ФЦП судебной системы
Подборка наиболее важных документов по запросу ФЦП судебной системы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Специализация судов и судей в судебных системах стран Евразийского экономического союза
(Аблаева Э.Б.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)В России в отличие от рассмотренных стран ЕАЭС специализация судов и судей не выделена в качестве одного из важных направлений развития и совершенствования судебной системы. Об этом нет упоминания в федеральных целевых программах "Развитие судебной системы России", рассчитанных на 2002 - 2006 гг., 2007 - 2012 гг. и 2013 - 2024 гг. В некоторых документах наблюдается интерес к развитию специализированных судебных органов. Основной целью, преследуемой Россией с 1995 по 2000 гг. в области правовой защиты детства, является закрепление прав детей во всех сферах жизнедеятельности. Реализация этой цели вызвала необходимость в принятии ряда нормативных актов, предусматривающих меры правовой защиты детей, среди которых - создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних <25>.
(Аблаева Э.Б.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)В России в отличие от рассмотренных стран ЕАЭС специализация судов и судей не выделена в качестве одного из важных направлений развития и совершенствования судебной системы. Об этом нет упоминания в федеральных целевых программах "Развитие судебной системы России", рассчитанных на 2002 - 2006 гг., 2007 - 2012 гг. и 2013 - 2024 гг. В некоторых документах наблюдается интерес к развитию специализированных судебных органов. Основной целью, преследуемой Россией с 1995 по 2000 гг. в области правовой защиты детства, является закрепление прав детей во всех сферах жизнедеятельности. Реализация этой цели вызвала необходимость в принятии ряда нормативных актов, предусматривающих меры правовой защиты детей, среди которых - создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних <25>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ
(ред. от 14.07.2022)
"Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)д) федеральные целевые программы и иные программы по вопросам развития судебной системы Российской Федерации (при наличии);
(ред. от 14.07.2022)
"Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)д) федеральные целевые программы и иные программы по вопросам развития судебной системы Российской Федерации (при наличии);
Статья: Информационные технологии и оптимизация гражданского судопроизводства на судебных участках мировых судей в аспекте неразрывной связи
(Латышева Н.А., Ершов Р.А.)
("Мировой судья", 2024, N 1)Оценка значимости таких взаимосвязей в условиях совместного предметного ведения с субъектами РФ нашла выражение в федеральной поддержке (софинансировании) данных мероприятий на основе федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы" <17>. В этой связи задачи судебного администрирования заключаются в последовательной реализации четкой системы планирования и контроля с целью оперативного внедрения новых возможностей и получения работниками аппарата мирового судьи цифровых компетенций. Продолжение традиции, заключенной в формуле "суда скорого, правового, милостивого и равного для всех" Судебной реформы 1864 г., особенно актуализируется в новых технологических условиях при активном контролирующем участии советов судей в субъектах РФ с учетом роли судейского корпуса в формировании судебной власти в стране <18>.
(Латышева Н.А., Ершов Р.А.)
("Мировой судья", 2024, N 1)Оценка значимости таких взаимосвязей в условиях совместного предметного ведения с субъектами РФ нашла выражение в федеральной поддержке (софинансировании) данных мероприятий на основе федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы" <17>. В этой связи задачи судебного администрирования заключаются в последовательной реализации четкой системы планирования и контроля с целью оперативного внедрения новых возможностей и получения работниками аппарата мирового судьи цифровых компетенций. Продолжение традиции, заключенной в формуле "суда скорого, правового, милостивого и равного для всех" Судебной реформы 1864 г., особенно актуализируется в новых технологических условиях при активном контролирующем участии советов судей в субъектах РФ с учетом роли судейского корпуса в формировании судебной власти в стране <18>.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<1> См. аналогичную точку зрения: О ходе реализации Федеральной целевой программы развития судебной системы России на 2002 - 2006 годы, итогах работы в 2002 году и новых задачах системы арбитражных судов (доклад Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации В.Ф. Яковлева на совещании председателей арбитражных судов 19 февраля 2003 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2003. N 4. С. 17 - 18.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)<1> См. аналогичную точку зрения: О ходе реализации Федеральной целевой программы развития судебной системы России на 2002 - 2006 годы, итогах работы в 2002 году и новых задачах системы арбитражных судов (доклад Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации В.Ф. Яковлева на совещании председателей арбитражных судов 19 февраля 2003 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2003. N 4. С. 17 - 18.
