Федеральное Собрание состоит
Подборка наиболее важных документов по запросу Федеральное Собрание состоит (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перспективы конституционно-правового регулирования статуса Федерального Собрания Российской Федерации
(Ключников Н.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)Важным, на наш взгляд, является и вопрос определения места палат в Федеральном Собрании и относительно друг друга. Статья 94 Конституции закрепляет положение о том, что "Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации", а в ст. 95 установлено, что "Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы". В средствах массовой информации, общественной и политической жизни, а также в научных работах, выступлениях профессиональных юристов и самих парламентариев Совет Федерации часто называют "верхней" палатой Федерального Собрания, а Государственную Думу, соответственно, "нижней". Однако деление палат Федерального Собрания на "верхнюю" и "нижнюю" является скорее исторической традицией и расхожим мнением, популяризированным средствами массовой информации, нежели имеет под собой реальные правовые основания. В Конституции, федеральных законах, регламентах палат, иных нормативных правовых актах отсутствуют положения о том, что одна из палат является верхней или нижней, как и положения о том, что какая-либо палата имеет более высокий статус по отношению к другой.
(Ключников Н.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)Важным, на наш взгляд, является и вопрос определения места палат в Федеральном Собрании и относительно друг друга. Статья 94 Конституции закрепляет положение о том, что "Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации", а в ст. 95 установлено, что "Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы". В средствах массовой информации, общественной и политической жизни, а также в научных работах, выступлениях профессиональных юристов и самих парламентариев Совет Федерации часто называют "верхней" палатой Федерального Собрания, а Государственную Думу, соответственно, "нижней". Однако деление палат Федерального Собрания на "верхнюю" и "нижнюю" является скорее исторической традицией и расхожим мнением, популяризированным средствами массовой информации, нежели имеет под собой реальные правовые основания. В Конституции, федеральных законах, регламентах палат, иных нормативных правовых актах отсутствуют положения о том, что одна из палат является верхней или нижней, как и положения о том, что какая-либо палата имеет более высокий статус по отношению к другой.
Информация: Правительство запускает программу льготного кредитования проектов по сохранению объектов культурного наследия
("Официальный сайт Правительства РФ", 2024)Сейчас в России насчитывается более 156 тыс. объектов культурного наследия, из которых более 27 тыс. находятся в неудовлетворительном состоянии. Разработать механизм поддержки инвесторов, участвующих в мероприятиях по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, Правительству поручил Президент по итогам послания Федеральному Собранию, состоявшегося в 2024 году.
("Официальный сайт Правительства РФ", 2024)Сейчас в России насчитывается более 156 тыс. объектов культурного наследия, из которых более 27 тыс. находятся в неудовлетворительном состоянии. Разработать механизм поддержки инвесторов, участвующих в мероприятиях по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, Правительству поручил Президент по итогам послания Федеральному Собранию, состоявшегося в 2024 году.
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)В Российской Федерации применена двухпалатная структура Федерального Собрания - оно состоит из Государственной Думы и Совета Федерации. Мы уже говорили ранее, что в Думе воплощается общеполитическое и общенародное представительство, в том числе и приводили статью 1 Федерального закона о статусе наших парламентариев, в которой депутат Государственной Думы назван представителем народа. Здесь добавим, что попытки "подать" Совет Федерации как палату регионов, т.е. орган представительства субъектов Российской Федерации, были спорными даже тогда, когда в палату входили лишь по два представителя от каждого субъекта РФ. Уже в начальной редакции Федерального закона о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы говорилось, что членом палаты является представитель от субъекта РФ, уполномоченный в соответствии с федеральным законом осуществлять в СФ "законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом".
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)В Российской Федерации применена двухпалатная структура Федерального Собрания - оно состоит из Государственной Думы и Совета Федерации. Мы уже говорили ранее, что в Думе воплощается общеполитическое и общенародное представительство, в том числе и приводили статью 1 Федерального закона о статусе наших парламентариев, в которой депутат Государственной Думы назван представителем народа. Здесь добавим, что попытки "подать" Совет Федерации как палату регионов, т.е. орган представительства субъектов Российской Федерации, были спорными даже тогда, когда в палату входили лишь по два представителя от каждого субъекта РФ. Уже в начальной редакции Федерального закона о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы говорилось, что членом палаты является представитель от субъекта РФ, уполномоченный в соответствии с федеральным законом осуществлять в СФ "законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом".
