий искусственного интеллекта. Также подп. "е" п. 24 Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года <6> установлено в качестве задачи развития искусственного интеллекта создание комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта.
(Гурко А.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 7)Это в полной мере соответствует национальным целям и задачам Российской Федерации. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" одной из национальных целей развития до 2030 года является цифровая трансформация (подп. "д" п. 1). Развитие систем ИИ и робототехники является одним из наиболее перспективных направлений цифровых технологий, так как их применение открывает значительные перспективы качественного роста в широком спектре отраслей экономики, государственном управлении и социальной сфере. Поскольку развитие систем ИИ и расширение их применения на практике порождает множество правовых вопросов, которые в настоящее время не имеют универсального решения ни на уровне правовой доктрины, ни на уровне нормативных правовых актов, федеральным проектом "Нормативное регулирование цифровой среды" <4> в рамках Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" <5> предусмотрено формирование отраслевого регулирования, необходимого для развития цифровой экономики в части регулирования правоотношений в сфере робототехники и применения технологий искусственного интеллекта. Также подп. "е" п. 24 Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года <6> установлено в качестве задачи развития искусственного интеллекта создание комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта.
Статья: Развитие методологии цивилистических исследований в условиях цифровой трансформации экономики
(Козлова Е.Б.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 3)Современные процессы цифровизации экономики не только выводят на новый качественный уровень исследования в области гражданского права, но и актуализируют междисциплинарные исследования в области права и экономики. Необходимость обеспечения нормативного регулирования цифровизации, в том числе и в рамках реализации федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды", требует проведения в первую очередь прикладных и поисковых научных исследований либо фундаментальных правовых изысканий с формированием выводов не только общетеоретических, но и прикладного или поискового характера. Все большую научную ценность приобретают исследования в области права, объектом которых выступают общественные отношения, порожденные процессами цифровизации экономики либо трансформировавшиеся под их влиянием. Это, в свою очередь, порождает целесообразность оценки экономической эффективности выводов, сделанных в ходе цивилистических изысканий.
(Козлова Е.Б.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 3)Современные процессы цифровизации экономики не только выводят на новый качественный уровень исследования в области гражданского права, но и актуализируют междисциплинарные исследования в области права и экономики. Необходимость обеспечения нормативного регулирования цифровизации, в том числе и в рамках реализации федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды", требует проведения в первую очередь прикладных и поисковых научных исследований либо фундаментальных правовых изысканий с формированием выводов не только общетеоретических, но и прикладного или поискового характера. Все большую научную ценность приобретают исследования в области права, объектом которых выступают общественные отношения, порожденные процессами цифровизации экономики либо трансформировавшиеся под их влиянием. Это, в свою очередь, порождает целесообразность оценки экономической эффективности выводов, сделанных в ходе цивилистических изысканий.
Статья: Цифровизация экономики и ее влияние на реновацию институтов гражданского права
(Емельянцев В.П.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)В федеральном проекте "Нормативное регулирование цифровой среды" национальной программы, а также в документах стратегического планирования <19> сделан акцент на создании системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на "гибком подходе". Содержание этого термина продолжает оставаться на этапе научного поиска.
(Емельянцев В.П.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)В федеральном проекте "Нормативное регулирование цифровой среды" национальной программы, а также в документах стратегического планирования <19> сделан акцент на создании системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на "гибком подходе". Содержание этого термина продолжает оставаться на этапе научного поиска.
Статья: Концептуальные идеи процессуальной деятельности следователя в условиях внедрения цифровых технологий
(Левченко И.А.)
("Российский следователь", 2023, N 2)<17> Паспорт федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" (утв. Минэкономразвития России). Документ опубликован не был // СПС "КонсультантПлюс".
(Левченко И.А.)
("Российский следователь", 2023, N 2)<17> Паспорт федерального проекта "Нормативное регулирование цифровой среды" (утв. Минэкономразвития России). Документ опубликован не был // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Источники цифрового права
(Вайпан В.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 1)Рассмотрим некоторые концептуальные направления изменений в цифровом законодательстве. В значительной степени они основаны на федеральном проекте "Нормативное регулирование цифровой среды" <8>.
(Вайпан В.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 1)Рассмотрим некоторые концептуальные направления изменений в цифровом законодательстве. В значительной степени они основаны на федеральном проекте "Нормативное регулирование цифровой среды" <8>.