Статья: Помощник мирового судьи
(Нестеров В.М.)
("Мировой судья", 2023, N 4)Это было достигнуто в результате выполнения федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы" <3>, в которой было указано, что "введение должностей помощника федерального судьи суда общей юрисдикции (в районных и приравненных к ним судах)... позволит освободить судей от технической работы и даст им возможность сосредоточиться на осуществлении основной функции - отправлении правосудия". При этом предусматривалось за 2002 - 2006 гг. ввести 13 775 единиц должностей помощников федеральных судей общей юрисдикции, т.е. на каждого судью - по одному помощнику. Кроме этого, данной федеральной программой последовательно предусматривалось, что на каждого судью федерального суда выделяются, помимо помощника, два работника аппарата суда - секретарь судебного заседания и секретарь суда.
(Нестеров В.М.)
("Мировой судья", 2023, N 4)Это было достигнуто в результате выполнения федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы" <3>, в которой было указано, что "введение должностей помощника федерального судьи суда общей юрисдикции (в районных и приравненных к ним судах)... позволит освободить судей от технической работы и даст им возможность сосредоточиться на осуществлении основной функции - отправлении правосудия". При этом предусматривалось за 2002 - 2006 гг. ввести 13 775 единиц должностей помощников федеральных судей общей юрисдикции, т.е. на каждого судью - по одному помощнику. Кроме этого, данной федеральной программой последовательно предусматривалось, что на каждого судью федерального суда выделяются, помимо помощника, два работника аппарата суда - секретарь судебного заседания и секретарь суда.
Статья: Медиация как альтернативный способ разрешения споров, возникающих из гражданских правоотношений
(Кутарова М.А.)
("Гражданское право", 2023, N 1)В Российской Федерации на законодательном уровне медиация как способ урегулирования конфликтов нашла отражение в федеральной целевой программе "Развитие судебной системы в России" на 2007 - 2012 гг. В названной программе в качестве приоритетного пути совершенствования судоустройства выбрано развитие внесудебных и досудебных способов урегулирования конфликтов, в том числе закреплено широкое внедрение медиации в качестве механизма реализации положений законов России, предусматривающих возможность примирения сторон <3>.
(Кутарова М.А.)
("Гражданское право", 2023, N 1)В Российской Федерации на законодательном уровне медиация как способ урегулирования конфликтов нашла отражение в федеральной целевой программе "Развитие судебной системы в России" на 2007 - 2012 гг. В названной программе в качестве приоритетного пути совершенствования судоустройства выбрано развитие внесудебных и досудебных способов урегулирования конфликтов, в том числе закреплено широкое внедрение медиации в качестве механизма реализации положений законов России, предусматривающих возможность примирения сторон <3>.
Статья: Оценка перспектив и рисков использования искусственного интеллекта в сфере правосудия
(Галковская Н.Г., Кукарцева А.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 2)Тренд цифровизации (в том числе автоматизация и информатизация судов, внедрение информационно-коммуникационных технологий и т.д.) судебной системы в Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы обозначен как направленный на улучшение эффективности ее деятельности в целом <48>. В том числе на уменьшение случаев нарушения сроков рассмотрения дел и урегулирования споров, уменьшение объема незаконченных дел, гарантию быстрого и легкого доступа к информации о деятельности судов, также на повышение качества и эффективности работы аппарата суда. Однако рассматривать ИИ как инструмент повышения эффективности работы судов преждевременно. Это связано с тем, что объективные критерии такой эффективности еще не разработаны <49>. Качество правосудия не может быть сведено к синониму "производительность труда", именно поэтому судебная власть всегда находится в поисках гармонии, связанной с соблюдением сроков судопроизводства и вынесением справедливых и объективных судебных постановлений <50>.