Статья: Система органов публичной власти Российской Федерации: понятие, характерные признаки, взаимодействие
(Кобзарь-Фролова М.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 2)Законодательная (представительная) власть, согласно Конституции Российской Федерации, это Федеральное Собрание или парламент Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации. Государственная Дума формируется гражданами Российской Федерации посредством проведения выборов в числе 450 депутатов. В Совет Федерации входят представители от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и по одному от исполнительного органа государственной власти (ч. 2 ст. 95 Конституции).
(Кобзарь-Фролова М.Н.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 2)Законодательная (представительная) власть, согласно Конституции Российской Федерации, это Федеральное Собрание или парламент Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации состоит из сенаторов Российской Федерации. Государственная Дума формируется гражданами Российской Федерации посредством проведения выборов в числе 450 депутатов. В Совет Федерации входят представители от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и по одному от исполнительного органа государственной власти (ч. 2 ст. 95 Конституции).
"Комментарий судебной практики. Выпуск 28"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)<11> Председатель Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкин, выступая на 364-м заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, состоявшемся 17 декабря 2014 г., отметил, что имеется необходимость во внесении законодательных изменений в ст. 90 УПК РФ, которые бы распространили рамки действия преюдиции решений гражданских и арбитражных судов лишь на случаи, "если нет оснований полагать, что имелись признаки совершения преступления". URL: https://yandex.ru/video/search?text=выступление%20бастрыкина%20в%20совете%20федерации&path=wizard&noreask=1&filmId=4999689881283486149&reqid=1517400716832280-1078401260454935992356823sas1-5963-V (дата обращения: 29.05.2022).
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)<11> Председатель Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкин, выступая на 364-м заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, состоявшемся 17 декабря 2014 г., отметил, что имеется необходимость во внесении законодательных изменений в ст. 90 УПК РФ, которые бы распространили рамки действия преюдиции решений гражданских и арбитражных судов лишь на случаи, "если нет оснований полагать, что имелись признаки совершения преступления". URL: https://yandex.ru/video/search?text=выступление%20бастрыкина%20в%20совете%20федерации&path=wizard&noreask=1&filmId=4999689881283486149&reqid=1517400716832280-1078401260454935992356823sas1-5963-V (дата обращения: 29.05.2022).
Статья: Юридико-технические дефекты конституционных поправок 2020 года
(Голещихин В.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)Еще один показательный пример касается статей главы 5 Конституции. Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ "О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" <8> была нарушена логика структурирования статей этой главы Конституции. Так, до принятия указанной поправки статья 95 Конституции устанавливала, что Федеральное Собрание состоит из двух палат, и определяла состав палат (Совет Федерации - по 2 представителя от каждого субъекта РФ, Государственная Дума - 450 депутатов). Основы статуса сенаторов и депутатов Государственной Думы закрепляются в ст. 97 и 98 Конституции РФ. Но указанной поправкой 2014 г. законодатель дополнил ст. 95 Конституции двумя новыми частями, посвященными исключительно статусу сенаторов, вместо того чтобы включить эти нормы в ст. 97 Конституции РФ. Теперь Закон о поправках продолжает игнорировать логику структурирования статей Конституции, включая нормы о требованиях к сенаторам не в ст. 97, а в ч. 4 - 6 новой редакции ст. 95.
(Голещихин В.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)Еще один показательный пример касается статей главы 5 Конституции. Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 21.07.2014 N 11-ФКЗ "О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" <8> была нарушена логика структурирования статей этой главы Конституции. Так, до принятия указанной поправки статья 95 Конституции устанавливала, что Федеральное Собрание состоит из двух палат, и определяла состав палат (Совет Федерации - по 2 представителя от каждого субъекта РФ, Государственная Дума - 450 депутатов). Основы статуса сенаторов и депутатов Государственной Думы закрепляются в ст. 97 и 98 Конституции РФ. Но указанной поправкой 2014 г. законодатель дополнил ст. 95 Конституции двумя новыми частями, посвященными исключительно статусу сенаторов, вместо того чтобы включить эти нормы в ст. 97 Конституции РФ. Теперь Закон о поправках продолжает игнорировать логику структурирования статей Конституции, включая нормы о требованиях к сенаторам не в ст. 97, а в ч. 4 - 6 новой редакции ст. 95.
Статья: Использование информационных технологий при осуществлении публичной власти: правовое регулирование, современное состояние и влияние на организацию прокурорской деятельности
(Ступаченко Е.В.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 3)В октябре 2022 г. в Совете Федерации Федерального Собрания РФ состоялся семинар-совещание на тему: "IT-отрасль: состояние, проблемы, перспективы", в рекомендациях которого отмечено: "Достижение технологического суверенитета, обеспечение комплексного развития отрасли информационных технологий, информационной безопасности, подготовка новых кадров для цифровой экономики являются важнейшими задачами нашей страны на ближайшее десятилетие. Потенциал отечественной отрасли информационных технологий огромен" <66>.
