Досрочные пенсии в украине
Подборка наиболее важных документов по запросу Досрочные пенсии в украине (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 13.03.2024 N 88-5118/2024 (УИД 78RS0002-01-2023-004734-55)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Из материалов дела следует, что истец обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. Решением пенсионного органа истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости досрочно в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, исходил из того, что периоды работы в должности учителя в общеобразовательных учреждениях - школах всех наименований - засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, после 1 сентября 2000 г. при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, - 20 часов в неделю. Установив, что в спорные периоды истец фактически осуществляла педагогическую деятельность, исполняя трудовые функции по занимаемым должностям и в учреждениях, предусмотренных Списком от 29 октября 2002 г. N 781, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, работодателем перечислялись страховые взносы в Пенсионный Фонд Украины, суд первой инстанции признал допустимыми и относимыми доказательствами оригиналы справок, подтверждающие осуществление трудовой деятельности в образовательных учреждениях, указанных в трудовой книжке, и отчисление страховых взносов, признавая за истцом право на досрочную страховую пенсию по старости с даты его возникновения.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О возложении обязанности назначить пенсию; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Из материалов дела следует, что истец обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. Решением пенсионного органа истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости досрочно в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, исходил из того, что периоды работы в должности учителя в общеобразовательных учреждениях - школах всех наименований - засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности, после 1 сентября 2000 г. при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, - 20 часов в неделю. Установив, что в спорные периоды истец фактически осуществляла педагогическую деятельность, исполняя трудовые функции по занимаемым должностям и в учреждениях, предусмотренных Списком от 29 октября 2002 г. N 781, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, работодателем перечислялись страховые взносы в Пенсионный Фонд Украины, суд первой инстанции признал допустимыми и относимыми доказательствами оригиналы справок, подтверждающие осуществление трудовой деятельности в образовательных учреждениях, указанных в трудовой книжке, и отчисление страховых взносов, признавая за истцом право на досрочную страховую пенсию по старости с даты его возникновения.
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 17.10.2024 по делу N 88-25189/2024 (УИД 67RS0003-01-2023-003650-37)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования: 1) О признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным; 2) О возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости.
Обстоятельства: Невозможность получения материалов выплатного пенсионного дела гражданина вызвана объективными обстоятельствами. Пребывание гражданина в ситуации, которая лишает его возможности обеспечить надлежащую защиту своих прав относительно назначения пенсии по возрасту, не должно служить основанием для ограничения его конституционных прав на социальную защиту по формальным основаниям.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Законом Украины от ДД.ММ.ГГГГ N-Х11 "О пенсионном обеспечении" предусмотрены основания на государственное пенсионное обеспечение, в том числе на назначение досрочной пенсии на льготных условиях, истцом ФИО1 представлено пенсионное удостоверение N серии ААБ N от ДД.ММ.ГГГГ выданное Пенсионным фондом Украины, согласно которому ему назначена пенсия по старости, досрочно. Таким образом, по состоянию на 2007 год при достижении возраста 50 лет у ФИО1 имелся стаж работы не менее 25 лет и не менее 10 лет на работах, дающих право на назначение пенсии на льготных условиях.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования: 1) О признании решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным; 2) О возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости.
Обстоятельства: Невозможность получения материалов выплатного пенсионного дела гражданина вызвана объективными обстоятельствами. Пребывание гражданина в ситуации, которая лишает его возможности обеспечить надлежащую защиту своих прав относительно назначения пенсии по возрасту, не должно служить основанием для ограничения его конституционных прав на социальную защиту по формальным основаниям.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Законом Украины от ДД.ММ.ГГГГ N-Х11 "О пенсионном обеспечении" предусмотрены основания на государственное пенсионное обеспечение, в том числе на назначение досрочной пенсии на льготных условиях, истцом ФИО1 представлено пенсионное удостоверение N серии ААБ N от ДД.ММ.ГГГГ выданное Пенсионным фондом Украины, согласно которому ему назначена пенсия по старости, досрочно. Таким образом, по состоянию на 2007 год при достижении возраста 50 лет у ФИО1 имелся стаж работы не менее 25 лет и не менее 10 лет на работах, дающих право на назначение пенсии на льготных условиях.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О предоставлении дополнительных социальных гарантий военнослужащим органов ФСБ
(Фурагина О.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Кроме того, в соответствии с Указом Президента РФ от 12.08.2022 N 545 <4> военнослужащим органов ФСБ, непосредственно выполняющим (выполнявшим) задачи по охране Государственной границы РФ на участках, примыкающих к районам проведения специальной военной операции на территориях ДНР, ЛНР и Украины, в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях засчитываются:
(Фурагина О.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)Кроме того, в соответствии с Указом Президента РФ от 12.08.2022 N 545 <4> военнослужащим органов ФСБ, непосредственно выполняющим (выполнявшим) задачи по охране Государственной границы РФ на участках, примыкающих к районам проведения специальной военной операции на территориях ДНР, ЛНР и Украины, в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях засчитываются:
"Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Важно отметить, что продолжительность военной службы при присвоении звания ветерана учитывается в календарном, а не в льготном исчислении (в отличие от права на пенсионное обеспечение).
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Важно отметить, что продолжительность военной службы при присвоении звания ветерана учитывается в календарном, а не в льготном исчислении (в отличие от права на пенсионное обеспечение).
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.06.2023 N 208-ФЗ
"Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации"4. При назначении лицам, указанным в пункте 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, пенсий, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы засчитываются периоды военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы и другой деятельности, включая время учебы до определения на такую службу, учитываемые при назначении пенсий (в том числе на льготных условиях) в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими на территории Украины, Запорожской области или Херсонской области, за исключением периодов службы в воинских и иных формированиях, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, периодов добровольного членства в организациях, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации экстремистскими, периодов участия в противоправных действиях против Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и их населения, периодов участия в боевых действиях в составе вооруженных сил и других формирований Украины против Российской Федерации.
"Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации"4. При назначении лицам, указанным в пункте 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, пенсий, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в связи с прохождением военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы засчитываются периоды военной службы или иной приравненной к ней по пенсионному обеспечению службы и другой деятельности, включая время учебы до определения на такую службу, учитываемые при назначении пенсий (в том числе на льготных условиях) в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими на территории Украины, Запорожской области или Херсонской области, за исключением периодов службы в воинских и иных формированиях, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, периодов добровольного членства в организациях, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации экстремистскими, периодов участия в противоправных действиях против Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и их населения, периодов участия в боевых действиях в составе вооруженных сил и других формирований Украины против Российской Федерации.
Федеральный закон от 17.02.2023 N 17-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"5. При установлении, пересмотре и выплате пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии, учитывается льготный статус граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, подтверждаемый правоустанавливающими документами, в том числе документами об установлении инвалидности, выданными на территории Украины до 30 сентября 2022 года, на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 11 мая 2014 года по 28 февраля 2023 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года по 28 февраля 2023 года.
(ред. от 26.12.2024)
"Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области"5. При установлении, пересмотре и выплате пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии, учитывается льготный статус граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, подтверждаемый правоустанавливающими документами, в том числе документами об установлении инвалидности, выданными на территории Украины до 30 сентября 2022 года, на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 11 мая 2014 года по 28 февраля 2023 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года по 28 февраля 2023 года.
Готовое решение: Какие гарантии и льготы положены работникам из числа мобилизованных, добровольцев или контрактников, а также членам их семей
(КонсультантПлюс, 2025)18. Страховой стаж для досрочной пенсии по старости
(КонсультантПлюс, 2025)18. Страховой стаж для досрочной пенсии по старости