(Галковская Н.Г., Кукарцева А.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 2)Тренд цифровизации (в том числе автоматизация и информатизация судов, внедрение информационно-коммуникационных технологий и т.д.) судебной системы в Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы обозначен как направленный на улучшение эффективности ее деятельности в целом <48>. В том числе на уменьшение случаев нарушения сроков рассмотрения дел и урегулирования споров, уменьшение объема незаконченных дел, гарантию быстрого и легкого доступа к информации о деятельности судов, также на повышение качества и эффективности работы аппарата суда. Однако рассматривать ИИ как инструмент повышения эффективности работы судов преждевременно. Это связано с тем, что объективные критерии такой эффективности еще не разработаны <49>. Качество правосудия не может быть сведено к синониму "производительность труда", именно поэтому судебная власть всегда находится в поисках гармонии, связанной с соблюдением сроков судопроизводства и вынесением справедливых и объективных судебных постановлений <50>.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Федеральной целевой программой "Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы" в целях технического обеспечения прав граждан на участие в судебных заседаниях и повышения уровня доступности правосудия предусматривались мероприятия по развитию использования в судах системы видео-конференц-связи (далее - ВКС) <1>.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Федеральной целевой программой "Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы" в целях технического обеспечения прав граждан на участие в судебных заседаниях и повышения уровня доступности правосудия предусматривались мероприятия по развитию использования в судах системы видео-конференц-связи (далее - ВКС) <1>.
Статья: Судебное примирение как способ защиты прав участников договорных отношений. Некоторые вопросы теории и правоприменительной практики
(Лисицын В.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 6)Как уже отмечалось, эффективность современного правового регулирования во многом зависит от качественной разработки и внедрения инновационных технологий в правоприменительную деятельность. Общемировая и отечественная практика, обобщению которой посвящено проводимое автором научное исследование, доказывает, что к числу упомянутых технологий, несомненно, относится примирительное посредничество. Решения о целесообразности его использования закреплялись в двух Федеральных целевых программах "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 и на 2007 - 2011 годы, а также в постановлениях двух Всероссийских съездов судей 2004 и 2008 годов.
(Лисицын В.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 6)Как уже отмечалось, эффективность современного правового регулирования во многом зависит от качественной разработки и внедрения инновационных технологий в правоприменительную деятельность. Общемировая и отечественная практика, обобщению которой посвящено проводимое автором научное исследование, доказывает, что к числу упомянутых технологий, несомненно, относится примирительное посредничество. Решения о целесообразности его использования закреплялись в двух Федеральных целевых программах "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 и на 2007 - 2011 годы, а также в постановлениях двух Всероссийских съездов судей 2004 и 2008 годов.
Статья: Пути развития цифрового правосудия в России в сфере арбитражного судопроизводства
(Лаптев В.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 5)<1> См.: Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406 "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы"; распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 N 207-р "Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года" и т.д.
(Лаптев В.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 5)<1> См.: Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 N 1406 "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы"; распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 N 207-р "Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года" и т.д.
Статья: Тенденции цифровизации цивилистического процесса
(Трезубов Е.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 5)Цифровизация общественных отношений сегодня является стратегическим направлением деятельности всего государственного аппарата, а цифровые данные приобретают все большую значимость <1>. Стратегия развития информационного общества <2>, Национальная программа "Цифровая экономика" <3> и иные акты предусматривают полноценное внедрение в оборот электронных сервисов. Не обходит стороной вопрос технического оснащения судов, совершенствования действующих и создания новых цифровых сервисов Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы" <4>, в соответствии с которой ключевым индикатором транспарентности правосудия является возможность электронного взаимодействия суда и иных участников процессуальных правоотношений. В этой связи цифровизация процессуальных отношений является одним из ключевых направлений государственной судебной политики.
(Трезубов Е.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 5)Цифровизация общественных отношений сегодня является стратегическим направлением деятельности всего государственного аппарата, а цифровые данные приобретают все большую значимость <1>. Стратегия развития информационного общества <2>, Национальная программа "Цифровая экономика" <3> и иные акты предусматривают полноценное внедрение в оборот электронных сервисов. Не обходит стороной вопрос технического оснащения судов, совершенствования действующих и создания новых цифровых сервисов Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2013 - 2024 годы" <4>, в соответствии с которой ключевым индикатором транспарентности правосудия является возможность электронного взаимодействия суда и иных участников процессуальных правоотношений. В этой связи цифровизация процессуальных отношений является одним из ключевых направлений государственной судебной политики.
Статья: Реализация конституционного принципа независимости судебной власти при определении целей судебного управления
(Кравцова Л.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)<25> Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 805 "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы" // СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4623.
(Кравцова Л.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)<25> Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2001 г. N 805 "О федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы" // СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4623.