(Ступаченко Е.В.)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 3)В октябре 2022 г. в Совете Федерации Федерального Собрания РФ состоялся семинар-совещание на тему: "IT-отрасль: состояние, проблемы, перспективы", в рекомендациях которого отмечено: "Достижение технологического суверенитета, обеспечение комплексного развития отрасли информационных технологий, информационной безопасности, подготовка новых кадров для цифровой экономики являются важнейшими задачами нашей страны на ближайшее десятилетие. Потенциал отечественной отрасли информационных технологий огромен" <66>.
Статья: Разработка и регламентация правовых основ национальной безопасности Российской Федерации: хронология и преемственность
(Гирько С.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Заметим, что целевую направленность по выработке правовых основ национальной безопасности научные исследования приобрели в период, связанный с принятием первого Закона РФ 1992 г. "О безопасности" и Посланием Президента РФ Федеральному Собранию, состоявшимся 23 февраля 1996 г. Названный временной период, с нашей точки зрения, и следует воспринимать в качестве начального для доктринального этапа.
(Гирько С.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 4)Заметим, что целевую направленность по выработке правовых основ национальной безопасности научные исследования приобрели в период, связанный с принятием первого Закона РФ 1992 г. "О безопасности" и Посланием Президента РФ Федеральному Собранию, состоявшимся 23 февраля 1996 г. Названный временной период, с нашей точки зрения, и следует воспринимать в качестве начального для доктринального этапа.
Статья: Парламент Российской Федерации: эволюция организации и функционирования
(Сайбулаева С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Представительный и законодательный орган Российской Федерации - Федеральное Собрание, состоит из палат: Совета Федерации (верхняя) и Государственной Думы (нижняя). За прошедшие с момента учреждения Федерального Собрания десятилетия правовой статус и организация палат данного законодательно-представительного органа совершенствовались на базе частично преемственности правовых норм советского государства, но в большей степени рецепции правовых идей и институтов развитых демократических государств. Впервые учрежденный Совет Федерации Союза ССР - консультативный орган при Президенте Союза ССР (решения принимались двумя третями голосов), осуществлявший свою деятельность в 1990 - 1991 гг., состоящий из высших должностных лиц (председателей Верховных Советов, а после президентов, по мере их избрания) пятнадцати союзных республик и вице-президента Союза ССР с правом решающего голоса, возглавляемый Президентом Союза ССР. С 30 января 1991 г., с момента утверждения Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР Положения о Совете Федерации, включал председателей Советов всех субъектов Федерации. В период конституционного кризиса (18 сентября 1993 г.) Б.Н. Ельцин (Президент РФ) созвал встречу руководителей исполнительной и представительной власти регионов, заранее объявленную учредительным собранием нового Совета Федерации и прообразом верхней палаты нового парламента, альтернативного действующему Съезду народных депутатов Российской Федерации. Участники встречи отказались подписать документ о создании Совета Федерации, пока его полномочия не будут определены законодательно действующим парламентом. Переходные положения Основного Закона 1993 г. предусматривали избрание первого состава Совета Федерации на два года гражданами по двухмандатным округам и принятие отдельного закона, устанавливающего впоследствии иной порядок формирования. Реформы Совета Федерации были призваны усилить предназначенные ему функции контроля за законами, принимаемыми Государственной Думой, и сделать его политически более близким к исполнительной ветви власти. В 1995 г. был принят Федеральный закон <2>, согласно которому в Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. Последующая реформа Совета Федерации базировалась на предложении Президента РФ (В.В. Путина) о замене губернаторов и глав законодательной власти назначенными представителями (при этом одного из них назначает губернатор, а второго - законодательный орган региона), целью данной реформы было сформировать состав членов Совета Федерации, осуществляющих свою деятельность на постоянной и профессиональной основе, и предотвратить чрезмерное лоббирование своих интересов главами исполнительной власти субъектов Федерации <3>. Третий состав был сформирован к 1 января 2002 г. - как итог предусмотренной новым Федеральным законом ротации членов Совета Федерации, 16 января 2002 г. Совет Федерации третьего созыва приступил к работе в новом составе.
(Сайбулаева С.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Представительный и законодательный орган Российской Федерации - Федеральное Собрание, состоит из палат: Совета Федерации (верхняя) и Государственной Думы (нижняя). За прошедшие с момента учреждения Федерального Собрания десятилетия правовой статус и организация палат данного законодательно-представительного органа совершенствовались на базе частично преемственности правовых норм советского государства, но в большей степени рецепции правовых идей и институтов развитых демократических государств. Впервые учрежденный Совет Федерации Союза ССР - консультативный орган при Президенте Союза ССР (решения принимались двумя третями голосов), осуществлявший свою деятельность в 1990 - 1991 гг., состоящий из высших должностных лиц (председателей Верховных Советов, а после президентов, по мере их избрания) пятнадцати союзных республик и вице-президента Союза ССР с правом решающего голоса, возглавляемый Президентом Союза ССР. С 30 января 1991 г., с момента утверждения Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР Положения о Совете Федерации, включал председателей Советов всех субъектов Федерации. В период конституционного кризиса (18 сентября 1993 г.) Б.Н. Ельцин (Президент РФ) созвал встречу руководителей исполнительной и представительной власти регионов, заранее объявленную учредительным собранием нового Совета Федерации и прообразом верхней палаты нового парламента, альтернативного действующему Съезду народных депутатов Российской Федерации. Участники встречи отказались подписать документ о создании Совета Федерации, пока его полномочия не будут определены законодательно действующим парламентом. Переходные положения Основного Закона 1993 г. предусматривали избрание первого состава Совета Федерации на два года гражданами по двухмандатным округам и принятие отдельного закона, устанавливающего впоследствии иной порядок формирования. Реформы Совета Федерации были призваны усилить предназначенные ему функции контроля за законами, принимаемыми Государственной Думой, и сделать его политически более близким к исполнительной ветви власти. В 1995 г. был принят Федеральный закон <2>, согласно которому в Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. Последующая реформа Совета Федерации базировалась на предложении Президента РФ (В.В. Путина) о замене губернаторов и глав законодательной власти назначенными представителями (при этом одного из них назначает губернатор, а второго - законодательный орган региона), целью данной реформы было сформировать состав членов Совета Федерации, осуществляющих свою деятельность на постоянной и профессиональной основе, и предотвратить чрезмерное лоббирование своих интересов главами исполнительной власти субъектов Федерации <3>. Третий состав был сформирован к 1 января 2002 г. - как итог предусмотренной новым Федеральным законом ротации членов Совета Федерации, 16 января 2002 г. Совет Федерации третьего созыва приступил к работе в новом составе.
Статья: Государственная Дума
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, Государственная Дума - палата Федерального Собрания РФ, состоящая из 450 депутатов, которые избираются гражданами РФ. Основная функция ГД - законодательная: федеральные законы принимаются ГД, законопроекты вносятся в ГД. Палата действует в порядке, установленном Конституцией РФ и специальным, принятым ГД Регламентом. Депутаты ГД обладают особым статусом, им гарантируется неприкосновенность.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, Государственная Дума - палата Федерального Собрания РФ, состоящая из 450 депутатов, которые избираются гражданами РФ. Основная функция ГД - законодательная: федеральные законы принимаются ГД, законопроекты вносятся в ГД. Палата действует в порядке, установленном Конституцией РФ и специальным, принятым ГД Регламентом. Депутаты ГД обладают особым статусом, им гарантируется неприкосновенность.
"Комментарий к Федеральному конституционному закону от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В Постановлении Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 N 2-П "По делу о толковании статей 103 (ч. 3), 105 (ч. 2 и 5), 107 (ч. 3), 108 (ч. 2), 117 (ч. 3) и 135 (ч. 2) Конституции Российской Федерации" отмечено, что согласно ч. 1 ст. 3 Конституции носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Часть 2 этой статьи устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В свою очередь, ч. 1 ст. 32 Конституции предусматривает, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Представительным и законодательным органом Российской Федерации, представляющим весь многонациональный народ России и все субъекты РФ, является Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94 и ч. 1 ст. 95 Конституции).
(Жеребцов А.Н., Киреева Е.Ю., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Майборода В.А., Парфирьев Д.Н., Струков К.В., Чернусь Н.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В Постановлении Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 N 2-П "По делу о толковании статей 103 (ч. 3), 105 (ч. 2 и 5), 107 (ч. 3), 108 (ч. 2), 117 (ч. 3) и 135 (ч. 2) Конституции Российской Федерации" отмечено, что согласно ч. 1 ст. 3 Конституции носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Часть 2 этой статьи устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В свою очередь, ч. 1 ст. 32 Конституции предусматривает, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Представительным и законодательным органом Российской Федерации, представляющим весь многонациональный народ России и все субъекты РФ, является Федеральное Собрание, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94 и ч. 1 ст. 95 Конституции).